Исполнение решения хозяйственного суда

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Исполнение решения хозяйственного суда" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Правовед

Раздел 14. Исполнение, решение, определение, постановления.

Статья 115. Обязательность исполнения судебных решений.
Решения, определения, постановления хозяйственного суда, вступившие в законную силу, обязательны на всей территории Украины и исполняются в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве».
(Статья 115 в редакции Закона №2539-III от 21.06.2001, с изменениями, внесенными в соответствии с Законом №2922-III от 10.01.2002)


Статья 115-1.

(Статья 115-1 исключена на основании Закона №2539-III от 21.06.2001)

Статья 116. Приказ хозяйственного суда и предъявление его для исполнения.
Исполнение решения хозяйственного суда производится на основании выданного им приказа, являющегося исполнительным документом. Приказ выдается взыскателю или направляется ему после вступления судебного решения в законную силу. Приказы о взыскании государственной пошлины направляются местным органам налоговой службы.
Приказы о взыскании денежных сумм выдаются взыскателю или направляются ему заказным либо ценным письмом.
В случае полного или частичного удовлетворения первоначального и встречного исков приказы о взыскании денежных сумм выдаются отдельно по каждому иску.
Если судебное решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть проведено в различных местах, выдаются приказы с указанием той части судебного решения, которая подлежит исполнению по данному приказу.
(Статья 116 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами №2056-III от 19.10.2000,№2539-III от 21.06.2001, №2922-III от 10.01.2002, № 2900-IV от 22.09.2005)

Статья 118. Срок предъявления приказа.
Выданный взыскателю приказ может быть предъявлен к исполнению не позднее трех лет со дня принятия решения, определения, постановления или истечения срока, установленного при отсрочке исполнения судебного решения, либо после вынесения постановления о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению. В этот срок не засчитывается время, на которое выполнение судебного решения было приостановлено.
(Кодекс дополнен статьей 118 в соответствии с Законом №2539-III от 21.06.2001, с измененияими, внесенными в соответствии с Законом №2456-IV от 03.03.2005)

Статья 119. Восстановление пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению.
В случае пропуска срока предъявления приказа к исполнению по причинам, признанным хозяйственным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в хозяйственный суд, принявший судебное решение. Заявление рассматривается в заседании хозяйственного суда, о времени и месте которого уведомляются определением взыскатель и должник. Неявка должника и взыскателя в судебное заседание не препятствует рассмотрению заявления.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику.
Определение может быть обжаловано в установленном настоящим Кодексом порядке.
(Кодекс дополнен статьей 119 в соответствии с Законом №2539-III от 21.06.2001)

Статья 120. Выдача дубликата приказа.
В случае утраты приказа хозяйственный суд может выдать его дубликат, если взыскатель или государственный исполнитель обратился с заявлением об этом до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению.
О выдаче дубликата приказа выносится определение.
К заявлению о выдаче дубликата приказа должны быть приложены:
справка учреждения банка, государственного исполнителя или органа связи об утрате приказа;
при утрате приказа взыскателем — справка взыскателя, подписанная руководителем или заместителем руководителя и главным (старшим) бухгалтером предприятия, организации, что приказ утрачен и к исполнению не предъявлен.
(Статья 120 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами №92056-III от 19.10.2000, №2456-IV от 03.03:2005)


Статья 121-1. Приостановление исполнения судебного решения.

Суд кассационной инстанции по заявлению стороны или представлению прокурора либо по своей инициативе может приостановить исполнение обжалованного решения хозяйственного суда до окончания его пересмотра в порядке кассации.
О приостановлении исполнения судебного решения выносится определение.
После окончания пересмотра обжалованного судебного решения хозяйственный суд может возобновить исполнение судебного решения, о чем выносится определение.
(Кодекс дополнен статьей 121-1 в соответствии с Законом №2539-III от 21.06.2001)


Статья 121-2. Обжалование действий или бездействия органов Государственной исполнительной службы.

Жалобы на действия или бездействие органов Государственной исполнительной службы при исполнении решений, определений, постановлений хозяйственных судов могут быть поданы взыскателем, должником или прокурором в течение десяти дней со дня совершения обжалуемого действия, либо со дня, когда указанным лицам стало о нем известно, либо со дня, когда действие должно было быть совершено.
Жалобы на действия органов Государственной исполнительной службы рассматриваются хозяйственным судом в судебном заседании, о времени и месте которого уведомляются определением взыскатель, должник или прокурор и орган исполнения судебных решений. Неявка должника, взыскателя, прокурора или представителя органа Государственной исполнительной службы в судебное заседание не препятствует рассмотрению жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику и органу исполнения судебных решений. Определение может быть обжаловано в установленном настоящим Кодексом порядке.
(Кодекс дополнен статьей 121-2 в соответствии с Законом №2539-III от 21.06.2001)

Источник: http://www.pravoved.in.ua/section-kodeks/96-hpku/642-glava17.html

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 28 марта 2002 года №04-5/365

О некоторых вопросах практики выполнения решений, постановлений хозяйственных судов Украины

(по состоянию на 31 мая 2007 года)

С целью правильного и одинакового применения раздела XIV Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее — ГПК) относительно порядка выполнения решений, постановлений хозяйственных судов Высший хозяйственный суд Украины считает необходимым дать такое разъяснение.

