Доступ к гостайне и выезд за границу

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Доступ к гостайне и выезд за границу" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Доступ к гостайне и выезд за границу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 25-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пушкина Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части первой статьи 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина С.А. Пушкина, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Пушкин оспаривает конституционность абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне», согласно которому основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Как следует из представленных материалов, С.А. Пушкин как заместитель начальника оперативного отдела Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Амурской области имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну со степенью секретности «совершенно секретно». Приказом начальника указанного управления от 8 февраля 2014 года его допуск был прекращен в связи с постоянным проживанием близкого родственника за границей: его сын, 1997 года рождения, 28 июля 2013 года выехал на учебу в город Окленд (Новая Зеландия).

Решением Благовещенского гарнизонного военного суда от 31 марта 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 22 мая 2014 года, в удовлетворении заявления С.А. Пушкина об оспаривании данного приказа отказано. При этом суд исходил из того, что применительно к правоотношениям, связанным с защитой государственной тайны, под близкими родственниками понимаются, в частности, дети, а под постоянным проживанием за границей — проживание за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года.

По мнению заявителя, абзац четвертый части первой статьи 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» не соответствует статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу данного законоположения нахождение близких родственников лица, имеющего доступ к государственной тайне, за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года — без документального подтверждения постоянного жительства в иностранном государстве — в правоприменительной практике рассматривается как их постоянное проживание за границей и, соответственно, в качестве основания для прекращения допуска указанного лица к государственной тайне.

2. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 29 (часть 4) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и одновременно устанавливает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. При этом в соответствии с ее статьей 55 (часть 3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конкретизирующий данные конституционные положения Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в части 3 статьи 9 устанавливает, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне», регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, устанавливает порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, основания для отказа к такому допуску, а также условия его прекращения (преамбула, статьи 21-23). По смыслу взаимосвязанных положений абзаца четвертого части первой его статьи 22 и абзаца четвертого части первой статьи 23, допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, если он сам и (или) его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) им оформлены документы для выезда на постоянное жительство в другие государства. Такое решение принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий и может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (часть вторая статьи 22 названного Закона).

Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне» (пункт 3 статьи 4 и часть десятая статьи 21), постановлением от 6 февраля 2010 года N 63 утвердило Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, которой определено, что к близким родственникам относятся жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а постоянное проживание за границей означает не связанное с исполнением обязанностей государственной службы проживание граждан за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года (пункт 3).

Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободный доступ к таким сведениям каждого гражданина, а потому лишение должностного лица права доступа к таким сведениям — при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, — не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения допускаемых Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 19 и 29 (часть 4), ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Читайте так же:  Заявление на восстановление инн образец

Вместе с тем уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по соответствующему основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года — без учета всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица или гражданина и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.А. Пушкин, по сути, выражает несогласие с оценкой судом обстоятельств его конкретного дела, в частности с тем, что при принятии решения по его делу не были учтены положения законодательства, регулирующего вопросы миграции. Однако проверка законности и обоснованности правоприменительных решений по делу заявителя не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пушкина Сергея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Законом о гостайне в т. ч. определены обстоятельства, которые могут являться основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к гостайне. Это, в частности, постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Конституционность данной нормы оспаривал заявитель, ранее имевший допуск к совершенно секретным сведениям. Допуск был прекращен в связи с тем, что его сын выехал на учебу в Новую Зеландию.

По мнению заявителя, норма неконституционна в той мере, в какой нахождение близких родственников за пределами России более 6 месяцев в течение года рассматривается как их постоянное проживание за границей и, соответственно, как основание для прекращения допуска к гостайне.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.

Правительство РФ утвердило Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к гостайне. В соответствии с ней к близким родственникам относятся жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. А постоянное проживание за границей означает не связанное с исполнением обязанностей госслужбы проживание граждан за пределами России более 6 месяцев в течение года.

