Нарушения законодательства о защите прав предпринимателей

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Нарушения законодательства о защите прав предпринимателей" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Прокуратура усилила защиту прав предпринимателей и бизнесменов

24 января 2020 года Генеральная прокуратура Российской Федерации дала отчет о состоянии законности и прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей в прошедшем году.

Прокуратурой сделан акцент на важности поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению дальнейшего формирования благоприятного инвестиционного климата и избавления бизнеса от излишнего внимания контролирующих органов.

В заявлении было отмечено, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами субъектов Российской Федерации принимается комплекс мер, направленных на обеспечение прав предпринимателей.

За 2019 год прокурорами было выявлено почти 187 тыс. нарушений законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей. Для их устранения внесено 46,6 тыс. представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 39,8 тыс. виновных лиц, о недопустимости нарушения закона предостережено 1,9 тыс. лиц, в следственные органы направлено 246 материалов проверок, по которым возбуждено 166 уголовных дел.

Не осталось без внимания прокуроров и пресечение фактов избыточного административного давления на субъектов предпринимательской деятельности. Прежде всего, ими обеспечивалась законность правовой основы взаимоотношений власти и бизнеса. В 2019 году ими принесено 30,4 тыс. протестов на незаконные правовые акты.

Прокуратурой отмечено взаимодействие прокуроров и правотворческих органов на стадии разработки проектов, что позволило предупредить принятие целого ряда незаконных правовых актов, нарушающих интересы предпринимателей.

Особое внимание со стороны прокуроров получили нарушения, допускаемые при оказании хозяйствующим субъектам публичных услуг, в том числе в электронном виде. Мерами прокурорского реагирования восстанавливались права предпринимателей и инвесторов, связанные с оказанием им государственной поддержки, в том числе при реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества.

Активная работа прокурорами проводилась в сфере соблюдения прав предпринимателей со стороны контрольно-надзорных органов. Пресекались факты несоблюдения законодательства о защите конкуренции, порядке рассмотрения обращений.

Было отмечено, что работа по обеспечению прав субъектов предпринимательской деятельности продолжается.

Можно сделать вывод, что и в наступившем году, органами прокуратуры будет поддерживаться поставленная Президентом Российской Федерации задача по обеспечению дальнейшего формирования благоприятного инвестиционного климата и избавления бизнеса от излишнего внимания контролирующих органов.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.


Источник: http://vc.ru/legal/103071-prokuratura-usilila-zashchitu-prav-predprinimateley-i-biznesmenov

Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей (С. Воробьев, журнал «Законность», N 10, октябрь 2015 г.)

Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей

заместитель Генерального прокурора РФ,

кандидат юридических наук

Журнал «Законность», N 10, октябрь 2015 г.

Вопросам прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей в последнее время уделяется особенное внимание*(1).

Новые изменения и дополнения федерального законодательства закрепили последовательный отказ от принципа тотального, бесконечного контроля, а также ввели «надзорные каникулы» для малого бизнеса*(2). Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) дополнен ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)», предусматривающей метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в определённых случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу (категории) опасности.

Отнесение к определённому классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учётом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований, а к определённой категории риска — также с учётом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований. Критерии отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определённой категории риска либо определённому классу (категории) опасности, если они не установлены федеральным законом, определяются Правительством РФ.

При этом в соответствии с дополнениями, внесёнными в ст. 9 Закона N 294-ФЗ, которые вступят в действие с 1 января 2018 г., Правительством РФ в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с чч. 1, 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определённой категории риска, определённому классу (категории) опасности, плановая проверка их деятельности не проводится, может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок, установлен сокращённый срок проведения проверки.

Также в Закон N 294-ФЗ введена ст. 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства», в соответствии с положениями которой с определёнными оговорками с 1 января 2016 г по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Исключения закреплены в этой же статье. К ним относятся случаи, когда ранее в отношении такого субъекта принималось решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, им совершалось грубое административное правонарушение. Однако нововведения не коснулись порядка осуществления федерального государственного надзора в некоторых областях. Например, в области промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности.

Произошедшие изменения законодательства должны быть учтены в практике прокурорского надзора, который подчинён задаче обеспечения соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе путём действенных предупредительных мер и организации информационного взаимодействия с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами*(3).

