Содержание
- 1 Проблема защиты прав ребенка в России (доклад) занимательные факты на тему
- 2 Творческие проекты и работы учащихся
- 3 Актуальность защиты прав несовершеннолетних
- 4 Актуальные вопросы административно-правовой защиты несовершеннолетних
- 5 Защита прав и законных интересов несовершеннолетних субъектов гражданских правоотношений
Проблема защиты прав ребенка в России (доклад)
занимательные факты на тему
о защите прав ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Проблема защиты прав ребенка в России
Во все времена в России существовали проблемы реализации и защиты прав ребенка, к сожалению они существуют и сейчас.
Раскрыть основные проблемы прав ребенка в нашей стране.
Узнать какие принимаются меры по их реализации.
Участие государства в решении данных проблем.
Научиться общественности принимать правильные решения и принимать необходимые меры в целях уменьшения массива нарушений прав детей.
Декларация прав ребенка
в 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Дети- не только будущее, но и настоящее, не только национальное, но и общечеловеческая ценность.
специфика правосубъектности несовершеннолетних:
Небольшой жизненный опыт.
Зависимость от родителей или иных законных представителей
приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек.
Право ребенка на защиту.
Актуальной проблемой является насилие в семье.
-Каждый год более 120000 детей подвергаются насилию, в том числе становятся жертвами насилия в собственных семьях.
Жестокое обращение с детьми приводит к серьезному ущербу для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза жизни или даже смерть.
От нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысяч детей.
По словам Президента России, насилие в семье порождает встречную жестокость. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в собственную семью.
Проблема реализации права ребенка на получение образования.
Другой важнейшей проблемой, является доступность образования для лиц с ограниченными возможностями.
Практически любое избыточное общение ребёнка со специализированными государственными учреждениями должно быть по возможности минимальным.
Каждому ребенку больше всего на свете нужна семья.
Изъятие ребенка из семьи – это следствие, когда начинают посещать неблагополучную семью.
Проблема Российской системы защиты прав ребенка заключается в том, что деятельность институтов защиты прав ребенка в России почти всегда направлена на разрушение семьи.
Сегодня в специальных государственных воспитательных учреждениях находится более 450 тысяч таких несовершеннолетних, причем более 90% из них имеют живых родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы.
Улица – это также одно из самых уязвимых пространств сегодня. Именно здесь ребёнок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добычей и жертвой преступного мира наркоторговцев, современных работорговцев и подвергается многим другим опасностям..
К сожалению опыт таких организаций, как Фонд «Нет алкоголизму и наркомании»(НАН),
социальной работы с детьми на улицах, в семьях в реабилитационных программах, в судах и т.д., в России до сих пор внедряется в социальную практику с большим трудом.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны Федеральных органов Государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Защита интересов и прав несовершеннолетних детей
К сожалению в нашей стране отсутствует культура обращения граждан и детей в органы по защите прав ребенка. В большинстве случаев дети не знают куда обратиться с просьбой о помощи. Важно сформировать и всемерно развивать сети государственных и негосударственных служб, работающих с ребёнком, не оставляющих его без внимания
Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения работы с ребёнком.
Службы работы на улице, а также вне семьи и школы – то, что позволяет входить в контакт с ребёнком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью.
- Июня наша страна как и многие другие страны отмечает «День защиты детей» история его возникновения берет начало с 1949 года. В этот день проводят акции и митинги против абортов . Оказывают внимание детям- инвалидам , сиротам . Волонтеры привозят подарки в детские дома, больницы и реабилитационные центры. Лозунг таких встреч «Чужих детей не бывает»
Участие государства в решении данных проблем:
— Государственная поддержка органов местного самоуправления общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов детей.
-Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства и т. д.
Необходимые меры, проводимые в целях уменьшения массива нарушений прав и законных интересов детей:
1. Задействовать все силы общества. При этом особое внимание следует уделить оказанию несовершеннолетним своевременной и качественной юридической и психологической помощи.
Защита прав ребенка – задача номер один для всех нас . Долг всего общества сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми , выявить и пресекать подобные случаи.
26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране должны полноценно развиваться . Расти здоровыми и счастливыми . Стать её достойными гражданами.
Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/14/problema-zashchity-prav-rebenka-v-rossii-doklad
Творческие проекты и работы учащихся
Ученический социальный проект на тему «Права ребенка» направлен на определение уровня знаний учащихся школы о своих правах и способах их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка, а также ознакомление учеников с работой органов по защите прав детей.
