Наказание за нарушение конституционных прав

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Наказание за нарушение конституционных прав" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Статьи 137 УК РФ, 152 ГК и Конституция о неприкосновенности частной жизни: охрана, наказание за вмешательство

Законодатель предусмотрел понятие о частной жизни, которое включает в себя и определяет пределы возможного вмешательства в личные дела гражданина.
⇒ К незаконным действиям относится слежка, получение и использование личных фотографий и др. В исключительных случаях подобные действия могут образовывать состав преступления. Разберемся подробнее с этим вопросом.

Какие законы регламентируют защиту и неприкосновенность личной жизни

Основополагающим актом, регламентирующим данный вопрос, является Конституция РФ, а именно — статья № 23. В данной статье закреплено право, согласно которому каждый гражданин может защищать свою личную, частную и семейную жизнь. Нарушение такого закона о неприкосновенности влечет за собой наложение различных санкций, как административных, так и уголовных.

Регулированием данного вопроса занимается и гражданское законодательство. В ГК РФ указано, что собирание сведений о частной или личной жизни человека допустимо не иначе как по его согласию или же по судебному решению. В случае нарушения данной правовой нормы гражданин имеет право потребовать возмещения причиненных убытков или же компенсации морального вреда.

Самая суровая ответственность в этой сфере правоотношений содержится в уголовном кодексе РФ. Здесь речь идет о распространении данных о личной тайне гражданина без его согласия, в том числе и публичным образом.

Частная жизнь: определение

По поводу данного вопроса разные теоретики высказывают различные точки зрения.
Так, например, Шершеневич утверждает, что частная жизнь, это такие стороны человеческого бытия, которые человек желает сделать недоступными для других.
Баглай же полагает, что частная жизнь — это внутренний мир человека.

В рамках правовых реалий под частной жизнью следует понимать совокупность следующих сведений:

  1. Переписка.
  2. Личное пространство.
  3. Семейная жизнь.
  4. Данные о работе, составе семьи и др.

В рамках различных правовых актов в понятие частной жизни вкладываются и другие элементы. В рамках гражданского законодательства, например, охраняется еще и честь, доброе имя и др.

Принцип неприкосновенности

Данный принцип означает, что сведения, входящие в данное понятие, не могут распространяться без разрешения гражданина.

Помимо разрешения гражданина, законным распространение будет и тогда, когда это прописано, например, в решении суда. То же самое касается и сбора информации о гражданине.

Что включает в себя право на неприкосновенность частной жизни

Право на невмешательство в семейную и иную частную жизнь личности в российской Федерации предполагает:

  1. Запрет на незаконные действия с личной информацией.
  2. Право на защиту личной и семейной тайны, доброго имени, персональных данных и др.
  3. Неприкосновенность жилого помещения, включая недопущение его незаконного изъятия и др.

Сюда относится также и врачебная тайна, тайна исповеди и др.

Защита личного пространства по закону

Личное пространство по закону защищается посредством применения санкций, предусмотренных гражданским, уголовным и административным законодательством.

Применение того или иного нормативного правового акта зависит от степени тяжести совершенного деяния. В качестве основных санкций применяются штрафы, взыскания убытков, лишение свободы, исправительные и принудительные работы.

Специфическим способом защиты личного пространства в рамках гражданского законодательства является еще и исполнение требований об устранении нарушений и опровержении порочащей информации.

Закон о праве переписки

Право на переписку, а в особенности, на сохранение ее тайны, закрепляется во многих нормативных правовых актах, среди которых можно выделить:

Основополагающим нормативным правовым актом в данном вопросе является закон «О связи». Именно там содержится понятие, именуемое тайной связи. Оно означает, что тайна обеспечивается как при переписке, так и при телефонных разговорах, в том числе и с использованием сети интернет. Защита и охрана граждан соблюдается операторами мобильной связи. Нарушение такого права допускается не иначе как по решению суда.

За нарушение этого права грозит наложение крупных штрафов, размер которых определяется в зависимости от того, к административной или уголовной ответственности относится данное деяние.

Ответственность при использовании служебного положения

Нарушение права на тайну, вмешательство в личную жизнь или незаконное распространение информации о гражданах с использованием служебного положения рассматривается и наказывается в рамках уголовного кодекса.

Ответственность в данном случае может быть применена следующих видов:

  • штраф;
  • лишение свободы;
  • лишение права занимать определенные должности и др.