Так, органами прокуратуры Южного федерального округа за 2014 г. было выявлено свыше 14 тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, для устранения которых внесено почти 5,5 тыс. актов реагирования.

В первом полугодии 2015 года прокурорами в округе уже выявлено более 10,6 тыс. нарушений законов в этой сфере. В целях их устранения внесено 2,1 тыс. представлений, принесено 1,1 тыс. протестов, в суды направлено больше 300 исковых заявлений. По результатам рассмотрения актов реагирования дисциплинарную и административную ответственность понесли 1,8 тыс. должностных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел.

Читайте так же:  Свидетельство на право собственности квартиры как выглядит

Отчасти росту числа выявленных нарушений закона способствует целенаправленная работа прокуроров. Генеральной прокуратурой РФ на постоянной основе осуществляется методическая поддержка прокуроров, которым регулярно направляются информационные письма, рекомендации и разъяснения, касающиеся осуществления надзора на этом направлении. В июне 2015 года на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ были обсуждены вопросы защиты прав предпринимателей, обеспечения законности при развитии малого и среднего бизнеса.

Во втором полугодии 2015 года, в соответствии с поручением Президента России, органами прокуратуры будут проведены проверки соблюдения уполномоченными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля законодательства РФ о государственном контроле при осуществлении внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства*(4). Особое внимание планируется уделить обоснованности их организации и сроков проведения, в том числе потому, что именно эти нормы зачастую не соблюдаются контролирующими органами.

В ходе прокурорских проверок нередко приходится преодолевать пробелы в праве. В частности, управлением Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе в ходе проверок исполнения федерального законодательства межрегиональными территориальными подразделениями Ространснадзора установлено, что эти органы при осуществлении федерального государственного надзора в области автомобильного транспорта в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний проводили внеплановые проверки. Вместе с тем анализ нормативно-правовой базы показал, что указанные действия не предусмотрены федеральным законодательством.

В силу п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении в числе прочих федерального государственного транспортного надзора.

В соответствии с п. 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре (далее — Положение) федеральный государственный транспортный надзор включает в себя также государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории РФ, государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения*(5).

Согласно п. 5 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного транспортного надзора, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта*(6).

Исходя из положений ч. 4 ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений не является основанием для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию.

В результате межрегиональные территориальные подразделения Ространснадзора фактически лишены возможности проводить проверки исполнения ранее выданных предписаний, что создаёт условия для бесконтрольного осуществления хозяйствующими субъектами деятельности в области автомобильного транспорта.

В связи с этим целесообразно внесение изменений в ч. 4 ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта относительно указания дополнительного основания для проведения внеплановой проверки — истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. До этого же, полагаем, следует применять по аналогии нормы Закона N 294-ФЗ.

*(1) В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ этому направлению общественной жизни посвятил отдельную часть. Он обратил внимание на необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов, снятия ограничений с бизнеса, избавления его от навязчивого надзора и контроля. — Российская газета, 2014, N 278, 5 декабря.

*(2) См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

*(3) См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

*(4) См.: Поручение N Пр-815ГС, данное по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 г. // Интернет-сайт kremlin.ru.

*(5) Утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре.

*(6) См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Воробьев С.Д. Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей

Vorobyev S.D. Prosecutorial supervision over implementation of legislation on protection of the rights of entrepreneurs

В статье анализируется работа прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей, проблемы его применения, новые изменения и дополнения.

In article work of prosecutors at implementation of supervision of performance of the legislation on protection of the rights of businessmen, problems of its application, new changes and additions is analyzed.

Ключевые слова: прокуратура; законодательство о защите прав предпринимателей; надзор; контроль.

Keywords: prosecutor’s office; legislation on protection of the rights of businessmen; supervision; control.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Источник: http://base.garant.ru/57356487/

Заявить о нарушении прав предпринимателей

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита прав хозяйствующих субъектов и свобод экономической деятельности, а также обеспечение гарантий при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

Этим приказом руководителям подразделений Генеральной прокуратуры и прокурорам субъектов Российской Федерации поручено обеспечить защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов среднего и малого бизнеса, и принять дополнительные меры по укреплению законности в указанной сфере.

