Гарантии права собственности на землю

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Гарантии права собственности на землю" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (ст.ст. 260 — 287)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 45-ФЗ наименование главы 17 настоящего Кодекса изложено в новой редакции

ГАРАНТ:

Нормы главы 17 части первой настоящего Кодекса в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

ГАРАНТ:

См. схему «Право собственности и другие вещные права на землю»

Информация об изменениях:

>
Общие положения о праве собственности на землю
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10164072/97c0401ae090631251b74514761b15d3/

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Статья 15 . Собственность на землю граждан и юридических лиц

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 15 ЗК РФ

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 3 статьи 15 настоящего Земельного кодекса РФ признано не противоречащим Конституции РФ

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

ГАРАНТ:

О правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на земельные участки в границах морского порта см. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12124624/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Общая характеристика гарантий прав на землю

Термин «гарантия» происходит от французского garantie — обеспечение, который часто используется для обозначения способа обеспечения договорных обязательств или законных интересов, или следуя из них прав и обязанностей. Гарантии широко известны всей системе отечественного законодательства и права.Это связано с тем, что без способов обеспечения установленных требований нельзя рассчитывать на высокую эффективность их выполнения. Раздел V ЗК посвященный гарантиям прав на землю, в котором говорится о законодательном обеспечении их реализации.

Гарантии прав на землю имеют свои фактические основы, которые предоставляют им реальный характер.Реальность гарантий прав на землю основана на наличии земельного фонда страны. Без наличия земельных ресурсов правовыми средствами нельзя гарантировать права на землю. Однако не следует унижать и значение юридических гарантий прав на землю. Об их важности свидетельствует, например, отсутствие права частной собственности на землю в советский период при наличии земельного фонда страны.

Юридические гарантии прав на землю, предусмотренных в ЗК, основанные на конституционных нормах 1 .Такой нормой является ст. 13 Конституции по которой, в частности каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом. Согласно ст. 14 Конституции право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Важным является положение ст. 55 Основного закона, согласно которой каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Гарантии прав на землю, которые закреплены в ЗК, можно рассматривать в широком смысле. Так, закрепление права собственности на землю и права землепользования, условий и порядка предоставления или приобретения земельных участков или оснований прекращения прав на землю путем выкупа или принудительного отчуждения земельного участка, можно рассматривать как общие законодательные гарантии. Они охватывают всю сферу предусмотренных прав и возложенных обязанностей относительно земли, как природного объекта и конкретного земельного участка.

В отличие от общих юридических гарантий прав на землю, в разд. V ЗК закреплены конкретные гарантии прав на земельные участки. Они охватывают лишь сферу осуществления защиты субъективных прав на землю и прав, вытекающих из них. Прежде всего, это касается защиты права собственности на землю, возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, решения споров относительно осуществления указанных прав, ответственности за их нарушение и т.п.. Поэтому в данном случае можно говорить о гарантии прав на землю в узком смысле. К такому выводу приводит то, что в содержании указанного раздела в основном речь идет о защите прав на земельные участки физических и юридических лиц.

Указанное выше не означает, что права государства или территориальных общин, а также их органов, организаций, учреждений и предприятий на землю менее гарантированы. Они также требуют соответствующих гарантий их реализации, особенно в условиях разнообразия права собственности на землю, распространение арендного землепользования в период перехода к рыночным отношениям и образования многоукладной экономики. Однако следует отметить, что традиционная неограниченное гарантированность земельных прав государства, а также ее органов, организаций, учреждений или предприятий, потеряла свое преимущественное значение и приоритетное применение.

Читайте так же:  Сущность значение и этапы судебного разбирательства

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/17x11d20.html

Защита прав граждан и юридических лиц на землю

Общая характеристика гарантий прав на землю и способов их защиты

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 43 ЗК РФ). Реальность прав граждан и юридических лиц на землю гарантируется и защищается предусмотренными федеральными законами способами, средствами, установленными процессуальными формами.

