Изменения по рассмотрению апелляционных жалоб

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Изменения по рассмотрению апелляционных жалоб" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

ВС РФ принял решение о переходном периоде до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

AerialMike / Depositphotos.com

C 1 октября начнут действовать новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам. Они будут являться структурно самостоятельными судебными инстанциями и вышестоящими судебными органами по отношению к областным и равным им судам. На вчерашнем заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации судьи приняли Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – Постановление), касающееся начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

До начала деятельности апелляционных и кассационных судов президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды сохранят свои полномочия, а также со дня начала работы новых судов будут рассматривать жалобы, поданные до 1 октября (ч. 7-8 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»). Это значит, что указанные судебные органы будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на судебные акты согласно действующим в настоящее время нормам (главы 39, гл. 41 Гражданского процессуального кодекса, главы 34, гл. 35 Кодекса административного судопроизводства). Кроме того, если представление, частная, апелляционная и кассационная жалобы на тот же судебный акт будут поданы до их рассмотрения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, то их рассмотрит суд, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба или представление, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 5 п. 2 Постановления).

Согласно представленному Постановлению районные, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды после 1 октября будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами и поданные до этого времени, в качестве суда апелляционной инстанции (абз. 6 п. 2 Постановления).

ВС РФ также привел разъяснения, касающиеся подачи кассационных жалоб и представлений на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Так, граждане могут подать указанные документы в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок согласно действующим в настоящий момент нормам (п. 3 Постановления). Кроме того, если участники процесса подали заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления в суд первой инстанции, и которое не было рассмотрено в переходный период, то с 1 октября эти заявления будут рассматривать суды первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ (п. 4 Постановления). А после того, как начнут деятельность новые суды, заявители могут восстановить срок для обжалования актов, вступивших в законную силу, путем подачи жалобы или представления в кассационный суд общей юрисдикции. При этом лица, которые использовали право на подачу кассационной жалобы и представления, подадут их еще раз в судебную коллегию ВС РФ со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (п. 5 Постановления).

И, наконец, ВС РФ обратил внимание на то, что начало деятельности кассационных судов не повлияет на продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, он так же, как и сегодня будет составлять шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 5 Постановления). Лица, участвующие в деле, могут подать жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ после 1 октября (ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30.13 КоАП РФ»). При этом до начала деятельности кассационных и апелляционных судов жалобы (протесты) по делам об административным правонарушениям будут подаваться председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и равных им (п. 7 Постановления).

При этом определение, например, об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу в том же порядке, что и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) (абз. 1 п. 8 Постановления). Так, определение судьи районного суда или областного суда, вынесенное на постановление нижестоящего суда, вступает в законную силу в день его вынесения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 2 п. 8 Постановления). Кроме того, порядок обжалования указанных определений в кассационном суде общей юрисдикции сохраняется в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Источник: http://www.garant.ru/news/1281892/

Изменения в ГПК. Что нового?

Что нового?

Принципиально порядок апелляционного и кассационного обжалования не изменится. Апелляционные жалобы по Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК) все так же нужно подавать в суд, который принял решение – то есть, в суд первой инстанции. Для кассационных — такой же порядок.

Правила переходного периода

Как быть с теми апелляционными жалобами, которые поступили в суды до вступления в силу этих поправок, но еще не были рассмотрены? Ответ на этот вопрос дал Пленум Верховного суда: их нужно рассматривать по «старым» правилам. Даже в случаях, когда жалоба или представление только поступили в суд первой инстанции и еще не были переданы на рассмотрение.

Кассационные жалобы на решения, которые вступили в силу еще до начала работы новых судов, должны рассматриваться в новых кассациях в шестимесячный срок, установленный ч. 2 ст. 376 ГПК в редакции, действовавшей до вступления реформы в силу.

Читайте так же:  Исковая давность конкурсный управляющий

Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы нужно будет подавать непосредственно в новую кассацию. А до этого дня, как и раньше, в суд первой инстанции.

Кроме того, у участников процесса будет возможность пожаловаться непосредственно в Верховный суд, даже если до этого они уже воспользовались правом на кассационное обжалование в суде областного или равного ему уровня.