Размер штрафа в данной ситуации начинается от 100 тысяч рублей и до трехсот тысяч рублей.

Статья 152.2 Гражданского кодекса РФ

Посягательство или вторжение в личную жизнь лица регулируется, кроме прочего, и гражданским кодексом. В частности — данным его разделом.

Скачать статью 152.2 можно здесь. ⇐

23-я статья конституции российской федерации: наказание за нарушение

Ответственность за нарушение данной статьи конституции может быть трех видов: гражданская, уголовная или административная. Все зависит от тяжести совершенного деяния и от других обстоятельств, имеющих существенное значение. Так, например, в рамках административного кодекса налагаются штрафные санкции на граждан в размере, не превышающем трех тысяч.

В уголовном праве размер штрафа не может быть больше двухсот тысяч рублей, если не имело место использование служебного положения.

Скачать статью 23 Конституции РФ. ⇐

Статья 137 УК РФ «нарушение неприкосновенности частной жизни»

Скачать статью номер 137 можно, кликнув сюда. ⇐

Статья 137 УК РФ: комментарии к закону

Как и любое другое правонарушение, данное преступление имеет свой состав, куда входят субъекты, объекты, а также субъективные и объективные составляющие. Рассмотрим комментарии к статье.

Субъектом этого деяния может стать лицо, которому на момент преступления уже исполнилось 16 лет. Он должен быть дееспособным и полностью вменяемым. В качестве вины допускается использование лишь прямого умысла. Объектом в этом случае является конституционное право гражданина на неприкосновенность.

Что касается возможных мер наказания, то здесь все зависит от того, какой квалифицирующий признак присутствует. Допускается распространение публичным образом, с использованием служебного положения, в отношении несовершеннолетнего.

Таким образом, сбор информации или незаконная слежка означает нарушение правовой гарантии на неприкосновенность частной жизни. Такое право может быть ограничено не иначе как по постановлению суда, которое гласит, почему право подлежит ограничению и для чего это необходимо.

Читайте так же:  Лицензирование психиатрического освидетельствования

Источник: http://rusfz.ru/stati-137-uk-rf-152-gk-i-konstitutsiya-o-neprikosnovennosti-chastnoj-zhizni-ohrana-nakazanie-za-vmeshatelstvo

Нарушение прав и свобод гражданина и человека и дискриминация, ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Права и свободы человека и гражданина устанавливаются и гарантируются большим количеством нормативных актов. В случае нарушения таких прав предусматривается ответственность в рамках Уголовного и Административного кодекса, как пример статья УК РФ за дискриминацию по национальному признаку.

Примеры нарушения прав

В большинстве стран ратифицирован текст международного документа, посредством которого устанавливается запрет на пытки и жестокое отношение по отношению к людям. Однако, несмотря на это, согласно статистическим данным в 2009 году в 81 стране были нарушены права человека, выразившиеся в пытках и жестоком обращении.

Преследование, которое производится на основании несправедливо вынесенного судебного решения, отмечено в 54 государствах.

В уголовно-процессуальном законодательстве России закреплено, что в случае реабилитации лица ему возвращается конфискованное имущество, и производятся различные выплаты компенсационного характера. Дела относительно признания ошибок, совершенных органами следствия и суда, часто заслушиваются за границей. Это говорит о том, что в РФ рассматриваемый механизм недостаточно развит.

Нарушение прав и свобод человека, выразившееся в незаконном ограничении свободы зафиксировано в 77 странах.

В Российской Федерации зафиксирован факт издания актов, содержащих в себе неконституционные положения. Вынесен он в Астраханской области. Документ содержит запрет на регистрацию на территории области лиц, прибывших из Чеченской республики. Помимо этого акта, существовали еще несколько документов, нарушающие права человека.

Понятие

В переводе с латинского языка слово «дискриминация» понимается как ущемление прав. В законодательстве России рассматриваемое понятие конкретизировано и складывается из 2 элементов:

  • нарушение законных интересов, свобод и прав личности;
  • виновный объясняет свое поведение тем, что потерпевший не относится или наоборот относится к отдельной социальной группе, полу, расе, возрасту и т.д.