Читайте так же:  Нужен ли детям загранпаспорт в турцию

Прокурорам также предписано усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов.

В целях организации эффективного надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с экономической деятельностью, соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля, выявления и устранения фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства, противодействия рейдерским захватам Вы можете обратиться в прокуратуру Республики Адыгея, в том числе используя нижеприведенную форму.

Ваше обращение будет рассмотрено органами прокуратуры Республики Адыгея либо иными уполномоченными государственными органами при соответствующем контроле со стороны прокуратуры.

При заполнении бланка обращения, согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Вам необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть предложения, заявления или жалобы[1]. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов обращение будет оставлено без ответа[2].

Без рассмотрения по существу поставленных вопросов останется письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи[3].

Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора[4].

Ответ на обращение будет направлен по указанному Вами почтовому адресу[5]. По просьбе заявителя ответ может быть направлен также и в электронной форме на указанный заявителем адрес электронной почты.

Просим Вас руководствоваться указанными требованиями законодательства, внимательно заполнить все предложенные реквизиты и четко формулировать суть обращения. Это значительно ускорит рассмотрение Вашего обращения по существу.

Кроме этого информируем Вас, что письма, содержащие копии документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять почтой по адресу: по адресу: 385000, г.Майкоп, ул.Жуковского, 32-а, Прокуратура Республики Адыгея, либо в форме электронных документов.

Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию.

[1] Часть 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Далее — «ФЗ №59».
[2] Часть 1 статьи 11 ФЗ №59.
[3] Часть 3 статьи 11 ФЗ №59.
[4] Часть 2 статьи 16 ФЗ №59.
[5] Часть 4 статьи 10 ФЗ №59.

Источник: http://www.adygproc.ru/zayavit-o-narushenii-prav-predprinimateley

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокурорами выявлено почти 187 тыс. нарушений законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 января 2020, 11:19

С учетом важности поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению дальнейшего формирования благоприятного инвестиционного климата и избавления бизнеса от излишнего внимания контролирующих органов Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами субъектов Российской Федерации принимается комплекс мер, направленных на обеспечение прав предпринимателей.

В 2019 году прокурорами выявлено почти 187 тыс. нарушений законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей. Для их устранения внесено 46,6 тыс. представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 39,8 тыс. виновных лиц, о недопустимости нарушения закона предостережено 1,9 тыс. лиц, в следственные органы направлено 246 материалов проверок, по которым возбуждено 166 уголовных дел.

Прокурорами уделялось пристальное внимание пресечению фактов избыточного административного давления на представителей предпринимательского сообщества. Прежде всего, обеспечивалась законность правовой основы взаимоотношений власти и бизнеса. В истекшем году прокурорами принесено 30,4 тыс. протестов на незаконные правовые акты.

Конструктивное взаимодействие прокуроров и правотворческих органов на стадии разработки проектов позволило предупредить принятие целого ряда незаконных правовых актов, нарушающих интересы предпринимателей.

Принципиальную оценку прокуроров получали нарушения, допускаемые при оказании хозяйствующим субъектам публичных услуг, в том числе в электронном виде. Мерами прокурорского реагирования восстанавливались права предпринимателей и инвесторов, связанные с оказанием им государственной поддержки, в том числе при реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества.

Активная работа прокурорами проводилась в сфере соблюдения прав предпринимателей со стороны контрольно-надзорных органов. Пресекались факты несоблюдения законодательства о защите конкуренции, порядке рассмотрения обращений.

Работа по обеспечению прав субъектов предпринимательской деятельности продолжается.

Источник: http://genproc.gov.ru/news/news-1777760/

Ответственность контролирующих органов за нарушение прав предпринимателей

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Частью 1 статьи 19 указанного закона установлено, что орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц, а также дисквалификацию.

Состав административного правонарушения образуют следующие действия:

— проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

— нарушение сроков проведения проверки;

— отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

— непредставление акта о проведенной проверке;

— привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан;

— проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

За указанные деяния предусмотрено наказание для должностных лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Повторное совершение указанного административного правонарушения, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

Читайте так же:  Судебный документооборот и делопроизводство

Невнесение информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок влечет административную ответственность в виде предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей

Дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.6.1 КоАП РФ в соответствии со статьями 23.1 и 28.4. КоАП РФ возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.