1. Согласно статье 116 ГПК выполнение решения хозяйственного суда осуществляется на основании выданного им приказа, который является исполнительным документом. Приказ выдается взимателю или посылается ему после вступления судебного решения в законную силу. Следовательно дата выдачи приказа должна совпадать с датой вступления решения хозяйственного суда в законную силу согласно требованиям статьи 85 ГПК, а срок действия приказа должен соответствовать статье 118 ГПК, согласно которому этот срок должен составлять три года.

2. По содержанию статей 116 и 117 ГПК издавать приказы имеют право исключительно местные хозяйственные суды после разрешения ими споров в первой инстанции. В случае отменены или изменения решения местного хозяйственного суда по результатам его пересмотра в апелляционном или в кассационном порядке, апелляционная или кассационная инстанция в резолютивной части своего постановления должна обязать хозяйственный суд первой инстанции издать соответствующий приказ, в частности, о повороте выполнения решения, постановления в соответствии с требованиями статьи 122 ГПК.

3. Частями второй — пятой статьи 117 ГПК определены основания подачи и общий порядок рассмотрения хозяйственным судом заявлений взимателей или должников об исправлении ошибки, допущенной при оформлении или издании приказа, признании приказа таким, который не подлежит выполнению, и взыскание в пользу должника безосновательно полученного взимателем по приказу.

Читайте так же:  Каков срок исковой давности по трудовым спорам

При применении указанных предписаний хозяйственным судом необходимо учитывать следующее.

Источник: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29819

Энциклопедия решений. Исполнение решения суда по косвенному иску участника (акционера) хозяйственного общества

Исполнение решения суда по косвенному иску участника (акционера) хозяйственного общества

Одной из стадий арбитражного процесса является исполнительное производство (ч. 1 ст. 318 АПК РФ). По общему правилу принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа (ч. 2 ст. 318 АПК РФ).

Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом (ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

В исполнительном листе указываются сведения о взыскателе (п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В судебной практике долгое время не существовало единого правового подхода к вопросу о том, кого следует указывать в исполнительном листе в качестве взыскателя, если судебный акт принят по иску участника (акционера) хозяйственного общества (далее также — общество), предъявленному в интересах общества (косвенному иску). Некоторые судьи полагали, что взыскателем по исполнительному документу является общество, поскольку судебный акт принят в его пользу и именно оно имеет право требовать получения денежной суммы, решение о взыскании которой принял арбитражный суд (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2009 N Ф04-6767/2008(4184-А46-8)).

В других случаях суды занимали несколько иную позицию по этому вопросу. Поскольку судебный акт о признании недействительной сделки, стороной которой является общество, о применении последствий недействительности сделки, о возмещении обществу убытков, причиненных по вине его органов управления (что составляет предмет косвенного иска) принимается в пользу общества, само общество обладает правом на получение взысканных денежных средств. Но участник, предъявляющий иск от имени и в интересах общества, обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 4 ст. 53 АПК РФ). Следовательно, он имеет как право на возбуждение дела в суде, так и право требовать принудительного исполнения судебного решения.

Кроме того, отсутствие у участника общества права требовать исполнения судебного акта может привести к тому, что возможность исполнения этого акта будет утрачена. Например, очевидно, что в ситуации, когда арбитражным судом было удовлетворено исковое требование участника общества о возмещении убытков, причиненных обществу виновными действиями (или бездействием) его единоличного исполнительного органа или управляющей организации (управляющего), такое лицо, действуя от имени общества, может воспрепятствовать исполнению судебного акта. Поэтому с целью реального исполнения вступившего в силу судебного акта (ст. 16 АПК РФ) участник (акционер) общества, по чьей инициативе было возбуждено дело, может быть указан в исполнительном листе в качестве процессуального взыскателя (постановление ФАС Московского округа от 28.07.2008 N КГ-А40/6619-08). Более того, судьи считали возможным указывать в исполнительном листе участника общества в качестве процессуального взыскателя наряду с самим обществом (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2009 N Ф04-6767/2008).

В пп. 2 п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью» сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой решение об удовлетворении требования по иску участника о признании сделки недействительной принимается в пользу общества, в интересах которого был предъявлен иск. При этом в исполнительном листе в качестве взыскателя указывается участник, осуществлявший процессуальные права и обязанности истца, а в качестве лица, в пользу которого производится взыскание, — общество, в интересах которого был предъявлен иск.

Представляется, что этот правовой подход может быть распространен и на случаи, когда решением арбитражного суда по иску участника (акционера) общества взыскиваются убытки, причиненные обществу, поскольку в таких ситуациях участник, предъявляющий косвенный иск, также пользуется процессуальными правами истца, а также обладает правом требовать принудительное исполнение решения арбитражного суда в пользу общества (ч. 1 ст. 225.8 АПК РФ).

