Надзор полиции права

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Надзор полиции права" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ часть 1 статьи 12 дополнена пунктом 7

7) в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 12 внесены изменения

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 12 внесены изменения

3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

3. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:

1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;

2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 12 внесены изменения

3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ пункт 5 части 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;

6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

б) прохождение предварительного собеседования;

в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;

г) заключение трудового договора;

д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Источник: http://base.garant.ru/12184517/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Права поднадзорного

В какой период ночного времени сотрудники полиции имеют право проверять поднадзорного дома?

Поскольку автор вопроса не указал, в связи с чем установлен административный надзор (а он устанавливается как в отношении несовершеннолетнего, так и взрослого человека, как условно освобожденного, так и освобожденного от наказания и т. д.), расскажем об административном надзоре в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Согласно ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст. 205–205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277–279, 282–282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

Читайте так же:  Ревизионная комиссия днп

Согласно ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ, за исключением преступлений, указанных в ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Обе части ст. 173.1 УИК РФ ссылаются на федеральный закон, устанавливающий порядок реализации административного надзора, и таким законом является Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).

Основные понятия, используемые в Законе об административном надзоре определены в ст. 1, согласно которой для целей этого закона используются следующие основные понятия:

1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом;

2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре;

3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;

4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 173.1 УИК РФ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных данным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

Упоминаемый в законе «орган внутренних дел» – это районный отдел внутренних дел в лице участкового уполномоченного полиции, который участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) (п. 37.16 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре при осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных указанным законом обязанностей;

3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на который имеется ссылка в ч. 2 ст. 8 Закона об административном надзоре, утвержден приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 (далее – Порядок).

Согласно п. 7.5 Порядка сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных Законом об административном надзоре обязанностей.

Согласно п. 8.3 Порядка участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора, проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Законом об административном надзоре обязанностей.

Согласно п. 8.9 Порядка участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора, посещают не реже одного раза в месяц поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных помещений.

Читайте так же:  Как быстро разводят по обоюдному согласию

Таким образом, приведенные нормы не указывают конкретного времени посещения участковым поднадзорного лица в жилом помещении, за исключением п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре и п. 8.9 Порядка, когда судебным актом определено время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. Например, если приговором суда установлена обязанность нахождения дома с 22:00 до 07:00, то участковый вправе «не реже одного раза в месяц» «проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица».

В остальное время поднадзорный вызывается к участковому. А вот в какое время он может быть вызван в полицию, ни законом, ни Порядком не определено, и данная неопределенность предоставляет простор для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Если при обжаловании действий полиции суды придут к выводам об отсутствии в названных нормах конкретного времени, то это может служить основанием для проверки спорных положений Конституционным Судом РФ.

Во всяком случае, если поднадзорное лицо считает, что его права и свободы нарушены действиями должностного лица органа внутренних дел, оно может воспользоваться любым видом защиты, предусмотренной в ст. 10 Закона об административном надзоре, согласно которой поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч. 3 ст. 12 данного закона;

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Источник: http://pravo.rg.ru/rubrics/question/3923/

Административная деятельность полиции

Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

ОВД (полиция) осуществляют надзор за исполнением гражданами и должностными лицами нормативных актов по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В связи с тем что осуществление этого надзора регулируется нормами административного права и административно-правовыми средствами, он также именуется административным.

Административный надзор, осуществляемый полицией, может быть общим и специальным.

Общий административный надзор осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в организационном или ином подчинении полиции, за соблюдением ими определенных правил.

Специальный административный надзор распространяется на определенный круг субъектов или по определенному кругу вопросов.

Основная цель административного надзора — предупреждение и пресечение правонарушений и других антиобщественных проявлений. Способы осуществления административного надзора:

  1. привлечение внимания общественности к фактам правонарушений;
  2. принятие мер по предупреждению правонарушений;
  3. проведение воспитательной работы с населением;
  4. применение к правонарушителям мер воздействия.

К методам административного надзора относятся:

  1. непосредственное наблюдение за выполнением должностными лицами и гражданами установленных правил;
  2. периодические проверки выполнения предприятиями правил, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органов внутренних дел;
  3. выявление нарушений при проверке жалоб и заявлений граждан.

Для осуществления административного надзора сотрудники полиции наделяются государственно-властными полномочиями, которые позволяют им:

  1. вести наблюдение за точным выполнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил;
  2. принимать меры по предупреждению, пресечению и выявлению нарушении;
  3. обеспечивать применение к правонарушителям мер государственного и общественного воздействия.