Подробнее о проекте:
Индивидуальный социальный проект знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка. В рамках проектной деятельности автор создает правовую памятку: «Как защитить свои права?» и проводит тематический классный час по данному вопросу. В приложении к проекту составлен список необходимых телефонных номеров и адресов организаций по защите прав ребенка.
Оглавление
Введение
1. «Мировая конституция» прав ребенка.
2. Основные положения Конвенции о правах детей.
3. Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
4. Способы защиты прав и свобод детей:
4.1. Защита в судебном порядке.
4.2. Защита в административном порядке.
5. Анкетирование учащихся и социологический jпрос родителей.
5.1. Анкетирование учащихся и результаты.
5.2. Социологический опрос родителей и результаты исследований.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.
Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).
Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.
Защита в административном порядке.
Административную форму защиты осуществляет:
- Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
- Органы Прокуратуры по месту жительства
- Органы опеки и попечительства по месту жительства
- Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
- Органы полиции по месту жительства
Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.
Анкетирование учащихся и социологический опрос родителей
Анкетирование учащихся и результаты:
Среди учащихся 7- х классов Технического лицея было проведено анкетирование с целью исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.
- Опрос показал, что большинство учеников нашего лицея (72 %) знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 18 % учащихся — не знают о существовании данного документа;
- Большая часть учеников (98 %) не помнят, когда именно была принята Конвенция о правах ребенка и дали неправильный ответ и, лишь 2 % опрошенных смогли точно назвать её;
- Большинство учащихся (88%) знают какие права и свободы гарантированы ребенку в Российской Федерации, 12 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос;
- 12 % опрошенных знают, кто является их главным защитником и смогли ответить на этот вопрос, 24 % — частично ответили, 12 % — затруднились ответить;
- Результаты анкетирования помогли выяснить, что ни у кого из опрошенных права и свободы (в семье, школе, обществе) не нарушаются;
- 88 % респондентов плохо представляют себе способы защиты своих прав, 12 % опрошенных знают о способах защиты своих прав.
Социологический опрос родителей
Был проведен социологический опрос родителей, в результате получены данные:
- Опрос показал, что 50% опрошенных родителей считают, что дети должны иметь свои права, 18% родителей думают, что дети не нуждаются в правах, 32% респондентов полагают, что дети должны частично иметь свои права.
- Большая часть родителей (70%) думает, что знакомить детей с их правами должна школа, 27% опрошенных желают сами дать знания, 3% считают, что дети сами должны изучать их.
- Большая часть родителей (36%) думает, что знание прав помогает детям в жизни, 30% не уверенны, но склоняются к положительному варианту, а 27 % к отрицательному, и лишь 7% считают, что знание прав не пригодиться в жизни.
Заключение
Считаю, современное общество не может и не должно позволять себе нарушение прав ребенка. «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему». Мировое сообщество создало правовую базу для защиты прав детей – в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, где провозглашались права детей от рождения до достижения ими совершеннолетия. Конвенция является обязательным документом для государств, которые подписали этот документ. К 1998 году 190 стран приняли Конвенцию о правах ребенка.
Опрос показал, что права детей в повседневной жизни практически не нарушаются. В нашем лицее ученики 7-х классов, в основном, имеют представление о правах ребенка, но многие не знают в какие органы и учреждения они могут обратиться в случае нарушения своих прав для их защиты.
Для этого я составил Информационно-правовую памятку «Право на каждый день».
Считаю, что мои цели на данном этапе достигнуты, но на этом не нужно останавливаться. Мне стала интересна данная тема, и я готов и дальше развивать знания по этому вопросу.
В ходе работы и беседы с одноклассниками я понял, что ребят интересуют вопросы, связанные с темой, так как они понимают, что в современном обществе без знаний прав и обязанностей не обойтись.
Для этого необходимо в нашем Лицее создать правовой информационный стенд, позволяющий учащимся иметь наглядный и свободный доступ к правовой информации.
Список литературы
- Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М.: Юрайт , 2007. — 170 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат М; Инв. номер 2281940-КХ
- Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. — М. : Школьная Пресса , 2005. — 96 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.623; Авторский знак Б795; Формат С; Инв. номер 2261302-ЕФ
- Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ — правоведъ. — 2010. — N 1. — С. 72-76.
- Бурковская А. А. О правовых аспектах защиты прав детей в судебном порядке // Вестник Российской правовой академии. — 2010. — N 1. — С. 12-16.
- Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. — Екатеринбург : Б. и. , 2003. — 206 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 67.9; Авторский знак Г555; Инв. номер 2246382-КХ Свердловская ОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2246381-ЕФ
- Дети: защита от эксплуатации : законодательство РФ о правах ребенка, полномочия органов государственной власти, международный опыт борьбы с детским трудом. – М. , 2007. — 96 с. Свердловская ОУНБ; СБ; Шифр 67.9; Авторский знак Д382; Формат С; Инв. номер 2279798-СБ
- Детская конституция». Как, опираясь на законы, действенно защищать права детей : комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой. — М.: Российская газета , 2005. — 192 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.62; Авторский знак Д386; Формат С; Инв. номер 2260785-ЕФ
- Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 23. — С. 5-6.
- Комитет ООН по правам ребенка, российские НПО и права детей в России. — М. : Право ребенка , 2000. — 104 с. СОУНБ; Шифр 67.911+67.624.4; Инв. номер 2219086-КХ
- Король И. Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. — 2010. — N 4 (48). — С. 58-63.
- Конституция РФ. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009.
- Куликова А.А. Защита прав ребенка. – М.: Изд-во Эскмо, 2010.
- Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 23. — С. 5-6.
Приложение. Информационно — правовая памятка «Право на каждый день»
С рождения РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- на жизнь;
- на имя, отчество, фамилию;
- на гражданство;
- жить и воспитываться в семье;
- на имущественные права;
- на общение с обоими родителями;
- на защиту;
- на получение содержания от своих родителей.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
- перед родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, преподавателями.
С 6 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать заботу и внимание;
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 8 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- на участие в детском общественном объединении;
- соблюдать Устав, правила детского общественного объединения.
С 10 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени или фамилии, на восстановление в родительских правах кровных родителей, на усыновление или передачу в приемную семью.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ с 11 лет:
- помещение в спец. учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности.
С 14 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- получить паспорт гражданина РФ;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими условиями труда;
- заключать любые сделки с согласия родителей;
- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и др. доходами, вносить вклады в банки;
- участвовать в молодежном общественном объединении.
ОБЯЗАННОСТИ:
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правил учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
- исключение из школы за совершение правонарушений;
- имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- возмещение причиненного труда;
- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, вандализм и др.)
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
С 15 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных ТК РФ.
С 16 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных ТК РФ;
- быть членом кооператива;
- управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
- ответственность за административные правонарушения;
- ответственность за совершение всех видов преступлений;
С 17 лет — ОБЯЗАННОСТИ:
- встать на воинский учет;
- пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.
ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ ДОСТОЙНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВАМИ И ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, УВАЖАТЬ ЧУЖИЕ ПРАВА, ТОГДА ТЫ СМОЖЕШЬ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Как защитить свои права?
- Родители – главные защитники детей
- Родители защищают права своих детей перед ЛЮБЫМИ ЛИЦАМ
- Выбирай способ защиты, не нарушающий законодательство:
- защита в административном порядке;
- защита в судебном порядке.
Единый детский телефон доверия 8-800-250-00-15
Источник: http://tvorcheskie-proekty.ru/node/2253
Актуальность защиты прав несовершеннолетних
В данной статье рассматривается проблема защиты прав несовершеннолетних. Её актуальность обусловливается несколькими причинами: во-первых, большим количеством нормативно-правовых актов, затрагивающих права ребенка; во-вторых, отсутствием взаимодействия между органами власти, призванными защищать права детей. Детальный анализ личных и имущественных прав несовершеннолетних, содержания понятия эмансипации в связи с предпринимательской деятельностью ребенка. Проанализированы такие дискуссионные вопросы, как выступление несовершеннолетнего в качестве бенефициара, а также реализации обязанностей законных представителей по содержанию детей и подопечных.
The article deals with the problem of protection of minors rights. The relevance of the topic is causedby several reasons. Firstly there is a great number of the normative acts, that affecting the rights of a child; The second reason is the absence of the cooperation between the authorities, that were designed to protect the rights children. The article gives a detailed analysis is devoted of personal and property rights of a child. The attention is also given to the notion of emancipation. It is dealt in a connection with a minors commercial activity. Such debatable questions as the minor’s performance as the beneficiary and also realization of duties of lawful representatives to support children and wards are analysed.
Источник: http://elibrary.ru/item.asp?id=30721489
Актуальные вопросы административно-правовой защиты несовершеннолетних
Дата публикации: 19.09.2019 2019-09-19
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Серова Н. И. Актуальные вопросы административно-правовой защиты несовершеннолетних // Молодой ученый. 2019. №38. С. 52-54. URL https://moluch.ru/archive/276/62493/ (дата обращения: 06.02.2020).
