Исполнение законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Исполнение законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 10)

Глава I.
Общие положения

>
Основные понятия
Содержание
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/89300effb84a59912210b23abe10a68f/

Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 8.1 . Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или иным законным представителям;

отчисление из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

3. Порядок применения мер взыскания к несовершеннолетним определяется соответствующими нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. По отношению к несовершеннолетним не допускаются:

применение физического и психического насилия;

применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

Источник: http://base.garant.ru/12116087/646cd7e8cf19279b078cdec8fcd89ce4/

Информация образовательного учреждения о сложившейся системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
материал на тему

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Скачать:

Вложение Размер
Отчет 25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Информация образовательного учреждения о сложившейся системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ. В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в школе организуется внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений рассматриваются на педсоветах, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.

В начале каждого учебного года согласовываются и утверждаются планы совместной работы школы с ПДН и КДН и ЗП. Согласно планам проводится совместная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а также плану Совета профилактики школы и плану работы социального педагога (по месяцам).

В школе разработаны локальные акты на основе, которых проводится профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : «Положение о постановке на внутришкольный учет и снятии с него», «Положение о Совете профилактики», «Положение о работе с «трудными» подростками», «Положение о проведение рейдах по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних», «Положение об учете неблагополучных семей».

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей в школе разработана программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми.

Для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся в школе создан Совет профилактики, который изучает и анализирует состояние правонарушений среди учащихся, воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение. Заседания Совета профилактики проводятся не реже одного раза в месяц.

В начале каждого учебного года составляется социальный паспорт школы. У социального педагога имеется банк данных родителей и учащихся, состоящих на различных уровнях учета; карточки учета индивидуальной работы с учащимися, журнал учета индивидуальных бесед и посещений семей.

В школе имеется необходимая документация, отражающая систему работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Читайте так же:  Отменить действие судебного приказа

— банк данных об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально — опасном положении;

-социальный паспорт школы и классов;

— акты обследования жилищно-бытовых условий семей, находящихся в социально — опасном положении;

— журнал о посещении семей;

— планы индивидуальной работы с учениками и родителями;

— информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.

Классными руководителями используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, а именно: изучение особенностей личности подростков, посещение на дому с целью контроля за подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также каникулярное время, посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы. Совместно с социальным педагогом с оставляют план индивидуально-профилактической работы с детьми, состоящими на разных видах учета, с семьями «социального риска». На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы.

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание диагностико-организационной работе. Один раз в четверть классные руководители и социальный педагог проводят обследование жилищно – бытовых условий «трудных» подростков и семей, оказавшихся в социально- опасном положении. Однако работа с обучающимся и его родителями не всегда даёт желаемый результат и встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учёт. Решение об этом принимает Совет профилактики. В этом году на внутришкольном учете состоит 5 учащихся и 14 семей.

Причины постановки на внутришкольный профилактический учёт:

а) учащийся неоднократно нарушал Устав школы, правила поведения учащихся школы;

б) учащийся пропустил до 50% учебного времени по неуважительной причине;

в) учащийся уходил из дому;

г) учащийся неоднократно совершал мелкое хулиганство во время образовательного процесса;

д) учащийся замечен при попытке употребления психоактивных веществ, алкоголя.

С целью выполнения Закона «Об образовании РФ», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности детей ведется строгий контроль за посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:

-ведётся мониторинг пропусков учащимися занятий без уважительной причины, выявляется причина пропусков;

– классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале, информируют родителей о пропусках и успеваемости обучающихся;

– учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

– учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле социального педагога школы, с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется контроль за их посещаемостью.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся также является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями — предметниками способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы. В школе ведется ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и социального педагога, организована помощь учителями – предметниками, индивидуальные занятия и консультации. В рамках дополнительных занятий учителя-предметники помогают обучающимся ликвидировать проблемы в знаниях.

Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечению подростков в кружки и секции. В настоящее время в нашей школе функционирует 3 спортивные секции, 1 кружок, для учащихся начальных классов, 5, 6, 7, 8, в рамках реализации программы ФГОС, организована внеурочная деятельность, включающая в себя широкий спектр внеклассной работы с учащимися по разным направлениям. При проведении школьных мероприятий (согласно плану работы школы) и классных мероприятий (по плану воспитательной работы классных руководителей), классные руководители и учителя-предметники стараются вовлечь обучающихся в проведение различных мероприятий (в предметных олимпиадах, спортивных мероприятиях, в конкурсах, викторинах и т.д) Общешкольных мероприятий в школе проводятся очень часто. Многие мероприятия проводятся совместно с ДК, сельской библиотекой, пожарной частью, музеем.

На протяжении многих лет на базе школы функционирует летний оздоровительный лагерь «Радуга», в котором получают возможность отдохнуть и укрепить своё здоровье все учащиеся школы из многодетных, малообеспеченных, неполных семей.

В целях предупреждения правонарушений и повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежегодно проводится «Месячник правовых знаний». В рамках месячника проводятся классные часы на различные темы: «Права и обязанности ребенка», «Что вы знаете о своих правах?», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность» и т.д. Оформляются стенды «Права ребенка», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних». Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет информационному сотрудничеству с социальными партнерами, выражающееся во встречах учащихся школы с представителями РОВД, городской прокуратуры, КДН и ЗП.