Источник: http://www.adygproc.ru/documents/raz/otvetstvennost-kontroliruyushchih-organov-za-narushenie-prav-predprinimateley

Защита прав предпринимателей

Предприниматели являются участниками множества правоотношений, что всегда ставит их перед опасностью, что в какой-то ситуации их права могут быть нарушены. Поэтому защита прав предпринимателей является необходимой сферой знаний, которые стоит постигать с самых первых шагов в бизнесе.

Правовая сфера предпринимательства

Что это такое – права предпринимателя? Сразу отметим, что это весьма сложная юридическая конструкция, состоящая из следующих элементов:

  • Имущественные права – совокупность всех прав на материальные активы, а также результаты по заключенным в процессе предпринимательской деятельности сделкам.
  • Неимущественные права – представляют собой права на нематериальные активы, например, деловая репутация, авторские права.
  • Организационные права – включают все права, которые связаны с организацией собственного дела, к примеру, право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Дополнительно к данным правам, предприниматель имеет право на защиту своих интересов как гражданин РФ, однако, защита их лежит за пределами предпринимательской деятельности.

От кого защищать предпринимателя

Сама защита предпринимателей в каждом конкретном случае строится в зависимости от потенциальных угроз. Условно её можно разделить на следующие группы:

Как защищать права предпринимателя

Действующее законодательство предусматривает две большие группы вариантов защиты прав предпринимателей, которые они могут применять в своей деятельности без каких-либо ограничений.

Во-первых, предупредительная защита – это меры досудебного урегулирования конфликтов, а также принятия охранительных мер.

К ним относятся: процедуры переговоров, подписания протоколов разногласий, подача заявлений и жалоб в государственные надзорные органы, нотариальное свидетельствование документов и т.д.

С недавних пор перечень вариантов досудебной защиты интересов предпринимателей пополнился возможностью проведения процедуры медиации, когда для разрешения конфликта приглашается третья сторона – медиатор, который должен помочь сторонам выявить точки взаимодействия и тем самым разрешить конфликт.

К данной группе защиты прав предпринимателей также относятся мероприятия, направленные на исключение ситуаций нарушения прав: составление договоров, законодательное регулирование различных процедур в отношении предпринимателей, например, проведения проверок.

В некоторой степени сюда можно отнести и локальные нормативные акты, издаваемые предпринимателем, такие, как положение о коммерческой тайне, соглашение о полной материальной ответственности, подписываемое сотрудниками и т.д.

Также некоторые источники относят к данной группе детективные и охранные услуги, которыми может воспользоваться предприниматель, например, для обеспечения сохранности своего имущества или пресечения попытки проникновения в коллектив недобросовестных сотрудников.

Таким образом, способы предупредительной защиты прав предпринимателей чрезвычайно широки и позволяют выработать каждому необходимый комплекс мероприятий по отстаиванию своих интересов.

Во-вторых, судебная защита, гарантированная Конституцией РФ. Судебная защита прав предпринимателей может осуществляться в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также третейских судах, созданных при различных объединениях предпринимателей.

При нарушении любого права предприниматель вправе обратиться с иском в суд соответствующей инстанции, в ходе судебного заседания он может пользоваться всеми правами, предусмотренными Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, истца или ответчика, в зависимости от того, в качестве кого он участвует в процессе. При этом предприниматель может защищать свои права как самостоятельно, так и с помощью квалифицированных юристов, в том числе адвокатов.

Перспективы развития системы защиты прав предпринимателей

Несмотря на то, что вариантов защиты прав предпринимателей на сегодняшний день достаточное количество, многие аналитики отмечают, что существующая система недостаточно эффективна.

Причин здесь множество:

  • не всегда совершенное законодательство;
  • малопродуктивная деятельность судебной системы в этом вопросе;
  • слабая правовая грамотность в предпринимательской среде, особенно среди представителей малого бизнеса.

Все это приводит к тому, что предприниматели не всегда осознают, что их права нарушены, а тем более часто не имеют представления, как их можно защитить. Значительное число юристов и предпринимателей сходятся во мнении, что необходимо разработать специальный «Закон о защите прав предпринимателей», который объединит в себе разрозненные нормы права по данному вопросу.

