Надзор за исполнением решений суда

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Надзор за исполнением решений суда" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Надзор за законностью исполнения судебных решений по гражданским делам

Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу. Роль и участие прокурора в суде второй инстанции (по гражданским делам).

Кассационное обжалование (опротестование) – требование юридически заинтересованных лиц или прокурора проверки вышестоящим судом законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции и не вступившего в законную силу решения или определения.

Для осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал (ст. 413 ГПК).

Право на возбуждение кассационного производства согласно Закону о прокуратуре и ГПК путем принесения в кассационный суд кассационных и частных протестов на судебные решения и определения, которые не вступили в законную силу, принадлежит соответствующему прокурору и его заместителю в пределах их компетенций и независимо от участия в деле. Кроме того, правом возбуждения кассационного производства обладают помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений, которые принимали участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Поддержание протеста в кассационной инстанции, а также участие в судебном заседании кассационного суда с целью изложения мнения по делу осуществляют прокуроры вышестоящей прокуратуры.

Прокурор в порядке надзора обязан проверить:

— соблюдение установленного срока подачи протеста;

— выполнение требований, предъявляемых к кассационной инстанции;

— обращение в компетентный суд. Компетентными судами, то есть судами, рассматривающими кассационные жалобы являются:

· на решения районных (городских) и межгарнизонных военных судов — судебная коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского судов и Белорусский военный суд;

· на решения областного, Минского городского и Белорусского военного судов — соответственно судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда РБ.

Прокурор, как и другие лица, возбуждает исполнительное производство путем предъявления исполнительного документа по взысканию.

Право прокурора на возбуждение исполнительного производства распространяется на все дела, в которых взыскателем является государство. В интересах взыскателей граждан и юридических лиц прокурор возбуждает исполнительное производство, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы (ст. 484 ГПК).

Кроме того, прокурор в исполнительном производстве, осуществляя надзор, вправе принести протест на действия судебного исполнителя в интересах сторон и возбудить процесс по проверке правомерности его действий (ст. 479 ГПК). Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя также может быть обжаловано или опротестовано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/2_113013_nadzor-za-zakonnostyu-ispolneniya-sudebnih-resheniy-po-grazhdanskim-delam.html

Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров, постановлений и определений по уголовным делам и осуществления судебными приставами своих полномочий

Обращение приговора к исполнению возложено на суд, постановивший приговор (ст. 359 УПК). Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. Прокурор следит за тем, чтобы установленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался.

Надзор прокурора в сфере обращения приговора к исполнению распространяется на весьма широкий круг органов и должностных лиц, причастных к исполнению судебных приговоров. К их числу следует отнести суды, судебных приставов, органы юстиции, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительные учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, медицинские учреждения и т. д. Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц, государственных органов и общественных организаций строго соответствовали закону, чтобы предписания суда, содержащиеся в приговоре, своевременно и точно исполнялись. Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы своей деятельности и применяет присущие этой деятельности средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на незаконные акты судебного пристава или вносит представления в органы суда, местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенное нарушение закона.

На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор за соблюдением установленной законом своевременности обращения приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении установленного законом срока на его обжалование или по оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии со ст. 356 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции.

Оправдательный приговор и приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно по его провозглашении. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.

В тех случаях, когда кассационная инстанция принимает решение об освобождении осужденного из-под стражи в связи с прекращением дела или заменой лишения свободы иным наказанием, не связанным с лишением свободы, копия определения в течение суток направляется непосредственно администрации места лишения свободы, минуя суд первой инстанции (ст. 354 УПК). Если кассационная инстанция выносит определение об отсрочке исполнения обжалованного или опротестованного приговора, то копия определения направляется также администрации места лишения свободы. Определение кассационной инстанции подлежит немедленному исполнению. Прокурор следит также и за тем, чтобы суды в целях повышения воспитательного и предупредительного воздействия направляли копии приговоров по месту работы, учебы или месту жительства осужденного.

Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялось требование закона (ст. 315 УПК) в части направления осужденных к лишению свободы в одно из указанных в законе ИУ, колонию-поселение или тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее 10-дневного срока со дня обращения приговора к исполнению, либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Прокурор может оставить осужденного в следственном изоляторе на срок до 2-х месяцев, а Генеральный прокурор Российской Федерации — до 4-х месяцев.