Источник: http://pravo.ru/story/213660/

Новые правила апелляции с 01.10.19.

При подачи апелляции на решение районного суда по гражданскому иску, по новым правилам с 01.10.19 надо ли посылать экземпляр ответчику, и прикладывать к апелляции документ с почты, подтверждающий данный факт. Или вместе с апелляцией в суд направить копию для ответчика как раньше.

Согласно ч.4 ст.322 ГПК РФ с 01.10.2019 к апелляционной жалобе также прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных размере и порядке или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины, если в деле не имеется такого документа;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Источник: http://www.9111.ru/questions/16424035/

Новые правила обжалования

Адвокатам рассказали об изменениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе

25 июня в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Изменения в порядках апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе в связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – Закон) выступил и.о. заведующего кафедрой гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент Сергей Михайлов.

В начале своего выступления лектор отметил важность и актуальность выбранной темы в связи с тем, что в скором времени вступит в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом внесены изменения в сходные нормы процессуального законодательства (ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, законом предусмотрено изменение правил судопроизводства в судах общей юрисдикции с учетом создания обособленных апелляционных и кассационных судов.

Сергей Михайлов рассказал слушателям вебинара о существенных изменениях и дополнениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе. По его словам, они направлены на уточнение терминологии и унификацию положений действующего гражданского процессуального законодательства.

Как отметил спикер, изменение порядка апелляционных и кассационных производств началось с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Цель закона – унификация системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, возглавляемых Верховным Судом РФ. В соответствии с ним созданы апелляционный военный суд (АВС) и апелляционные суды общей юрисдикции (АСОЮ).

Говоря об изменениях в гражданско-процессуальном законодательстве, Сергей Михайлов сообщил, что после вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ решения областных и равных судов, окружных (флотских) военных будут обжаловаться в апелляционный суд общей юрисдикции либо в апелляционный военный суд. Что касается областного и приравненного суда, а также районного суда, то здесь порядок апелляционного обжалования остается без изменений.

В частности, изменения коснутся содержания апелляционных жалоб (представлений). Среди них выделены следующие: произойдет замена места пребывания лица, подающего жалобу, на адрес постоянного места жительства; необходимо будет указывать в апелляционной жалобе номер дела, присвоенный судом первой инстанции; дополнительно будут указываться сведения, обеспечивающие более эффективную коммуникацию между судом и лицом, подающим жалобу (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.).

Закон устанавливает профессиональное представительство, в связи с чем изменяются положения, касающиеся полномочий представителя в том случае, если именно он подписывает или подает апелляционную жалобу. В таком случае к жалобе должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, будут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Изменится и перечень документов, которые должны быть приложены к апелляционной жалобе, в частности, конкретизируются положения, связанные с документом об оплате государственной пошлины. Наиболее важное изменение – к апелляционной жалобе будет прилагаться документ, подтверждающий направление или вручение другим участвующим в деле лицам копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов.

Закон расширит возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения; а также в том случае, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.

Среди существенных изменений в порядке рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Сергей Михайлович выделил то, что Законом исключено указание на коллегиальное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции, кроме районных судов. Также введено правило о единоличном рассмотрении частных жалоб (представлений) на определения, за исключением тех, которые рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.

Читайте так же:  Подпись в международных правах

Как отметил Сергей Михайлов, Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ серьезно затронул правила производства первой кассации. Кассационное производство стало более доступным для заинтересованных лиц. Глава 41 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ) дополнена параграфом 1 «Производство в кассационном суде общей юрисдикции», который отражает введение в структуру судов общей юрисдикции сплошной кассации, по образцу арбитражных судов. Для лиц, участвующих в деле, предусмотрена возможность непосредственно инициировать пересмотр судебных актов суда общей юрисдикции в кассационном порядке.

Кроме того, существенные изменения коснутся формы и содержания кассационной жалобы (представления): ст. 378 ГПК РФ в редакции подп. «д» п. 99 ст. 10 Федерального закона № 451-ФЗ предусмотрена возможность подачи кассационной жалобы посредством заполнения формы на официальном сайте суда и представления прилагаемых к жалобе документов в электронном виде.

