Нарушение авторских прав в рекламе

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Нарушение авторских прав в рекламе" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Авторское право в рекламе: основы безопасности

Хотите получать полезные советы юристов
и приглашения на наши мероприятия?
Нажмите «Подписаться» или «Нравится»!

Рекламный бизнес по своей природе неразрывно связан с авторским правом. Зачастую создание и использование рекламных произведений влечет за собой определенные юридические последствия, предусмотренные авторским законодательством. К сожалению, это далеко не всегда осознается лицами, создающими рекламные произведения (авторами), субъектами рекламного бизнеса — рекламными агентствами и пользователями рекламных произведений — заказчиками. В результате они все могут оказаться в роли «пострадавших».

В каких случаях реклама может быть объектом авторского права?

В соответствии с законом о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь, такая информация может существовать в определенной объективной форме: в виде рисунка, фотографии, рекламного плаката, рекламного текста, аудио- или видеоролика и т.п. При этом в соответствии со ст. 6 закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Поэтому для того, чтобы рекламное произведение было признано объектом авторского права, оно должно: 1) являться результатом творческой деятельности; 2) существовать в какой-либо объективной форме.

На практике возникают проблемы с первым признаком объекта авторского права. Как отмечается в литературе, «благодаря дизайнеру, «творцу» рекламная идея может приобретать необычную, нестандартную форму своего выражения. Результат дизайнерской деятельности — рекламный образ, который часто может претендовать на приближение к художественному произведению. Если быть точнее — должен соответствовать главному критерию — уникальности, единичности образа, потому что в нем воспроизводятся особенности восприятия, мышления самого «творца», владеющего не только навыками отображения образа в какой-либо технике, но и степенью понимания средств и способов его выражения»*. По одному судебному делу, когда создатель рекламной продукции подал иск против ее заказчика о нарушении авторских прав на созданный им дизайн упаковки продукции заказчика и рекламных листовок, суд в иске отказал, посчитав, что данные объекты не содержат элементов творчества, оригинальности и новизны**.

Определение созданных произведений как объектов авторского права влияет на дальнейшие отношения между создателем рекламного произведения и заказчиком его изготовления. В случае возникновения между сторонами спора по факту создания объекта авторского права они могут обратиться к независимому эксперту для дачи заключения.

Если реклама является объектом авторского права.

Авторские права разделяются на две группы: 1) личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) — принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться; 2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) — могут свободно отчуждаться третьим лицам по авторским договорам.

Имущественные права могут быть переданы правообладателем третьему лицу на основании авторского договора, причем как в полном объеме (передача исключительных прав), так и в частичном (передача неисключительных прав: первоначальный правообладатель сохраняет за собой право осуществить передачу авторских прав третьим лицам).

Авторский договор — это единственное основание передачи имущественных авторских прав. Никакой иной вид договора его подменять не может. Так, по договорам подрядного типа передаются права на созданную вещь (результат работ), но не имущественные авторские права. Согласно закону об авторском праве передача собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. В результате недооценки надлежащего оформления отношений пострадать может не только автор, но и заказчик. Например, заказчик расплатился с автором или агентством за работу, но не приобрел авторских прав, и, как следствие, оказался в роли правонарушителя.

Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст. 14 закона об авторском праве, если автор работает в штате организации по трудовому договору и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные им произведения будут принадлежать работодателю.
Особо следует выделить следующие нормы об авторском договоре, которые необходимо помнить заказчику, агентству и автору. Во-первых, права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Во-вторых, все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому к тексту авторского договора надо относиться очень внимательно и при возникших сомнениях проконсультироваться с юристом.

Документирование процесса создания и передачи произведения

Все стадии создания произведения необходимо документировать (письменно оформленное и подписанное автором-сотрудником задание либо подробное описание в авторском договоре заказа требований к произведению, акты сдачи-приемки произведения по авторскому договору).

Использование в рекламе чужих объектов авторского права и изображений людей

Если существует желание использовать в рекламе объекты чужого авторского права, нужно определить правообладателя и объем прав, которыми он может распоряжаться. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. В некоторых случаях срок охраны авторского права может быть продлен. После истечения срока действия авторского права произведение становится общественным достоянием. Тогда его можно использовать бесплатно. Однако не всегда автор или его наследники являются обладателями исключительных авторских прав. Авторские права на использование произведения могут быть уже переданы другому лицу по авторскому договору. Но следует учитывать, что личные неимущественные права автора охраняются бессрочно. Поэтому по общему правилу в рекламном произведении должно указываться имя автора (даже если использована только цитата, небольшой отрывок), произведение не должно искажаться, не должен наноситься ущерб чести и достоинству автора. В случае, если заказчик рекламного произведения не желает указывать имя автора при воспроизведении рекламы, это должно быть специально оговорено в авторском договоре.