По мнению автора, следует различать государственные (публично-правовые) и частноправовые формы защиты прав граждан и юридических лиц на землю. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (п. 1 ст. 45). Эта форма защиты прав на землю реализуется в судебном либо административном порядке.

В судебном порядке признаются недействительными акты исполнительных органов государственной власти или. органов местного самоуправления, которые не соответствуют действующему законодательству. Так, Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан (ст. 116 ГПК). Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации рассматриваются в Верховном суде соответствующего субъекта (ст. 114 ГПК). Все остальные дела о признании недействительными правовых актов рассматривают районные суды (ст. 114 ГПК).

Арбитражные суды рассматривают споры о признании недействительными (полностью или частично) ненорматив — ных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (п. 2 ст. 22 АПК РФ). Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает, в частности, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 2 ст. 24 АПК РФ). Остальные дела названного рода рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов Федерации.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Он может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законные интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

В судебном порядке может быть восстановлено нарушенное право на земельный участок.

Собственник или иное лицо, право которого нарушено самовольным занятием принадлежащего ему земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).

В судебном порядке разрешаются земельные споры о возмещении убытков, причиненных нарушением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Они подлежат возмещению в полном объеме (в том числе упущенная выгода) в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Лицо, виновное в нарушении прав правообладателей земельных участков, судебным решением может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). Такое предписание земельного законодательства (п. 2 ст. 62 ЗК РФ) вполне соответствует перелню способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Судебный порядок зашиты законных интересов правообладателей земельных участков активно используется в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Собственники и иные правообладатели -земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии. До истечения года со дня получения уведомления изъятие допускается только с согласия правообладателей земельных участков. Изъятие земельных участков осуществляется после предоставления (по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки) равноценных земельных участков и возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на земельных участках, и в полом объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственнику земельного участка при этом наряду с назваными гарантиями возмещается рыночная стоимость земельного участка, если ему не был предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Рассмотрение земельных споров

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров — судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88.

Читайте так же:  Образцы взыскания морального вреда здоровью

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. ‘

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

Административный порядок защиты прав на землю

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды. Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный. Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.

Приостановление исполнения актов исполнительных органов государственной власти производится уполномоченными государственными органами. Например, в случае издания местной администрацией неправомерных распоряжений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель органы государственного земельного контроля выносят решение о приостановлении действия этих распоряжений (постановлений) до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в администрацию, принявшую неправомерное решение, с изложением сути несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.

Право приостановления промышленных, гражданских и иных работ предоставлено органам государственного земельного и природоохранительного контроля.

Министерство природных ресурсов. РФ в пределах своей компетенции вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, я также иную хозяйственную деятельность/ осуществляемую с нарушением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы.

Росземкадастр в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель.

Частноправовые способы защиты прав на землю

Государственные и судебные органы располагают многообразными и весомыми средствами восстановления нарушенных прав и законных интересов собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Вместе с тем государство не ограничивает инициативу граждан и юридических лиц по использованию иных средств пресе — чения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения их земельных прав. Эти способы мы предлагаем именовать частноправовыми.

Такими способами, на наш взгляд, надо считать самостоятельные (без обращения за защитой к государствен — ным или судебным органам) действия граждан и юридических лиц (правообладателей земельных участков) по восстановлению их прав на землю либо пресечению действий правонарушителей. Самостоятельные действия могут осуществляться путем самозащиты своего права на земельный участок, в договорной форме либо иными средствами, соответствующими принципам и предписаниям земельного законодательства и федеральным законам. Например, самозащита гражданских прав предусматривается гражданским законодательством. Она должна быть соразмерна нарушениям и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Убытки, причиненные нарушением прав собственника или иного законного владельца земельного участка могут быть возмещены правообладателю на основе его договоренности с правонарушителем о размере и порядке возмещения причиненного ущерба.