Кассационный суд общей юрисдикции получил право прекратить производство по кассационной жалобе (представлению), если после ее (его) принятия к производству от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационной жалобы (представления) и отказ принят судом (ст. 39 ГПК РФ).

Что касается изменений в порядке кассационного производства в гражданском процессе второй кассации, лектор пояснил, что законодатель, регламентируя производство Судебной коллегии Верховного Суда РФ, сохранит в своей основе действующие в настоящее время правила кассации, содержащиеся в главе 41 ГПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции».

В заключение Сергей Михайлов напомнил, что Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (ст. 21 указанного закона). Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного Суда РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Пленумом ВС РФ уже подготовлены проекты соответствующих постановлений. Первое определит срок начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второе постановление разъяснит отдельные вопросы, связанные с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, в частности ситуации, касающиеся применения правил ГПК РФ (новых или старых) при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб. Третье постановление общее: оно коснется вопросов применения ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ.

В завершение лектор ответил на вопросы участников вебинара.

Повтор вебинара состоится в субботу, 29 июня.

Источник: http://fparf.ru/news/fpa/novye-pravila-obzhalovaniya/

Порядок апелляционного обжалования

Подача апелляционной жалобы заключается в ее направлении по почте или передаче в канцелярию суда лично. Апелляционную жалобу на решение суда или частную жалобу на определение суда следует подавать непосредственно в тот суд, который принял обжалуемое судебное постановление.

При направлении апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции она будет возращена в суд первой инстанции для соблюдения установленного порядка апелляционного обжалования.

Подача апелляционной жалобы

При подаче апелляционной жалобы нельзя указывать исковые требования, которые ранее не заявлялись в суде первой инстанции. Если к жалобе прилагаются новые доказательства, в тексте жалобы необходимо указать, почему эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции. Если апелляционная жалоба при подаче не соответствует по содержанию предъявляемым требованиям, суд оставляет ее без движения. В определении суда указываются недостатки жалобы, устанавливается срок для их исправления. При несогласии с доводами определения его можно обжаловать подачей частной жалобы в апелляционную инстанцию.

Если не соблюден порядок подачи апелляционной жалобы, если жалоба подана за пределами установленного срока, если заявителем не выполнены требования, содержащиеся в определении об оставлении жалобы без движения, суд выносит определение о возвращении апелляционной жалобы заявителю. На определение суда о возвращении апелляционной жалобы так же можно подать частную жалобу.

После принятия апелляционной жалобы суд первой инстанции направляет копии апелляционной жалобы и приложенных документов лицам, участвующим в деле. Суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить письменные возражения на апелляционную жалобу, устанавливает срок представления возражений. По истечении срока на апелляционное обжалование гражданское дело с апелляционной жалобой направляется в суд апелляционной инстанции. Порядок апелляционного обжалования закреплен в статьях 323-325 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Рассмотрение дела апелляционной инстанцией

Гражданское дело рассматривается в апелляционной инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе или представлении прокурора. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела вправе выйти за пределы доводов апелляционной жалобы в случаях нарушения законности или при наличии безусловных оснований для отмены судебного постановления, перечисленных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Рассмотрение дела в апелляционной инстанции допускается без участия сторон и других лиц, если они не известили суд об уважительных причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин. Как правило, эти причины должны быть связаны с личностью заявителя, например, нахождение на лечении в медицинском учреждении. Срок рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции составляет 2 месяца.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции вправе:

  • оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
  • оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Общий порядок рассмотрения дела апелляционной инстанцией соответствует правилам в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Обжалование апелляционного определения

Апелляционное определение может быть обжаловано в вышестоящий суд. После рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решение или определение суда вступает в законную силу, становится обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Апелляционное определение вступает в законную силу в день его вынесения.