Таким образом, взыскателем в исполнительном производстве по исполнению судебного акта, принятого в результате рассмотрения косвенного иска участника хозяйственного общества, является этот участник (см. также постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 N Ф09-8227/14).

Внимание

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта (п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ).

В правоприменительной практике возникают ситуации, когда участник (акционер) общества, получивший исполнительный лист в связи с удовлетворением арбитражным судом его требований по косвенному иску (процессуальный взыскатель), длительное время не предъявляет его для исполнения в службу судебных приставов. Поскольку исполнительный лист, как правило, выдается только один (ч. 4 ст. 319 АПК РФ), общество, в пользу которого был принят судебный акт (материальный взыскатель), может утратить возможность взыскания присужденных ему денежных средств с ответчика. Порядок действий общества в такой ситуации закон не регулирует.

В судебной практике встречается мнение о том, что в случае, если процессуальный истец, не являющийся материальным взыскателем, получит исполнительный лист и в разумный срок не предъявит его в службу судебных приставов для осуществления принудительного исполнения судебного решения в пользу материального взыскателя, последний вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче ему дубликата исполнительного листа (ст.ст. 319, 323 АПК РФ). Полученный для материального взыскателя процессуальным истцом и им удерживаемый без предъявления к исполнению исполнительный лист может считаться в этом случае утраченным. То есть, по мнению судей, в такой ситуации общество вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа со ссылкой на утрату исполнительного листа, ранее выданного и полученного участником этого общества, представив доказательства того, что уже выданный исполнительный лист не был предъявлен к исполнению в службу судебных приставов (постановление Семнадцатого ААС от 08.12.2014 N 17АП-16821/13).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Корпоративное право » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право

Читайте так же:  Жалобы на поведение судьи

При подготовке «Энциклопедии решений. Корпоративное право» использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.

Источник: http://base.garant.ru/58078444/

Исполнительное производство в хозяйственном суде Республики Беларусь

Приказ на основании судебного акта выдается хозяй­ственным судом взыскателю после вступления судебного акта в законную силу, кроме случаев немедленного испол­нения, когда приказ выдается немедленно по вынесении решения.

Приказ на взыскание денежных средств взыскатель направляет банку, обслуживающему должника, а в ос­тальных случаях — судебному исполнителю, если иное не установлено законодательством.

ХПК предусматривает возможность выдачи по одно­му судебному акту нескольких приказов только в случа­ях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполне­ние должно быть произведено в нескольких местах, а также при солидарной и субсидиарной ответственности (ст. 231).

Для предъявления приказа к исполнению установлен шестимесячный срок (ст. 235 ХПК). Исчисление его начи­нается со дня вступления в законную силу судебного акта или окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа (исполнительного листа) к исполнению.

Кроме того, ХПК содержит общую норму (ст. 234) о сроках приведения в исполнение судебных актов. Напри­мер, должнику предоставляется семидневный срок для до­бровольного исполнения судебного акта.

Предусматривая отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполне­ния, ХПК конкретизирует, что такие процессуальные дей­ствия вправе совершить хозяйственный суд, принявший этот судебный акт, и установил срок — до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению (ст. 241).

В разделе IV ХПК, который состоит из четырех глав, содержатся и другие нормы, свидетельствующие об их на­правленности на защиту прав и законных интересов сто­рон и других лиц:

об ответственности за неисполнение судебного акта (ст. 243) и др. Так, за неисполнение судебного акта хозяй­ственного суда предусмотрены: штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию; отзыв лицен­зии на осуществлении банковской деятельности.

Для эффективного выполнения задач, возложенных на службу судебных исполнителей хозяйственных судов, закон предусмотрел конкретные полномочия судебного исполнителя в исполнительном производстве (ст. 244-246 ХПК).

Судебный исполнитель имеет право:

— вызывать в суд должностных и иных лиц;

— истребовать от граждан, должностных лиц, государ­ственных органов, учреждений, субъектов хозяйствова­ния и общественных объединений необходимую инфор­мацию, устные и письменные объяснения, документы и материалы, в том числе от банков об открытии субъектом хозяйствования счетов, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;

— требовать от руководителей и иных должностных лиц субъектов хозяйствования выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— по предъявлении служебного удостоверения беспре­пятственно входить на территорию и в помещения госу­дарственных учреждений (организаций), субъектов хозяй­ствования и общественных объединений независимо от вида пропускного режима, если иное не установлено зако­нодательством;

— давать предписания о приостановке полностью или частично операций по расчетным и иным счетам органи­заций и граждан в банках в случае непредставления или отказа предоставить необходимую информацию, материалы или документы с извещением об этом соответствую­щего хозяйственного суда;

— входить в компетентные органы с предложением о приостановлении перемещения груза или выезда за грани­цу лиц до погашения ими задолженности по исполнитель­ным документам;

— составлять протоколы о совершении действий, вле­кущих применение мер административного воздействия в отношении граждан и должностных лиц;

— при наличии законных оснований вносить предложе­ние в соответствующий регистрирующий орган о ликви­дации субъекта хозяйствования.