Режим секретности сведений, составляющих гостайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободный доступ к таким сведениям каждого гражданина. Поэтому прекращение доступа к таким сведениям — при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, — не может рассматриваться как неоправданное ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем нельзя руководствоваться лишь критериями, установленными названной инструкцией, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за границей более 6 месяцев в течение года. Необходимо учитывать все обстоятельства (в т. ч. степень секретности сведений), которые позволяют сделать вывод о том, что проживание самого человека и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70766878/

Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.

Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.

Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:

  • Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
  • Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
  • Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».

Ограничения при оформлении допуска к гостайне

Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3. В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.

Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.

Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы

Выезд за границу

При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк. Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре. При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.

Читайте так же:  Реализация обязанностей и прав полиции

Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.

При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.

Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:

  • -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
  • -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
  • -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
  • -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).

Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:

  • -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
  • -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
  • -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
  • -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.
Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну

В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.

Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.

Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.

Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.

Иные ограничения при допуске к гостайне

Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями. Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны. Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.

Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.

Источник: http://srodopuski.com/ogranicheniya-pri-dopuske-k-gosudarstvennoj-tajne.html

1 форма допуска секретности: оформление, ограничения

Автор Сергей в 9 ноября 2018 . Опубликовано Лицензирование ФСБ

Допуск к гостайне по форме 1 позволяет знакомиться с засекреченными сведениями особой важности. Согласно градации, закрепленной в постановлении Правительства РФ № 63 информация особой важности представляет собой данные, при разглашении которых ущерб может быть причинен всему государству и затронет сферы военной, научной, политической, разведывательной и контрразведывательной деятельности.

В отличие от сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно», которые чаще всего носят обобщённый и нормативный характер, информация особой важности конкретна и в случае обнародования или передачи заинтересованным третьим лицам способна поставить под угрозу безопасность государства, научные разработки в особо значимых областях, а также внутреннюю и внешнюю политику. Такие данные не нужны для выполнения большинства работ, связанных с доступом к гостайне, поэтому фирмы с лицензией ФСБ на работы со сведениями особой важности — это редкость. В основном допуск по форме 1 оформляется сотрудникам особых подразделений в армии и силовых ведомствах (МВД, ФСБ) и прокуратуре, а также ряде научных организаций.

Как оформляется

Процедура для претендента на 1 форму допуска секретности ничем не отличается от оформления 2 и 3 формы:

  • заполнение анкеты;
  • предоставление документов, подтверждающих анкетные сведения;
  • прохождение медкомиссии и получение справки формы 989-н;
  • ознакомление с НПА, регулирующими работу с государственной тайной, подписание согласия на обработку персональных данных, проведение проверочных мероприятий и на ограничения, связанные с допуском к особо важной информации.

Со стороны 1 отдела организации и органов ФСБ следует более строгая проверка для тех, кто получает 1 форму допуска секретности для работы с гостайной. Проверке подлежат сам гражданин, его близкие родственники, служебные связи — всё окружение, которое потенциально может угрожать утечкой информации через претендента. В проверочные мероприятия входят:

  • изучение и подтверждение анкетных и биографических данных;
  • изучение предыдущей учебной и служебной деятельности;
  • изучение данных о судимостях и привлечении к уголовной и административной ответственности;
  • проверка фактов, свидетельствующих о возможной угрозе разглашения секретных сведений.

Проверка при оформлении 1 формы допуска секретности может занимать до 3-х месяцев. Перед ней претендент даёт согласие на временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни в отношении себя и своих близких родственников, т. к. ФСБ проводит всесторонний анализ окружения гражданина и его повседневной жизни.

Читайте так же:  Частичный возврат паевого взноса

Ограничения при 1 форме допуска к гостайне

Самое серьёзное ограничение связано с выездом за рубеж. Как правило, при получении допуска к сведениям особой важности гражданин становится «невыездным» в течение 5 лет. Это условие закрепляется в трудовом договоре, т. е. подписав контракт, гражданин добровольно принимает на себя такое ограничение. В зависимости от важности сведений, а также актуальности их на момент окончания ограничения, межведомственная комиссия по защите гостайны вправе продлить срок запрета на выезд за границу до 10 лет.