Согласно ст. 6 закона об авторском праве изображение, в том числе рисунок, эскиз, картина, фотокадр, является формой, в которой может быть выражен объект авторского права. В свою очередь, в продаже находятся диски с различного рода изображениями, которые зачастую используются дизайнерами для создания собственных произведений. Данные произведения могут охраняться авторским правом, и их воспроизведение или переработка будут являться противоправным действием. Для того чтобы избежать возможных проблем в интересах заказчика, следует в авторском договоре заказа установить обязанность агентства создать произведение своими силами и средствами, установить прямой

запрет на использование фотобанков и клипартов, а также установить обязанность агентства передать заказчику произведение, необремененное правами третьих лиц. В целях обеспечения исполнения данной обязанности в договоре может быть установлен штраф за возможное правонарушение.

В рекламных материалах очень часто можно встретить использованные изображения людей. Чаще всего это фотография. В отношении регулирования использования изображений людей действует норма ст. 514 ГК РСФСР, согласно которой опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах либо изображенное лицо позировало автору за плату. Поэтому, если в рекламе планируется использование изображения физического лица, необходимо заключить с ним договор на проведение фотосъемки и оплатить его труд либо получить письменное согласие на использование полученных изображений в рекламе. Эти положения должно учитывать рекламное агентство при приобретении у автора (фотографа) прав на передаваемые изображения.

Читайте так же:  Моральный вред за избиение

Ответственность за нарушение авторских прав

Присвоение авторства (плагиат) или незаконное использование авторских прав могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ либо по ст. 146 УК РФ. Из гражданско-правовых способов защиты авторского права следует выделить возможность заявить в суд требование о выплате компенсации (вместо возмещения убытков) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Размер взысканной компенсации определяется в указанных пределах по усмотрению суда, исходя из характера нарушения. При этом компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия либо отсутствия убытков. Кроме того, авторы в случае нарушения их личных неимущественных или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

* Разработка и технологии производства рекламного продукта / Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: Экономистъ, 2006. С. 220, 221.

** Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2004 г. по делу №А56-38988/03

Источник: http://www.justa-aura.ru/press-center/statyi-publikacii/avtorskoe-pravo-v-reklame-osnovy-bezopasnosti

Авторские права в рекламе

Объекты авторского права достаточно четко определяются в специальном федеральном законе .
Это литературные, музыкальные, драматические, изобразительные, фотографические, аудиовизуальные и иные произведения литературы, науки и искусства. К объектам АП также относятся, и это принципиально, самостоятельные части произведений – строки из песен, фрагменты фотографий. Поэтому частичное использование произведений также должно согласовываться в установленном порядке. Есть такое понятие, как «производное произведение» – переделки, переработки, аннотации, аранжировки и т. д. Это те случаи, в которых возникает два авторства – первоначального автора и того лица, которое осуществило переработку.
И, наконец, есть так называемые составные произведения – сборники, энциклопедии, базы данных. Здесь объектом авторского права является оригинальность подборки.
Не являются объектами авторского права: официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Важно делать различение – сообщение информационного агентства не является объектом авторского права, а, скажем, аналитическая статья, содержащая элемент творческого вклада, – является.

Объекты АП в рекламе

Они известны – логотипы, этикетки, упаковки, фотографии и слайды. Следует обратить внимание на такие объекты, как рекламные слоганы и аудиовизуальные произведения (аудио-, видеоролики). Слоганы, безусловно, относятся к объектам авторских прав, при условии наличия в них творческого вклада. Аудиовизуальное произведение является, как правило, достаточно сложным продуктом и может включать в себя соавторство режиссера, сценариста, оператора, видеодизайнера, художника и т. д. Особенно следует отметить наличие в таких случаях смежных прав исполнителя – актера, играющего какую-либо роль в ролике.

Единственный верный способ избежать возможных проблем – ответственно подходить к составлению авторского договора.
Представим себе, что некий заказчик решил создать рекламную фотографию. У нас есть фотограф, есть дизайнер, есть артист, который фигурирует в качестве модели. С каждым должен быть заключен отдельный договор. Что происходит, если есть еще рекламное агентство? Агентство заключает договор с каждым автором. Все эти права в совокупности принадлежат агентству и потом уже по договоренности в совокупности передаются заказчику в момент подписания договора между рекламодателем и агентством.
При работе с подрядчиками не надо забывать, что они часто привлекают к созданию произведения третьих лиц, и нужно убедиться, что все взаимоотношения с этими лицами юридически оформлены.

Содержание авторского договора

Важно различать авторский договор и авторский договор-заказ.
Авторский договор заключается в случае использования ранее созданного произведения. Договор-заказ заключается, если вы поручаете лицу создать то или иное произведение специально для вас. Разница заключается в том, что по авторскому договору-заказу по закону вы обязаны выплатить аванс.
Договор на использование.
Существует Российское авторское общество, которое самостоятельно отслеживает законность или незаконность использования каких-либо произведений.
РАО выдает лицензии на право использования произведения, но только в оговоренной в лицензии форме. Нарушение условий лицензии также может привести к судебному иску.
Пример конфликта
«Эхо Москвы» транслировало рекламный ролик, в котором использовалось произведение некоего композитора. У них была лицензия на трансляцию произведения, но она не предполагала переработку мелодии и использование ее в рекламе. РАО от имени автора предъявило претензии, радиостанция и рекламируемая компания поплатились суммой в 10 тысяч долларов.