Судебный исполнитель хозяйственного суда является представителем власти, и его требования по исполнению судебных и иных актов обязательны для всех государст­венных органов, общественных объединений, должност­ных и других лиц на территории Республики Беларусь.

Нормами ХПК урегулированы также:

возможность отвода судебного исполнителя (приста­ва), если он лично прямо или косвенно заинтересован в ис­ходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомне­ние в его беспристрастности (ст. 247);

права сторон в исполнительном производстве (взыска­теля и должника), в том числе на обжалование действий (а прокурор может их опротестовать) судебного исполните­ля (ст. 248-249).

Предметом жалобы (протеста) могут быть любые на­рушения процессуального порядка исполнения, выразив­шиеся в действиях (бездействиях) судебного исполнителя, затрагивающие права и законные интересы сторон в ис­полнительном производстве. ХПК предусматривает, что жалобы и протесты на действия судебного исполнителя рассматриваются в судебном заседании с извещением сто­рон и прокурора, принесшего протест. При рассмотрении жалобы или протеста хозяйственный суд вправе обязать судебного исполнителя совершить действие, входящее в его компетенцию, или разрешить вопрос по существу. Од­нако процедура рассмотрения таких жалоб и протестов подробно не регламентирована.

В ХПК предусмотрены также меры по обеспечению совершения исполнительных действий. Судебный испол­нитель на основании определения хозяйственного суда принимает меры по обеспечению исполнения решения. Обеспечение исполнения решения допускается на всякой стадии исполнительного производства, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невоз­можным исполнение судебных или иных актов.

Мерами по обеспечению совершения исполнительных действий являются:

— наложение ареста на имущество или денежные сум­мы должника, находящиеся у него и (или) иных юридиче­ских и физических лиц;

— изъятие имущества должника;

— запрещение должнику совершать определенные дей­ствия;

— запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или указание пользоваться им в преде­лах, установленных судебным исполнителем;

— опечатывание имущества должника;

— изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг, и др. (ст. 252 ХПК).

Главы 26-28 ХПК регулируют порядок производства исполнительных действий, в том числе обращения взыска­ния на денежные средства и имущество должника, а также распределение взысканных сумм между взыскателями. В этих нормах ХПК раскрываются такие понятия, как мес­то исполнения, исполнительные действия, расходы по ис­полнению судебного акта, розыск должника, возмож­ность отложить, приостановить и прекратить исполни­тельное производство либо возвратить исполнительный документ взыскателю и др.

Так, исполнение по исполнительным документам осу­ществляется судебным исполнителем хозяйственного суда, в районе деятельности которого должник находится, про­живает или осуществляет хозяйственную деятельность, или по месту нахождения его имущества (ст. 253 ХПК).

Судебный исполнитель хозяйственного суда возбужда­ет исполнительное производство только после получения надлежаще оформленных исполнительных документов и письменного заявления взыскателя. Он может отказать в возбуждении исполнительного производства, если есть ос­нования, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 254 ХПК (имеется определение хозяйственного суда о принятии отказа взы­скателя от взыскания или о мировом соглашении и др.). Постановление о возбуждении исполнительного произ­водства или об отказе в возбуждении выносится судебным исполнителем в трехдневный срок со дня поступления хо­датайства о принудительном исполнении с надлежаще оформленными исполнительными документами. Судеб­ному исполнителю предоставлено право возвратить ис­полнительный документ, если будут установлены недо­статки, предусмотренные ч. 7 ст. 254 ХПК (неправильное оформление и др.). После устранения этих недостатков исполнительный документ может быть предъявлен к ис­полнению вновь.

Читайте так же:  Арбитражный процессуальный кодекс кассационная инстанция

Примерный перечень исполнительных действий, кото­рые вправе совершить судебный исполнитель хозяйствен­ного суда, содержится в ст. 255 ХПК (вызов должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложения доброволь­но его исполнить, наложение ареста на имущество или де­нежные суммы должника, осмотр его помещений и храни­лищ и т.д.).

Источник: http://mirznanii.com/a/27531-2/ispolnitelnoe-proizvodstvo-v-khozyaystvennom-sude-respubliki-belarus-2

Исполнение постановлений хозяйственного суда

Дисциплина: особенности рассмотрения хозяйственных дел.

Тема: Исполнение постановлений хозяйственного суда.

Глава 1. Понятие и место исполнительного

производства в системе права.

1.1 Источники регулирования исполнения

Видео (кликните для воспроизведения).

постановлений хозяйственного суда……………………….4-6

1.2 Особенности применения норм

ХПК к исполнительному производству……………………6-11

Глава 2. Порядок производства исполнительных действий.…12-16

Глава 3. Проблемы в правоприменительной практике……….17-27

Список используемых источников……………………………..30-32

В истекшем году на рассмотрение хозяйственных судов поступило 33,4 тысячи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа, что на 54 процента больше, чем в 2001 году. Количество рассмотренных дел по первой инстанции увеличилось на 57 процентов и составило 24 тысячи против 15,3 тысячи в 2001 году. Причем увеличение количества рассмотренных дел отмечается во всех хозяйственных судах Республики Беларусь.