-Частноправовые способы защиты прав на землю не могут быть исчерпывающим образом обозначены в законе. Ими должны признаваться все самостоятельные действия правообладателей земельных участков, которыми без нарушения предписаний земельного законодательства, других федеральных законов граждане и юридические лица реализуют свое право на охрану принадлежащих им земельных участков от посягательств на них других лиц.

Законодательно разрешенным способом самозащиты гражданами и юридическими лицами своих земельных прав является разрешение земельного конфликта с участием третейских судов.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (п. 2 ст. 64 ЗК РФ). В этом случае между сторонами заключается договор о передаче рассмотрения спора в третейский суд. Форма и содержание договора, состав третейского суда, порядок рассмотрения спора и иные вопросы третейского производства в настоящее время определяются Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК).

Постоянно действующие третейские суды могут учреждаться различными организациями. При этом процедура разрешения спора и иные вопросы, связанные с работой такого суда, регламентируются правилами, утвержденными организацией, при которой образован соответствующий суд.

Источник: http://be5.biz/pravo/z007/24.html

Статья 153. Гарантии права собственности на земельный участок

В ч. 1. Ст. 41 Конституции Украины закрепила незыблемость права частной собственности граждан. Принудительное возмездное и безвозмездное отчуждение объектов права собственности (в нашем случае земельных участков) допускается только как исключение. Поскольку все субъекты права собственности равны перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции Украины), то указанные гарантии, закономерно, должны распространяться и на других субъектов земельных правоотношений. В защиту права собственности от произвольного его пресечения направлены также положения ст. 1 Протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Согласно ч. 5 ст. 41 Конституции Украины «принудительное возмездное отчуждение объектов права собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения «. В случаях принудительного возмездного отчуждения земельных участков см. комментарий к ст. 140, 143, 145, 146, 147, 150, 151 ЗКУ, Закон Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» .

Относительно принудительного безвозмездного изъятия (конфискации) земельного участка, которая может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом, см.. комментарий к ст. 148 ЗКУ.

В ч. 2. Как отмечалось выше, в комментарии к ч. 1, основы выкупа предусмотренные Конституцией Украины (ст. 41). Подробнее относительно оснований и порядка прекращения права собственности на землю граждан и юридических лиц в результате выкупа см. ст. 146 ЗКУ и комментарий к ней.

Читайте так же:  Течение срока исковой давности прерывается совершением

В ч. 3. Комментируемая норма опосредованное возможностью выкупа земельного участка согласно ст. 146 ЗКУ и предусматривает возможность защиты прав собственника земельного участка от необоснованного ее выкупа путем расторжения или признания недействительным договора выкупа в случае, если после выкупа земельного участка будет установлено, что земельный участок используется не для общественных нужд.

Договор может быть признан недействительным в судебном порядке, если будет доказано, что земельный участок заведомо искупалась не с целью использования ее для общественных нужд, т. е., по терминологии ГК (ст. 230 ГКУ) — вследствие обмана. В других случаях речь должна идти о расторжении договора (см. ст. Ст. 651 — 654 ГКУ).

И признание договора недействительным, и расторжение договора позволяет требовать возмещения причиненных убытков (см. подробнее комментарий к ст. Ст. 156, 157 ЗКУ).

На нашем национально-правовом веб-портале Вы имеете непосредственную возможность найти всё, что требуется для компетентного решения Вашей проблемы: комментированное национальное законодательство, прецеденты рассмотрения дел судами, словарь правовых понятий, все основные нормативные акты, образцы процессуальной документации и адреса государственных органов и организаций Украины.

Информационный веб-портал ООО «Право Украины» предоставляет непосредственную возможность для Вас — получить компетентную юридическую консультацию — консультация юриста онлайн от наших практикующих юристов. Таким образом, если у Вас образовалась правовая проблема, и Вам необходима профессиональная юридическая помощь – оформите форму вопроса. Мы приложим максимум усилий, чтобы Ваши права и законные интересы были эффективно защищены!