Права человека

Когда речь идет о защите прав человека подразумевается защита прав и свобод гражданина и личности, защита человека, охрана благополучия населения, охрана здоровья лиц, охрана окружающей среды, порядка осуществления власти государством, общественной безопасности и общественного порядка, защита экономических интересов государства в целом и отдельного человека.

Среди прав человека выделяют:

  • право на жизнь, неприкосновенность и свободу личности;
  • разбирательство по судебным делам в соответствии со справедливостью;
  • участие в выборах;
  • свобода мыслей, религии и совести;
  • свобода относительно выражения мнения;
  • право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • свобода объединений.

Система защиты прав человека по европейским стандартам

В 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Данная конвенция признается обязательным актом с юридической стороны. В ней кодифицированы основные права и свободы человека.

Важно! Каждый человек, считающий что его права нарушаются имеет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека, при условии, что им были исчерпаны все средства защиты, существующие в стране его проживания.

Области прав

В области прав человека разработаны международные стандарты, которые закрепляются и развивают принципы этих прав.

Заключаются они в следующем:

  • обязательства государства по предоставлению населению основополагающих прав и свобод человека и гражданина и не осуществлять действий, которые посягают на свободы и права индивида;
  • не допускать дискриминации;
  • пресекать деятельность, направленную на нарушение прав человека.

Стандарты могут быть универсальными, то есть такими, которые применимы по всему миру, и региональными — действуют в пределах одной страны.

Права, закрепленные Конституцией

Конституция России закрепляет в себе такие понятия, как права и свободы. Каждое из них можно охарактеризовать, как возможность человека избрать меру и вид своего поведения. Конституционные права рассматриваются в виде основы для свобод и прав, которые устанавливаются иными отраслями права.

Рассматриваемые права носят всеобщий характер, так как закрепляются не за отдельной группой лиц, а за каждым индивидом. Обеспечиваются защитой государственных органов в повышенной степени.

ООН и Совет Европы

Документация, принятая Советом Европы устанавливает основные принципы относительно сбора, использования, хранения и передачи сведений, носящих персональный характер. Когда данные конфиденциальные получены должностными лицами, они должны хранить такие сведения в тайне, за исключением случаев, когда исполнение долга или требования правосудия устанавливают другое.

Декларация прав человека

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В данном документе закрепляются основные права и свободы. В частности говорится о том, что все люди рождаются равными в правах и свободными.

Излагаются права, относящиеся к категории гражданских и политических:

  • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
  • право на признание правосубъектности;
  • свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;
  • право на равную защиту закона;
  • свободу от рабства или подневольного состояния;
  • свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
  • право на эффективное восстановление в правах;
  • прочие.

Основное право

В главе 2 Конституции России прописываются права и свободы, которые должны соблюдаться на всех уровнях осуществления власти и в любой период времени. Такие права именуют основными. Устанавливается обязанность государства относительно соблюдения этих прав.

Скачать для просмотра и печати:

Социальные права

Права, имеющие социально-экономическую направленность, призываются для обеспечения возможности людьми находить и выбирать источник дохода.

К социально-экономическим правам относят:

  • право на собственность;
  • право на свободный труд;
  • свобода экономической деятельности.

Конституцией запрещен принудительный труд. Каждый человек может свободно распоряжаться имеющимися у него способностями к труду, выбрать род занятий, а также профессию.

Гражданские права

Гражданские права рассматриваются как группа прав, воплощающих свободу личности индивидуально. Данная категория прав гарантирую защиту личности как индивидуальности.

К данной категории относят:

  • право на жизнь;
  • на честь;
  • на достоинство личности;
  • свободу передвижения по всей стране;
  • выбор места жительства;
  • на свободу от жестокого обращения;
  • на защиту от наказания;
  • свободу мысли, религии, совести;
  • на охрану жизни;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право тайны телефонных переговоров;
  • право на охрану семьи.

Обеспечение прав

Обеспечиваются права посредством реализации надлежащей политики государства. Управление страной должно быть организовано так, чтобы не создавалась опасность для населения.

Ограничения

В Конституции содержатся ограничения, которые позволяют определить степень свободы человека в государстве. Посредством ограничений устанавливаются границы, в пределах которых индивид может использовать принадлежащие ему права и свободы.

Ограничить права можно только при наличии к тому оснований. Примером основания выступают защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, обеспечение обороны государства и прочее. на мировом уровне оговаривается, что права могут ограничиваться во время введения чрезвычайного положения.