Установив нарушение закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю суда по месту обращения приговора к исполнению или председателю вышестоящего суда, либо местному органу юстиции. Если обнаружено существенное нарушение закона, например, приговор вовсе остался не обращенным к исполнению, то прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной ответственности судей или должностных лиц исправительных учреждений.

Читайте так же:  Течение срока исковой давности начало окончание

Приведение в исполнение приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительным работам, осуществляют городские, районные и межрайонные уголовно-исполнительные инспекции органов Минюста. Прокурор выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению. Если, например, лицо, осужденное к исправительным работам, к моменту вступления приговора в законную силу заболело, то прокурор предлагает инспекции направить осужденного на врачебную экспертную комиссию для определения его трудоспособности.

Когда речь идет об обращении к исполнению приговора, связанного со штрафом, прокурор следит, чтобы взыскание штрафа не было обращено на имущество осужденного прежде, чем ему будет предоставлена возможность погасить штраф добровольно.

Заключение прокурора в стадии исполнения приговора, так же, как его заключение в предшествующих стадиях уголовного судопроизводства, должно быть обоснованным, объективным и основанным на законе и опираться на точно установленные факты. В случае вынесения судьей незаконного или необоснованного постановления прокурор, руководствуясь ст. 331 УПК, приносит частный протест на предмет отмены такого.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше ст. 17.7 КоАП.

Прокурор может принести протест в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона, что ими в настоящее время и делается. При этом прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу.

Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта РФ об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть вынесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/8_100421_nadzor-za-zakonnostyu-obrashcheniya-k-ispolneniyu-prigovorov-postanovleniy-i-opredeleniy-po-ugolovnim-delam-i-osushchestvleniya-sudebnimi-pristavami-svoih-polnomochiy.html

Порядок исполнения решений Европейского суда по правам человека и контроль исполнения

Порядок и контроль исполнения решений ЕСПЧ

Выполнение права заявителя на справедливость в процессе судебного разбирательства, закрепленного ст. 6 ЕКПЧ возможно только при полном выполнении решения Европейского суда по правам человека. Этот постулат отражен в ЕКПЧ и, что немаловажно, полностью реализован в практике. Положения Конвенции предусматривают наличие постоянного контроля за выполнением обязательств во исполнение решений Европейского суда по правам человека всеми участниками соглашения.

ЕКПЧ выполняет роль ключевого элемента поддержания стабильности политической системы Европы. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что каждое индивидуальное постановление, констатирующее факт нарушения государством-членом нормы, подпадает под пристальное внимание и систематический контроль со стороны других участников, имеющих представительство в Комитете министров СЕ.

Контроль за соблюдением взятых на себя государствами обязательств согласно ст. 3 Устава СЕ возлагается на Комитет министров. В соответствии с положениями данной статьи все государства – члены Совета Европы признают принципы верховенства права и защиты прав и основных свобод граждан.

Контроль исполнения решений Европейского суда по правам человека в части выплаты компенсаций и исправления расхождений правовых норм или судебных практик государства-участника с нормами СЕ также возлагается на Комитет министров. Если имеет место факт неисполнения или не полного исполнения решения ЕСПЧ, комитет обязан проинформировать об этом СЕ.

Решение, принятое ЕСПЧ, направляется заявителю или его представителю, представителю ответчика и в Комитет министров одновременно. При этом указывается, что ответчик обязан информировать Комитет министров о полном и своевременном выполнении принятого ЕСПЧ решения.

С момента передачи решения в секретариат Комитета Министров СЕ на государство ответчика возлагается обязанности предоставлять информацию о предпринимаемых шагах, выплате сумм компенсации и, если необходимо, о принятых индивидуальных и общих мерах с целью выполнения принятого ЕСПЧ решения. В случае отсутствия ответа Комитетом министров каждые 6 месяцев высылаются дополнительные запросы, но при этом Комитет не наделен правом определения сроков, в которые должны быть приняты необходимые меры.

Определение необходимых мер и предполагаемых графиков их принятия согласовываются на начальных этапах между секретариатом и государством-ответчиком. При этом обязательно должны учитываться интересы заявителя. В случае обнаружения постановлением ЕСПЧ структурных проблем также необходимо предусмотреть возможность быстрого предупреждения жалоб, связанных со вскрытыми проблемами.