Обратите внимание: наличие 1 формы допуска секретности не означает, что вы автоматически лишены заграничных поездок. Решение о запрете на выезд принимается с учетом следующих факторов:

  • фактическая работа гражданина с особо важными документами и сведениями;
  • степень секретности данных на момент запроса о выезде за рубеж;
  • цель и срок выезда, страна, иные обстоятельства, влияющие на конечное решение о разрешении заграничной поездки.
Особенности выезда за рубеж:
  • загранпаспорт оформляет либо режимно-секретное подразделение, либо сам гражданин, но с согласия 1 отдела;
  • выдачу загранпаспорта ФМС обязательно согласует с органами ФСБ;
  • в выдаче загранпаспорта может быть отказано, если ФСБ представит отрицательное решение о выезде гражданина;
  • даже при согласии ФСБ на выезд ФМС будет оформлять загранпаспорт 2-3 месяца;
  • большинство регламентов в организациях, работающих с гостайной, предусматривает, что загранпаспорта граждан, имеющих первую форму допуска, хранятся в режимно-секретном отделе и выдаётся работнику только после согласования выезда за границу.

Конечно, отказ работодателя в выдаче загранпаспорта или отрицательное заключение ФСБ можно обжаловать в суд. Однако шансы выиграть в таком деле минимальны: гражданин добровольно ограничил свои права на заграничные поездки, к тому в своих решениях суд будет руководствоваться в первую очередь защитой интересов государства. Максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока запрета на выезд.

Другие ограничения связаны в основном с распространением особо важных сведений, а также с неприкосновенностью частной жизни.

Первое представляет собой запрет разглашать секретные данные, каким-либо образом использовать их научных, образовательных или учебных проектах, не связанных с должностными обязанностями гражданина, а также запрет использовать рабочие модели, прототипы, схемы в нарушение регламентов работы с секретными данными. Кроме того, гражданин обязан соблюдать правила обращения с носителями гостайны.

Неприкосновенность частной жизни может быть нарушена, например, в ходе проверочных мероприятий ФСБ (запрос данных о судимостях, заграничных поездках, медицинские сведения, информация о банковских счетах и вкладах и т. д.)

Нарушение ограничений влечет уголовную или административную ответственность (степень зависит от обстоятельств совершения).

Видео (кликните для воспроизведения).

Нужна помощь в получении лицензии ФСБ или допуска к гостайне? Обращайтесь, поможем.

Источник: http://licenziya-fsb.com/1-forma-dopuska-sekretnosti

Силовикам с допуском к гостайне временно ограничат выезд за границу

Автор Сергей в 13 октября 2019 . Опубликовано Новости

На этой неделе в Госдуме РФ в первом чтении принят законопроект, предусматривающий введение временного запрета на выезд за границу для бывших сотрудников ФСБ, по роду службы имеющих доступ к гостайне, если в другой стране им угрожает опасность. Комитет по безопасности предлагает расширить круг «невыездных» силовиков. На кого именно распространится запрет в итоге и как будет приниматься решение о запрете выезда за рубеж?

Сидите дома для вашего же блага

Поводом послужил случай с «пропавшим» сотрудником администрации Президента: по мнению силовиков, исчезновению Олега Смоленкова поспособствовали иностранные спецслужбы (есть мнение, что он являлся осведомителем, работая в посольстве РФ в США). Официальный Кремль не дает комментариев к данной ситуации, просто подтверждает: да, Смоленков работал в посольстве и администрации Президента, доступа к «первому лицу» не имел, о дальнейшей судьбе бывшего сотрудника ничего не известно.