До сих пор мы вели речь о работе с фрилансерами. Статья 14 закона об авторском праве и смежных правах регламентирует служебные произведения, когда авторские права принадлежат работодателю. Режим служебного произведения действует, когда автор и работодатель состоят в трудовых взаимоотношениях. Если работник является, например, штатным фотографом издательства, все, что он отснял по заданию редакции, принадлежит редакции. Но при этом не надо забывать об обязательном соблюдении личных прав. Если же фотографию сделали директор издательства или бухгалтер, режим служебного произведения не действует, поскольку фотографирование не входит в служебные обязанности этих лиц. Судьбу такого произведения автор определяет самостоятельно. И если такая фотография будет использоваться, во избежание конфликтов нужно заключать отдельный договор. Служебными произведениями считаются только те, которые были созданы автором строго в соответствии с его официальными служебными обязанностями.

Только на первый взгляд цепочка кажется громоздкой. Введенные в оборот несколько документов избавят вас не только от неожиданной головной боли, но и от ощутимых финансовых потерь. Тем более что в случае возникновения подобного конфликта трудно будет принять во внимание некогда дружеские отношения, принципы справедливости, не подкрепленные документально, а также отговорки по типу «не знал». Особенно в суде. Уважайте закон, и он защитит вас!

Источник: http://www.advertology.ru/article18172.htm

Нарушение авторского права в рекламе

Как регулируется авторское право в рекламе? Можно ли нарушить права на произведение третьего лица при создании рекламы? Как толкует закон о рекламе, авторские права и их нарушение ФАС? Нарушение авторского права в рекламе: примеры и сущность.

Рекламный бизнес и объекты авторского, либо смежных прав – настолько привычное и распространённое явление, что многие компании забывают об ответственности за нарушение прав автора. Вместе с тем, чтобы привлечь внимание потребителей, в ролик часто включают известных персонажей или знакомую мелодию.

Владимир Кривцов 2019-05-08T10:35:58+00:00

Регистрация и защита авторских прав

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

Бесплатная консультация

Такие действия могут квалифицироваться как нарушение авторского права в рекламе, повлечь за собой судебный процесс с требованием компенсации.

Возможен ли обратный вариант, когда именно реклама является источником уникального контента? Каким критериям она должна отвечать, чтобы получить соответствующую охрану?

Реклама как объект авторского права

Согласно закону, что бы произведение могло считаться объектом авторского права, оно должно быть результатом интеллектуального или творческого труда, соответствующей деятельности автора, а также существовать в объективной (т.е. реализованной) форме. Реклама, в свою очередь, это информация, которая призвана привлечь внимание, либо вызвать интерес к продукту. Она может быть, как адресована неопределенному количеству и кругу лиц, так и выражена самым разным объективным образом: аудио материалом, изображением, видеорядом, текстовым материалом и др.

Читайте так же:  Возмещение морального вреда после дтп

Казалось бы, в этом случае не должно оставаться вариантов для прочтения — «создал произведение, значит получил авторские права». Однако на практике, бывают случаи, когда суд или антимонопольные органы не признают конкретную рекламу — объектом авторского права, когда она сама нарушает чужие права, либо не содержит «элементов творчества», присущих произведению оригинальности и новизны.

С помощью предварительной экспертизы, можно заранее узнать, не нарушает ли реклама прав третьих лиц, будет ли она считаться самостоятельным произведением. Проведение проверки заранее, а также участие компетентных специалистов, может серьезно сэкономить силы и средства в будущем.

Авторское право в рекламе: о чем нужно знать

Заказывая рекламу, стоит озаботиться соответствующим оформлением передачи итогового продукта. Право на видеоряд, музыка, баннер и др., как на объект произведения, принадлежат автору. Другими словами, даже заказав разработку уникального контента, но не заключив соответствующее соглашение о передаче прав, заказчик моет оказаться в позиции нарушителя по итогу использования материалов.

В некоторых случаях правопреемство предполагает переход исключительных прав по трудовому договору компании, если в договоре с соответствующим сотрудником было указано создание подобного контента. Но и в этом случае, лучше показать такие документы специалисту.

Авторское и смежное право в рекламе и недобросовестная конкуренция

Все еще остается соблазн воспользоваться чужими усилиями для популяризации своего товара или бренда, скопировать либо опереться на громко прозвучавшую рекламу конкурентов, использовать популярный видеоролик или слоган. В таких случаях следует четко понимать, что лицо, которое обнаружило нарушения своих прав, попытку скопировать или переработать свое произведение, может инициироваться соответствующее разбирательство и потребовать компенсации.

Позиция ФАС, в случае таких споров, не однозначна, существует две возможности развития дела:

  • антимонопольный орган порекомендует правообладателю инициировать рассмотрение дела с точки зрения нарушения прав на ИС, не рассматривая это как признаки недобросовестной конкуренции;
  • УФАС сочтет нарушения права на ИС компании, её незаконное использование элементом и актом недобросовестной конкуренции.

