Гражданско правовая ответственность иностранных лиц

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Гражданско правовая ответственность иностранных лиц" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Основы законодательства Российской Федерации

Тема 9. Обязанности и ответственность иностранных граждан в Российской Федерации

Гражданско-правовая ответственность в РФ: за гражданские правонарушения. Регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

Дисциплинарная ответственность в РФ (дисциплинарный проступок; замечание, выговор, увольнение). Регулируется Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

Административная ответственность иностранных граждан в РФ (административное правонарушение; предупреждение, административный штраф, административное выдворение). Регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Формы принудительного возвращения иностранного гражданина в государство его гражданства: депортация, административное выдворение, реадмиссия.

Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ (штраф, обязательные работы, лишение свободы). Регулируется Уголовным кодексом РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Кодекс об административных правонарушениях РФ (Административный кодекс: № 195-ФЗ от 30.12.2001) – это защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. (Ст. 1.2)

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. (ст. 1.4.1)

По общему правилу иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, может привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
Основные виды наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида);
4) административный арест;
5) дисквалификация;
6) административное приостановление деятельности;
7) обязательные работы.
Дополнительные виды наказания:
1) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
2) лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида;
3) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
4) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Статья 3.4. Предупреждение
1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Статья 3.5. Административный штраф
1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.
2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения – менее пятисот рублей.
5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в России сокращен, он должен покинуть страну в течение 3 дней.

По общему правилу административное выдворение иностранного гражданина из Российской Федерации осуществляется
— за счет иностранного гражданина,
— за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является данный иностранный гражданин, если иностранный гражданин был принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации.
Если установление приглашающей стороны невозможно, расходы, необходимые для осуществления депортации или административного выдворения, осуществляются за счет средств федерального бюджета РФ.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
2. За одно противоправное деяние можно нести либо административную, либо уголовную ответственность.

Обжалование
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

Каждый (в том числе и иностранный гражданин) вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Источник: http://xn--g1arj2c.xn--p1ai/load/osnovy_zakonodatelstva_rf/otvetstvennost/9-1-0-219

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства по российскому уголовному праву (ст. 11 УК РФ)

Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Принадлежность к гражданству Российской Федерации определяется на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

Читайте так же:  Существует ли генеральная доверенность

К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся:

1)главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители;

2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;

3)первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

4)Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/8_101458_otvetstvennost-inostrannih-grazhdan-i-lits-bez-grazhdanstva-po-rossiyskomu-ugolovnomu-pravu-st—uk-rf.html

Иностранные граждане – понятие и правовой статус. Правовая ответственность иностранных граждан. Лица без гражданства

Иностранные граждане —это лица, находящиеся на тер­ритории государства, гражданами которого они не являются, и имеющие доказательства принадлежности к граждан­ству другого государства. Они могут быть либо постоянно про­живающими, либо временно пребывающими в иностранном го­сударстве.

Правовое положение иностранных граждан регулируется как законами государства пребывания, так и международными договорами. Вместе с тем они сохраняют правовую связь с госу­дарством, гражданами которого они являются, и пользуются его защитой и покровительством.

Внутригосударственное законодательство об иностранных гражданах включает как акты общего характера — законы о правовом положении иностранных граждан, так и специальные акты, в той или иной мере касающиеся прав иностранных гра­ждан,— законы (кодексы) в сфере гражданского права и граж­данского процесса, семейного права, трудового права, законы об образовании, социальном обеспечении и т. п.

Большинство населения в странах мира, в том числе и в Республике Беларусь, составляют граждане. Вместе с тем на их территориях проживают также (а в некоторых странах – Бельгия, Швейцария, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и др. – в довольно значительном количестве) иностранцы и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства*.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства*.

Правовой статус указанных категорий лиц определяется Конституцией, Законом от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», а также другими нормативными актами. Правовое положение иностранных граждан может определяться также на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

Имеются две категории иностранных граждан и лиц без гражданства: постоянно проживающие и временно проживающие в Республике Беларусь.