Общая сумма заявленных к взысканию требований по всем обращениям в хозяйственные суды составила 735,5 миллиарда рублей, постановлено к взысканию по рассмотренным делам 511,5 миллиарда рублей. I Сумма госпошлины, уплаченная и взысканная в доход республиканского бюджета по делам, рассмотренным хозяйственными судами, составила 12,3 миллиарда рублей [11]. Эти показатели свидетельствуют о возрастающей роли исполнения постановлений хозяйственного суда и, следовательно, исполнительного производства. В этом и есть актуальность выбранной автором темы.

Целью работы является раскрытие процедуры исполнения постановлений хозяйственного суда. Объектом исследования является нормативно-правовая база, обеспечивающая работу судебных исполнителей по исполнению постановлений, а также само исполнительное производство, в рамках которого и осуществляется исполнение судебных постановлений.

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:

1. Раскрытие понятия исполнительного производства, его места в системе в хозяйственном процессе;

2. Характеристика законодательства, регулирующего вопросы исполнения постановлений хозяйственного суда, особенностей его применения;

3. Раскрытие порядка производства исполнительных действий;

4. Отражение трудностей в правоприменительной практике в отношении исполнения постановлений;

5. Анализ судебной практики по исполнению постановлений хозяйственного суда.

Данная тема не в полной мере раскрыта белорусскими учеными, возможно из-за относительного новшества института исполнения актов хозяйственных судов. Однако иная ситуация наблюдается в Российской Федерации, где имеется не только ряд научных, методических и учебных публикаций на заданную тему, но и ежегодно проводится обобщение судебной практики по исполнительному производству Арбитражным судом [15. 16]. Таким образом, автором были проанализированы нормативно-правовые акты, публикации Вестника ВХС, учебная и методическая литература белорусских и российских ученых. Среди отечественных разработчиков хотелось бы выделить Корсака А., Колесникову Л., Каменкова В., среди российских – Треушникова А.М., Фархтдинова Я.Ф., Ярошенко К.Б.

Глава 1. Исполнительное производство – стадия хозяйственного процесса.

1.1 Источники регулирования исполнения постановлений хозяйственного суда.

Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Эта задача реализуется, главным образом, в решении хозяйственного суда. Вместе с тем необходимо, чтобы принятое решение было исполнено. Вынесение судебного решения само по себе не всегда обеспечивает реальную защиту нарушенного или оспариваемого права, т.к. возникает необходимость его реализации. Принудительная реализация постановлений хозяйственного суда (согласно ст. 17 ХПК, ими являются судебные акты в форме решений, определений, постановлений и приказов) осуществляется в рамках исполнительного производства, что придает данному институту особую значимость в механизме защиты права. Практика судебной защиты права после распада СССР показывает, что одним из уязвимых мест механизма полной реализации права является исполнение судебных актов.

Развитие в начале 90-х годов XX века в странах СНГ рыночных отношений и частной собственности, провозглашение в Конституциях новых демократических прав и свобод, либерализация гражданского законодательства и урегулирование в нем новых правоотношений с участием граждан и субъектов хозяйствования потребовали совершенствования механизма защиты прав, в том числе стадии принудительной реализации актов судебных и иных юрисдикционных органов. Действовавшие в тот период Гражданский процессуальный кодекс 1964 года, Инструкция Министерства юстиции СССР от 15 декабря 1985 года № 22 «Об исполнительном производстве» (далее — Инструкция 1985 года) и др. не обеспечивали достаточное регулирование отношений в области исполнительного производства с учетом социально-экономических преобразований: не предусматривали адекватные новые способы принудительного исполнения, механизм совершения отдельных исполнительных действий, рациональное распределение полномочий и взаимодействие между судьей и судебным исполнителем и др. Все это негативно сказывалось на эффективности исполнения судебных решений.

В Республике Беларусь, первой среди стран СНГ, были разработаны и приняты новые Хозяйственный процессуальный кодекс 1991 года (ныне действует Хозяйственный процессуальный кодекс 1998 года (далее — ХПК) и Гражданский процессуальный кодекс 1998 года (далее — ГПК). К примеру, в Российской Федерации Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК) был принят в 1992 году (в последующем новый АПК Российской Федерации был принят в 1995 году, а ныне действует АПК Российской Федерации 2002 года) [21,18]. Новый ГПК Российской Федерации, несмотря на ряд новелл, был принят лишь в 2002 году. В соответствующих разделах ГПК и ХПК Беларуси были существенно усовершенствованы нормы, регулирующие исполнительное производство [с.41-45, 19].

В целях обеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственных судов Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года № 507 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23 мая 2002 года № 256) с 1 января 1998 года в структуре хозяйственных судов создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности хозяйственных судов является исполнение судебных актов хозяйственных судов и иных документов, исполнение которых в соответствии с законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов.