Чтобы защитить ваши права, оградить компанию от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, необходимы скоординированные действия как по линии ФАС, так и по нарушение авторских прав. Компания «Кривцов и Партнеры» поможет составить и реализовать оптимальную стратегию защиты своих интересов, привлечь нарушителей к ответу и взыскать компенсацию. Мы убеждены, что тщательная подготовка и скоординированное сотрудничество – залог успеха в любом деле.

Источник: http://krivcov.ru/narushenie-avtorskogo-prava-v-reklame.html

Авторские права в рекламе

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ. НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ РЕГИСТРАЦИЕЙ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ. НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОТОГРАФИИ

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ
Несанкционированное использование произведений, права на которые принадлежат третьим лицам. Проблема в том, что в России нет единой базы авторских прав и компания никогда не может быть абсолютно уверена в том, что, используя какую-то фотографию, музыку, текст, она не нарушает чьих-то прав.
Выход? Участники рекламы могут проводить предварительное исследование, используя базу данных организаций по коллективному управлению авторскими правами (типа РАО), либо осуществить самостоятельный поиск в сети Интернет, либо создавать произведения.

Использование в рекламе произведений в более широком объеме, чем это согласовано в авторском договоре. Например:
1) Узнаваемый голос актера, снявшегося в телерекламе, несогласованно использован в радиоролике.
2) Рекламное агентство при создании наружной рекламы использовало фотографию, взятую из сети Интернет.

Переработка творческого продукта без разрешения автора. Если, например, автор не передал право на переработку произведения, это означает, что его можно использовать лишь в первоначальном варианте, и даже изменение деталей рисунка или музыкального фрагмента будет противозаконно, и рекламопроизводителю могут предъявить иск.

Нарушение личных неимущественных авторских прав, что выражается в необозначении имени творца при использовании продукта его творчества или указании другого имени.

НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ РЕГИСТРАЦИЕЙ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Рисунки и другие произведения изобразительного искусства, а также часть произведения (его название, имя, образ персонажа, цитата, отрывок из музыкального произведения), логотип, графические элементы, дизайн упаковки.
Если эти объекты могут использоваться самостоятельно – они защищены авторским правом.
Поэтому факт регистрации таких объектов в качестве своего товарного знака без согласия обладателя имущественных авторских прав — является нарушением.

ГДЕ НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОТОГРАФИИ?
Рекламное агентство нарушило авторские права на фотографию, если использовало существенный фрагмент фотографии.
Решение проблемы:
1) С автором нужно согласовывать внесение на рекламный щит указанного фрагмента фотографии.
2) Создавать свою фотографию с очевидными отличиями от первой.

НАРУШЕНИЕ ПРАВ АВТОРОВ ИСХОДНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОИЗВОДНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (РЕКЛАМНЫЙ КЛИП)
Пренебрежение правами авторов исходных произведений (например, музыки, литературы, искусства, кино). Если переработка осуществлена без разрешения автора исходного произведения, то несмотря на заключение договора рекламного агентства с автором переработки, права автора исходного произведения нарушены. Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.

Автор: Андрей Толкачев
презентация «Авторские права в рекламе»
Источник: Толкачев Андрей Николаевич

Источник: http://propel.ru/presentacii/avtorskie_prava_narusheniya.php

Объекты авторского права в рекламе

22 марта 2019 г.

В целях повышения спроса на товары и услуги, привлечения новых клиентов владельцы бизнеса используют различные маркетинговые инструменты, в том числе рекламу.

В борьбе за внимание потребителя и узнаваемость на рынке, зачастую, осторожность и предусмотрительность уступают место оригинальной рекламной концепции. Как следствие, после запуска рекламной кампании становится известно о допущенных нарушениях. Как правило, такими нарушениями являются нарушения интеллектуальных прав третьих лиц, поскольку в рекламной индустрии, как показывает практика, использование результатов интеллектуальной деятельности стало массовым явлением.

Распространенным нарушением в сфере рекламы являются ситуации, когда в рекламной кампании используются охраняемые нормами авторского права произведения (фотографии, слоганы, логотипы, музыкальные произведения и др.), размещенные в свободном доступе в сети Интернет. Лица, которые используют или собираются использовать такие объекты, ошибочно полагают, что для использования объектов из сети Интернет, соблюдать каких-либо формальности, такие как указание имени автора и выплаты вознаграждения не нужно.

Несмотря на то, что законодателем в статье 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), установлены случаи свободного использования (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, свободное использование в рекламных целях произведений, размещенных в сети Интернет, не допускается.

Как указал Верховный Суд РФ в пункте 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, «сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу статьи 1276 ГК РФ».