Представители комитета по делам СНГ полагают, что работники силовых ведомств, работавшие над предотвращением внешних угроз и имевшие допуск к государственной тайне, в случае выезда в другие страны могут подвергаться опасности со стороны иностранных спецслужб из-за своей профессиональной деятельности даже после увольнения. По мнению депутатов, чтобы российские силовики не подвергались излишнему риску, им необходимо временно запретить покидать пределы России.

Первоначальное предложение запретить выезд за границу касалось исключительно сотрудников ФСБ, задействованных в спецоперациях и имеющих допуск к секретным сведениям. Напомним: сейчас параллельно рассматривается вопрос о запрете выезда за границу не только действующим, но и бывшим сотрудникам Федеральной службы безопасности, если они работали с секретными сведениями и документами и если с момента ознакомления со сведениями прошло не более 5 лет.

Однако позднее в законопроект были предложены поправки, которыми расширяется круг лиц, попадающих под запрет. Первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ Госдумы РФ Константин Затулин заявил, что ограничение на выезд необходимо распространить на всех, кто имеет допуск к государственной тайне:

«Надо бы, может быть, распространить это и на другие ведомства. Есть у нас Служба внешней разведки, у нас другие инстанции, есть Национальная гвардия, министерство обороны, министерство внутренних дел. Если положение таково, каково оно есть, то это все должно быть распространено и на них».

Такую позицию поддерживают некоторые представители комитета по безопасности и противодействию коррупции. Эрнест Валеев заявил, что на рассмотрении ГД находится аналогичный законопроект в отношении сотрудников МВД.

Закрыть границы для всех силовиков нельзя

Однако есть и другая точка зрения. Депутат Адальби Шхагошев, один из авторов законопроекта, полагает, что запретить выезд за границу для всех силовиков, имеющих доступ к гостайне, невозможно, да и нецелесообразно. Он отметил, что основная концепция проекта совершенно иная: оказаться в опасности за границей рискуют именно те сотрудники ФСБ, которые задействованы в реальной борьбе с терроризмом. Остальные же, пусть и работавшие с секретными данными, вряд ли попадут под недружественные действия иностранных спецслужб, особенно если их допуск к гостайне носит формальный характер и нужен исключительно для замещения должности, предполагающей наличие соответствующей формы допуска.

Шхагошев подчеркнул, что «каждому ведомству виднее, в чем заключается опасность и кого может коснуться эта опасность». Грести всех под одну гребенку здесь нельзя, подобное законодательство должно применяться адресно, без излишнего ограничения прав и законных интересов сотрудников силовых ведомств. Сейчас действует разрешительный порядок выезда за границу сотрудников служб и ведомств, имеющих допуск к гостайне, а также работников любой фирмы с лицензией ФСБ, сотрудничающей с силовыми структурами РФ, и по мнению депутата, такой механизм прекрасно работает, позволяя оценивать риск выезда за рубеж для каждого сотрудника. Нет никаких претензий к тому, как этот механизм реализуется ФСБ, дополнительные ограничения будут лишними.

Читайте так же:  Доверенность без срока действия действительна в течение

Есть вопросы по оформлению допуска к гостайне или получению лицензии ФСБ на работу с секретными сведениями? Звоните!

Источник: http://licenziya-fsb.com/silovikam-s-dopuskom-k-gostajne-vremenno-ogranichat-vyezd-za-granitsu

Выезд за границу при 2 форме секретности

В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны. Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ. Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.

Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность

На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:

  • Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
  • Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
  • Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».

Несколько ранее также существовала категория, которая ограничивала доступ военных сотрудников к определенным служебным делам. Однако на данный момент эта категория не используется в перечне форм доступа.

Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.

Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

Порядок получения 2-й формы допуска

Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер. Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны. Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.

Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.

Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.

Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.

Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.