С учащимися совершившие правонарушения проводится индивидуальная профилактическая работа, беседы о недопустимости совершения ими подобных правонарушений в дальнейшем, по нравственной тематике, о здоровом образе жизни.

Школа уделяет большое место в работе по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни. В рамках месячника профилактики вредных привычек организуется проведение классных часов: «Чем опасно курение», «Три ступени, ведущие вниз», «Курить или жить», «В плену вредных привычек», «Согласны ли вы, что в жизни нужно пробовать все?», «Жизнь без наркотиков», «Мифы об алкоголе», викторин, показа кинофильмов по антиалкогольному воспитанию, акций «Забей сигарету», конкурсы рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь!». В школе проводится много спортивных мероприятий, в которые также вовлекаются подростки, склонные к правонарушениям.

Читайте так же:  Оформление загранпаспорта военкомат

Принимаются меры по противодействию проявлениям экстремизма, в частности, направленной на предупреждение возбуждения расовой, национальной и религиозной розни. Это беседы, классные часы: « Терроризм – угроза обществу», «Бесхозный предмет. Ваши действия», «Толерантность и я», диспуты, круглые столы.

Работа с родителями по профилактике правонарушений строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют социального педагога. Данные специалисты проводят профилактическую информационно-разъяснительную работу с родителями. Работают на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Проводятся беседы с родителями учащихся, состоящих на учете в КДН и ПДН на тему: «Ответственность родителей за правонарушения их детей», по возможности с приглашением инспектора ПДН.

Ведется активная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДТТ), по проблеме обучения учащихся правилам дорожного движения (ПДД). Педагогический коллектив школы свою работу ведет в тесном контакте с родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды. Классными руководителями были проведены классные часы. На них были рассмотрены вопросы поведения учащихся вблизи проезжей части, правила перехода перекрестков, улиц, безопасный путь со школы домой. В школе имеются плакаты по ПДД, творческие работы учащихся, памятки для учащихся и родителей и т.п.

Таким образом, в школе реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли Совета профилактики, педагогического коллектива образовательного учреждения.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/11/27/informatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-o

8. Федеральное законодательство и профилактика правонарушений несовершеннолетних

Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации и общепризнанными нормами международного права уста­навливает основы правового регулирования отношений, возникающих в свя­зи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.

Глава I. Общие положения

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных пред­ставителей либо должностных лиц;

беспризорный безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пре­бывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорно­сти находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или закон­ные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их вос­питанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа деятельность по своевременному вы­явлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению со­вершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и уст­ранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право­нарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетни­ми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобще­ственных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в со­циально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обраще­ния с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуаль­ного подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциально­сти полученной информации, государственной поддержки деятельности органов ме­стного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должност­ных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профи­лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного пра­ва и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных право­вых актов субъектов Российской федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодатель­ством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Читайте так же:  Ответственность по гражданскому кодексу

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пре­делах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отноше­нии несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолет­них, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родите­лей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назна­чения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административно­го взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приго­вора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувших­ся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в пе­риод пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и ос­вобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательно­го воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отноше­нии родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не испол­няют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) от­рицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунк­тах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупрежде­ния правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации не­совершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья б. Основания проведения индивидуальной профилактической работы Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоя­тельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они за­фиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных предста­вителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, про­курора. Следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания по­мещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы про­филактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказа­ния социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и ус­ловий, способствовавших безнадзорности, беспризорности. Правонарушениям или антиобщественном действиям несовершеннолетних или достижения ими возраста восемнадцати лет или наступления других обстоятельств, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации.

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная про­филактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отноше­нии которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской федерации, Конвенци­ей ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, на­стоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанны­ми в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на:

уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учрежде­ние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность за причиненный вред

обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без огра­ничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и теле­грамм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами ве­щевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Феде­рации.

То обстоятельство, что федеральное законодательство регулирует вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, говорит о важности рассматриваемого вопроса и необходимости строгого соблюдения работниками системы МВД и всех служб, связанных с работой с несовершеннолетними, требований федерального, международного законодательства в этой области. Выполнение законодательства способствует воспитанию физически и психически здорового поколения, уважающего общечеловеческие ценности, непримиримого к любым проявлениям бесчеловечности, жестокости, нарушениям прав личности.

Источник: http://studfile.net/preview/405852/page:7/

Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Прохоренко Галина Александровна
Магистрант
ФГКОУВО Академия Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
E-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 № «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Определены предмет, цели, задачи, объекты прокурорского надзора за исполнением федерального закона от 24.06.1999 № Обозначена роль прокуратуры в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова и фразы — прокурорский надзор, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних, субъекты профилактики

Безнадзорность и беспризорность детей, рост семейного неблагополучия, увеличение количества фактов применения насилия над детьми в семье продолжают оставаться наиболее тревожными явлениями современной жизни.