Читайте так же:  Постановление суда о разводе

Некоторые права даже в такой ситуации ограничены быть не могут, в том числе право на:

  • жизнь;
  • на неприкосновенность частной жизни;
  • достоинство личности;
  • гарантии против сбора информации о частной жизни;
  • свободу совести;
  • жилище;
  • свободу предпринимательства.

Чаще всего ограничения требуются для обеспечения деятельности правоохранительных органов. Закрепление в данном случае производится посредством принятия законов на федеральном уровне.

Статьи УК и КоАП РФ

Согласно Уголовному кодексу дискриминация рассматривается как нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, места жительства.

Ответственность статьей 136 УК РФ предусматривается за совершение дискриминации лицом с использованием служебного положения.

  • штраф в размере до 100 тысяч рублей;
  • лишение права занимать определенную должность или определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • также злоумышленника могут лишить свободы на срок до 5 лет.

Статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение дискриминации, но в данном случае субъект не является должностным лицом.

Наказание назначается в виде штрафа, для граждан он равен от 1 до 3 тысяч рублей, для организаций — от 50 до 100 тысяч.

Скачать для просмотра и печати:

Уголовное преследование

Преследование лиц, производится на основе положений, прописанных на законодательном уровне.

В частности устанавливается, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же, виновность лица признается только после вынесения соответствующего постановления суда.

Решения суда

Центром занятости было выдано направление К. на трудоустройство. Предприятие К. на работу не приняло, отказ был сформулирован по причине возраста. К. на тот было более 55 лет.

Судом данная ситуация оценена как дискриминация и руководитель предприятия привлечен к ответственности по статье 136 УК РФ. Наказание выражено в форме штрафа, равного 50 тысяч рублей.

Источник: http://pravonarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/narushenie-prav-i-svobod-grazhdanina-i-otvetstvennost-po-uk-rf-i-koap-rf

Статья 136 УК РФ. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к ст. 136 УК РФ

1. Дискриминация человека (или группы людей) — это намеренное ущемление прав и свобод одного (одних) в сравнении с другим (другими). Частью 2 ст. 19 Конституции РФ гарантировано равноправие людей независимо также и от других обстоятельств. В силу этого действие комментируемой статьи не следует ограничивать обстоятельствами, указанными в ч. 1 этой статьи.

Дискриминация может быть выражена в действии (бездействии): неисполнении обязанностей лицами, от которых зависит реализация принадлежащих человеку прав и его законных интересов, воспрепятствовании реализации прав, ущемлении законных интересов (в том числе предоставление преимуществ другим лицам за счет ущемления прав и законных интересов потерпевшего), а также в умышленном совершении других действий, в любой форме ограничивающих права человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Различия в объеме и содержании реализуемых конституционных прав отдельных людей нельзя рассматривать как факт дискриминации при отсутствии признаков намеренного ущемления прав одного (одних) по сравнению с другим (другими).

2. Преступление является оконченным с момента совершения деяния.

3. Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом. Например, по мотивам дискриминации может быть нарушено право человека на безопасные условия труда, ограничена свобода выбора профессии, вознаграждение за труд и пр.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Нарушением равноправия является только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По ст. 136 не могут быть квалифицированы действия (бездействие), совершенные, например, из корыстной или иной личной заинтересованности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 136) является совершение преступления с использованием служебного положения. Этот признак определяет способ нарушения равноправия. В том случае, когда по мотивам дискриминации служебное положение использует должностное лицо, содеянное квалифицируется по ст. ст. 136 и 286 УК.

Источник: http://rulaws.ru/uk/Razdel-VII/Glava-19/Statya-136/

Ответственность за нарушение норм конституционного права

Юридическая ответственность — важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности занимает одно из центральных мест как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках, включая и конституционное право.

Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

В конституционном праве предусмотрена возможность применения мер принуждения, а также мер воздействия за определенные нарушения. Например, согласно Конституции РФ [1, ч.3 ст.115] постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Отмена акта является принудительным воздействием со стороны Президента РФ, которое прекращает возникшее правоотношение и предупреждает наступление вредных последствий издания неправомерного акта. Вместе с тем, эта отмена является конституционно-правовой санкцией, выражающей в правовой форме последствия несоблюдения норм конституционного права. Эти последствия носят неблагоприятный для правонарушителя характер.