Такие мероприятия подразумевают следующие исследования:

  • сверка данных, которые кандидат указал в графах анкеты (свои личные данные, паспортные, сведения о прописке и т.д.);
  • информация о наличии судимости у кандидата (как условных, так и фактических, закрытых и не закрытых);
  • анализ близких родственников кандидата. В данный список входят: отец, мать, супруга, а также дети, если имеются, которым исполнилось 14 лет;
  • определение физического здоровья кандидата;
  • определение психического здоровья кандидата;
  • определение, проживал ли кандидат длительное время за пределами РФ.

Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.

После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.

Случаи, в которых кандидату могут отказать:

  • у гражданина есть опыт судимости;
  • гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
  • нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
  • в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
  • в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
  • если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.

В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.

Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы. Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет. В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

Тем не менее, суммарно такой срок не может превышать 10 лет.

В рядовых случаях необходимо полностью уведомить начальство о намерении и месте отдыха. Командование может как принять, так и отклонить такое прошение.

При этом, если в Беларусь или Украину не требуется дополнительных бумаг, то при желании выехать на дальнее зарубежье, также необходимо оформить заграничный паспорт и предоставить сведения из него начальству.

Таким образом, выезд на отпуск за рубеж для служащих, имеющих вторую степень допуска к секретности, возможен. Однако является нечастым явлением, и разрешаются подобные вопросы советом командования места работы служащего, при условии его полной законопослушности.

Источник: http://pravo.moe/vyezd-za-granicu-pri-2-forme-sekretnosti/

Выезд за границу военнослужащим и лиц с доступом к гостайне

В этой статье мы рассмотрим, какие категории граждан могут быть временно ограничены в праве выезда за границу, в каких случаях это возможно и существует ли возможность выезда за границу военнослужащим и лиц с допуском к государственной тайне.

Все ограничения в правах, касающиеся гражданина, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, перечислены в статье 24 Закона РФ № 5485-1 от 21 июля 1993г.

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей моральный вред

Основания для введения временного ограничения права гражданина на выезд за пределы страны

  1. Государственная служба в органах ФСБ. Ограничение действует до окончания действия заключенного контракта на службу или трудового договора.
  2. Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы. Ограничение действует до окончания срока службы.
  3. Закон о государственной тайне, который предполагает ограничение на выезд, если гражданин по роду своей деятельности, согласно заключенного им контракта, допущен к сведениям особой важности или к совершенно секретным сведениям, которые относятся к государственной тайне. Согласно закону срок ограничения прописан в трудовом договоре (контракте) и действует согласно договору. При этом максимальный срок ограничения прекращается после истечения пяти лет с момента последнего контакта с секретными сведениями.

Если после пятилетнего срока секретность тех данных, к которым имел доступ гражданин, сохраняется, то специальная Межведомственная комиссия может продлить срок ограничения.

Допуск к государственной тайне оформляется или по месту службы (работы), или по месту воинского учета в военкомате. При допуске гражданин оформляет письменное согласие на временные ограничения прав, в том числе и на выезд за границу военнослужащим. Данное согласие отражается в трудовом договоре. Если трудовой договор не оформляется, согласно п. 5, пп. «б» п. 7 и п. 10 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г., гражданин подписывает расписку о своем согласии на временное ограничение прав.

Согласно Закона № 114-ФЗ (ст. 16), при оформлении допуска к секретным сведениям гражданин получает уведомление от уполномоченного органа МВД, в котором раскрывается срок ограничений и основания, на которых они были введены.

Как оформить документы для выезда за границу

Закон № 114-ФЗ (ст. 7) определяет, что для пересечения границы РФ гражданин должен иметь заграничный, служебный или дипломатический паспорт.

Для военнослужащих ВС РФ, кроме проходящих службу по призыву, а также для служащих федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, если в них есть военная служба, порядок выезда за границу начинается, в соответствии со ст. 19 Закона № 114-ФЗ, с получения официального разрешения от командования.

Рассмотрим порядок получения паспорта, необходимого для пересечения границы. Такой порядок определен в правовых актах соответствующих федеральных органов и ведомств.