Указанные лица въезжают на постоянное жительство в Республику Беларусь только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии иммиграционной визы (разрешения на въезд), которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь и действительна в течение одного года со дня ее выдачи.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11) иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода

Правоохранительными органами Республики Беларусь особое внимание уделяется вопросам противодействия незаконной миграции. Деятельность Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подчиненных подразделений органов внутренних дел в данном направлении организуется в соответствии со следующими нормативными актами Республики Беларусь:

Конституция Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006г. № 73 в редакции постановления от 9 июля 2010 г. №1030 «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства» от 15 марта 2007 г. № 333.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 146 «Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц»

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/11_7279_inostrannie-grazhdane—ponyatie-i-pravovoy-status-pravovaya-otvetstvennost-inostrannih-grazhdan-litsa-bez-grazhdanstva.html

Гражданско-правовая ответственность государства

Государство может являться субъектом ответственности в случае нарушения субъективных прав граждан и юридических лиц. Ответственность государства можно рассматривать в двух видах: договорная, в случаях участия в договорных обязательствах, и деликтная ответственность за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам неправомерными актами власти.

Читайте так же:  Истек срок подачи апелляционной жалобы

Первоначально в России и большинстве зарубежных стран была обоснована и законодательно закреплена гражданско-правовая ответственность только в случаях его участия в «чисто» гражданско-правовых обязательствах в качестве казны, хотя и для реализации специфических публичных функций. В дальнейшем, с развитием конституционного права, с изменением представлений о публичной сущности государства появляется новый вид обязательственных отношений, субъектом которых выступает государство: обязательства по возмещению вреда, причиненному незаконными актами власти и ненадлежащим исполнением публичных функций государства.

Следует отметить, что в статьях ГК, устанавливающих обязанности государства в гражданско-правовых отношениях, законодатель избегает упоминать термин «ответственность», и тем более «ответственность государства», в отличие от статей, закрепляющих ответственность граждан и юридических лиц. Кроме того, в главе «Ответственность за нарушение обязательств» легального определения ответственности не дается вообще. В этом видно скрытое стремление государства избежать ответственности за неисполнение своих обязательств. Иллюстрацией к этому могут служить события августа 1998 г., когда вследствие участия государства в гражданских отношениях (выпуск государственных краткосрочных облигаций) и ненадлежащего выполнения своих публичных функций (защита и обеспечение устойчивости рубля, регулирование объема денежной массы в стране, поддержания покупательной способности рубля и др.) гражданам и юридическим лицам был причинен значительный имущественный ущерб, за который государство не признало себя ответственным. (9, с.59).

Учитывая множественность субъектов, выступающих как государство, законодатель прежде всего отделяет ответственность Российской Федерации от ее субъектов: они не отвечают по обязательствам друг друга, если только не принимали на себя гарантию (поручительство) по ним. Таким же образом разграничена ответственность Российской Федерации (или ее субъектов) и созданных ими юридических лиц.

При привлечении к имущественной ответственности Российской Федерации или ее субъектов возникает необходимость определить, кто должен выступать ответчиком по делу. Прямое указание на этот счет может содержаться в законе. Так, в силу ст.1071 ГК «Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет» от имени казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, выступают «соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина». Разъяснение смысла приведенной нормы применительно к случаю предъявления иска о возмещении убытков по ст.16 ГК (см. коммент. к ней) содержится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: в подобных случаях взыскание обращается на имущество соответственно Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а ответчиком по делу признаются указанные субъекты в лице соответствующего финансового или иного право-уполномоченного органа. Таким образом, есть основания предполагать, что ответчиком, т.е. стороной спорного материального правоотношения должна являться РФ или субъект РФ, а соответствующий его орган — это лишь его представитель.(10).

Одна из особенностей гражданско-правовой ответственности состоит в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков, то есть компенсационной природе данного вида ответственности. Однако в законодательстве имеются отдельные положения, закрепляющие заведомо неэквивалентный характер имущественной ответственности государства. Так, в соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции и товаров для федеральных государственных нужд» в случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции, причем до фактического исполнения обязательства, с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки, а также возмещает понесенные покупателем убытки. Объем ответственности в данном случае явно несоразмерен допущенному нарушению, что свидетельствует об использовании государством публичных прерогатив для установления особого льготного режима собственного участия, не основанного на экономических предпосылках. (9, с.73).