Ключевые слова: РФ, административная ответственность, Российская Федерация, родитель, административно-правовая защита, российское законодательство.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена множеством факторов. Во-первых, несовершеннолетние являются одной из самых незащищённых категорий граждан. Во-вторых, исходя из особенностей возраста, их психологические и моральные установки ещё непрочны, они подвержены влиянию со стороны взрослых, что и способствует их вовлечению в совершение противоправных действий. В-третьих, об актуальности заявленной темы свидетельствуют и данные официальной статистики. Каждый год больше ста пятидесяти тысяч несовершеннолетних детей сбегают из дома из-за побоев, невнимания родителей и негативной обстановки в семье. Как правило, виновными в уходе детей из дома являются родители (или один их них примерно 95 % случаев), при этом больше 80 % этих родителей являются биологическими. Ещё более удивительным является то, что матери виноваты больше, чем в половине таких кризисных ситуаций. Как правило, эти родители сами росли в неблагополучной социальной обстановке, являются бывшими воспитанниками детских домов [5].
Также актуальность выбранной темы, обусловлена всё большей имплементацией международных норм в российское законодательство.
Кроме того, влияние на реализацию административно-правового статуса несовершеннолетних оказывают и происходящие социально-экономические условия. Не секрет, что за 2015–2017 годы наша страна пережила финансовый кризис и его последствия, а это, в свою очередь, повлекло увеличение количества рабочего времени у родителей в благополучных семьях, что увеличило риск для ребёнка, которому не хватает родительского внимания.
Абсолютно верно, что полноценное развитие несовершеннолетних, охрана и поддержание их прав, свобод и интересов, должны быть включены в область повышенного внимания страны и общества. При всём этом, более верным будет то, что не одни только дети испытываю необходимость в охране и защите, к огорчению, в текущее время всё чаще возникают такие ситуации, когда государство и общество в лице отдельных граждан нуждаются в охране от самих несовершеннолетних. Поведение детей, которое характеризуется отклонением от общепринятых принятых моральных, а также и законодательных норм, оцениваемое как девиантное, может поставить под угрозу не лишь моральное и физическое здоровье самих несовершеннолетних (к примеру, аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки), но и также безопасность окружающих их граждан и общественно важные объекты вещественного мира (антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные незаконные и проч. поступки).
Любое государство, беспокоясь о своем будущем, считает одной из своих задач заботу о подрастающем поколении. Российская Федерация не является в данном отношении исключением. В очередной раз продемонстрировано это в ежегодном Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ [6].
В то же время, оказывая поддержку семье, государство не может и не должно брать на себя обязанность, лежащую на родителях, если последние живы. «Забота о детях, их воспитании, — провозглашает ч. 2 ст. 38 Конституции РФ [1], — равное право и обязанность родителей». А согласно ст. 80 и ст. 85 Семейного кодекса Российской Федерации [2] родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
Будучи гарантом реализации права каждого ребёнка на получение содержания от родителей, государство должно в некоторых случаях в принудительном порядке заставлять безответственных родителей исполнять корреспондирующую указанному праву обязанность. В этих целях существует судебный порядок взимания алиментов на содержание несовершеннолетних либо совершеннолетних, но нетрудоспособных детей с их родителей.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» [3] детство признаётся одним из самых важных этапов жизни любого человека.
Сейчас можно выделить следующие проблемы в области правового регулирования мер административно-правовой защиты несовершеннолетних:
– несоответствие между настоящим положением детей в современной России и действующими нормативными актами, которые закрепляют и гарантируют их права и законные интересы;
– высокий уровень общественной опасности посягательств в отношении несовершеннолетних, их распространённость и при этом, значительная латентность;
– необходимость усовершенствования административного законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от различных противоправных посягательств;
– и, как следствие, потребность в выработке мер по созданию средств административно-правовой защиты.
Проблема защиты прав ребёнка всегда стояла и стоит особо остро, в том числе, и в случае защиты при помощи административно-правовых средств. Приходится констатировать, что нарушения прав человека вообще, и несовершеннолетних в частности, весьма распространены в современной России. Механизмы защиты прав ребёнка помимо средств их обеспечения, включают также условия, при которых существует возможность эффективно защищать права и свободы человека административно-правовыми средствами.