Одной из причин вышеуказанных нарушений является то обстоятельство, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведений и соблюдение каких-либо формальностей. В этой связи у лица, заинтересованного в использовании объекта авторского права, отсутствует возможность обратиться к реестру (по аналогии с товарными знаками или объектами патентного права). Принимая во внимание, что самостоятельная правовая охрана может распространяться и на часть произведения, использование в рекламных кампаниях, к примеру, персонажей также может являться нарушением.

На законодательном уровне на отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы распространяются положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижения на рынке. Формой объективного выражения информации в отношении объекта рекламирования могут быть рекламные баннеры, видео- или аудиоролики.

Читайте так же:  Досудебная претензия к председателю снт образец

Закон «О рекламе» разделяет понятия «реклама» и «объект рекламирования». Так, под объектом рекламирования следует понимать, «товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама» (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»). Несмотря на то, что результаты интеллектуальной деятельности могут выступать объектом рекламирования, использование в рекламе результатов интеллектуальной деятельности третьих лиц без их согласия может быть признано актом недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства…». Анализ указанной нормы позволяет распространить действие части четвертой ГК РФ на отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

При использовании в рекламе результатов интеллектуальной деятельности ключевым моментом является определение порядка использования охраняемых объектов. Однако это не означает, что иное произведение, не поименованное в указанном перечне, не может охраняться как объект авторского права.

Перечень объектов авторского права определен в статье 1259 ГК РФ и не является исчерпывающим. Однако это не означает, что иное произведение, не поименованное в указанном перечне, не может охраняться как объект авторского права.

Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ, «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения».

Согласно пункту 3 статьи 1259 ГК РФ, «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Для признания созданного объекта результатом интеллектуальной деятельности необходимо, чтобы такой объект отвечал признакам новизны и оригинальности, то есть должны иметь творческий характер. Для целей определения охраноспособности объекта, прямо не поименованного в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, следует руководствоваться презумпцией творческого характера результата интеллектуальной деятельности. Как следует из пункта 28 Пленума № 5/29 от 26.03.2009,«отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом, и, следовательно, не является объектом авторского права».

Для целей правомерного использования объекта авторского права в рекламе необходимо установить лицо, чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности.

Согласно статье 1257 ГК РФ, «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано». Для целей установления автора произведения также действует презумпция авторства, согласно которой автором произведения признается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.

Как следует из статьи 1257 ГК РФ, автором произведения может быть только гражданин – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Однако на практике нередко встречаются ситуации, когда рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, статья 3 ФЗ «О рекламе») обращается в специализированную компанию – рекламное агентство для создания рекламной концепции или для создания готового рекламного продукта. Как правило, отношения между компанией-исполнителем и рекламодателем (заказчиком) оформляются договором возмездного оказания услуг, в котором стороны согласовывают требования к рекламному продукту, сроки и порядок оплаты вознаграждения. При заключении договора с рекламными агентствами особое внимание следует обращать на наличие в договоре пункта, согласно которому рекламное агентство гарантирует, что переданный заказчику результат не будет нарушать интеллектуальные права третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности.

Дополнительно в целях снижения риска предъявления претензий от авторов или правообладателей рекомендуется провести предварительный мониторинг рынка товаров и услуг и изучить не только продукцию конкурентов, но и рекламу. Особое внимание следует обратить на логотипы, тексты рекламных объявлений, слоганы и иные индивидуализирующие обозначения, которые выделяют продукцию конкурентов.

За нарушение авторских прав предусмотрена гражданская (статьи 1250, 1251, 1252, 1253, 1290, 1301 ГК РФ, административная (статьи 7.12, 14.3 КоАП РФ) и уголовная ответственность (статья 146 УК РФ).

По делам о нарушении авторских прав наряду с установленными в статьях 1250, 1252 и 1253 ГК РФ способах защиты автор или правообладатель вправе требовать от нарушителя по своему усмотрению вместо возмещения убытков выплаты компенсации: либо в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, либо в двукратном размере стоимости права использования произведения. Размер компенсации определяется судом исходя из характера нарушения.

Источник: http://zuykov.com/ru/about/articles/2019/03/22/obekty-avtorskogo-prava-v-reklame/

§ 7. Реклама как объект авторского права

Однако следует помнить, что перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым. Пункт 1 ст. 1259 ГК РФ содержит положение о том, что, помимо перечисленных в данной статье объектов, правовой охране подлежат и «другие произведения», к которым справедливо можно отнести и рекламу.

Конечно, рекламные материалы будут охраняться независимо от их достоинств и назначения, способа выражения. Одинаковой правовой охраной будут пользоваться как высокохудожественные рекламные материалы, так и те, которые не дотягивают до этого уровня.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что не всякая реклама будет объектом авторского права, а только та, которая обладает всеми признаками, которыми с точки зрения закона должно обладать авторское произведение.

В этом отношении к рекламе предъявляются следующие требования: 1)

рекламное произведение должно обладать творческим характером. Оно должно быть оригинальным и неповторимым; 2)

реклама должна быть выражена в какой-либо объективной форме (письменной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме или др.).

