Нарушения права несовершеннолетних прокуратура

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Нарушения права несовершеннолетних прокуратура" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Прокуратура Таттинского района выявила нарушения трудовых прав несовершеннолетних

Прокуратура Таттинского района провела проверку исполнения законодательства о трудовых правах несовершеннолетних.

Установлено, что в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации с 5 несовершеннолетними, привлеченными к труду в качестве рабочих на объекте общественного питания, вместо трудовых договоров заключены договоры возмездного оказания услуг (подряда), при этом должности рабочих и их должностные обязанности подразумевали осуществление трудовой функции в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В целях устранения нарушений закона и прав несовершеннолетних прокуратура района внесла в адрес руководителя организации представление, а также возбудила в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем).

По результатам рассмотрения представления прокурора нарушения устранены, административный материал находится на рассмотрении и контроле прокуратуры района.

Источник: http://proksakha.ru/novosti/prokuratura-tattinskogo-rajjona-vyyavila-narusheniya-trudovykh-prav-nesovershennoletnikh/

Нарушения права несовершеннолетних прокуратура

Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту не только от посторонних лиц, но и от родителей, лиц, их заменяющих, родственников в случае злоупотребления своими правами. При этом, защиту прав ребенка осуществляет, в том числе прокурор.

В Приказе Генерального прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 №Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи№ определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей — путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Действия прокурора по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ; ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Реализуется также защита прав несовершеннолетних в деятельности прокурора при осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей.

Так, согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защищая права и интересы несовершеннолетних в исполнительном производстве прокурор, может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) путем обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, независимо от того, участвовал прокурор в рассмотрении дела на предыдущих стадиях процесса или нет.

Кроме того, осуществляя надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, прокурор реализует свои процессуальные полномочия по своевременности привлечения злостных должников к уголовной и административной ответственности.

Таким образом, граждане имеют право обратиться в прокуратуру района с заявлениями о защите прав несовершеннолетних.

Источник: http://admtabrn.ru/index.php/informatsiya-ot-prokuratury/943-polnomochiya-prokurora-v-sfere-zashchity-prav-nesovershennoletnikh

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О защите мерами прокурорского реагирования прав несовершеннолетних

Прокуратура республики (Карачаево-Черкесская Республика). 23 января 2020, 08:39

Органами прокуратуры республики в 2019 году проводилась целенаправленная работа по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних.

Число выявленных прокурорами нарушений возросло, их общее количество составило 6 тыс.

Всего в целях устранения нарушений законов в указанной сфере прокурорами внесен 2891 акт прокурорского реагирования, 1255 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и 309 лиц — к административной ответственности, 453 лица предостережено о недопустимости нарушений закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел.

В судебном порядке защищались жилищные права детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Благодаря вмешательству прокуратуры республики внесены изменения в законодательство в части увеличения финансирования расходов регионального бюджета, предназначенных на приобретение жилых помещений лицам данной категории с 15 000,0 тыс. рублей до 53 252,9 тыс. рублей.

Прокурорскими проверками в деятельности органов опеки и попечительства выявлено 28 нарушений законодательства, для устранения которых принесен 1 протест, внесено 9 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 11 лиц.

В ходе проверок установлены многочисленные факты отсутствия надзора со стороны муниципальных органов опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей), соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, контроля за сохранностью их имущества, выявлены нарушения периодичности проведения проверок условий жизни подопечных или формального отношения к ним.

Читайте так же:  Кто работает по делам несовершеннолетних

В организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечены нарушения требований СанПиН к условиям проживания детей, в том числе к организации питания, а также требований по противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности.

Мерами прокурорского реагирования устранены нарушения федерального законодательства, регулирующего вопросы приема детей в образовательные организации, обеспечения бесплатности образования, организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, безопасности обучения в образовательных организациях республики, заключения договоров об образовании, соблюдения требований к педагогическим и иным работникам образования.

По инициативе прокуроров пресечены нарушения в сфере медицинского обслуживания несовершеннолетних, в том числе детей- инвалидов, в лечебных и общеобразовательных учреждениях, организациях для постоянного пребывания несовершеннолетних.

Прокурорами вскрыты факты бездействия со стороны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, образовательных организаций, их формального подхода при проведении профилактической работы с несовершеннолетними и законными представителями.

В 2019 году в деятельности органов и учреждений системы профилактики прокурорами выявлено 486 нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений, для их устранения внесено 198 актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 122 лица.