Так, для внутренних войск МВД РФ порядок получения паспорта будет таким:

Подача рапорта на имя должностного лица, уполномоченного на решение этого вопроса

При доступе военнослужащего к совершенно секретным сведениям или к сведениям особой важности выдача паспорта или временное ограничение права военнослужащего на выезд из России производится на основании решения уполномоченного должностного лица, а решение принимается на основе документов, подтверждающих уровень доступа военнослужащего к секретным сведениям.

В соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МВД РФ № 378, актуальность секретности данных, к которым военнослужащий получил доступ, проверяется на момент подачи им рапорта.

Допустим, что уполномоченное должностное лицо, проверив все сведения по уровню доступа военнослужащего, подавшего рапорт, дает разрешение на получение паспорта для выезда за границу. В этом случае, согласно п. 8 Порядка, он ставит визу на рапорте и далее рапорт передается в кадровый орган.

Если уровень допуска военнослужащего ниже, то есть он допущен к секретным сведениям, но не имеет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, то в общем порядке военнослужащий подает такой же рапорт на имя уполномоченного должностного лица. На рапорте, в соответствии с п. п. 13 и 14 Порядка, должна быть проставлена запись об отсутствии допуска к совершенно секретным сведениям и к сведениям особой важности. Запись ставится начальником режимно-секретного подразделения. После этого уполномоченное лицо ставит свою визу на рапорте и рапорт поступает в кадровый орган.

Ожидаем, когда рапорт согласует орган безопасности

Специалист кадрового органа представляет завизированный рапорт военнослужащего и сопутствующие документы для согласования в орган безопасности. Орган безопасности, проверив все полученные документы, выдает справку о разрешении на получение паспорта.

Данную справку, согласно п. п. 9 и 10 Порядка, необходимо представить в государственный орган, занимающийся оформлением паспортов.

Получение паспорта

Согласно п. п. 24, 26-28 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 320 от 15 октября 2012 г., п. п. 24, 28.1.1 – 28.3.7 и 30 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 211 от 26 марта 2014 г, пп. 49 п. 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ № 699 от 21 декабря 2016 г. и п. 11 Порядка, военнослужащий должен подать заявление и все необходимые документы вместе со справкой от органа безопасности в орган МВД РФ, который должен оформить и выдать ему паспорт.

С момента поступления заявления и документов орган МВД, согласно ч. 5 ст. 10 Закона № 114-ФЗ, в течение трех месяцев оформляет военнослужащему с допуском к сведениям особой важности или к совершенно секретным сведениям требуемый паспорт.

Порядок выдачи и хранения паспорта

Хранение и выдача паспортов военнослужащих определяется правовыми актами соответствующих ведомств и федеральных органов, в которых они проходят службу.

Для органа ФСБ, например, установлен порядок, в соответствии с которым как военнослужащие, так и гражданский персонал ФСБ, если они имеют допуск к совершенно секретным данным или к сведениям особой важности, сдают свои паспорта после возвращения из заграничной поездки или после получения в уполномоченных органах государства на хранение в подразделение отдела кадров органа безопасности в пятидневный срок.

Если принимается решение об ограничении права на выезд за пределы России в отношении гражданского персонала, имеющего допуск к секретной информации, в пятидневный срок после принятия этого решения данные граждане обязаны сдать свои паспорта на хранение в подразделение кадров органа безопасности.

Паспорта выдаются с хранения военнослужащим только при наличии решения о выезде за границу для осуществления такого выезда. При возвращении из служебной поездки, в соответствии с п. п. 7-9 Инструкции, утвержденной Приказом ФСБ РФ № 179 от 14 апреля 2012 г., военнослужащие должны в пятидневный срок представить отчет о выезде за границу своему непосредственному начальнику.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.papajurist.ru/restrictions/vyyezd-za-granitsu-voyennosluzhashchim-i-lits-s-dostup-k-gostayne/

Доступ к гостайне и выезд за границу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here