Поэтому административный надзор нельзя рассматривать как пассивное наблюдение за исполнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил, нельзя сводить его лишь к использованию мер принуждения. Недооценка силы общественного воздействия, предупредительных и воспитательных мер сужает социальный арсенал средств борьбы с правонарушениями.

ОВД (полиция) осуществляют надзор от имени государства и только по тем вопросам, которые законом возложены на них.

Проведение в жизнь законов, их неукоснительное выполнение обеспечиваются широкой системой организационных мероприятий, массово-разъяснительной и другой работой. В то же время сотрудники полиции, занимающиеся административным надзором, наделяются правом применения мер принуждения. Это обусловлено тем, что право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права.

Если говорить об административно-надзорном производстве, осуществляемом ОВД, то можно констатировать, что оно инициируется и производится уполномоченными на то субъектами. Данное производство можно отнести к особым, имеющим место, например, в деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.

Источник: http://isfic.info/poladm/demud18.htm

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора (ст.ст. 10 — 12)

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

>
Права поднадзорного лица
Содержание
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12184517/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/

Административная деятельность полиции

Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности

Административный надзор в широком смысле представляет собой осуществление уполномоченными на то органами государственной власти наблюдения за исполнением установленных правил и норм организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Административный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами.

Можно также сказать, что административный надзор — это особый вид контроля, выделившийся в связи с необходимостью обеспечения законности в отношениях, вмешиваться в которые государство может только в случае нарушения установленного порядка. По аналогии с термином «прокурорский надзор» понятие «административный надзор» означает наблюдение уполномоченных субъектов за поведением неопределенного круга лиц. Это активное наблюдение, которое может осуществляться в формах непосредственного визуального наблюдения, наблюдения с использованием специальных технических средств, проведения плановых или внеплановых проверок.

Читайте так же:  Нарушение прав журналиста примеры

В законодательных и иных нормативных правовых актах, а также в учебных и научных изданиях административный надзор может называться контролем, государственным контролем (надзором), государственным надзором. В то же время можно встретить использование термина «надзор» применительно к ведомственному или надведомственному контролю. Например, Федеральная служба по финансовому надзору в действительности является органом контроля, поскольку ее компетенция не распространяется на отношения, не связанные с использованием бюджетных средств или государственного имущества.

Административный надзор устанавливается и осуществляется в целях обеспечения безопасности. Как правило, административный надзор имеет отраслевую (но отраслям хозяйства) специализацию: строительный, экологический, транспортный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический, технический, надзор в области дорожного движения.

Осуществление административного надзора позволяет решать следующие задачи:

  1. обеспечение законности и правопорядка;
  2. предупреждение, выявление и пресечение правонарушений;
  3. получение информации о состоянии законности и безопасности в соответствующих областях.

Функции административного надзора:

Общие принципы осуществления административного надзора. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлены следующие общие принципы:

Особенности осуществления административного надзора в некоторых специфических областях устанавливаются другими федеральными законами. Так, особенности строительного надзора установлены Градостроительным кодексом РФ, особенности санитарно- эпидемиологического надзора — Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (с последующими изменениями) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.

В числе подзаконных актов можно назвать постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (с последующими изменениями) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

На ведомственном уровне осуществление административного надзора регламентируется различными положениями, порядками, инструкциями, наставлениями, уставами, а в последнее время издаются административные регламенты осуществления государственной функции по контролю (надзору). Так, приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (в ред. приказов МВД России от 31 декабря 2009 г. № 1023, от 13 августа 2012 г. № 780) утвержден Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Объектами административного надзора являются не находящиеся в состоянии подчиненности органам административного надзора граждане и организации. Предметом административного надзора является соответствие поведения указанных объектов установленным нормативными правовыми актами обязательным требованиям.

В отличие от контроля административный надзор может осуществляться только специально уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами. В тех случаях, когда законодательством предусматривается передача функции административного надзора органам местного самоуправления, которые также становятся субъектами административного надзора, органы местного самоуправления осуществляют административный надзор, в частности, в области охраны окружающей природной среды, в розничной торговле и т.д.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в системе федеральных органов исполнительной власти административный надзор является функцией федеральных служб. Однако в отдельных случаях эта функция может входить в компетенцию федеральных министерств (МВД России и МЧС России) и федеральных агентств (Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

В субъектах Российской Федерации административный надзор осуществляют министерства, управления, департаменты, службы, инспекции и другие органы исполнительной власти.

Непосредственно административно-надзорные полномочия осуществляют должностные лица названных органов, замещающие должности государственных инспекторов. Их статус характеризуется властностью, принудительностью, направленностью вовне, к неподчиненным субъектам — гражданам и организациям.