Вопросы соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних являющиеся приоритетным направлением прокурорской деятельности, находятся в центре внимания надзорного ведомства.

Источник: http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1773514/

Прокуратура Волгоградской области выявила многочисленные нарушения прав несовершеннолетних при трудоустройстве во время летних каникул

Прокуратурой Волгоградской области выявлены многочисленные нарушения трудовых прав несовершеннолетних при приеме на работу на период летних каникул, заключении с ними трудовых договоров и выплате денежного вознаграждения.

Так, в Котельниковском районе предприниматель принял на работу несовершеннолетних без оформления с ними трудовых договоров. В его адрес внесено представление, нарушение устранено.

В Нехаевском, Суровикинском, Камышинском и Котельниковском районах 14-летние дети были приняты на работу в поселковые администрации без согласия их законных представителей. В Администрациях Приморского и Бузиновского сельских поселений, а также в Калачевском районе продолжительность рабочего дня несовершеннолетних превышала установленные нормы. После внесения прокурором представлений в адрес работодателей нарушения устранены.

В Руднянском районе муниципальным учреждением «МКЦ «Перспектива» 35 подросткам (десять из которых являются воспитанниками детского дома) не была своевременно выплачена заработная плата. После вмешательства прокурора района зарплата несовершеннолетним выплачена полностью. Прокуратурой в адрес директора учреждения внесено представление, виновное в задержке зарплаты должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Аналогичная ситуация выявлена прокурором Даниловского района, где 30 подростков не получили денежных средств по окончании работ в администрации городского поселения. В их интересах прокуратурой были направлены в суд заявления о взыскании задолженности, после чего администрация выплатила подросткам зарплату.

Установлены также случаи приема подростков на работу без прохождения ими обязательного предварительного медицинского осмотра.

Всего по результатам проверок исполнения законодательства о трудовой занятости несовершеннолетних в летний период прокуратурой выявлено более 100 нарушений. В целях их устранения в суды предъявлено 65 исков, в адрес работодателей внесено 16 представлений, опротестовано 9 незаконных правовых актов.

Источник: http://www.garant.ru/news/14881/

МБОУ Карамышевская СОШ

Алтайский край, Змеиногорский район, с. Карамышево

Карта сайта

Сведения об образовательной организации

Учителям

Родителям

Ученикам

Воспитание

Меню пользователя

Полномочия прокурора по защите прав детей

Защита прав ребенка — одна из приоритетных и важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

Широкими полномочиями в сфере защиты прав детей обладает прокурор.

Действия прокурора в сфере защиты семейных прав граждан может выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (статья 28 Семейного кодекса РФ); лишении родителей родительских прав (ст. 70 Семейного кодекса РФ); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 Семейного кодекса РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 Семейного кодекса РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 Семейного кодекса РФ).

Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 Семейного кодекса РФ; ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 Семейного кодекса РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 Семейного кодекса РФ) и в других случаях.

В приказе Генеральной прокуратуры от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей – путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременного реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п.

Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Наиболее эффективной защитой прав детей прокурором является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства.

Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах:

когда он начинает процесс – инициативная форма (обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц); когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами (определение суда о необходимости его привлечения к делу). Каждая из форм приемлема для осуществления защиты прав несовершеннолетних.

Инициативная форма участия прокурора в суде реализуется путем предъявления искового заявления или заявлений, рассматриваемых в порядке производства, возникающего из публичных правоотношений и особого производства. В гражданском процессуальном кодексе участию в деле прокурора посвящена статья 45.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Читайте так же:  Доверенность на право подписи в налоговой

Кроме того, граждане вправе обратиться к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

К гражданам, которые не могут сами обратиться в суд за защитой своих прав в силу возраста, относятся несовершеннолетние.

Отдельно необходимо выделить заявления прокуроров в защиту нарушенных прав детей-инвалидов по делам, возникающим из публичных правоотношений: об оспаривании нормативного правового акта, нарушающего жилищные права детей-инвалидов, об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Нередко прокуроры обращаются в суды в порядке особого производства, в том числе с заявлениями об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например, об установлении факта оставления ребенка-инвалида без попечения родителей, что позволит ребенку в дальнейшем реализовать право на внеочередное получение жилья.

Таким образом, прокуратура способна оказать квалифицированную юридическую помощь гражданам, восстановить нарушенные права заявителей, и особенно тех, которые в силу тех или иных причин не могут сделать этого самостоятельно.