В течение 6-ти месяцев дело должно быть вписано в повестку дня для ознакомления делегатами, при этом Комитет министров назначает проведение дебатов исходя из следующих критериев:

  • необходим особый контроль за ситуацией, в которой оказался заявитель в результате нарушения;
  • дело ведет к изменениям в процедурной практике ЕСПЧ;
  • делом обнаружена системная проблема, влекущая за собой появление новых жалоб в будущем;
  • дело привело к противопоставлению государств-участников;
  • присутствуют разногласия по вопросам необходимых для принятия мер между Комитетом министров и государством-ответчиком;
  • присутствует факт затягивания выполнения решения по сравнению с ранее обговоренным графиком;
  • дело подпадает под требования для проведения дебатов;
Читайте так же:  Перечень операторов персональных данных

Замечание 1

В этом случае, если против проведения дебатов выступают государство-ответчик или секретариат, то последние могут не проводиться.

Первая четверка перечисленных выше дел выносятся на повестку до того момента, как закончится начальная стадия контроля за исполнением, остальные – по мере возникновения такой необходимости.

В случае, если власти государства-ответчика не противодействуют принятию необходимых для выполнения решения мер, дебаты не проводятся.

Некоторые дела подразумевает более короткий начальный этап. К примеру, в делах, где под угрозу ставится личная неприкосновенность, необходимо как можно быстрее начать исполнение решения, то есть во время первого же совещания Комитета после вынесенного постановления. При необходимости назначаются срочные консультации. Также к делам, в которых начальный этап может быть сокращен, относятся дела, касающиеся структурных проблем, способных повлечь большое количество нарушений или привести к более серьезным нарушениям.>

Вопросы денежных компенсаций по большей части не обсуждаются Кабинетом министров, поскольку являются техническими, при этом процесс выплаты часто сопряжен с трудностями. К примеру, если отсутствует контакт з заявителем или отсутствуют его банковские координаты. Адвокатами должны учитываться такие моменты и подаваться полная и достоверная информация о заявителях в документах, которые направляются на рассмотрение в ЕСПЧ.

Роль адвоката не ограничена участием в процессе рассмотрения дела и принятия решения. В процессе реализации решений адвокаты могут подавать в Комитет письменные комментарии по выплатам компенсаций или по отношению к другим негативным последствиям, влияющим на его доверителя в результате зафиксированных нарушений. Комитетом принимаются во внимание любые источники информации, относящейся к делу и осуществляются консультации по упрощению и ускорению исполнения решения с заявителем, представителем и органами государственной власти при необходимости.

Процедура рассмотрения дел Большой Палатой

В случае, когда государство-ответчик отказывается исполнять решение ЕСПЧ после предъявленных требований, Комитет министров полномочен активировать процедуру против такого государства в Большой палате, целью которой является вынесение решений Европейским судом решения против государства, которое нарушило свои обязательства. (ст. 46 ЕКПЧ).

Процедурой повторно не ставится вопрос о нарушении, по которому было принято решение при первом рассмотрении, а также не касается выплат государствами-ответчиками денежных компенсаций. Обжалование уклонения от выполнения своих обязательств участником таки способом используется как политическое давление. Вынесенное постановление после рассмотрения Большой палатой является обычно достаточным для исполнения первоначальных решений ЕСПЧ.>

Такого рода процедура обеспечивает выполнение решений, так как самая жесткая мера наказания в виде исключения государства из Совета Европы скорее всего будет иметь деструктивный характер и не приведет к исполнению решения. На данный момент такая возможность ни разу Комитетом не использовалась.>

На основании принятых ЕСПЧ постановлений по нарушениями государствами обычно принимаются все необходимые меры. Среди принимаемых мер выделяют индивидуальные и меры общего характера. Примером общих мер служат:

  • внесение изменений в законодательство;
  • принятие соответствующих нормативных актов или изменение практики;
  • принятие мер административного характера;
  • практические меры и т.д.

Под мерами индивидуального характера подразумеваются:

  • меры по ускорению или прекращению процессуальных процедур в отношении заявителей;
  • меры по восстановлению законных прав заявителей;
  • замена уголовных наказаний административными мерами;
  • меры по возобновлению национальных процедур и т.д.

Отдельно стоит рассмотреть индивидуальные меры, суть которых заключается в выплате справедливых компенсаций и восстановительных мер необходимых для восстановления ситуаций в том виде, в каком они были до фактов нарушения ЕКПЧ. (restitution in integrum). В этом случае государство-ответчик создает возможность пересмотреть дело, в том числе повторно открывая процедуры. Повторное открытие процедур играет важнейшую роль в исполнении решений ЕСПЧ. С помощью такого метода обеспечивается непрямое влияние ЕКПЧ на национальном уровне.