Особое значение в настоящее время приобрела субсидиарная ответственность государства за действия созданных им юридических лиц. Это новый для российского права вид ответственности государства, возникающий чаще всего при нарушении учреждением или казенным предприятием договорных обязательств. В случаях, когда учредитель учреждения и собственник имущества, переданного в оперативное управление учреждению, не совпадают, субъектом субсидиарной ответственности по долгам учреждения является собственник имущества — Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Государство может нести субсидиарную ответственность и в качестве поручителя, причем часто в нормативных актах при этом возникает понятие «гарантия»: Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика «стороны государственного контракта» в пределах выделенных для этого средств; Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 предусмотрено предоставление государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора; гарантии (поручительства) от имени Российской Федерации по кредитам (займам) могут осуществляться на основе договоров, заключаемых «от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации», а также «от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской Федерации, оформленному в виде его постановления» (ст.3 Федерального закона от 7 декабря 1994 г. «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям»).(9)

Одной из наиболее существенных особенностей ответственности государства как участника имущественных отношений является наличие у него иммунитета. Термином «иммунитет» пользуются для обозначения особого положения субъекта, его преимуществ по сравнению с общим правилом, синоним институтов безответственности и неприкосновенности. Применительно к государству под иммунитетом можно понимать правовое средство, позволяющее ему освобождаться от ответственности за совершенное правонарушение. В теории права современного периода очевидным, бесспорным, научно обоснованным выступает иммунитет внешний. И хотя иммунитеты государств носят обычно-правовой характер и до сих пор не получили конвенционного закрепления на универсальном (всемирном) уровне, международно-правовой принцип наделения иммунитетом иностранного государства — один из наиболее уважаемых, получивших закрепление в двусторонних международно-правовых договорах или национальных законах. Суть внешнего иммунитета государства сводится к тому, что государства во взаимоотношениях с другими государствами, иностранными гражданами и юридическими лицами, неподсудны судам других государств, что освобождает их также от принудительного обеспечения иска и от принудительного исполнения судебных решений. (9, с.77-78)

Источник: http://vuzlit.ru/1220800/grazhdansko_pravovaya_otvetstvennost_gosudarstva

Гражданско-правовое положение иностранцев

Институт безвестного отсутствия и признания таких лиц умершими известен законодательству далеко не всех государств. Во Франции (и в других государствах

Гражданско-правовое положение иностранцев

Юриспруденция, право, государство

Другие статьи по предмету

Гражданско-правовое положение иностранцев

Забелова Людмила Борисовна кандидат юридических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.

Основы правового статуса иностранных граждан

В МЧП определены следующие категории физических лиц:

иностранные граждане это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

бипатриды лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

Читайте так же:  Возмещение ущерба застройщика

апатриды лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

беженцы лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами , основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт включает пять составляющих:

1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);

2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

Видео (кликните для воспроизведения).

3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ» , «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

1) временно пребывающие в России;

2) временно проживающие в России;

3) постоянно проживающие в России.

Для каждой категории граждан предусмотрены определенные основания и сроки нахождения на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается территориальным органом МВД РФ, о чем делается отметка в миграционной карте.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;


3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4)состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ;

6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Территориальный орган МВД РФ по заявлению, поданному временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее, чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления. Основания для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание содержатся в ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», причем перечень таких оснований является исчерпывающим.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД РФ не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 Закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим.

Наряду с положениями, регулирующими гражданский и трудовой статус иностранных граждан на территории России, Закон содержит обширные требования административно-правового характера, касающиеся:

порядка оформления приглашений на въезд в РФ (глава 2);

регистрации иностранных граждан в РФ (глава 3);

учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в РФ (глава 4);

контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ (глава 5);

применения ответственности за нарушения настоящего Закона, включая административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ (глава 6).