Источник: http://karamyshschool.hostedu.ru/index.php/prokuratura-informiruet/638-polnomochiya-prokurora-po-zashchite-prav-detej

Прокуратура Мегино-Кангаласского района разъясняет: ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Согласно ст. 27 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989 родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации. Медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Статья 21 Конституции РФ запрещает любые виды насилия, жестокое или унижающие человеческое достоинство обращение или наказание.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст.38 Конституции РФ).

Статья 63 Семейного кодекса РФ возлагает на родителей право и обязанность воспитывать своих детей, а также нести ответственность за их воспитание и развитие, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Согласно ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязанность по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Осуществлению их защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по незамедлительному информированию соответствующих органов согласно их компетенции.

Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по их содержанию и воспитанию образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

Источник: http://proksakha.ru/prokuratura-razyasnyaet/prokuratura-megino-kangalasskogo-rajjona-razyasnyaet-otvetstvennost-za-narushenie-prav-nesovershennoletnikh/

Нарушения права несовершеннолетних прокуратура

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ТРУДОВЫМИ ПРАВАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Фоминых Александра Сергеевна

студент юридического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Киров

Ложкина Татьяна Евгеньевна

Видео (кликните для воспроизведения).

научный руководитель, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Киров

На современном этапе одним из самых существенных и социально значимых для общества является вопрос о защите прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних является одним из важнейших направлений деятельности любого современного государства. По прогрессивности развития и закрепления в законодательстве разных стран способов защиты прав несовершеннолетних, можно судить об уровне зрелости общества, о его ценностях и нравственном состоянии. Несмотря на то, что законодатель при определении государственной политики руководствуется общими семейными и моральными принципами, правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних далеко от идеала. В том, числе определенные правовые проблемы возникают в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних.

Перед рассмотрением вопроса об осуществлении прокурорского надзора за трудовыми правами несовершеннолетних, следует остановиться на определении понятия данной категории лиц.

В российском праве существуют отрасли законодательства, которые трактуют данное понятие с разных точек зрения.

Гражданское законодательство использует 2 термина: малолетний и несовершеннолетний. Под последним понимается лицо, в возрасте от 14 до 18 лет [2]. Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации, стороной трудовых отношений может быть несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет [10]. Семейный кодекс Российской Федерации не разграничивает понятия малолетний и несовершеннолетний, указывая в ст. 54, что «ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)» [9].

18 лет — это обычный возраст совершеннолетия в государствах-членах Совета Европы. Если Конвенция ООН о правах ребенка определяет людей в возрасте до 18 лет как детей [5], то в обычной речи термин «молодые люди» часто используется для описания людей в возрасте старше 12 или 13 лет. Также люди, которым 13—17 лет, обычно определяют себя скорее как «молодые люди», чем как «дети» и часто предпочитают, чтобы к ним так обращались.

Следовательно, в российском законодательстве не сформировалось единого определения термина несовершеннолетние, что в свою очередь приводит к нарушению прав несовершеннолетних со стороны работодателей.

Читайте так же:  Встречный иск предъявляется в суде по месту

Общеизвестно, что зачастую работодатели используют труд несовершеннолетних, ущемляя, тем самым, их конституционные права. В российском научном обществе активно обсуждается острая проблема незаконной эксплуатации несовершеннолетних в таких сферах как предоставление интимных услуг, детская порнография, а также и в других преступных целях, нарушая, тем самым, психическое и физическое здоровье несовершеннолетних.

Согласно ст.ст. 8, 24 Международного пакта от 16.12.1966 года «О гражданских и политических правах» никто не имеет права принуждать несовершеннолетнего к принудительному или обязательному труду и каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на защиту со стороны семьи, общества и государства [6].

Согласно российскому законодательству защиту прав несовершеннолетних со стороны государства обеспечивают органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации создана для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и несовершеннолетних граждан. Данные направления в работе прокуратуры представляют собой приоритетные векторы ее правоохранительной деятельности.

В настоящее время в российском обществе наблюдается тенденция стремления подростков с ранних лет самостоятельно зарабатывать для обеспечения своих нужд. Несовершеннолетние, как субъекты трудовых правоотношений, относятся к наиболее незащищенным слоям общества. Поэтому защита и охрана трудовой деятельности детей должна быть первостепенной задачей органов прокуратуры Российской Федерации.

Согласно аналитическим данным по исполнению трудового законодательства и охраны труда при занятости несовершеннолетних, представленных прокурором Юсьвинского района Пермского края, выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства. В частности, работодатели нарушают требования, предъявляемые к трудовому договору (не оговаривают сроки выплаты заработной платы), заключают их с несовершеннолетними без разрешения на то одного из родителей (опекунов), пренебрегают исполнением своей обязанности по оформлению трудовых книжек. В результате выявленных нарушений, виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности [8].