На данный момент большинство государств, входящих в состав СЕ, через принятие новых законодательных актов и через толкование уже существующих норм созданы необходимые правовые основания, позволяющие избегать трудностей в процессе организации судебных пересмотров на основании постановлений ЕСПЧ. Российским законодательством также предусмотрена возможность пересмотра дел на основании решений ЕСПЧ. В процессуальном законодательстве установленное нарушение норм ЕКПЧ рассматривается как новое обстоятельство. При этом процедура пересмотра не является автоматической и имеет ограничения по сроку.

При рассмотрении заявлений о пересмотре постановления и возобновления производства судом устанавливается связь между результатами судебных разбирательств для заявителей и выявленным нарушением. Судом может быть отказано в пересмотре в случаях, если отсутствует вышеуказанная связь или выплата справедливой компенсации явилась достаточной мерой для восстановления законных прав заявителей.

Полная и своевременная выплата денежных компенсаций контролируется адвокатом. Также последний имеет право заявлять ходатайства о пересмотре или возобновлении судебного разбирательства в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Словом, адвокаты отслеживают процесс восстановления ситуации, которая была до нарушения и передают соответствующую информацию в ЕСПЧ.

Также ст. 43 Европейской конвенции о правах человека предполагает право любой из сторон на протяжении 3-х месяцев подать ходатайство в секретариат о рассмотрении дела Большой палатой с указанием серьезного вопроса, который относится к толкованию или применению ЕКПЧ или ее протоколов, либо же серьезной проблемы из ряда общей значимости, заслуживающих рассмотрения в Большой палате.

Под термином «серьезный вопрос» понимается: вопрос большой важности, по которому ранее не принимались решения в ЕСПЧ; решение вопроса повлияет на рассмотрение дел в будущем или поспособствует развитию базы прецедентного права в ЕСПЧ; решение противоречит принятым ранее ЕСПЧ решениям; случай, когда решения вопроса требует изменения национального законодательства или административной практики государства-участника.

В таких случаях Большая палата играет роль суда второй инстанции с правом обжалования решений палаты. Принятые Большой палатой решения и вынесенные постановления представляют собой окончательное решение ЕСПЧ.

Процедура подачи прошения о разъяснении и пересмотре

Регламентом ЕСПЧ адвокатам представляется возможность на протяжении года с момента вступления постановления в силу подать прошение с целью его разъяснения с точным указанием пунктов, нуждающихся в разъяснении. Обоснование должно быть четким, поскольку может быть отклонено судом при отсутствии оснований к рассмотрению. Если прошение не отклонено, то секретарь информирует заинтересованную сторону об этом решении. Другая сторона имеет право в установленный срок подать свои замечания в письменном виде.

Читайте так же:  Образец бланка направления на психиатрическое освидетельствование

В случаях выявления фактов, которые могли оказать решающее влияние в процессе рассмотрения дела, но не были известны ЕСПЧ или не могли быть разумно известны сторонам на момент вынесения постановления, регламентом предусмотрена возможность подачи любой из сторон прошений суду о пересмотре упомянутого выше решения не позднее 6-ти месяцев с момента обнаружения стороной таких фактов. С целью рассмотрения прошений такого рода формируются палаты. Данные палаты имеют право либо отклонять прошения в виду отсутствия оснований, либо принимать их. При этом оповещается другая заинтересованная сторона и назначается дата повторного слушания. Решения палаты выносятся в форме постановлений. В прошении указывается постановление, которое подлежит пересмотру, выявленные факты, способные повлиять на исход рассмотрения по делу и вместе с копиями подтверждающих документов передается в секретариат.

Регламентом ЕСПЧ также предусматривается возможность исправить описки, ошибки при расчетах и другие явные ошибки. Для внесения изменений и правок такого рода адвокат может подать соответствующее заявление не позднее, чем через месяц с момента вступления постановления в законную силу.

Многими государствами-членами СЕ закреплен на законодательном уровне своевременный перевод всех решений ЕСПЧ, которые имеют значение для внутригосударственной правовой практики, на государственный язык с публикацией в государственных печатных изданиях, поскольку решения ЕСПЧ важны не только для органов судебной власти, но и для пенитенциарной системы, профсоюзных и общественных организаций и др.