Проблемы административно-правовой охраны интересов несовершеннолетних очень долго не становились предметом специального, самостоятельного и подробного изучения, в отличие от проблем преступности несовершеннолетних. Большая часть исследований по интересующей нас тематике была проведена во время подготовки и обсуждения проекта современного КоАП РФ. Но специальная разработка коснулась только отдельных аспектов, а комплексно проблема не была исследована. Кроме того, некоторые вопросы не были подвергнуты научному анализу. Это создаёт трудности для правоприменительной деятельности и мешает организации действенного противодействия правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Проблемы участия несовершеннолетних в деликтных правооотношениях были предметом множества отраслей отечественного права.
Под административной деликтностью понимается негативное социальное явление, которое исторически изменчиво и неуправляемо. В настоящее время и в перспективе его не получится полностью устранить, однако, имеются средства, которые позволят заблокировать её развитие, ослабить воздействие этого отрицательного фактора, в том числе не допустить дальнейший рост и даже сократить [4, с.167].
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет обладает множественными собственными специфическими характеристиками, отражающими особенности физиологического и психологического развития несовершеннолетних. Как стандартные институциональные особенности административной ответственности несовершеннолетних граждан можно назвать следующие:
1) если правонарушение совершено лицом, которое не достигло 16 лет, то наказание могут нести их представители (см. ст. 20.22 КоАП РФ);
2) если речь идёт о несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, то КоАП РФ предусматривает несколько исключений при назначении административных наказаний (см. ст. 3.9 КоАП РФ);
3) в отношении административной ответственности несовершеннолетних положения ст. 1.3 КоАП РФ получают своё выражение в ряде правовых актов РФ, в частности в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусматривающих формирование базовых органов административной юрисдикции для несовершеннолетних правонарушителей — комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КНДиЗП);
4) применять меры административной ответственности к несовершеннолетним преимущественно вправе только КНДиЗП;
5) так как большая часть дел об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних отнесена к подведомственности КНДиЗП, то, в соответствии с положениями КоАП РФ (глава 3) к несовершеннолетним обычно применяются такие меры административного наказания, как предупреждение и административный штраф;
6) относительно несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, то процессуальный порядок привлечения к административной ответственности в большей части случаев будет внесудебным, в связи с тем, что он производится органами специальной юрисдикции (КНДиЗП).
Помимо вышеуказанных чётко нормативно-определённых особенностей, во время привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, российским законодательством определено следующее:
– в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ не достижение возраста 18 лет служит обстоятельством, которое смягчает административную ответственность;
– с учётом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем лице, суд либо уполномоченное должностное лицо и орган, такое лицо может освободить от административной ответственности, если к нему будет применена мера воздействия, предусмотренная федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;
– административная ответственность несовершеннолетних преследует цель воспитания нарушителя при помощи убеждения и порицания, другими словами, путём применения морально-нравственных способов влияния.
Отрицательные стороны поведения детей могут быть обоснованы различными причинами, к примеру, такими как: втянутость в незаконные образования либо группы с ярко выраженной подростковой подкультурой; реакции на сложные происшествия жизни; рвение к независимости и т. д., что влечёт развитие социальной отчуждённости несовершеннолетних. Любое из перечисленных качеств отклоняющегося поведения служат причинами и основаниями нарушения норм законодательных установлений, иными словами, для совершения правонарушений, которые посягают на ценностные базы общества.
Проблемы роли детей в противоправных отношениях представляются изолированными частями предметов некоторых отраслей отечественного права. Такое положение полностью обоснованно по причине психической и физиологической незрелости, также недостающего осознания и познания социальных норм (в том числе и законодательных), что, с одной стороны, делает детей более уязвимыми и незащищёнными, а с иной — лишает их осторожности, делает зависимыми от представления ровесников, подталкивает к чрезмерно сильным чувственным реакциям.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 дек. 1995г. // Рос. газ. — № 261–17.11.2017.
3. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета. — 2016. — № 298. — 30 декабря.
4. Административное право России: учебник для вузов / под ред. Д. Н. Бахраха. — М.: Эксмо, 2015. — 481 с.
5. Дубатовка Л. Н. Актуальные вопросы совершенствования правового механизма изъятия ребёнка из семьи // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 1. — С.93.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://moluch.ru/archive/276/62493/
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних субъектов гражданских правоотношений
Код | 237759 |
Дата создания | 2018 |
Страниц | 37 ( 14 шрифт, полуторный интервал ) |
Источников | 14 |
Опытный специалист в области юриспруденции, стаж работы — 14 лет.