Стадия исполнения постановлений хозяйственного суда является заключительной и обязательной стадией хозяйственного процесса. Исполнительное производство в хозяйственных судах Республики Беларусь ведется в порядке, установленном: Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ХПК), Положением о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1999 года № 218, от 28 июня 2002 года № 874), Инструкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 года № 14 (далее — Инструкция 2002 г.), иными нормативными актами, регулирующими условия и порядок исполнения исполнительных документов, действующими на момент совершения исполнительных действий.

Читайте так же:  Некоммерческое финансовое партнерство

Итак, в Республике создана юридическая база для полномерной, справедливой, своевременной реализации судебных постановлений хозяйственного суда. Для достижения эффективного влияния хозяйственных судов на защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской деятельности, утверждение правопорядка в экономике страны необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу в сфере исполнительного производства, приспосабливая и адаптируя её к современным условиям.

1.2 Применение норм ХПК к исполнительному производству.

Исполнительное производство представляет собой ряд процессуальных действий, направленных на исполнение исполнительных документов [c.61, 13]. К компетенции судебных исполнителей хозяйственных судов относятся все, кроме отнесенных законодательными актами к компетенции хозяйственного суда, вопросы по исполнительному производству. Судебным исполнителем осуществляются возбуждение исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, изменение места и способа обращения взыскания, отложение исполнительных действий, приостановление, возобновление, прекращение исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательными актами. Исполнительное производство является стадией хозяйственного процесса, на него в полной мере распространяется действие общих положений ХПК, применимых ко всем стадиям хозяйственного процесса. Общие нормы ХПК применяются при отсутствии специальных норм, регулирующих те или иные правоотношения, возникающие при исполнении исполнительных документов.

Права сторон в исполнительном производстве определены специальной нормой, содержащейся в ст. 248 ХПК. Вместе с тем в части, не урегулированной ст. 248 ХПК, к исполнительному производству применяются нормы ст. 39 ХПК о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. В частности, стороны в исполнительном производстве имеют право знакомиться с исполнительным производством, делать выписки из него, заявлять отводы суду, судебному исполнителю, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, судебному исполнителю. В соответствии со специальной нормой, содержащейся в п.1 ч. 1 ст. 260 ХПК, хозяйственный суд, судебный исполнитель могут приостановить исполнительное производство в случае выбытия должника из дела. Наряду с этим, применительно к ч.1 ст.44 ХПК, в случае выбытия стороны исполнительного производства (не только должника, но и взыскателя) в результате реорганизации, правопреемства, хозяйственный суд приостанавливает исполнительное производство для замены этой стороны ее правопреемником.


Источник: http://mirznanii.com/a/27509/ispolnenie-postanovleniy-khozyaystvennogo-suda

Обжалование решений, постановлений хозяйственных судов. Сроки, порядок, последствия. Пересмотре решений хозяйственных судов по вновь открывшимися обстоятельствами. Исполнение решений хозяйственного суда. Работа адвоката на этих стадиях хозяйственного процесса

Хозяйственным процессуальным законодательством предусмотрены специальные стадии обжалования решений, определений, постановлений хозяйственных судов.

Пересмотр судом апелляционной инстанции решений, которые не набрали законной силы — наиболее доступный и быстрый способ проверки законности и обоснованности судебных актов. Апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения местного хозяйственного суда в полном объеме (ст. 101 ХПК). Срок подачи апелляционной жалобы, ее форма и содержание определены ст. 93,94 ХПК. Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции закреплены в ст. 99 ХПК. Дополнительные доказательства принимаются судом на основании ст. 101 ХПК. Срок рассмотрения апелляционной жалобы регламентированы ст. 102 ХПК.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы принимается постановление, в котором обязательно указываются сведения, предусмотренные ст. 105 ХПК.

Отдельно от решение может быть обжаловано определение хозяйственного суда первой инстанции (ч. 1 ст. 106 ХПК) в случаях, предусмотренных этим Кодексом и Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Производство в кассационной инстанции назначено для проверки законности судебных актов хозяйственных судов Украины. Проверку законности этих актов осуществляет Высший хозяйственный суд Украины. Право кассационного обжалования имеют лица, определен ст. 107 ХПК. Порядок (ст. 109) и сроки подачи кассационной жалобы (ст. 110) регламентировано ГПК. Полномочия суда кассационной инстанции в отношении решения или постановления, которое проверяется по кассационной жалобе (представлению), определен в ст. 109 ХПК.

По результатам рассмотрения жалобы (представления) принимается постановление, которое должно содержать определенные законодательством реквизиты.

Обжалование определений местного или апелляционного хозяйственного суда происходит в порядке согласно ГПК и Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Порядок обжалования постановления Высшего хозяйственного суда Украины установлено ст. 11114 ХПК

Основания для отмены постановлений или определений Высшего хозяйственного суда Украины дано в ст. ПІ19 ХПК. Порядок рассмотрения дела Верховным Судом Украины регламентировано ст. 111-23 ХПК.