Источник: http://juristoff.com/resyrsi/kz/zku/1481-statya-153-garantii-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok

Гражданско-правовая защита права собственности на землю

Гражданско-правовая защита права собственности на землю

Видео (кликните для воспроизведения).

1 Право собственности на землю как объект защиты

2 Защита субъективного права собственности на землю

Концепция развития Российского законодательства предусматривает последовательную реализацию конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает создание эффективного механизма их осуществления и защиты. При этом экономической и юридической основой конституционного строя России признаются право собственности и имущественные права. Эти права должны охраняться законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. Успешное функционирование системы гарантирования имущественных прав субъектов гражданского оборота является абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования рыночной экономики.

Развитие гражданского оборота и вызванные этим процессом изменения системы взаимоотношений в обществе ставят на повестку дня задачу мониторинга системы защиты имущественных прав и совершенствования отдельных составляющих этой системы. Безусловно, земля, являясь важнейшим видом недвижимого имущества, требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ. В связи с этим, очевидно, что несвоевременность корректировки положений, регламентирующих защиту права собственности на землю, ведет к невозможности реализации субъектами права собственности на землю их прав и интересов, гарантированных Конституцией РФ, что, в свою очередь, приведет к невозможности успешного функционирования механизмов рынка земли.

1 Право собственности на землю как объект защиты

Собственность как экономическая категория и право собственности как категория юридическая, появились в глубокой древности, зародившись вместе с обществом. Однако, законодатель в древнерусском праве стремился отразить не юридическое содержание права собственности, а его продолжительность, так как существовали термины «в прок», «на веки», «вечное потомственное владение» и т.д. Вопрос о том, как и каким образом из права владения сформировался современный термин «право собственности» остается дискуссионным и обсуждается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Диссертант подчеркивает, что еще римские ученые-правоведы нашли возможность обеспечения правовой надежности защиты недвижимого имущества в создании специального «института срока давности», т.е. правового основания, гарантировавшего возможность приобретения имущества в собственность на основании срока давности («usucapio»), которое обеспечивало гарантию правовой надежности защиты.

Автор отмечает, что давность становилась юридическим основанием для приобретения права собственности, в частности на землю, только при условии, что данное имущество находилось в законном владении в течение срока, установленного законом. При этом особого порядка признания права собственности по давности владения не существовало.

Подводя промежуточный итог, автор указывает на то, что наличие земли, как и в настоящее время, являлось признаком состоятельности и социальной значимости ее обладателя. В XIX веке защита предоставлялась не столько праву собственности, сколько владению как таковому.

Подчеркивается, что, являясь важнейшим видом недвижимого имущества, земля требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ, закрепляющей принципы, основные положения, которые конкретизируются нормами гражданского и земельного права. В связи с этим далее диссертантом исследуются гарантии, предоставляемые собственникам земли Конституцией РФ. При этом особое внимание уделяется гарантии юридического равенства форм собственности, их равному признанию и защите.

Далее среди рассматриваемых конституционных гарантий диссертант называет гарантию ограничения осуществления собственником своих прав только не нанесением ущерба окружающей среде и защитой охраняемых законом интересов других лиц. Предлагается обратить внимание на то, что законодательство западных государств, устанавливая ограничения прав собственников земли, использует такие формулировки как «установление справедливых социальных отношений», «для общего блага», при случаях, «оправданных общественной пользой или социальными интересами», «по мотивам общественной пользы», а российское законодательство оперирует термином «государственные или муниципальные нужды», что, по мнению автора, не совсем верно.

Анализируя гарантию судебной защиты прав и свобод граждан, автор отмечает, что одним из направлений развития действующего законодательства является расширение сферы судебной власти, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц и государственных органов. При этом подчеркивается, что в демократическом государстве должна быть усилена ответственность за нарушения любой из установленных законом форм собственности.