Читайте так же:  Как написать заявление жалобу на учителя

Таким образом, конституционно-правовой ответственности, как и всякой другой юридической ответственности, присущи элементы кары как претерпевания неблагоприятных для правонарушителя последствий за нарушение норм конституционного права. Эта кара всегда имеет государственно-властную, принудительную природу.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность — это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция — мерой этой ответственности.

В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

Так, согласно Конституции РФ [1, ч.3 ст.115] постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ. Президент РФ также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом [1, ч.2 ст.85].

Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ [1, ст.125] Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ.

Другой важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ [1, ч.2 ст.117] Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения [1, ст.93].

Одной из конституционно-правовых санкций, применяющихся к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, а также к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является лишение их полномочий по решению законодательного органа.

Так, согласно Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимается соответственно Советом Федерации и Государственной Думой и оформляется постановлениями палаты. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением палаты.

Одной из мер конституционно-правовой ответственности является аннулирование юридических результатов тех или иных конституционно-правовых действий. Так, согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации право принять участие в распределении депутатских мандатов; либо если за списки кандидатов, получившие согласно соответствующему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

Конституционно-правовое законодательство предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан. Так, согласно Конституции РФ [1, ч.3 ст.32] не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эта санкция является временным ограничением со стороны государства некоторых правомочий граждан Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации также предусматривает возможность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград. Однако эта мера является одним из видов уголовного наказания. Согласно ст.48 Уголовного кодекса РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Таким образом, существует разнообразные спектр санкций, которые могут быть применены при нарушении норм конституционного права.

Источник: http://studbooks.net/1140735/pravo/otvetstvennost_narushenie_norm_konstitutsionnogo_prava

Наказание за неоднократное нарушение организации публичного мероприятия предлагается смягчить

В Госдуму внесен законопроект № 800714-7, которым предусматривается смягчение наказания за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Так, проектом закона предлагается в ст. 212.1 УК указать, что нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, если это деяние совершено неоднократно и повлекло за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет. В действующей редакции статьи предусматривается штраф в размере от 600 тыс. руб. до 1 млн руб. и лишения свободы на 5 лет.

Кроме того, законопроектом предлагается добавить в ст. 56 УК новую часть, согласно которой наказание в виде лишения свободы по ст. 212.1 УК может быть назначено только при условии, что нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия повлекло за собой утрату его мирного характера (если соответствующее нарушение не подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 212 УК). Также данное наказание предлагается назначать в случае, если это деяние повлекло причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям, если без назначения данного вида наказания невозможно обеспечить достижение целей уголовной ответственности.

Читайте так же:  Замена разрешения на ношение оружия

В пояснительной записке указывается, что законопроект подготовлен в целях гуманизации уголовного законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Также он призван устранить возможные ошибки, формализм и злоупотребления в правоприменительной практике, влекущие нарушения конституционных прав граждан, в частности права на свободу собраний.

Отмечается, что в Постановлении от 10 февраля 2017 г. № 2-П Конституционный Суд указал, в частности, что федеральный законодатель правомочен внести в ст. 212.1 УК изменения, направленные на уточнение нормативных оснований привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное данной статьей преступление и мер наказания за его совершение. По мнению автора документа, такие поправки вносятся предложенным законопроектом.

В комментарии «АГ» адвокат АП Красноярского края Владимир Васин посчитал, что сама идея законопроекта заслуживает внимания, однако документ требует доработки. Он отметил, что, во-первых, непонятно, зачем вносить поправки в ст. 56 УК: «Общая часть – она для всех преступлений, которые в особенной. Сейчас законодатели занимаются тем, что перегружают статью общей части. Такие вещи надо делать в ст. 212. 1 УК».

Во-вторых, отметил Владимир Васин, под понятие угрозы причинения вреда можно подвести все, что угодно. «Угроза причинения вреда очень часто в уголовно-правовом смысле строится только на показаниях. Реальная угроза подтверждается свидетельскими показаниями и все, вот тебе и состав. Закон сырой и неясный. Его следует дорабатывать», – подчеркнул адвокат.

По его мнению, если законопроект примут в таком виде, то расширенное толкование ст. 212.1 УК будет всегда. Владимир Васин считает, что необходимо детально прописать, в каких случаях будет наступать уголовная ответственность, иначе статья получится универсальной и останется карательной для митингующих.