Объективная форма позволяет другим лицам, кроме самого автора, ознакомиться с произведением. Устные рекламные произведения будут охраняться авторским правом только с момента их обнародования, если они не записаны на магнитный, цифровой или иной носитель.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на рекламный материал не требуется соблюдения каких-либо формальностей (регистрации, депонирования и т.п.).

Именно поэтому рекламисты, создав оригинальные рекламные материалы, вправе защищать их от незаконного использования, в том числе конкурирующими рекламными фирмами. Подобное копирование рекламного произведения (полностью или отдельных элементов) встречается довольно часто. Чаще всего имитируются элементы видеороликов и билбордов. Как справедливо отмечает А. Воронов, у каждого ролика и билборда есть сюжет, а его незаконное копирование юридически доказать еще сложнее, чем свои права на товарный знак и оформление упаковки. Поэтому использование чужих сюжетов — всегда высший пилотаж, такое даже назвать паразитированием язык не поворачивается .

Воронов А. Золотые копии // Коммерсантъ-Деньги // www.out-door.ru.

Во время чемпионата мира по хоккею в Санкт-Петербурге цены на размещение рекламы выросли втрое, и администрация города была вынуждена закрыть 300 опустевших щитов хоккейной рекламой. Фирма «Алеко» сделала 30 плакатов, повторив элементы дизайна и цветовую гамму социальных билбордов, фактически подключив последние к своей рекламной кампании, и совершенно бесплатно.

Читайте так же:  Особенности стадий судебного делопроизводства

Еще более изобретательно, используя прием «продолжение послания», спародировали рекламисты выборные плакаты Валентины Матвиенко: мрачные носители с лозунгом «Наш город устал» и изображением утомленного донельзя атланта. Сразу после выборов в Петербурге появились билборды пельменей «Дарья» с идентичным атлантом, первой частью слогана «Наш город. «, написанной тем же монументальным шрифтом, и продолжением красным курсивом «. отдохнул.

Компании «Алеко» и «Дарья», спародировав социальную рекламу, не нанесли ущерб конкретному производителю. Подобные действия, несмотря на сверхэффективность за счет использования чужого информационного ресурса, практически не наказуемы юридически .

Воронов А. Золотые копии // Коммерсантъ-Деньги // www.out-door.ru.

В настоящее время среди самых распространенных объектов рекламы, которые признаются объектами авторского права, выделяют: 1)

слоган. Это запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию. Он, как правило, используется либо с целью продвижения какого-либо товара и услуги (сбытовый слоган), либо с целью повышения имиджа самой компании (имиджевый слоган); 2)

билборды, которые представляют собой щиты рекламного характера 3 x 6, 3 x 12 м. Обычно они устанавливаются на самых оживленных участках улиц. Первые рекламные щиты появились около 100 лет назад в Америке; 3)

рекламные афиши, которые представляют разновидность печатной рекламы, расклеиваются на улицах и содержат анонс какого-либо события, которое должно наступить; 4)

радио- и видеоролики рекламного характера.

Иногда при создании рекламного материала возникает закономерный вопрос: кому принадлежат авторские права на рекламу, если данное произведение было создано по служебному заданию? Известно, что, с одной стороны, автором произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого было создано это произведение. Но, с другой стороны, рекламные материалы создаются для рекламного агентства, в котором работает такой автор. Организация выплачивает ему заработную плату именно за то, что автор создает для него рекламные произведения.

В Гражданском кодексе РФ служебным произведениям посвящена специальная статья. Согласно п. 1 ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежат автору. Однако исключительное право на рекламные материалы, созданные в рамках служебного задания, будет принадлежать работодателю, если трудовым или иным договором между ними не установлено иное.

Автор рекламы имеет право на получение от работодателя вознаграждения. Порядок и условия его выплаты должны определяться сторонами в договоре. В случае если работодатель и работник не пришли к соглашению по поводу вознаграждения, они могут обратиться в суд. В случае расторжения трудового договора с работником работодатель все равно сохраняет право на использование изготовленного рекламного материала. И только если работодатель в течение трех лет не использует рекламные материалы и не предоставляет это право другому лицу, автор рекламных материалов может приобрести исключительное право на служебное произведение.

Источник: http://lib.sale/avtorskoe-pravo-nauka/reklama-kak-obyekt-avtorskogo.html

Авторское право в рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение наиболее частых случаев нарушения авторских прав в рекламе.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть общее понятие авторского права в рекламе;
2.Анализ трех наиболее часто встречающихся видов авторского права в рекламе.
3.Привести примеры нарушения авторских прав в рекламной деятельности.
Объектом курсовой работы является авторское право в рекламе.

Предмет курсовой работы – это нарушение авторских прав в рекламе.