Также в него стоит включить многочисленные решения и разъяснения Верховного Суда РФ по делам, связанным с предпринимательством. Это позволит самим предпринимателям более четко осознавать свои права и возможности по их отстаиванию, а правоприменительным и судебным органом даст инструмент более оперативного рассмотрения вопросов нарушения прав представителей бизнес-сообщества.

Принятие такого закона вполне возможно, так как руководство страны в последнее время все более пристально следит за деятельностью бизнеса, в том числе и формирует для него комфортные условия. Так, весьма заметным шагом стало создание в администрации президента РФ поста уполномоченного по защите прав предпринимателей, что свидетельствует о взятом правительством курсе на поддержку бизнеса, в том числе и на формирование более совершенной системы защиты его интересов.

Источник: http://ipinform.ru/otchetnost-i-uchet/pravovye-aspekty/zashhita-prav-predprinimatelej.html

Защита прав предпринимателей в 2019 году: органы исполнительной власти

Права предпринимателей могут быть нарушены, так как они являются участниками разных правоотношений в различных ситуациях. Поэтому важно с самого начала знать о защите прав предпринимателей. По Гражданскому Кодексу РФ способами защиты прав предпринимателей могут быть, например, признание права на что-то, признание сделки неправомерной, взыскание убытков или неустойки. Способы могут использоваться и отдельно и вместе.

Угрозы в предпринимательском деле

Отстаивание прав предпринимателей – это довольно сложный юридический процесс, который состоит из таких элементов, как имущественные права на материальные активы, неимущественные права, это, прежде всего авторские права, репутация предпринимателя.

Читайте так же:  Условия запрета выезда за границу

Можно отметить еще и организационные права, то есть право на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Каждый человек имеет право на защиту своих интересов, как гражданин России, но это не касается предпринимательской деятельности.

Потенциальные угрозы для предпринимателей можно разделить на такие составляющие:

Противоправные действия государственных и муниципальных структур. Есть определенные законодательные основы в виде инструкций, регламентов, положений.

Сейчас в России перед проверкой предпринимателя есть обязательный для всех процесс предварительного уведомления его о проверке контролирующими органами, и нельзя в течение первых трех лет планово проверять с момента регистрации.

Противоправные действия персонала. Здесь предприниматель по закону может проверить кандидата на вакантное место, установить средства слежения за сотрудниками.

Подписать договор о материальной ответственности персонала, проверить на подлинность предоставляемый диплом.

Противоправные действия контрагентов. Здесь защита прав обеспечивается гражданским законодательством.

Дополнительными мерами может быть составление договоров с прописанием всех форм ответственности сторон при неисполнении своих обязательств.

Пред началом работы с контрагентом можно проверить его благонадежность, получив отзывы о его работе от других компаний, проверить подлинность документов.

Противоправные действия конкурентов. Помимо законодательной защиты в виде закона о конкуренции, работы антимонопольной службы, есть еще и коммерческая тайна.

Противоправные действия клиентов. Здесь помимо законов можно усилить меры безопасности, например, установить видеонаблюдение за клиентами при покупках.

Защита прав предпринимателей

По существующему законодательству есть несколько вариантов защиты прав бизнесменов для применения в деятельности без различных ограничений.

Первое — это так называемая предупредительная защита, когда конфликты урегулируются до суда, и принимаются охранительные меры.

К ним можно отнести переговоры, разработку протоколов по разногласиям, написание заявлений и жалоб в надзорные органы и другое.

Также недавно стала возможной такая процедура досудебной защиты, как медиация, когда в конфликте принимает участие 3-я сторона – медиатор, он помогает спорящим сторонам найти понимание и взаимодействие для разрешения конфликта.

Также к мерам защиты прав предпринимателей можно отнести и мероприятия, которые направлены на предупреждение ситуаций с нарушением прав. Это заключение договоров, проведение проверок, то есть регулирование предпринимательских процедур с помощью закона.

Соглашения о материальной ответственности сотрудников, коммерческая тайна – все это тоже относится к мерам защиты прав предпринимателей.

Сюда можно отнести и услуги охранных групп, которые охраняют имущество организации, проверяют всех кандидатов на должность, чтобы в коллективе не появился недобросовестный сотрудник.