Читайте так же:  Как написать отзыв ответчику на исковое заявление

При несогласии с апелляционным определением оно обжалуется в суд кассационной инстанции, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы. Кассационные жалобы при обжаловании апелляционного определения можно подать в две вышестоящие инстанции. Последняя возможность обжалования судебных постановлений в Российской Федерации заключается в подаче жалобы в порядке надзора в Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

43 комментария к “ Порядок апелляционного обжалования ”


Источник: http://vseiski.ru/poryadok-apellyacionnogo-obzhalovaniya

Глава 39. Производство в суде апелляционной инстанции (ст.ст. 320 — 335.1)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ наименование главы 39 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 39. Производство в суде апелляционной инстанции

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах апелляционного судопроизводства, связанных с началом деятельности апелляционных судов общей юрисдикции, см. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 25 и N 26

О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13


Источник: http://base.garant.ru/12128809/8ce0e769c4361cb9c13b4ffd86b67c25/

Приняты поправки в ГПК об апелляционной инстанции

Государственная Дума на вечернем заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект № 306965-5 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствовании производства в суде апелляционной и кассационной инстанции.

Как сообщается в пояснительной записке к проекту федерального закона, внесенному президентом РФ, целью принятия законопроекта является совершенствование процессуальных правил проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке гражданского судопроизводства судебных постановлений, а также правил пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Законопроектом предлагается внести изменения, касающиеся проверочных инстанций в гражданском процессе.

В действующей редакции Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями, предусмотрено апелляционное производство, а для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции, — кассационное производство. В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел по существу мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являются оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции.

Апелляционное и кассационное производства направлены на выявление и устранение судебной ошибки, допущенной при рассмотрении и разрешении дела судом первой инстанции. При этом допущенные судом первой инстанции ошибки должны исправляться судом второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции. В связи с этим предлагается проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений производить по общим правилам, соответствующим основным (традиционным) признакам апелляции, включая элементы, характерные для полной и неполной апелляции.

Необходимость предлагаемых изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вызвана также тем, что исторически под кассационным (в странах германского права — ревизионным) производством понималось и понимается производство по проверке вступивших в законную силу судебных постановлений. Кассационное производство в гражданских процессуальных законах большинства европейских стран, а также в российском арбитражном процессуальном законодательстве принципиально отличается по своему содержанию от производства в суде кассационной инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации. Указанные различия в наименовании, содержании одного и того же института процессуального права затрудняют процесс унификации процессуальных норм как на внутреннем, так и на внешнем правовом уровне.

Учитывая изложенное, в законопроекте предлагается закрепить единый регламент проверочной деятельности судов второй инстанции. В интересах унификации и гармонизации гражданского процессуального права Российской Федерации в законопроекте предлагается:

установить общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции;

создать апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации всех уровней;

установить порядок апелляционного производства в судах второй инстанции.

Единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений позволит в полной мере обеспечить единство судебной практики по делам, подсудным мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции, обеспечить право на равный суд и справедливое судебное разбирательство.

В целях защиты прав лиц, участвующих в деле, а также лиц, не привлеченных к участию в деле, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, законопроектом предлагается увеличить срок для подачи жалобы в суд апелляционной инстанции.

Основной новеллой пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В законопроекте содержатся положения, прямо отражающие содержание и специфику апелляционного производства, в частности: повторное рассмотрение дела по существу судом апелляционной инстанции с проверкой и оценкой как фактических обстоятельств дела, так и их юридической квалификации в пределах доводов апелляционной жалобы; невозможность предъявления в суд апелляционной инстанции требований, которые не были предметом рассмотрения судом первой инстанции; неприменение в суде апелляционной инстанции правил об изменении предмета и основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска и другие.

Новыми являются и другие положения законопроекта, направленные прежде всего на усиление процессуальных гарантий прав участников гражданского процесса. К ним относятся, например, ведение протокола судебного заседания в суде апелляционной инстанции, а также рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей апелляционного производства при установлении существенного нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда.

Законопроектом предлагается ввести новый порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, -кассационный, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу судебных постановлений исключительно по вопросам права. Полномочиями суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Читайте так же:  Апелляционные жалобы и представления приносятся

Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способов обжалования данного судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке предлагается установить такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорное производство предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. В соответствии с законопроектом полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и общие основания для их пересмотра.