Адвокат «Апологии протеста» Александр Передрук посчитал, что главная мысль автора законопроекта имеет право на существование, просто необходимо ее подкорректировать. «В качестве решения этой проблемы предлагается скопировать текст из Постановления КС № 2-П/2017 и перенести его в Уголовный кодекс, как будто бы это что-то изменит. В действительности же это имитация. Парламентарии действительно думают, что судьи не могут найти и прочитать текст постановления Конституционного Суда? Более того, как показало дело Котова, суд общей юрисдикции точно так же заимствует отдельные правовые позиции из постановления КС и переносит их в приговор, игнорируя “острые углы” и другие неудобные для него позиции», – указал адвокат. По его мнению, наличие уголовной санкции за участие в мирных собраниях недопустимо в демократическом обществе.

Александр Передрук считает, что цель такой нормы – создание «охлаждающего» эффекта, задача которого – сдерживать граждан в желании мирно выражать свое мнение под угрозой применения уголовного закона. «Поэтому глобально я выступаю за дисквалификацию ст. 212.1 УК из правового регулирования. Для защиты конституционно охраняемых ценностей уже более чем достаточно других норм», – отметил он.

Однако, указал Александр Передрук, важным в законопроекте является снижение уровня санкций, в частности, срока наказания в виде лишения свободы до 3 лет, что переводит это преступление в категорию преступлений небольшой тяжести, а, следовательно, наказание в виде лишения свободы в случае совершения преступления впервые сможет быть назначено исключительно при наличии отягчающих обстоятельств. «Это означает что, к примеру, тот же Котов сейчас бы был на свободе, поскольку в его деле такого рода обстоятельства установлены судом не были», – резюмировал адвокат.

Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/nakazanie-za-neodnokratnoe-narushenie-organizatsii-publichnogo-meropriyatiya-predlagaetsya-smyagchit/

Есть ли наказание за нарушение конституции.

Есть наказание за онртно наршениезапконов.

ответ не полный, а повторил мой вопрос — какое наказание — 20 лет каторги ?

Само постановление об отмене можете попытаться обжаловать. В Конституционном суде.

А в чем вопрос? Что и где отменили?

Наказание по закону бывает административное. дисциплинарное и уголовное.в зависимости от нарушения.

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Конституция — важнейший правовой акт, основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя, права и свободы человека и гражданина, организацию и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления.

За нарушение статей Конституции РФ наказание не предусмотрено.

В Конституции прописываются основопологающие моменты (принципы), черты и свойства государства и прав человека и др. Которые должны быть законодательно закреплены в других законах страны.

Источник: http://www.9111.ru/questions/3136111/

Нарушение избирательных прав граждан

Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.
  • Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

    Голосование в стране осуществляется тайным способом.

    Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

    Действующая нормативная база

    Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

    Читайте так же:  Право и организация социального обеспечения полиция

    К ним относятся:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
    • КоАП РФ;
    • УК РФ.

    Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

    ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

    Виды нарушения избирательных прав граждан

    Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

    Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

  • Создание препятствий различными способами к осуществлению гражданами своих законных прав на участие в выборах в качестве кандидата или голосующего.
  • Использование должностных или служебных преимуществ в целях избрания.
  • Подделка подписей кандидатов, участвующих в выборах;
  • Принуждение граждан к голосованию вообще или за конкретного кандидата;
  • Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах;
  • Нарушение работы СМИ;
  • Нарушение работы избирательной комиссии или наблюдателей;
  • Нарушение правил предвыборной агитации.
  • Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

    Административные нарушения избирательного права

    Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

    Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

    К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

    По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

  • Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • Финансированием избирательной кампании;
  • Правом на получение информации о кандидатах;
  • Нарушением правил предвыборной агитации;
  • Нарушениями в результатах выборов и референдума.
  • Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

    1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
    2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
    3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
    4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
    5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
    6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

    За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

    За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

    Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ

    В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

    Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

    • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
    • Нарушение тайны голосования;
    • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
    • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

    В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

    • Штраф до 80 тысяч рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
    • Обязательные работы до 360 часов;
    • Исправительные работы до года.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Использование своего служебного положения;
    • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.

    При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

    В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

    Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

    Судебная практика на 2020 год

    Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко. Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

    Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

    Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

    Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

    Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

    Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

    Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnyx-prav-grazhdan/

    Наказание за нарушение конституционных прав
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here