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ . Генеральная коллизионная привязка личного закона это закон государства гражданства, субсидиарная право государства места жительства. Личный закон иностранного гражданина это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ (п. 3 ст. 1195 ГК РФ). Понятие категории «место жительства» определено в ст. 20 ГК РФ.

Читайте так же:  Запрос суда об истребовании доказательств

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 ГК РФ). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). По сравнению со статусом других категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).

Гражданская правоспособность физических лиц это способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность свойственна человеку как жизнеспособному существу, она не зависит от возраста, состояния здоровья, умственных способностей. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 ГК РФ). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62). Положения Конституции основа правового положения иностранцев на территории РФ. В российском законодательстве установлены изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Источник: http://www.studsell.com/view/35789/

§ 7. Гражданско-правовая ответственность

является одной из форм государственно-принудительного воздействия на правонарушителей; 2)

применяется специально уполномоченными на то государственными органами (судом, арбитражным судом, третейским судом); 3)

налагается в установленном законом процессуальном порядке; 4)

обращена к лицам, допустившим правонарушения; 5)

состоит в применении предусмотренных законом санкций.

Все санкции, встречающиеся в гражданском праве, можно разделить на четыре вида: 1)

конфискационные санкции — представляют собой безвозмездное изъятие имущества в пользу государства. Так, согласно ст. 169 ГК РФ в случае исполнения сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, в доход Российской Федерации взыскивается все полученное сторонами по сделке; 2)

стимулирующие санкции — представляют собой взыскание в пользу потерпевшей стороны независимо от убытков (штраф, пени); 3)

компенсационные санкции — направлены на восстановление имущественной сферы потерпевшего, на возмещение понесенных им убытков; 4)

отказ в защите права — применяется в случае злоупотребления лицом своим правом, например, когда лицо осуществляет свое право для достижения цели, запрещенной законом.

Гражданско-правовая ответственность — это мера государственно-принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав, выраженная в наложении на него обременительных обязанностей имущественного характера в целях восстановления имущественного положения потерпевшего.

Особенности гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность обладает определенными особенностями, которые и позволяют отделить гражданскую ответственность от других видов юридической ответственности: 1)

так как гражданское право регулирует в основном имущественные отношения, то и ответственность в гражданском праве носит прежде всего имущественный характер, воздействует на имущественную сферу правонарушителя. И лишь в некоторых случаях (при защите личных неимущественных благ) могут применяться санкции неимущественного характера, например выноситься постановление об опубликовании средствами массовой информации опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию; 2)

в подавляющем большинстве случаев гражданско-правовая ответственность — это ответственность правонарушителя перед потерпевшим, и лишь в отдельных случаях, когда правонарушением затрагиваются интересы всего общества, допускается ответственность правонарушителя перед государством; 3)

гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, т. е. ее целью является восстановление имущественной сферы потерпевшего. Это предопределяет некоторые правила определения размера ответственности. Так, существует принцип полного возмещения вреда или убытков. Закон может предусматривать исключения из данного правила, и размер ответственности может быть повышен или снижен. Компенсационным характером ответственности объясняется и возможность снижения неустойки, чрезмерно превышающей реально причиненные убытки; 4)

гражданско-правовая ответственность предполагает равенство ответственности за однотипные правонарушения ко всем участникам гражданского оборота.

Виды гражданско-правовой ответственности. В гражданском правоотношении всегда имеются две стороны: управомоченная и обязанная.

Долевая ответственность означает, что ущерб возмещается каждым причинителем в соответствии со своей долей, установленной законом или договором. Если доли сторон не определены, то каждый из должников несет ответственность в равной с другими доле. Правила о долевой ответственности применяются во всех случаях, когда законом или договором не установлен другой вид ответственности (солидарная или субсидиарная). Так, долевая ответственность (пропорционально стоимости его вклада в общее дело) предусмотрена для участников договора простого товарищества по общим договорным обязательствам, если договор простого товарищества не связан с осуществлением предпринимательской деятельности. Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в размере действительной стоимости (доли) перешедшего к ним по наследству имущества.