Второе — это судебная защита прав предпринимателей по законодательству и Конституции РФ.

Здесь Судебная защита включает в себя защиту интересов в судах общей юрисдикции, арбитражных, которые могут быть созданы объединениями предпринимателей.

Если были нарушены права предпринимателя, то он может подать иск в суд определенной инстанции для пользования своими правами по Гражданским или Арбитражным кодексам РФ.

Предприниматель может быть истцом, ответчиком в судебном процессе. Отстаивать свои права предприниматель может самостоятельно и при помощи юриста необходимой квалификации.

Система защиты прав предпринимателей и ее развитие в России

При анализе существующей системы защиты прав предпринимателей можно сказать, что она недостаточно эффективна, хотя сейчас есть достаточное количество ее вариантов.

Причинами такого несоответствия может быть:

  • несовершенное законодательство;
  • недостаточно эффективная работа судебной системы по данному направлению;
  • недостаточная правовая грамотность самих предпринимателей среднего и малого бизнеса.

Поэтому предприниматели иногда даже не понимают, что их права нарушены, и часто не знают, как же их защищать.

Возможно, все разбросанные нормы права по этому вопросу нужно как-то объединить в единый закон по защите прав предпринимателей с включением туда разъяснений Суда РФ по уже прошедшим делам по предпринимателям.

Это позволит судам более скоро рассматривать вопросы по нарушению прав предпринимателей и бизнесменов, а самим предпринимателям даст возможность осознать свои права.

В администрации президента России теперь есть уполномоченный по защите прав предпринимателей, значит, у правительства есть курс на поддержание бизнеса.

Источник: http://onlineserviceip.ru/vedenie-ip/otchetnost/zashhita-prav-predprinimatelej.html

Защита прав предпринимателей

Субъективное право на защиту – это право,юридически закрепленное за физическим/юридическим лицом и дающее ему возможность восстанавливать свои нарушенные права и интересы, используя меры правоприменительного характера, или пресекать противоправные действия третьих лиц, способствующие такому нарушению. Предметом правовой защиты в сфере предпринимательской деятельности являются оспариваемые или нарушенные права и интересы лиц, осуществляющих такую деятельность. Предприниматели обеспечены правом на защиту наравне с другими субъектами правоотношений, их деятельность охраняется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и уголовного законодательства. Под защитой прав предпринимателей, таким образом, следует понимать комплекс нормативно установленных механизмов, призванных признавать и/или восстанавливать нарушенные права и интересы предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных законодательно закрепленных способов защиты.

Способы защиты прав предпринимателей

Для воздействия на нарушителей законных прав предпринимателей применяются закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера – способы защиты прав предпринимателей, – цель которых – признание и/или восстановление оспариваемых или нарушенных прав.

Общий перечень способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Классифицируя способы защиты прав предпринимателей по содержанию юридических действий, их можно разделить на:

1. Материально-правовые – меры по защите предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами материального права. В зависимости от цели применения они делятся на следующие группы:

а. штрафные (направлены на непосредственное применение санкций в отношении нарушителя):

  • взыскание неустойки (ст.ст. 330–333, 394 ГК РФ);
  • взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • конфискация (ст. 243 ГК РФ).

б. восстановительные (направлены на признание определенных прав за субъектом предпринимательской деятельности и/или восстановление положения, существовавшего до нарушения права):

  • признание права;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
  • возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ);
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 396 ГК РФ).

в. пресекательные (направлены на принудительное прекращение противоправных действий в отношении интересов предпринимателей или на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и интересов указанных лиц):

  • признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным (ст. 13 ГК РФ);
  • неприменение акта указанного органа в судебном порядке при его противоречии законодательству РФ.

2. Процессуальные – способы защиты прав предпринимателя при рассмотрении его спора в судебном порядке. К ним относится право на:

а. установление в договорном порядке компетентного органа по разрешению спора (например, третейские суды);

Читайте так же:  Срок исковой давности по авансовым платежам

б. обращение к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей (например, к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (См. ФЗ от 07.05.2013 №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ»).

3. Самостоятельный способ защиты прав предпринимателя – допускается законодательством (ст. 14 ГК РФ) при условии его соразмерности правонарушению. Самозащита может применяться не только в случае восстановления уже нарушенного права, но и как мера превентивного характера по предупреждению угрозы нарушения прав субъекта предпринимательской деятельности.