По результатам рассмотрения жалобы (представления) принимается постановление Верховного Суда Украины, которая является окончательной и обжалованию не подлежит.

Пересмотр решения, определения, постановления хозяйственного суда по вновь-открывшимся обстоятельствам является отдельной стадией хозяйственного процесса. Его осуществляет тот же суд, принявший решение, определение, постановление.

Порядок и сроки пересмотра решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам регламентирован ГПК. По результатам пересмотра решения, определения, постановления принимается решение, постановление или определение (ст. 114 ХПК), законность которых может быть пересмотрена в общем порядке.

Исполнение судебных решений — это самостоятельный, особый институт процессуального права. На основании Закона «О судоустройстве и статусе судей» и ХПК судебный акт хозяйственного суда, вступившим в законную силу, подлежит исполнению на всей территории Украины. Неисполнение судебных актов хозяйственного суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ХПК и другими законодательными актами Украины.

Главными участниками исполнительного производства являются стороны: взыскатель и должник. Приказы о взыскании денежных сумм вместе с решением, определением, постановлением выдаются или направляются взыскателю.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в приказе, определен ст. 117 ХПК. Требования к их оформлению и подписанию подано в Инструкции по делопроизводству в хозяйственных судах, утвержденной приказом Председателя Высшего хозяйственного суда Украины от 10 декабря 2002 г. №75.

В случае пропуска срока для предъявления приказа к исполнению по причинам, признанным хозяйственным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ст. 119 ХПК).

Основания для возврата взыскателю государственным исполнителем приказа хозяйственного суда без его исполнение предусмотрено Законом Украины «Об исполнительном производстве» (ст. 40) и ГПК (ст. 371).

Порядок восстановления утраченного приказа хозяйственного суда определен ГПК.

Источник: http://studbooks.net/54793/pravo/obzhalovanie_resheniy_postanovleniy_hozyaystvennyh_sudov_sroki_poryadok_posledstviya_peresmotr_resheniy

Исполнительное производство в хозяйственном суде Республики Беларусь

Целью хозяйственного процесса является установле­ние действительных взаимоотношений сторон, вынесение и исполнение законного и обоснованного решения по хо­зяйственному спору. В связи с этим хозяйственное судо­производство охватывает вопросы, связанные как с рас­смотрением и разрешением хозяйственных споров, так и с исполнением судебных актов и актов иных органов.

Исполнение судебных и иных актов является заверша­ющей и существенной стадией хозяйственного процесса. Подлинная защита и восстановление нарушенных субъек­тивных прав юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей и граждан могут быть обеспечены в хозяйст­венном судопроизводстве лишь тогда, когда должник доб­ровольно исполняет решение хозяйственного суда либо будет принужден исполнить его компетентными органа­ми. Каждое решение хозяйственного суда должно быть исполнено в установленном законодательством порядке, т.е. реализовано для достижения цели, которую преследо­вали заинтересованная организация или гражданин при обращении в хозяйственный суд. Иначе обращение к это

Читайте так же:  Можно ли миновать кассационную инстанцию

Исполнительное производство в хозяйственном процессе — это стадия хозяйственного судопроизводства, в которой специально уполномоченные государственные органы производят контроль за добровольной реализаци­ей либо осуществляют принудительное осуществление подтвержденных решением хозяйственного суда прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Учитывая важность этой стадии процесса, ХПК выде­ляет правовые нормы об исполнительном производстве в отдельный раздел (раздел IV).

Нормы названного раздела ХПК имеют концепту­альные различия от подобных норм в соответствующих процессуальных кодексах стран СНГ. В основе различий находятся функциональные особенности исполнительно­го производства. Например, Арбитражный процессуаль­ный кодекс РФ в разделе VII предусматривает только не­которые наиболее принципиальные моменты исполне­ния судебных актов. На другие исполнительные докумен­ты нормы этого раздела («Производство по делам, свя­занным с исполнением судебных актов арбитражных су­дов») не распространяются. Суть заключается в том, что непосредственным исполнением судебных актов и иных исполнительных документов арбитражный суд не зани­мается.

Указом Президента Республики Беларусь от 8 октяб­ря 1997 г. № 507 1 создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов. Постановлением Правительства от 30 января 1998 г. утверждено Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. Указанная служба входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйст­венным (экономическим) спорам.

Раздел IV ХПК имеет название «Исполнительное про­изводство», т.е. охватывает исполнение судебных и иных актов. К их числу, в частности, отнесены:

1)судебные акты хозяйственных судов;

2)решения третейских судов Республики Беларусь по хозяйственным (экономическим) спорам;

3)решения иностранных судов по хозяйственным (экономическим) спорам;

4)решения международных арбитражных (третей­ских) судов по хозяйственным (экономическим) спорам. Исключением при исполнении решений третейских, в том числе международных арбитражных, и иностранных судов являются случаи, когда в споре одной стороной является гражданин, не имеющий статуса индивидуального пред­принимателя. Такие решения исполняются в соответствии со ст. 461 ГПК судебными исполнителями общих судов;

5)оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции (органы Комитета государственного контроля, Государственного таможенного комитета, органы Фонда социальной защи­ты населения и др.), о взыскании денежных средств с от­меткой банка или иной кредитно-финансовой организа­ции о полном или частичном исполнении взыскания в свя­зи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством не установлен иной порядок ис­полнения указанных исполнительных документов;

6) иные документы, исполнение которых в соответствии с законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов (ст. 228 ХПК).