Содержание работы

1.Авторское право в рекламе…………………………………………..4
1.1. Объекты авторского праава в рекламе………………………. 4

1.2.Реклама как объект авторского права…………………………7

2. Нарушение авторского права в рекламе………………………..……11

2.2. Использование чужих произведений…………………………. 12

3. Оформление отношений на авторское право………………………15

3.1. Виды авторских договоров…………………………………….15

3.2. Передача прав на ролик заказчику……………………………. 15

3.3. Фирма и сотрудники……………………………………………. 16

4. Примеры нарушения авторского права в рекламе . ……………19

Список использованных источников. 24

Содержимое работы — 1 файл

Реклама Курсяк.docx

2. Нарушение авторского права в рекламе

2.1. Права авторов

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие неимущественные права:

— разрешение использовать произведение под подлинным именем автора или псевдонимом;

— обнародовать произведение в любой форме;

— автору принадлежат исключительные права на произведение

а. воспроизводить, тиражировать, распространять, продавать произведение.

б. публично показывать и исполнять произведение

в. передавать произведение по эфиру

г. переводить, переделывать, перерабатывать произведение.

Конечно, авторами являются художники и фотографы, дизайнеры, сценаристы, режиссеры и т. д. Актеры в роликах является не авторами, но правообладателями смежных прав (обладателями прав на использование их игры, исполнения). Что касается моделей, принимающих участия в фотосъемках, то и у них нужно получать согласие, причем желательно письменное.

Существует презумпция авторства: лицо считается автором, пока не доказано обратное. Как правило, автору достаточно предъявить авторский оригинал, более раннюю версию произведения и т. п. Существуют специальные процедуры, которые могут сделать эти доказательства более вескими для суда – например, можно послать самому себе по почте авторский экземпляр и сохранить письмо нераспечатанным или отослать оригинал в Российское авторское общество. Как правило, споры возникают через какое-то время после создания произведения, и основной вопрос при установлении авторства: чья версия произведения является более ранней? Самым главным доказательством авторства является наличие у автора произведения на дату времени. Как именно технически будет подтверждено это наличие – не имеет принципиального значения. [12]

2.2. Использование чужих произведений

Общее правило: если кто-либо хочет использовать в рекламе произведение, не созданное им самим, то ему необходимо сделать следующее:

а) узнать, кто автор этого произведения;

б) найти его координаты;

в) связаться с автором (его наследниками или правопреемниками);

г) убедить автора разрешить использовать его произведение в вашей рекламе за сумму, вписывающуюся в ваш бюджет;

д) заключить с этим автором договор в письменной форме;

е)использовать это произведение только в соответствии с заключенным договором.

Причем речь может идти о любом произведении — мелодии из песни, нескольких кадрах из фильма, фотографии, строчке из стихотворения, дизайне и т. п. Это — общее правило. Есть и исключения: если произведение не охраняется авторским правом, то не придется получать разрешение на его использование.
Наиболее частый случай, когда произведение не охраняется авторским правом, — это истечение срока охраны. Сегодня срок охраны составляет всю жизнь автора плюс 50 лет после его смерти (в СССР этот срок составлял 25 лет). Закрывая глаза на определенные тонкости и сложности в расчетах относительно некоторых авторов, можно сказать, что если автор умер до 1951 г., его произведения авторским правом больше не охраняются.

Помимо прав авторских существуют еще права смежные, т. е. права исполнителей и производителей фонограмм. Так что если необходимо использовать, например, токкату Баха, то нужно знать, что это запись, в отношении которой не смогут предъявить претензии исполнитель и производитель фонограммы.

Более того, автору принадлежит неотчуждаемое личное неимущественное право на имя, т. е. право решать, будет ли произведение использоваться с указанием подлинного имени автора, под псевдонимом или без указания имени автора. Мало того, что это право применимо и в отношении рекламы, оно к тому же охраняется бессрочно. Нельзя решить за автора, что использование произведения будет осуществляться без указания его имени, т. е. анонимно. По общему правилу при использовании произведения всегда должно указываться подлинное имя автора. Абсурдность указания имен всех авторов, чьи произведения использовались в рекламе, — это еще одно доказательство того, что с авторами (или их наследниками) необходимо заключать договоры, в которых помимо права на использование следует указывать, что использование будет осуществляться анонимно. В связи с этим представляет интерес вопрос, как использовать в рекламе произведения, срок охраны которых истек. С одной стороны, разрешения на использование получать не надо. С другой стороны, указывать имя автора в рекламе как минимум странно. Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у автора наследники и сколько важна для них охрана личных неимущественных прав автора. [9]

Читайте так же:  Право первой подписи учредителя

Следует также отметить, что не все произведения иностранных авторов охраняются в России. Поскольку международная охрана авторского права возникает только в силу международного договора, необходимо проверить, существуют ли соответствующие договоры, охватывающие то или иное произведение. Это могут быть как двусторонние договоры, так и универсальные (например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений).

Существуют и некоторые другие исключения. Но, если нет стопроцентной уверенности, что чужое произведение не охраняется авторским правом, следует позаботиться о том, чтобы получить у автора соответствующее разрешение. Если же такая уверенность есть, то надо получить квалифицированную консультацию юриста по авторскому праву.