Подводя итог изложенному во втором параграфе, автор указывает на то, что содержание рассмотренных конституционных норм не лишено декларативности, а их практическая применимость весьма проблематична в силу их безымянности и безадресности. В связи с этим не удивительно, что проблемы, связанные с гражданско-правовой защитой права собственности на землю приобретают чрезмерную остроту и актуальность, и нуждаются во всестороннем исследовании,

2 Защита субъективного права собственности на землю

В юридической практике восстановление нарушенного права на земельный участок в случае его самовольного захвата обеспечивается виндикационным и негаторным исками. При удовлетворении исковых требований судом на лицо, самовольно занявшее земельный участок возлагается обязанность возвратить участок законному владельцу. При этом виндикационный иск защищает правомочие владения, входящее в состав права собственности, а защиту правомочий пользования и распоряжения обеспечивает негаторный иск, посредством которого возможно устранение препятствий, не связанных с лишением владения.

Читайте так же:  Размер взыскания по судебному приказу

Рассматриваются особенности правового регулирования и основания применения такого способа защиты как признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Автор констатирует тот факт, что признание недействительными ненормативных и нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления является формой судебного контроля над состоянием законодательства в Российской Федерации.

Далее обращается внимание на то, что и в Конституции РФ, и в нормах ГК РФ речь идет о возможности обжалования и признания недействительными любых нормативных и ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления. Признание нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным зависит от того, указана ли такая возможность в законе. В случае, если такой возможности не предусмотрено, отмена подобного акта допускается лишь в рамках конституционного судопроизводства (п. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Далее исследуются особенности возмещения вреда, причиненного вследствие издания нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления. Отмечается, что формулировка ст. 61 ЗК РФ противоречит положениям ст. 1069 ГК РФ, по которым вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны ее субъекта или казны муниципального образования.

Автор отмечает, что действующее законодательство не дает четкого и однозначного ответа на вопрос о том, каков порядок изъятия земли в данном случае – судебный или административный? Изучив точки зрения ведущих ученых в области земельного права диссертант утверждает, что, следуя конституционной норме, гарантирующей принудительное отчуждение имущества только по решению суда, следует установить судебный порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Далее автор анализирует немецкий опыт правовой регламентации данного вопроса, отмечая, что в Германии порядок изъятия урегулирован более детально. Российское законодательство, к сожалению, не лишено недостатков и устанавливает лишь цели, для которых может быть изъят земельный участок, но не содержит четкого определения «государственные или муниципальные нужды». Кроме того, не проработан механизм реализации норм об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд. При этом автором подчеркивается, что законодательство не гарантирует собственнику, что изъятый у него земельный участок в дальнейшем будет использоваться по целевому назначению, что, безусловно, является существенным недостатком. Следовательно, приходится констатировать тот факт, что гражданское законодательство, предоставляет собственнику земли явно недостаточно гарантий, а механизм их реализации не разработан, что неизбежно влечет злоупотребления в решении вопросов, связанных с изъятием, на практике.

Суммируя изложенное, автор отмечает — анализ возникновения и развития негаторного иска позволяет сделать вывод, что целями негаторного иска являлись: признание свободы собственности, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, возмещение убытков, причиненных созданными препятствиями, и предоставление гарантий защиты от возможных дальнейших посягательств.

Далее диссертантом рассматривается аналог российского негаторного иска в зарубежном законодательстве. Так, гражданское право Германии защищает собственника главным образом от притязаний третьих лиц, о чем свидетельствует иск об устранении воздействия и воздержания от воздействия (Beseitigungs — undUnterllassung — sprush — actionnegatoria – негаторные). В английском праве существуют иски «из прегрешения», под которыми понимают намеренное вторжение на чужую землю без цели лишить лицо владения, влекущее судебный запрет на необоснованные действия или предписание возместить убытки; а также из «причиненных неудобств», что означает стеснение прав владения, пользования и распоряжения имуществом. При отсутствии конкретного материального ущерба подлежат взысканию «номинальные» убытки. Этими исками обеспечивается свобода от вмешательства в осуществление собственником своих правомочий. Вместе с тем, возможно, что суд присудит денежное возмещение без устранения чинимых неудобств.