В связи с обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления его профилактической направленности 26 ноября 2007 года был издан Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» № 188, но положений о защите трудовых прав несовершеннолетних в нем почти не встречается, лишь в п. 8 указано: «Решительно пресекать все формы экономической эксплуатации несовершеннолетних» [7].

На наш взгляд, в современной российской правоприменительной практике окончательно не сложился механизм защиты несовершеннолетних от незаконной их эксплуатации в сфере трудовых отношений.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан [3]. Однако в судебной правоприменительной практике встречаются случаи, когда суды отказывают прокурору в принятии заявления в защиту несовершеннолетнего в порядке ст. 45 ГПК РФ. Они обосновывают это тем, что в интересах несовершеннолетних могут обращаться только их законные представители, тем самым суды не признают несовершеннолетних участниками гражданско-процессуальных правоотношений, так как они не обладают в полном объеме гражданской процессуальной дееспособностью.

Данный вывод суда представляется спорным потому, что суды в своих решениях иногда ссылаются на ч. 5 ст. 37 ГПК о защите интересов детей законными представителями [3] и не учитывают того, что статья подразумевает альтернативу при защите прав несовершеннолетних и допускает защиту интересов несовершеннолетних иными лицами, которым это право предоставлено федеральным законом. В ч. 1 ст. 45 ГПК закреплено право прокурора предъявлять заявления в защиту лиц, не способных по возрасту защитить нарушенное право [3]. Логично, что в эту категорию попадают и несовершеннолетние.

Для того, чтобы устранить противоречия, которые возникают в судебной практике по поводу права прокурора на обращение в суд в защиту несовершеннолетнего, на наш взгляд необходимо закрепить в ч. 1 ст. 45 ГПК норму о том, что прокурор может обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего, независимо от наличия у него законных представителей, что в последующем позволит избежать двойственного толкования судьями ч. 1 ст. 45 ГПК.

Другой насущной проблемой в области осуществления прокурорского надзора является отсутствие рабочих мест при трудоустройстве несовершеннолетних. Особое беспокойство вызывает категория социально незащищенных детей, а также несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, выпущенных из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Таких несовершеннолетних необходимо трудоустраивать в обязательном порядке, создавать рабочие места, осуществлять квотирование рабочих мест [1].

С учетом международно-правовых актов в России в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку до 18 лет гарантированы вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, льготы, ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации [11]. Тогда как Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» норм о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних не предусмотрено, а лишь в ст. 13 предусмотрено установление квоты для приема на работу инвалидов [4].

Согласно ст. 272 Трудового кодекса Российской Федерации, особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением [10].

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации имеются законы о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних. Например, Закон Забайкальского края «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан» от 16 декабря 2013 года № 895-ЗЗК; Закон Республики Мордовия от 07 февраля 2005 года № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что в настоящее время региональный законодатель не в полном объеме использует предоставленные ему возможности опережающего регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, что обусловлено различными факторами, в частности экономической и политической нестабильностью, неопределенностью целей и задач такого регулирования, недостаточностью опыта правотворческой деятельности и др.

Показательным примером служит Кировская область, в которой на данный момент отсутствует закон о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних и других категорий граждан, за исключением инвалидов, положение которых регулируется Законом Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» от 30.06.2003 № 174-ЗО.

В свою очередь утративший силу Закон Кировской области «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы» от 03.11.98 № 64-ЗО выделял шесть групп населения, особо нуждающихся в социальной защите (в т. ч. несовершеннолетних). На наш взгляд, утрата данным законом силы увеличила пробелы федерального законодательства и снова обострила проблемы квотирования рабочих мест несовершеннолетних в Кировской области.

Читайте так же:  Значение и цель судебного разбирательства

Хотелось бы обратить внимание, что согласно ст. 9 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов [12].

На основании данной нормы прокуроры субъектов Российской Федерации могут обратиться с правотворческой инициативой в законодательные органы субъекта с предложением о принятии подобных нормативных актов в тех регионах, где они отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем в статьях 13, 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» законодательно закрепить возможность квотирования мест для трудоустройства несовершеннолетних, что позволит восполнить пробелы в федеральном законодательстве.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль прокурорского надзора в сфере трудовых прав несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений в работе Прокуратуры РФ. Однако данная деятельность требует законодательной регламентации для более эффективной защиты несовершеннолетних при реализации ими права на труд.