Административный надзор — мощное средство обеспечения законности в самых разнообразных областях общественной жизни. В то же время он характеризуется повышенной коррупциогенностью, создает административные барьеры, замедляющие развитие предпринимательской деятельности. В целях сдерживания субъектов административного надзора в законных рамках необходимы эффективные юридические гарантии. Помимо установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ограничений в виде обязательного планирования под надзором прокуратуры проведения плановых проверок, согласования с прокурорами проведения внеплановых проверок, признания незаконными результатов проверок, проведенных с нарушением установленного порядка и др., в 2010 г. установлена административная ответственность государственных инспекторов за нарушения прав объектов административного надзора.

В соответствии со ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами органов административного надзора требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа административного надзора, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Гарантией административного надзора является также установление административной ответственности объектов административного надзора за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего административный надзор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст. 19.3 КоАП РФ); непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.4 КоАП РФ); непредставление, несвоевременное представление или представление неполной либо недостоверной информации (ст. 19.7 КоАП РФ).

Читайте так же:  Районный суд кассационная инстанция

Источник: http://isfic.info/poladm/demud17.htm

Административная деятельность полиции

Фирма АВАНТЕРН поможет организовать контроль транспорта

Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Мировая правоохранительная практика свидетельствует, что осуществление целенаправленной индивидуальной работы с лицами, ранее судимыми за совершение преступлений, — одно из основных условий общей профилактики повторной преступности.

Как показывает опыт прошлых лет, осуществление надзорных функций являлось одной из наиболее действенных мер предупреждения совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В настоящее время одна из важнейших задач государства — совершенствование работы, направленной на сокращение рецидива преступлений, активизации процесса ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В соответствии со вступившим в силу в июле 2011 г. Федеральным законом от 16 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,

под административным надзором понимается осуществляемое ОВД наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ.

В целях реализации требований ФЗ издан приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», определяющий формы и методы осуществления ОВД Российской Федерации наблюдения за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, за выполнением ими обязанностей, предусмотренных федеральным законом, а также полномочия сотрудников подразделений и служб органов внутренних дел, порядок их участия в осуществлении административного надзора.

Основные задачи административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:

  1. предупреждение совершения данной категорией лиц преступлений и других правонарушений;
  2. оказание на данных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с Федеральным законом поднадзорными являются лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, за преступления при рецидиве преступлений, за умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего.

В отношении осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений административный надзор устанавливается в обязательном порядке.

Административный надзор также может быть установлен в отношении лиц:

  1. признававшимися злостными нарушителями установленного порядка в местах лишения свободы (по представлению органов внутренних дел или администраций исправительно-трудовых учреждений);
  2. совершившими в течение года после освобождения два или более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также на здоровье населения и общественную нравственность.

Административный надзор устанавливается в судебном порядке. Лица, в отношении которых установлен административный надзор, могут быть ограничены в праве пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, пребывания вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, выезда за установленные судом пределы территорий.

Поднадзорный обязан являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.

В течение срока административного надзора, с учетом ряда обстоятельств, суд вправе частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные.

Административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Срок административного надзора может исчисляться со дня:

  1. постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
  2. вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора;
  3. отбытия наказания в виде ограничения свободы в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае :

  1. объявления поднадзорного лица в розыск;
  2. признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
  3. заключения поднадзорного лица под стражу.

После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя. Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Читайте так же:  Гражданская ответственность физических и юридических лиц

Административный надзор прекращается по следующим основаниям :

  1. истечение срока административного надзора;
  2. снятие судимости с поднадзорного лица;
  3. осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;
  4. вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;
  5. смерть поднадзорного лица.

Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

Права и обязанности поднадзорного лица. Поднадзорное лицо имеет право:

  1. обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
  2. обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
  3. обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами;
  4. обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Поднадзорное лицо обязано:

Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей.

В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности ОВД. При осуществлении административного надзора ОВД обязаны:

При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

  1. запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
  2. вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных ФЗ обязанностей;
  3. входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

ОВД дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами :

  1. смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;
  2. необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;
  3. невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;
  4. прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;
  5. необходимость сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательное учреждение;
  6. необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:
  1. явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;
  2. прохождение предварительного собеседования;
  3. прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;
  4. заключение трудового договора;
  5. заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
  6. государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Административный надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления МВД России на комплексе «Байконур» в целях предупреждения совершения назваными выше лицами преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Функции территориального ОВД по осуществлению административного надзора. Административный надзор осуществляется территориальными ОВД путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений и выполнением ими рассмотренных ранее обязанностей.

В осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://isfic.info/poladm/demud19.htm

Надзор полиции права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here