Подводя итог, автор высказывает мнение о том, что негаторный иск, являясь одним из наиболее применимых собственниками земельных участков, недостаточно разработан, хотя ему следует уделять больше внимания, следуя традициям римского права и отечественного гражданского законодательства. Думается, что четкая правовая регламентация позволит применять негаторный иск более эффективно именно собственникам земельных участков.

Автор указывает, что традиционно иск о признании права собственности рассматривается как внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретными требованиями о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения. Отмечаются проблемы применения исследуемой статьи в отношении признания права собственности на земельный участок по приобретательной давности. В настоящее время названное основание является одним из наиболее актуальных способов приобретения права собственности. Проведя комплексный анализ положений ранее действовавшего и современного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне, диссертант констатирует существенные разногласия в практике правового регулирования вопросов признания права собственности на землю по давности владения.

Исследуя и анализируя проблемы признания права собственности на землю по давности владения, автор показывает, что в ГК РФ нет должного механизма реализации этого способа. Диссертант высказывает мнение о том, что необходимо учитывать особенности объекта защиты – земельного участка, что, в свою очередь, обуславливает и ряд фактов, которые и приводятся автором. При этом указывается, что в особом внимании нуждается вопрос о гражданско-правовой категории «добросовестность» как об одном из условий применения судом приобретательной давности. Поэтому далее исследуется проблемы применения этой категории в отношении признания права собственности на землю по давности владения.

Значительное внимание уделяется течению сроков в отношении признания права собственности на землю по давности владения. В частности, автор указывает, что действующее законодательство противоречиво, поскольку, допуская возможность применения данного способа защиты, не исключает возможность привлечения давностного владельца к административной ответственность за самовольный захват земельного участка.

1. Горшков М.Ю. Защита права собственности // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики / Материалы межвузовской научно-практической конференции (ч. II). Саратов. 2002.

Читайте так же:  Доверенность на представление интересов на почте

2. Кондакова И.В. Защита права собственности // Актуальные проблемы российского права на рубеже XX – XXI веков / Сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза. 2002.

3. Свечникова И.В. Способы защиты права собственности на земельные участки // Теория и практика управления общественными институтами и процессами в России / Материалы межвузовской научно-практической конференции. Саратов. 2003.

4. Свечникова И.В. Актуальные проблемы защиты права собственности на земельные участки // Современные подходы к управлению социально-экономическими и политическими процессами / Сборник научных трудов. Саратов. 2004. 0, 3 п.л.

5. Свечникова И. В. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Проблемы и перспективы реформирования государственной или муниципальной службы в России: Сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2005.

6. Свечникова И.В. Принцип равенства всех форм собственности как гарантия защиты собственников земли // Актуальные проблемы частноправового регулирования / Материалы международной научно-практической конференции. Самара. 2005.

7. Свечникова И. В. Гражданско-правовая защита права собственности на землю // Вестник Саратовского государственного аграрного университета. 2006. № 5. Вып. 3.

Источник: http://sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_02/684.htm

Защита и гарантии прав собственников земельных участков, пользователей, арендаторов.

Способы защиты права.


Земельные права защищаются в административном и судебном порядке. Способы защиты перечислены в главе 9 ЗК. Эти способы аналогичны, указанным в ст. 12 ГК, но при этом они раскрываются применительно к правам собственников, пользователей и землевладельцев. Способы:

1. Признание права (ст. 59 ГК) осуществляется в судебном порядке и судебное решение – это основание для регистрации данного права.

2. Восстановление положения, которое существовало до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения права (ст. 60).

3. Принуждение к исполнению обязанности в натуре (принуждает суд) лица виновного в нарушении земельных прав собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца (п. 2 ст. 62).