Солидарная ответственность означает, что кредитор может предъявить требование к любому из должников, причем как в полной сумме долга, так и в части. В свою очередь остальные должники будут нести ответственность перед своим товарищем, возместившим вред за всех, но уже в равных долях. Данный вид ответственности является более предпочтительным в полном объеме в случае возможности выбрать самого богатого из должников. Правила о солидарной ответственности применяются только в случаях, указанных в законе или договоре. Так, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. Солидарно отвечают по обязательствам товарищества его участники.

Субсидиарная ответственность — это ответственность, дополнительная к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность. Если субсидиарный (дополнительный) должник удовлетворил требования кредитора, то при соблюдении определенных условий у него появляется право требования к основному должнику. Правила о субсидиарной ответственности применяются только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Так, родители лица в возрасте от 14 до 18 лет несут дополнительную ответственность за вред, причиненный им, в размере, не покрытом средствами несовершеннолетнего. Или собственник, финансирующий учреждение, несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения.

Регрессная ответственность имеет место тогда, когда допускается ответственность одного лица за деятельность другого, и состоит в восстановлении имущественной сферы того лица, которое понесло убытки по вине другого. Так, за вред, причиненный работником юридического лица при исполне- нии им трудовых (служебных) обязанностей, ответственность несет само юридическое лицо, однако затем при определенных условиях юридическое лицо будет иметь право предъявить регрессное требование к работнику, виновному в причинении вреда.

Смешанная ответственность. Правила смешанной ответственности применяются в тех случаях, когда вред и убытки являются результатом виновных действий обеих сторон. Фактически в этом случае речь идет об уменьшении ответственности одного лица перед другим, если другое лицо также виновно в последствиях. Наиболее показательным примером является дорожно-транспортное происшествие, когда оба водителя допустили ошибки, нарушили Правила дорожного движения. Размер ответственности зависит от степени вины того и другого.

Читайте так же:  Служба жалоб на полицию

Условия гражданско-правовой ответственности. Гражданско- правовая ответственность наступает не за всякое деяние, обладающее признаком гражданской противоправности. Основанием для наложения мер гражданской ответственности является такое нарушение гражданских прав, которое обладает набором признаков гражданско-правовой ответственности, в совокупности образующих состав гражданского правонарушения: противоправность поведения; наличие вреда или убытков; причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями; вина правонарушителя.

1. Противоправность поведения. Гражданско-правовая ответственность может наступить только в том случае, если действия лица являются противоправными. Поэтому признак противоправности является обязательным. Лишь в исключительных случаях закон может возложить гражданскую ответственность на лиц, чье поведение является правомерным (например, в случае причинения вреда в состоянии крайней необходимости).

Признание поведения противоправным основывается на следующем:

а) это поведение нарушает законодательные нормы. Однако большую часть гражданского законодательства составляют дис- позитивные нормы, предоставляющие лицам свободу выбора варианта поведения. Такие нормы невозможно нарушить теоретически. Поэтому, строго говоря, противоправными могут быть только такие действия, которые нарушают императивные требования закона;

б) понятие противоправности в гражданском праве является гораздо более широким, чем это принято в других отраслях права. Дело в том, что с точки зрения гражданского права противоправным признается также такое поведение, которое противоречит нормам, установленным в договоре, т. е. нарушает права и обязанности, установленные самими сторонами;

в) в том случае, когда между лицами возникают правоотношения, не урегулированные нормами гражданского права, оценка их правомерности может производиться на основе общих начал и смысла гражданского законодательства, а также на основе обычаев делового оборота’,

г) иногда закон связывает понятия противоправности с несоблюдением общепринятых норм нравственности. Так, является ничтожной сделка, заключенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Однако чаще всего нормы морали играют значение для определения правомерности действий лишь тогда, когда закон прямо указывает на необходимость их соблюдения, тем самым придавая им правовой характер.