На данный момент в России не осуществляется публикация решений ЕСПЧ на государственном языке. С постановлениями, принятыми по отношению к РФ, можно ознакомится только на официальном интернет ресурсе Европейского суда по правам человека в английской или французской редакции.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/advokatura-rossii/porjadok-ispolnenija-reshenij-evropejskogo-suda/

Проблема контроля за исполнением судебных решений

Законом, увы, до сих пор не предусмотрено каких-либо форм контроля за исполнением судебного решения. Не определен и орган, который должен осуществлять такой контроль. Не установлено никакой ответственности за неисполнение такого судебного решения либо возможности, например, денежной компенсации заявителям, пострадавшим от неэффективного расследования. Из всех решений об удовлетворении жалобы почти в 90% случаев сведений об их исполнении от органов предварительного расследования и прокурора в суды вообще не поступило. Поэтому в большинстве судов контроль за исполнением решений, принятых в порядке ст. 125 УПК РФ, фактически вовсе не осуществляется.

Решения проблемы, выработанные практикой. Несмотря на такой правовой вакуум, суды иногда по своей инициативе используют несколько форм контроля за исполнением подобных решений. Некоторые суды в сопроводительном письме о направлении должностному лицу вступившего в законную силу судебного решения предлагают уведомить суд о его исполнении (Республика Башкортостан). Однако должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, крайне редко сообщают суду о принятом решении.

В отдельных судах контроль за исполнением таких решений осуществляется посредством направления последующих запросов соответствующим должностным лицам с требованием представить необходимую информацию (Челябинская область). Имеются случаи многократных запросов и напоминаний о необходимости исполнения судебных решений (Оренбургская и Курская области).

Таким образом, отсутствие контроля за исполнением судебных решений, включающего обязанность представления информации об исполнении судебного решения, принятого в порядке ст. 125 УПК РФ, является существенным пробелом, который сказывается на эффективности указанной нормы.

Источник: http://studwood.ru/1165119/pravo/problema_kontrolya_ispolneniem_sudebnyh_resheniy

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Указание №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю :

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

Читайте так же:  Административная и гражданско правовая ответственность сравнение

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Источник: http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14273/

Прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений

К судебным решениям относятся все виды судебных документов, которые выносит суд или судья по окончательным или промежуточным результатам рассмотрения дела. По уголовным делам выносятся приговоры, определения, постановления; по гражданским и хозяйственным делам – решения, постановления, определения; по делам об административных правонарушениях – постановления и определения. Прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью этих судебных актов, а также следит за соблюдением законодательства при их исполнении.

Движение судебного процесса прокурор не определяет. Наоборот, в судебном заседании он подчиняется суду. В УПК сказано, что председательствующий руководит заседанием, принимает меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела. Возникает вопрос: какую роль в судебном заседании играет прокурор? В общем виде можно сказать, что предметом надзора является законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским, хозяйственным и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законодательства при их исполнении (ст. 26 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь»).

В рамках этой функции роль прокурора неодинакова при рассмотрении различных категорий дел.

При осуществлении правосудия по уголовным делам прокурор поддерживает в суде государственное обвинение. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное лицу обвинение не нашло подтверждения, он обязан отказаться от обвинения. Прокурор обязан опротестовать в кассационном или надзорном порядке незаконный и необоснованный судебный акт (решение, приговор, определение, постановление). Он руководствуется УПК, Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь», приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые оформляются в виде постановлений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении уголовных дел. В его обязанности входит:

1) проверять законность действий суда при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;

2) выступать в суде в качестве государственного обвинителя;

3) предъявлять иски и поддерживать их в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, прав и законных интересов граждан;

4) давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

5) опротестовывать незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;

6) давать заключения в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;

7) проверять своевременность обращения к исполнению приговоров, определений, постановлений судов;

8) осуществлять надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;

9) принимать меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

УПК не предоставляет прокурору преимуществ перед участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. Статус прокурора иной. Если обвиняемый и потерпевший выступают от своего имени, а защитник – по поручению обвиняемого, то прокурор – от имени государства. Он способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор в стадии судебного разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о квалификации преступления и меры наказания в отношении обвиняемого, подводит итоги деятельности по уголовному преследованию и деятельности, направленной на изобличение обвиняемого в совершении преступления.