Предлагается также сохранить право Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Основаниями для внесения такого представления в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в проекте предусмотрены существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на законность обжалуемых судебных постановлений и лишившие участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе права на доступ к правосудию, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничивающие эти права.

Статьей 3 законопроекта подлежат признанию утратившими силу с 1 января 2012 г. пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», которым определяются сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления, поступивших в ходе избирательной кампании или подготовки референдума на рассмотрение в суд кассационной инстанции, пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», которым определяется порядок рассмотрения кассационной жалобы по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о выборах, а также пункт 17 статьи 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», которым устанавливается право Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителя вносить в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Вместе с тем, как отмечается в заключении Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, «законопроектом определяется в статье 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, что постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения. Такая формулировка может вызвать ошибки при толковании данной нормы. В соответствии со статьей 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений суда. Таким образом, постановления суда апелляционной инстанции, как по существу дела, так и по процессуальным вопросам, имеют одинаковое наименование — определение. Представляется разумным оставить без изменения наименование судебного постановления апелляционной инстанции, которое содержится в действующей редакции Гражданского процессуального кодекса — апелляционное решение.

Важной новеллой является внесение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменений, касающихся порядка кассационного обжалования судебных решений. Действующая редакция предусматривает срок в десять дней со дня принятия решения судом в окончательной форме для подачи кассационной жалобы. В законопроекте предлагается увеличить данный срок до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом следует учитывать, что срок обжалования судебного решения в порядке надзора предлагается уменьшить до трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Этот срок полностью охватывается сроком на кассационное обжалование, что может привести к невозможности обжалования судебных решений в надзорной инстанции и ограничению права граждан на доступ к правосудию», говорится в заключении комитета ГД, подписанном его главой Павлом Крашенинниковым.

Госдума на пятничном пленарном заседании поручила в 30-дневный срок представить поправки в законопроект ко второму чтению.

Источник: http://pravo.ru/news/view/23808/

Новые правила апелляции в гражданском судопроизводстве

Правила гражданской апелляции

На этой неделе Пленум Верховного Суда РФ проголосовал за принятие постановления, разъясняющего порядок судопроизводства в апелляции по гражданским делам. Документ среди прочего допускает подачу жалобы непосредственно в суд апелляционной инстанции, определяет уважительные и неуважительные причины для пропуска сроков обжалования, а также рассказывает в каких случаях апелляция может «выйти за пределы» в интересах законности.

Документ был принят 19 июня и ожидается, что в ближайшее время он будет опубликован.

Суды и субъекты

Апелляционная жалоба, говорится в документе ВС РФ, должна быть подана через суд первой инстанции, принявший решение. Но и подача жалобы непосредственно в апелляционную инстанцию не является основанием для ее возвращения заявителю. В этом случае такая жалоба сопроводительным письмом направляется в первую инстанцию для совершения необходимых действий. Вместе с тем, говорится в документе, «в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства» суд апелляционной инстанции может и не направлять такую жалобу в первую инстанцию, если установит, что жалоба отвечает всем требованиям статьи 322 ГПК РФ.

В постановлении также разъясняется, что апелляционные жалобы могут быть поданы не только на решение суда в целом, но и его часть — например, мотивировочную или резолютивную. Если решение суда обжалуется частично, то и в этом случае оно не вступает в законную силу.

Помимо непосредственных участников дела правом апелляции обладают и их правопреемники, не принимавшие участия в процессе в суде первой инстанции. Гражданин, признанный судом недееспособным, вправе обжаловать в апелляции это решение через представителей или лично, если его участие в судебном заседании не создаст ни для кого опасности (что должно быть подтверждено соответствующим медицинским документом).

Читайте так же:  Возражение относительно восстановления пропущенного срока

Сроки

Течение месячного срока на подачу апелляции, согласно закону, начинается со дня, следующего за днем составления мотивированного решения. Но если это составление отложено, то судья при оглашении резолютивной части решения должен рассказать сторонам, когда все решение будет изготовлено в полном объеме, и отразить эту информацию в протоколе судебного заседания.