Источник: http://sibac.info/studconf/hum/xxv/39384

Нарушения права несовершеннолетних прокуратура

248000, г. Калуга, ул. Кутузова, 2а

Телефон доверия (4842) 57-49-81, 8-910-520-31-09

Территориальные органы прокуратуры

Мерами прокурорского реагирования устранены нарушения прав несовершеннолетних

В сентябре текущего года прокуратурой Козельского района проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии несовершеннолетних в образовательных организациях района.

По результатам проверки в трех учреждениях выявлены нарушения при организации питания, а также требований к устройству, содержанию и режиму работы.

Установлено, что в моечном отделении тазы и разделочные ножи для сырых продуктов и продуктов, прошедших технологическую обработку хранятся вместе; на установке с дозированным розливом воды не указана дата вскрытия емкости; не ведется журнал медицинского осмотра персонала.

В связи с выявленными нарушениями в адрес руководителей образовательных организаций внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушения устранены.

Кроме того, прокуратурой возбуждено 3 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения), которые направлены для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Калужской области.

Рассмотрение актов прокурорского реагирования находится на контроле прокуратуры.

Источник: http://prokuror-kaluga.ru/merami-prokurorskogo-reagirovaniya-ustranenyi-narusheniya-prav-nesovershennoletnix.html

Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве

Дата публикации: 26.05.2014 2014-05-26

Статья просмотрена: 9156 раз

Библиографическое описание:

Хуснутдинова С. А. Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 688-690. — URL https://moluch.ru/archive/67/11270/ (дата обращения: 06.02.2020).

Ключевые слова: прокуратура, гражданское судопроизводство, несовершеннолетний.

Защита прав детей — одна из важнейших задач государства. В ст.38 Конституции РФ установлено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. [1] Именно дети, в силу своего возраста, физической или умственной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Несмотря на общую направленность государственной политики на укрепление семейных, моральных ценностей, состояние законности в сфере защиты прав несовершеннолетних оставляет желать лучшего. В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности [2].

На сегодняшний день можно говорить о достаточном регулировании правовых отношений, возникающих с участием несовершеннолетних. В Приказе Генерального прокуратура РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей — путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних и т. п. [6] При этом прокурор обязан своевременно реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Среди различных способов защиты прокурором прав детей наиболее эффективной является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства. Прокурор имеет право участвовать в гражданском процессе в двух формах: в инициативной (обращение в суд с заявлением для защиты интересов других лиц) и вступление в дело с целью дачи заключения. [7, c.237]

Инициативная форма участия прокурора в суде может быть реализована путем предъявления искового заявления или заявлений, рассматриваемых в порядке производства, возникающего из публичных правоотношений и особого производства. Данная форма участия прокурора закреплена в ст. 45 ГПК. В связи с внесенными изменениями в 2009 г. в ГПК РФ, прокурор не обязан пояснять, по какой причине гражданин проявляет гражданско-процессуальную пассивность, если заявления подаются в сфере наиболее значимых сфер жизни [3]. К таковым относят: трудовую деятельность, сферу семейных отношений, социальную защиту и социальное обеспечение, обеспечение права на жилье в государственных и муниципальных фондах, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и образование.

Таким образом, законодатель вводит два процессуальных условия, которыми руководствуется прокурор при обращении в суд: 1) если имеется уважительная причина, по которой гражданин сам затрудняется реализовать свое право на судебную защиту, прокурор вправе сам, без инициативы со стороны гражданина обратиться в суд за защитой его интереса; 2) наличие обращения к прокурору гражданина, считающего, что нарушены его права из числа перечисленных в ст. 45 ГПК РФ. В первом случае поводами для обращения прокурора в суд в защиту прав детей являются результаты общенадзорных прокурорских проверок соблюдения законодательства о несовершеннолетних, а также сообщения граждан о нарушении прав детей. [3] Во втором случае прокурор основывается на обращении законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних.

Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в ст. 10 ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор указан в числе лиц, которые вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ за защитой прав таких детей [5]. Но, несмотря на это, суды первой инстанции иногда отказывают в принятии заявлений в защиту прав несовершеннолетних, ссылаясь на ст. 64 Семейного кодекса РФ, согласно которой родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. [4] Однако суд не учитывает тот факт, что из-за отсутствия правовых знаний, гражданской пассивности, либо каких — либо социальных проблем, по вине родителей либо опекунов ребенка, напротив, эти права могут быть ущемлены.