В целях защиты прав несовершеннолетних государство создает многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Значительная часть этих инструментов, предоставлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Прокуратуре как надзорному органу принадлежит особая роль в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, в силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Необходимость осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона № 120-ФЗ подчеркнута и ведомственными актами. Так, согласно п. 10 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» органам прокуратуры необходимо регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, службой криминальной милиции и милицией общественной безопасности органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждениями социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предметом прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов.

Следовательно, предметом прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 N «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является исполнение органами и учреждениями системы профилактики, должностными лицами положений Федерального закона N по вопросам профилактики, выявления, учета, устройства, предоставления гарантий и преимуществ безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся как в семьях, так и в учреждениях интернатного типа всех видов.

Исходя из предмета можно выделить следующие задачи надзора за ис­полнением законов о несовершеннолетних в сфере профилактики: обеспечение законности в деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями несовершеннолетних.

Цель данного надзора вытекает из ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» — обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, и защита из прав во всех сферах жизни общества и государства.

Надзор за исполнением Закона № оказывает существенное влияние как на состояние всей предупредительной работы в районе, регионе, так и ее отдельных направлениях, к примеру, на состояние индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершившими административные правонарушения, помещенными в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа системы образования, с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и др.

Это обусловлено тем, что система профилактики охватывает деятельность многих органов и учреждений различных сфер жизнедеятельности, которые наделены определенными профилактическими функциями.

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со ст.4 Закона от 24.06.1999 № являются:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; служба участковых уполномоченных и др.);

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на затягивание

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

организации, осуществляющие образовательную деятельность;

специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

органы опеки и попечительства;

органы управления здравоохранением;

органы управления социальной защитой населения;

органы службы занятости;

органы по делам молодежи;

учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные инспекции);

Значимость надзора за исполнением указанного Закона для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется также и тем, что сферой его влияния охватываются фактически все направления предупреждения преступности несовершеннолетних: предупреждение семейного неблагополучия, пьянства, потребления наркотических средств и психотропных веществ, иных антиобщественных действий, психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с отклонениями в поведении, социальная реабилитация; профилактика правонарушений по месту жительства, учебы, работы несовершеннолетних, в сфере досуга.

В своей деятельности прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых структур.

Осуществляя надзор за исполнением Федерального закона от 17.01.1992 N «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору необходимо обращаться ко всем отраслям прокурорской деятельности.

При определении основных направлений прокурорского надзора за исполнением Закона № нужно исходить из содержания понятийного аппарата и основных положений этого Закона, а также Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказов Генерального прокурора РФ от 07.12. 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и состояния законности на поднадзорной территории .

В качестве критерия определения основных направлений заложены положения общепризнанных норм международного права и российского законодательства о приоритете интересов и благополучии детей во всех сферах жизни общества и государства, а также о роли и месте конкретных органов и учреждений (организаций) в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В концептуальном плане в приказе Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 (п. 3, 3.5, 11.1, 13) они обозначены в качестве составной части приоритетных направлений надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в целом.

Основные (приоритетные) направления надзора за исполнением Закона № в различных регионах, городах, районах могут быть разные. Однако есть сквозные направления надзора, которые актуальны для всех административных территорий (регионов, городов, районов). К ним относятся:

1) надзор за исполнением законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;

2) надзор за исполнением закона о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ;

3) надзор за законностью доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел, административного задержания, привлечения к административной ответственности, а также их родителей или законных представителей;

4) надзор за исполнением законодательства, направленного на профилактику пьянства, наркомании, токсикомании, вовлечение несовершеннолетних в совершение иных антиобщественных действий;

5) надзор за исполнением законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в сфере досуга.

Мерами прокурорского реагирования необходимо добиваться комплексного подхода, координации и взаимодействия в деятельности органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, здравоохранения и социальной защиты по выявлению детей, подвергающихся жесткому обращению, различным формам посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность со стороны взрослых лиц.

Следует постоянно анализировать состояние преступности несовершеннолетних, выявлять причины роста основных ее показателей, умело взаимодействовать с правоохранительными и другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Прокуроры не вправе отставать от развития событий, необходимо своевременно определять наличие негативных тенденций, анализировать состояние законности в сфере защиты прав детей и подростков, пресечения и предупреждения их безнадзорности и правонарушений, проводить соответствующие проверки, не дожидаясь заданий и поручений прокуратуры области.

Список источников

  1. Величко О. И. Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: пособие. М., 2011. 152 с.
  2. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2013. 1159 с.
  3. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / [Н. П. Дудин, Т. А. Васильева, О. Б. Качанова, Н. Я. Ларина, О. В. Пристанская, О. В. Сальникова, Е. Б. Серова, А. Е. Скачкова, Н. В. Шаврова] ; рук. авт. кол. Н. П. Дудин. — СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2009. 636 с.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № // СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 г. № 188 // Законность. 2008. № 2. Ст. 7. 9.
  6. Об основах системы профилактики безнадзорности и пра вонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № // СЗРФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://journalpro.ru/articles/nekotorye-osobennosti-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-federalnogo-zakona-ot-24-06-1999-120-fz-o/

Исполнение законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here