Срок на подачу апелляции не считается пропущенным, если жалоба была сдана «в организацию почтовой связи до 24.00 последнего дня срока». В этом случае дата сдачи определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме письма и прочим документам. По отдельным делам, напоминает ВС РФ, ГПК может предусматривать сокращенные сроки подачи апелляционных жалоб, например, по решениям по делам защите избирательных прав, вынесенных в период избирательной кампании. Если заявитель пропустил срок на подачу апелляции, он может просить о его восстановлении непосредственно в самой жалобе.

Отдельный пункт своего постановления ВС РФ посвящает причинам, которые будут уважительными для восстановления срока на подачу апелляции. Это обстоятельства, связанные с личностью лица, подавшего жалобу (например, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность); получение лицом, не участвовавшим в деле, копии решения суда по истечении срока обжалования; ситуации, когда суд первой инстанции не разъяснил порядок и срок обжалования, а также несоблюдение судом срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения. При этом для юридических лиц не могут рассматриваться в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока для обжалования такие обстоятельства, как отпуск или командировка руководителя организации, смена руководства или отсутствие в штате юриста.

Если жалоба не соответствует требованиям ГПК, суд оставляет ее без движения и дает срок на устранение недостатков, который должен назначаться «с учетом реальной возможности их устранения заявителем, а также времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции».

ВС РФ также обращает внимание, что всем участвующим в деле лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться не только с самой апелляционной жалобой, но и с поступившими на нее возражениями до направления дела в апелляционную инстанцию. Для этого, направляя для ознакомлении копии апелляционной жалобы, суд первой инстанции в сопроводительном письме указывает разумный срок для представления возражений — с учетом времени на отправку корреспонденции, места нахождения лиц, сложности дела и т.п. Такой срок может быть определен за пределами месячного срока апелляционного обжалования.

Порядок рассмотрения и отказа

В постановлении конкретизирован непосредственно и сам порядок рассмотрения апелляционной жалобы. В документе, в том числе говорится, что все апелляционные жалобы, поданные на один судебный акт, должны назначаться и рассматриваться одновременно.

Заявитель в любое время вправе отказаться от апелляционной жалобы, если по ней еще не вынесено определение. Но адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика (в порядке статьи 50 ГПК РФ), не вправе отказываться от поданной им в интересах ответчика жалобы.

О выходе за пределы

ВС РФ еще раз напоминает, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в апелляции не принимаются. Исключением из этого правила являются случаи, когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Однако в постановлении также говорится, что, несмотря на то, что апелляция проверяет законность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, он может выйти за пределы этого правила и «в интересах законности» проверить обжалуемый судебный акт в полном объеме.

Одновременно высшая инстанция разъясняет, что же судам следует понимать под интересами законности. Это «необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых и иных правоотношений; защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов». Впрочем, в самом конце этого пассажа добавляется, что интересами законности могут быть и иные случаи необходимости охранения правопорядка — например, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по круг лиц.

Причины для новых доказательств

В постановлении также говорится об уважительных причинах, по которым суд апелляционной инстанции может принять новые доказательства. К таким причинам относятся необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств участвующих в деле лиц о дополнительных письменных доказательствах либо ходатайств о вызове свидетелей, назначении экпертизы, направлении поручения, а также принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска по причине пропуска срока исковой давности без исследования иных фактических обстоятельств дела. При этом апелляция не должна принимать дополнительные доказательства, если будет установлено, что лицо, ссылающееся на них, не представило эти доказательства в суде первой инстанции, поскольку «вело себя недобросовестно и злоупотребляло своими процессуальными правами».

Нет формализму

При всем при этом ВС РФ также указывает, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (нарушение порядка прений, освобождение от госпошлины лица, не имевшего на то права). Характер допущенных первой инстанцией нарушений должен определяться апелляцией в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела.

Достаточно объемный документ состоит из 60 пунктов, и, как сообщают разработчики, станет основой для будущего аналогичного постановления об апелляции по уголовным делам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.dso55.ru/news/1224562/

Изменения по рассмотрению апелляционных жалоб
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here