Если выяснится, что кто-либо без разрешения использовали чужое произведение, охраняемое авторским правом, у фирмы-плагиата могут возникнуть весьма ощутимые неприятности в виде выплаты автору (правообладателю) компенсации в размере всего дохода фирмы от использования произведения, в размере ущерба автора или в виде фиксированного штрафа в диапазоне от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, суд может принять решение о конфискации и уничтожении всех контрафактных (незаконно изготовленных) экземпляров произведения и оборудования, с помощью которого такие экземпляры изготавливались.

На Западе, где необходимость уважения авторских прав уже давно не ставится под сомнение, произведения, которые не были написаны специально для рекламы, используются только в рекламе с большим бюджетом. Там дешевле нанять композитора, который напишет музыку специально для рекламы, чем покупать права на уже известную (раскрученную) музыку для использования ее в рекламе товаров или услуг. А уж о том, чтобы эту музыку использовать без разрешения, и речи нет.

3. Оформление отношений на авторское право

3.1. Виды авторских договоров

Важно различать авторский договор и авторский договор-заказ.
Авторский договор заключается в случае использования ранее созданного произведения. Договор-заказ заключается, если заказчик поручает кому-либо создать то или иное произведение специально для первого. Разница заключается в том, что по авторскому договору-заказу по закону заказчик обязан выплатить аванс.

Существует Российское авторское общество, которое самостоятельно отслеживает законность или незаконность использования каких-либо произведений.

РАО (Российское Авторское Общество) выдает лицензии на право использования произведения, но только в оговоренной в лицензии форме. Нарушение условий лицензии также может привести к судебному иску.[12]

3.2. Передача прав на ролик заказчику

При работе с аудиовизуальными произведениями (рекламными роликами и т. п.) вообще действует особый режим в силу того, что такие произведения – составные и достаточно сложные. Составляющими частями аудиовизуального произведения являются музыка и текст, игра актеров и исполнение, сценарий и раскадровка и т. д. В качестве авторов присутствуют режиссер, оператор, художник, сценарист, композитор, автор текста, актеры– все они обладают частью авторских прав. Нужно учитывать интересы всех сторон.
Когда снимается ролик, всем участникам съемок, конечно, выплачиваются гонорары, и никаких вопросов, как правило, не возникает. Но в момент проката они возникнуть могут. Надо помнить, что передача всех прав должна быть зафиксирована документально. Работа без письменных договоров таит в себе бомбу замедленного действия. «Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными» (п. 2 ст. 31 ЗоАП). [9]

Важно учитывать, что, кроме авторов и исполнителей, которые присутствуют явно, есть и другие лица, также могущие быть субъектами авторских прав – это наследники и иные правообладатели. В случае если авторскими правами обладают несколько лиц, соответствующий договор должен быть заключен с каждым из них.

В авторском договоре должно быть урегулировано несколько обязательных пунктов:

— объем передаваемых правомочий (может быть передано, например, только право на воспроизведение и распространение, но не переработку);

— территория действия передаваемых прав;

— срок передачи (может быть ограничен каким-то периодом, после чего права возвращаются автору);

Последний пункт должен быть включен в договор обязательно. Проблема в том, что авторские гонорары выплачиваются, как правило, неофициально — это неправильно. Достаточно провести документально хотя бы 500 рублей, чтобы избавиться от многих возможных проблем. Более того, вознаграждение полагается за каждый вид использования. Существуют минимальные суммы авторских вознаграждений, различные для разных видов произведений, и они достаточно невелики.

Если между автором и агентством не решены вопросы может произойти следующее – автор может предъявить претензии как самому заказчику (если он занимается распространением), так и рекламному агентству и средству массовой информации. Бывает и так, что договор составлен, но не учитывает всех вариантов использования произведения.[8]

4. Фирма и сотрудники

Понятно, что в рекламных фирмах работают творческие люди. Эти творческие люди предпочитают написанному черствым языком договору теплые человеческие отношения. Они и работают в рекламных фирмах в большей степени потому, что получают удовольствие от своей работы и от общения с окружающими их людьми. Все это, однако, не может служить оправданием в тех случаях, когда руководство рекламных фирм не придает значения тому обстоятельству, что без надежной системы договоров любой проект может быть поставлен под удар.

В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторами могут быть только физические лица, т. е. обычные люди. Рекламная фирма автором не является. Но она может и должна иметь исключительные авторские права на использование произведений, создаваемых ее сотрудниками, любыми способами и в любой форме. Это может быть осуществлено тремя способами:

1. Фирма может заключать с работниками авторские договоры в отношении всего того, что ими будет создано. Очевидно, это не самый удачный вариант, поскольку если работник создаст шедевр, он, возможно, предпочтет его продать дороже кому-то еще, а не родной фирме.

2. Фирма может воспользоваться положениями ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которой:
— Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.
— Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
— Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Это означает, что фирма может заключить обычный трудовой договор и прописать в нем служебные обязанности работника, а в разделе, касающемся заработной платы, указать, что установленная заработная плата покрывает все служебные обязанности и результаты труда работника.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.turboreferat.ru/advertising/avtorskoe-pravo-v-reklame/4628-24622-page2.html

Нарушение авторских прав в рекламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here