Формы защиты прав предпринимателей

Осуществление способов защиты прав предпринимателей происходит в определенных формах, представляющих собой процесс применения правовых норм, результатом которого является признание права, пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения права. Защита прав предпринимателей возможна в двух формах:

1. Судебная форма – основывается на деятельности уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, к которым обращается предприниматель в случае нарушения его законных прав и интересов неправомерными действиями. Судебная форма защиты осуществляется через:

а. Конституционный Суд РФ. Предприниматель вправе обратиться в данный суд, оспаривая неконституционностьактов органов государственной власти, актоворганов местного самоуправления, с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод. Следует отметить, что подача жалобы на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов возможна лишь в случае, если вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, содержание которых нарушает конституционные права и свободы заявителя, основаны на этом законе.

б. Арбитражные суды. По общему правилу, ими разрешаются споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами (ст. 1, 2 АПК РФ), за исключением споров, не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью(п. 13 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

в. Суды общей юрисдикции. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд общей юрисдикции для восстановления прав по утраченным ценным бумагам (пп. 7 п. 1 ст. 262 ГПК РФ); с заявлением о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, если указанным действием, соответственно, нарушаются его права (ст. 310 ГПК РФ). Также суду общей юрисдикции подведомственны споры, в которых несколько исковых требований объединены и часть требований подведомственна суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

2. Внесудебная форма. Защита прав предпринимателей может также осуществляться вне рамок судопроизводства в следующих формах:

а. Третейский суд. Спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду (кроме споров, вытекающих из административных правоотношений, дел о несостоятельности (банкротстве), споров, связанных с недвижимым имуществом) может быть передан в третейский суд –негосударственный орган, в который вправе обратиться предприниматели за разрешением возникшего спора и защитой своих прав при наличии в договоре, регулирующим их взаимоотношения, специальной третейской оговорки или посредством заключения отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Характерной чертой процесса в ходе третейского разбирательства является широкое применение усмотрения сторон, что повышает степень доверия к назначаемым арбитрам, создает условия для более оперативного рассмотрения дела.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) – самостоятельный, постоянно действующий третейский суд, деятельность которого регламентирована Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Им рассматриваются споры, вытекающие из внешнеторговой деятельности российских и иностранных предприятий, а также споры, подведомственность которых МКАС определена международными договорами РФ.

б. Нотариальная защита. Осуществляется в порядке, установленном «Основами законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы о нотариате), по делам, не содержащим спорных правоотношений, как посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав – установления определенных фактов на основании предоставленных лицом письменных доказательств, так и посредством защиты уже нарушенного права (например, при предъявлении чека к платежу и удостоверения неоплаты чека (ст. 96 Основ о нотариате).

в. Досудебный порядок урегулирования спора. В случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором, истец обязан соблюсти установленный порядок урегулирования спора с ответчиком (п. 5 ст. 4 АПК РФ) посредством направления последнему претензии, содержащей существонарушенного права и предложения по урегулированию возникшего спора, не доводя его до судебного разбирательства. На сегодняшний, по сути, большая часть споров, возникающих из договорных правоотношений требует соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя;доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.

Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур. Так, при проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:

  1. проводить проверку требований, не относящихся к компетенции контрольного органа;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия индивидуального предпринимателя либо его представителя предпринимателя/юридического лица;
  3. требовать представления документов, образцы продукции и иную информацию, не являющуюся объектом контрольных мероприятий, а также изымать указанные документы;
  4. раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  5. превышать установленные сроки проведения проверок.

Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:

  1. праве присутствовать при проведении контрольных мероприятий;
  2. праве давать объяснения по вопросам к предмету проверки;
  3. праве на получение информации о проводимом мероприятии;
  4. праве знакомиться с результатами мероприятий по контролю, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в установленном законодательством РФ порядке;
  5. праве на возмещение убытков, причиненных проведением государственного контроля (надзора).

Статья подготовлена 14.10.2016

Татьяна Смирнягина, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/pravovoe-soprovozhdenie/929-zashchita-prav-predprinimatelej

Нарушения законодательства о защите прав предпринимателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here