4. Возмещение убытков, взыскание неустойки (п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 62). Это может быть компенсация морального вреда в случаях установленных законом,

5. Прекращение или изменение земельных правоотношений (прекращение сервитутов в судебном порядке).

6. Признание судом актов государственных органов, противоречащими закону (п. 1 ст. 61).

7. Запрет на вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов кроме случаев, указанных в законе.

8. Установление исчерпывающего перечня прекращения или ограничения земельных прав.

9. Установление в законе гарантий

10. Иные способы.

Гарантии земельных прав.

Сам процесс установления гарантий является способом защиты земельных прав.

1. Гарантии при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд:

· перечень государственных и муниципальных нужд устанавливается законодательством (п. 1 ст. 49 ЗК), например, для выполнения международных обязательств, для строительства автодорог и т.д.,

· государственные и муниципальные нужды устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном (касаются только земель субъекта и органов местного самоуправления);

· земля может быть изъята у собственника землевладельца землепользователя, если он предупрежден за 1 год (п. 2 ст. 63 ЗК), ранее можно изъять только с согласия лица;

· изъятие земельных участков возможно только после: 1) предоставления равноценного земельного участка (по желанию лица); 2) возмещения стоимости жилых и иных строений; 3) возмещения убытков в полном объеме (реальный ущерб + упущенная выгода), правила возмещения убытков утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года №262, принято в соответствии со ст. 57 ЗК;

· В отличие от не собственников земли наряду со всеми теми гарантиями, которые уже указаны, собственник может рассчитывать на рыночную стоимость земельного участка (когда бесплатно не предоставлен равноценный);

В ГК выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд ст. 279 – 283. Если не достигнуто соглашение об изъятии земельного участка, то орган, принявший такое решение (исполнительный орган РФ, субъекта РФ, местного самоуправления) может обратиться в суд, в течение 3-х лет с момента, когда лицо было уведомлено письменно о принятом решении. С этого же момента, если собственник (землепользователь, землевладелец) будут производить действия, повышающие стоимость земли (постройка этажа дома, теплицы) эти расходы возмещаться не будут.

2. Гарантии изъятия земельных участков в случае нарушения земельного законодательства (ст. 285, 286). Суть этих гарантий заключается в том, что:

· в законодательстве перечислены основания, когда может быть изъят земельный участок, т. е. установлены соответствующие перечни (п. 2 ст. 45 ЗК, 284, 285 ГК);

· должен быть обязательно соблюдена процедура изъятия, т. е. порядок (ст. 286 и 287 ГК отсылает к ст. 54 ЗК).

В случае нарушения земельного законодательства, лицо привлекается к административной ответственности. При этом лицо должно устранить данные правонарушения в установленные законом сроки. В законе может быть указано, что в случае неустранения данных правонарушений земельный участок может быть изъят (по истечению срока производится проверка контрольными органами).

3. Гарантии установлены ст. 39 ЗК в случаях, когда не земельном участке в результате пожара, стихийных бедствий, ветхости разрушен объект недвижимости, т. е. строение сооружение. На восстановление строения лицу дается 3 года, если по каким-то объективным причинам, лицо не преступило к восстановлению в течение указанного срока, то органы общей компетенции могут продлить этот срок по заявлению лиц, иначе будет изъятие земли за использование не по целевому назначению. На арендаторов, эта гарантия не распространяется, так как форс-мажорные обстоятельства прописываются в договоре аренды.

4. Гарантии в случае установления сервитута. Если это частный сервитут, то лицо, чьи права ограничены, имеет право на соразмерную плату (п. 6 ст. 23 ЗК). Когда речь идет о публичном сервитуте см. п. 7 ст. 23. Если речь идет о землепользователе, то в случае невозможности использования земельного участка лицо может требовать изъятия данного участка, он может рассчитывать на равноценный земельный участок или возмещение убытков. Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании земли, то собственник может требовать соразмерную плату от органа, который установил данный сервитут.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mylektsii.ru/6-79208.html

Гарантии права собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here