Принудительному исполнению не подлежат судебные акты хозяйственных судов, которые не устанавливают обязанности каких-либо лиц (например, о признании пра­ва, об установлении юридических фактов). Если для реа­лизации таких прав и законных интересов вне хозяйствен­ного суда необходима деятельность компетентных госу­дарственных органов, то эти действия осуществляются по

Судебными исполнителями хозяйственных судов ис­полняются прежде всего судебные акты в виде решений хозяйственных судов о взыскании денежных сумм, о при­суждении к выполнению определенной обязанности, а также дополнительное решение, решение вместе с определением об исправлении описок, явных арифметических ошибок и разъяснении решения и др.

Кроме того, подлежат исполнению судебные акты в виде определений: об утверждении мирового соглашения и о судебном приказе, о судебных штрафах, о применении ареста как меры обеспечения доказательств, о примене­нии мер по обеспечению иска, о распределении и взыска­нии судебных расходов, об отсрочке, рассрочке исполне­ния и изменении способа и порядка исполнения и др.

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель (лицо, в пользу которого производится испол­нение) и должник (обязанная сторона). Взыскатель впра­ве требовать принудительного исполнения (ст. 248 ХПК). Взыскатель и должник имеют право присутствовать при совершении судебным исполнителем исполнительных действий по исполнению судебных актов, обжаловать дей­ствия судебного исполнителя, получать от него справки, связанные с исполнением, а также пользоваться правами лиц, участвующих в деле (ст. 39 ХПК).

В ХПК предусмотрены меры защиты прав других лиц в исполнительном производстве. Всякое лицо, чье право затрагивается исполнением, может предъявить иск к взы­скателю и должнику об освобождении имущества от ареста. Иски об освобождении имущества от ареста могут предъявляться как собственниками, так и правомерными владельцами имущества, не принадлежащего должнику. Если арест имущества произведен в связи с конфискаци­ей имущества, в качестве ответчиков привлекаются со­ответствующие финансовый, налоговый орган и лицо, в отношении которого применена конфискация. Если аре­стованное имущество уже реализовано, иск предъявля­ется также к лицам, у которых оно находится (ст. 250 ХПК).

В исполнительном производстве могут принимать уча­стие также представители, эксперты, специалисты, поня­тые, права и обязанности которых определяются главой 5 ХПК (ст. 251 ХПК).

Правовое регулирование исполнительного производ­ства в хозяйственном процессе осуществляется также Ин­струкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 14.

В компетенцию хозяйственного суда в исполнитель­ном производстве входит:

— обеспечение исполнения решений, определений, по­становлений, приказов хозяйственных судов, а в случаях, предусмотренных законодательством, актов иных орга­нов и должностных лиц, которые являются исполнитель­ными документами;

— восстановление срока для предъявления приказа к исполнению;

— осуществление поворота исполнения;

— разрешение заявлений сторон и представлений су­дебного исполнителя или судебного пристава по вопросам материального и (или) процессуального права, возникаю­щим в исполнительном производстве;

— восстановление утраченного исполнительного про­изводства (ст. 227 ХПК);

— решение вопроса об отводе судебного исполнителя (ст. 247 ХПК).

К числу исполнительных документов согласно ст. 229 ХПК отнесены:

1)приказы хозяйственных судов, выдаваемые н осно­вании решений, определений, постановлений;

2)определения о судебном приказе;

3)постановления судебных исполнителей и судебных приставов;

4)решения третейских судов Республики Беларусь;

5)решения иностранных и международных арбитраж­ных (третейских)судов;

6)исполнительные надписи нотариальных учрежде­ний;

7)постановления государственных органов и должно­стных лиц в части имущественных (экономических, фи­нансовых) взысканий;

8)другие акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат ис­полнению хозяйственными судами.

В указанной норме имеет место подмена и смешение понятий «исполнительный документ» и «акт, подлежа­щий, исполнению». В ст. 230 ХПК уточняется, что при вы­даче приказа на основании других актов (кроме судебных) судья хозяйственного суда обязан проверить их закон­ность, в пределах своей компетенции проверить право­мерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных, в том числе международных арби­тражных (третейских) судов и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче приказа. Данное определение может быть обжаловано. Таким об­разом, к числу исполнительных документов относятся приказы хозяйственного суда и определения о судебном приказе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/27531/ispolnitelnoe-proizvodstvo-v-khozyaystvennom-sude-respubliki-belarus

Исполнение решения хозяйственного суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here