Читайте так же:  Реализация залогового имущества банков автомобили

В ряде случаев прокурору приходится отстаивать социальные права граждан без их обращения с такой просьбой, когда дети, оставшиеся без попечения родителей, достигли совершеннолетия, но зачастую не только не могут отстаивать свои права в суде, но и неспособны установить факт ущемления таких прав. И хотя попечительство над достигшими совершеннолетия считается прекращенным и они приобретают полную дееспособность, прокурор обращается в суд за защитой их интересов, потому что в силу задержки психоэмоционального развития и низкого уровня социальной адаптации некоторые воспитанники детских домов не могут самостоятельно защищать в суде свои права. В такой же защите могут нуждаться достигшие совершеннолетия граждане после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в армии, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. [9,c.495]

Возникают ситуации, когда прокурор защищает права уже достигшего совершеннолетия гражданина, его полномочия впрямую не распространяются на защиту лиц, не достигших 18-летнего возраста, но приобретших процессуальную дееспособность. Статья 37 ГПК РФ к таким случаям относит граждан в возрасте от 14 до 18 лет, ставших участниками материально-правовых отношений, в которых они достигли возраста правоспособности (трудовых, семейных, предпринимательских и т. д.), либо эмансипированных в порядке, установленном законом. Такие лица вправе осуществлять свои права в суде лично. [3] Но ГПК РФ наделяет суд правом привлечь законных представителей несовершеннолетних к участию в деле. Часто, судьи иногда отказывают прокурору в принятии заявлений, поданных в защиту таких несовершеннолетних. Это недопустимо, так как прокурор вправе обращаться в суд в защиту детей, хотя бы и проявивших самостоятельность в материально-правовых отношениях, с той лишь разницей, что в подобных случаях прокурору следует обосновать причину, по которой именно он, а не сам несовершеннолетний обращается в суд. [10,c.153]

Что касается второй формы участия, когда прокурор вступает в уже начатый процесс, то в ч. 3 ст.45 ГПК РФ есть перечень дел, по которым участие прокурора предполагается. [3] К ним относятся дела: о выселении; о восстановлении на работе; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и иные дела, предусмотренные ГПК РФ и другими федеральными законами.

По этим делам прокурор дает заключение, осуществляя тем самым свои полномочия по надзору за соблюдением законности. Заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая должна формироваться в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле. [8,c.175]

Несовершеннолетний также может оказаться в качестве ответчика и тогда возможно предъявление прокурором в его защиту встречного иска как вариации прямо предусмотренной ст. 45 ГПК РФ инициативной формы участия прокурора в гражданском процессе. [3]

Итак, формы участия прокурора в гражданском процессе эффективны. Расширение полномочий прокурора по обращению в суды и вступлению в процесс для дачи заключения, правовых оснований участия прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предоставление прокурору права участия в исполнительном производстве по таким делам будет способствовать своевременному, реальному восстановлению прав несовершеннолетних в полном объеме.

Кроме того, необходимо предоставить прокурору право принесения кассационных представлении, а также представлений в порядке надзора на незаконные и необоснованные судебные постановления независимо от его участия в гражданском процессе по делам указанной категории в суде первой инстанции, для чего внести соответствующие изменения в ГПК РФ. Предлагаемые изменения повысят результативность деятельности органов прокуратуры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Российская Газета» № 4831 от 21 января 2009 г. http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (дата обращения: 15.05.2014)

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992г. № 2202–1 (с изменениями и дополнениями на 02.04.2014) // Интернет-портал «Российская Газета» от 25 ноября 1995 г. http://www.rg.ru/1995/11/25/prokuratura-dok.html (дата обращения: 17.05.2014)

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.05.2014) // Интернет-портал КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/popular/gpkrf/#info (дата обращения: 18.05.2014)

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)//Интернет-портал СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 21.05.2014)

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Интернет-портал СПС ГАРАНТ, http://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 20.05.2014)

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//Интернет–портал СПС ГАРАНТ, http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ (дата обращения: 18.05.2014)

7. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Е. Винокурова. — 10-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 476 с.

8. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров; под общ. Ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Издательство 2013г. Юрайт, 2013. — 418 с.

9. Лукашёва Е. А. Права человека: учебник. 2-е изд., перераб. — М.: Норма: Инфра-М, 2013. — 560 с.

10. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб.пособие для студентов вузов / В. В. Нагаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. — 255 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/67/11270/

Нарушения права несовершеннолетних прокуратура
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here