Структура речи прокурора не определена в законе, однако она должна состоять из взаимосвязанных элементов: 1) вступительная часть; 2) изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела); 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) соображения о мере наказания; 7) рассмотрение вопросов, связанных с возмещение причиненного преступлением материального ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению; 9) заключение [197]. Последовательность этих элементов может быть иной. Все зависит от особенностей конкретного уголовного дела.

Читайте так же:  Иск о компенсации судебных расходов

В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор также вправе опротестовать приговор, решение, определение, вступившее в законную силу.

При рассмотрении протеста в суде кассационной и надзорной инстанции прокурор поддерживает принесенный протест, высказывает свое мнение о законности и обоснованности обжалованных решений.

При исполнении приговора прокурор следит за тем, чтобы приговор был своевременно и законно приведен в исполнение. И если возникают вопросы, связанные с исполнением приговора, например, об отсрочке исполнения приговора, об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжкой болезнью осужденного, препятствующей исполнению наказания, и в других, указанных в законе случаях, прокурор участвует в их рассмотрении судом путем дачи заключения по рассматриваемому вопросу.

При рассмотрении судом гражданских дел прокурор включен в состав лиц, участвующих в деле, но по своему статусу он отличается от них, поскольку участвует в гражданском процессе в целях охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Поэтому он кроме прав, которые предоставлены ему как лицу, участвующему в деле, обладает правомочиями, которых другие лица не имеют. Ему принадлежит право знакомиться с материалами любого дела в суде и приносить по делу протест.

Действующий ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: 1) возбуждение производства в суде первой инстанции осуществляется по инициативе прокурора путем обращения в суд с иском; 2) участие прокурора в суде первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по иску других лиц.

Прокурор выполняет в гражданском процессе свои задачи независимо от формы его участия в деле. Так, он полномочен давать заключения по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, а также по всему делу в целом, независимо от того, предъявлял иск он сам или судебный процесс начался по инициативе других лиц.

Участие прокурора в суде второй инстанции также возможно в двух формах: 1) возбуждение производства в суде второй инстанции по инициативе прокурора в результате принесения кассационного или частного протеста; 2) вступление прокурора в дело, рассматриваемое по жалобе других лиц, участвующих в деле (сторон, третьих лиц, представителей, заинтересованных граждан и др.).

Прокурор обязан опротестовать незаконные или необоснованные решения или определения суда независимо от формы участия в судебном процессе.

Прокурор осуществляет надзор также за законностью и обоснованностью решений и определений суда, вступивших в законную силу путем принесения протеста и поддержания его при рассмотрении дела судом в порядке надзора. Он дает заключения по делам, возбужденным в порядке надзора должностными лицами судов (Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителями, председателями областных судов и Минского городского суда и их заместители).

Прокурор вправе возбудить дело в стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Он может вступить в эту стадию судебного процесса и в случае возбуждения ее по инициативе других лиц.

В стадии исполнения судебных решений, определений и постановлений прокурор обязан осуществлять надзор за законностью и своевременностью их исполнения. Особое внимание он должен обращать на исполнение судебных решений по делам о возмещении материального ущерба, о взыскании алиментов.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе должно способствовать формированию правового государства, охране прав и свобод граждан.

Прокурор осуществляет надзор за законностью постановлений суда по делам об административных правонарушениях, путем принесения протеста.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения, постановления принадлежит:

– Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям – на решения, приговоры, определения и постановления любого суда (судьи) Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

– прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам, их заместителям – на решения, приговоры, определения и постановления районного (городского) и приравненного к ним суда (судьи); на определение судебной коллегии соответствующего областного, Минского городского суда, рассматривающей дело в кассационном порядке; на решения, определения и постановления хозяйственного суда, кроме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Протест на постановление судьи по делам об административных правонарушениях может быть принесен прокурором района (города), межрайонным и приравненным к ним прокурорам, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Право принесения протеста на судебные акты в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.

Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом – одна из отраслей прокурорского надзора.

Согласно ст. 33 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», предметом надзора данной отрасли прокурорской деятельности являются:

1) законность в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемых судом (судьей);

2) соблюдение установленных законодательством порядка и условий содержания либо отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурорский надзор, осуществляется как в отношении лиц, которые еще не осуждены судом и находятся в местах содержания задержанных или местах предварительного заключения, так и осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания.

Осуществляя данный вид надзора, прокурор вправе вносить протесты, представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается. Прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из помещений камерного типа, штрафного изолятора и т.п.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 4476 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://helpiks.org/5-83496.html

Надзор за исполнением решений суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here