2. Наличие вреда или убытков. Под вредом в гражданском праве понимают всякое умаление личного или имущественного блага. Вред может быть материальным и моральным. Моральный вред подлежит компенсации лишь в случаях, предусмотренных законом (причинение морального вреда нарушением личных неимущественных прав, например нарушением права на честь и достоинство, вреда жизни и здоровью, нарушение прав потребителя и др.). Вред может быть возмещен двумя способами: в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, ремонт поврежденной вещи и т. п.) и в форме возмещения убытков.

Убытки — это имущественные потери, выраженные в денежной форме. Под убытками понимаются:

а) расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;

б) утрата или повреждение имущества этого лица.

Оба эти вида убытков охватываются понятием реального ущерба;

в) упущенная выгода, т. е. неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Упущенную выгоду в любом случае необходимо доказать. Л В гражданском праве существует принцип полноты возмещения убытков. Размер возмещения может быть повышен или снижен в случаях, предусмотренных законом или договором. 3.

Причинная связь между противоправным поведением и вредоносными последствиями. Это необходимая, объективно существующая разновидность взаимосвязи явлений (причины и следствия), которая характеризуется тем, что:

а) из этих двух явлений одно (причина) всегда предшествует другому (следствию);

б) следствие есть всегда результат действия причины. Этот признак позволяет отличить взаимосвязь причины и следствия от взаимосвязи условия и обусловленного. Дело в том, что необходимое условие — это обстоятельство, без которого невозможно было бы наступление обусловленного. Причина — более узкое понятие: это такое явление, которое в силу внутренне ему присущих свойств влечет наступление последствия;

в) причинно-следственная связь всегда объективна, т. е. является реально существующей и в аналогичных условиях неизбежно породит такие же последствия;

г) гражданское право имеет дело с общественными явлениями, поэтому надо различать физическую причину и причину в юридическом смысле. Так, один человек, для того чтобы досадить своему соседу, привязал его корову к рельсам железной дороги так, что она неизбежно оказалась бы перееханной поездом. Причиной в физическом смысле окажется поезд. Право же признает причиной гибели коровы только действия лица, ее привязавшего. 4.

Вина как условие гражданско-правовой ответственности. В гражданском праве неприменим уголовно-правовой подход к определению вины как к исключительно субъективному осознанию деяния или как к психическому отношению лица к содеянному, потому что:

а) субъектами гражданского права, кроме граждан, являются и юридические лица, о наличии психического отношения которых к чему-либо говорить весьма проблематично;

б) в гражданском праве в подавляющем большинстве случаев не имеют значения различные формы вины (прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность). Чаще всего требуется лишь наличие вины как таковой. В очень редких случаях требуется установление наличия умысла или неосторожности в грубой форме. . , ., .

Вот почему в гражданском праве дается объективированное определение вины. Для ее установления выясняют, принял ли виновный все меры для надлежащего исполнения обязательств. Соответственно вина будет присутствовать в действиях того лица, которое приняло не все возможные меры.

В гражданско-правовых отношениях действует презумпция вины нарушителя. Это означает, что потерпевший не обязан доказывать вину нарушителя как условие ответственности, так как она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его вине. Если он не сможет этого сделать, неизбежно наступит его ответственность перед потерпевшим.

Существуют следующие отклонения от принципа виновной ответственности:

а) законом предусмотрены случаи ответственности за чужую вину (например, ответственность юридического лица за вред, причиненный по вине его работника; ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетним, ответственность поручителя и т. п.);

б) иногда для наступления гражданской ответственности вообще не требуется установление вины. Так, вред, причиненный источником повышенной опасности (транспортное средство, электроэнергия высокого напряжения, сильнодействующие яды, строительная деятельность и т. д.), подлежит возмещению, если владелец источника повышенной опасности не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Только непреодолимая сила является основанием для освобождения от ответственности профессионального предпринимателя (непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства);

в) в некоторых случаях законом предусматривается абсолютная ответственность, т. е. независимо от действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Так, воздушный перевозчик несет ответственность за все случаи причинения вреда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lawbook.online/osnovyi-prava-knigi/grajdansko-pravovaya-otvetstvennost-24619.html

Гражданско правовая ответственность иностранных лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here