Особенности ответственности государственных гражданских служащих

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Особенности ответственности государственных гражданских служащих" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Особенности уголовной ответственности государственных служащих

Буравлев Ю.М., доцент Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук.

В системе государственной службы Российской Федерации действует презумпция правомерного поведения работников государственного аппарата, подавляющее большинство из которых добросовестно и ответственно исполняют свои должностные обязанности, достойно ведут себя вне службы. Однако злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество, иные преступления не такое уж редкое явление в среде государственных и иных публичных служащих.

Государственные служащие за совершение преступлений , независимо от их специального статуса либо должностного положения, несут уголовную ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, иными ответственными лицами . Совершенное преступление в этом случае является основанием уголовной ответственности, а ее субъектом выступает состоящее на государственной службе физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания.
Это соответствует общеправовому принципу равенства всех перед законом, который закреплен в ст. 4 Уголовного кодекса (УК) РФ и упоминается во многих научных исследованиях. См., напр.: Козбаненко В.А. Юридическая ответственность государственных служащих. М., 2002. С. 46 — 47.

В действующем законодательстве отсутствует понятие «служебное преступление» , различные варианты такого определения предлагает наука административного права. Так, А.Ф. Ноздрачев пишет, что уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления . На наш взгляд, это довольно широкое определение, по ряду признаков близкое к понятию «коррупция».

Термин «служебное преступление» использует, например, Б.В. Волженкин. См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000.
См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 488.

Не вдаваясь в подробный анализ иных (довольно малочисленных) определений, предлагаем следующее. Служебное преступление — совершенное в корыстных целях государственным служащим (должностным лицом) с использованием предоставленных ему служебных полномочий виновное деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов физических, а также юридических лиц.

Одна из особенностей уголовной ответственности госслужащих заключается в том, что российские чиновники несут такую ответственность либо в связи с исполнением своих должностных обязанностей (по специальным составам преступлений), либо за деяния, не связанные с их служебной деятельностью, как любое лицо, не обладающее специальным статусом.

Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ (УК РФ) принципиально по-новому решил многие проблемы ответственности за злоупотребления по службе, но отдельные криминальные по своей сути деяния, например коррупция, до сих пор уголовному преследованию не подлежат.

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» включает в себя ст. ст. 285 — 293 , содержащие составы преступлений, посягающих на защищаемый законом объект — государственную власть.

Указанные составы описаны в ряде специальных изданий. См.: Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной службы и кадровой политики: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 316 — 318; Служебное право: Учеб. пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. М., 2007. С. 343 — 349.

С учетом квалификационных видов в данной главе содержится описание 20 составов служебных преступлений. Из них в соответствии с классификацией, установленной ст. 15 (ч. 1) УК РФ: преступлений небольшой тяжести — 4, средней тяжести — 7, тяжких — 8, особо тяжких — 1. Названную категорию преступлений законодатель преимущественно рассматривает в качестве тяжких.

В главе 30 УК РФ не содержится понятия должностного преступления, но дается описание каждого конкретного состава. По мнению некоторых исследователей, общим для всей группы преступлений, входящих в названную главу, с известной долей условности можно считать определение злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) .

См.: Стренин А.С. Соотношение злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. N 3. С. 122 — 132.

Анализируемые в данной главе преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления помещены в раздел X «Преступления против государственной власти». То есть законодатель признает государственную власть в качестве особого родового объекта таких преступлений.

Видовым объектом для преступлений, включенных в главу 30 УК РФ, являются государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, иначе говоря, нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, правоохранительных структурах по выполнению стоящих перед ними задач .

Читайте так же:  Долг за капитальный ремонт выезд за границу

Примерно так определяют объект данной группы преступлений Ю.И. Ляпунов (Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. С. 587), Келина С.Г. (Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 372), Здравомыслов Б.В. (Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 343; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С. 385) и др.

Как полагает Б.В. Волженкин, название главы 30 УК не полностью отражает объект посягательства преступлений, составы которых в ней изложены. Более правильным, по разделенному с автором мнению, явилось бы следующее название данной главы: «Преступления против интересов публичной службы», как это было сделано в Модельном уголовном кодексе для государств — участников СНГ .

См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 98.

Другим отличительным признаком преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что все они (кроме дачи взятки) совершаются специальными субъектами, т.е. лицами, характеризующимися определенными особенностями по сравнению с общим субъектом. Эти преступления совершаются как бы изнутри системы работниками органов публичной власти, наделенными таковой от имени государства и использующими свои возможности в преступных целях. В большинстве составов преступлений, включенных в главу 30 УК, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. ст. 285 — 287, 289, 290, 293).

В то же время в п. 4 ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за такие преступления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не отнесенные к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).

О характерных особенностях данного вида правонарушений в регионах Российской Федерации позволяют судить данные статистической отчетности Судебного департамента Рязанской области за последнее пятилетие. Государственными гражданскими и служащими правоохранительных органов ежегодно совершается от 50 до 100 преступлений. Конкретно по годам: в 2002 г. — 105, 2003 г. — 60, 2004 г. — 51, 2005 г. — 57, 2006 г. — 77, в 2007 г. — 21.

Наиболее распространены такие деяния, как кража — от 3 до 10% ежегодно, мошенничество составляет 4 — 6% от всех преступлений, совершенных госслужащими, присвоение или растрата колеблются в пределах от 8,5 до 10,4%.

В сфере государственной службы достаточно распространенным преступлением остается взятка. В среднем в течение года фиксируется 5 — 8 фактов привлечения виновных к ответственности за получение взятки. В Рязанской области рекордным по этому показателю оказался 2006 г., когда, согласно отчетности, среди представителей правоохранительной службы 27 сотрудников было привлечено за получение взятки, а из числа работников юстиции и судей — два виновных лица, что в совокупности составило 29 случаев привлечения к уголовной ответственности за взятку. В 2003 г. зарегистрирован один случай, но не получения, а дачи взятки государственным служащим.

Госслужащие совершают не только должностные, но и насильственные преступления. В названном регионе ежегодно фиксируются один-два случая преступлений по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); 2 — 4 факта преступных деяний, предусмотренных ст. ст. 115 — 116 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Отмечены случаи хулиганства, грабежа, разбоя и даже убийства (по одному случаю в 2003 и 2007 гг.), в отчетности фигурируют также вымогательство, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, незаконное предпринимательство. Нередки случаи нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств сотрудниками правоохранительных органов и представителями судейского сообщества. Таких преступлений ежегодно фиксируется от двух до пяти, что составляет 5 — 6% от их общего числа.

Среди практических работников и представителей юридической науки наблюдается заметное единодушие в оценке латентности данного вида преступлений, истинные размеры которой никому не известны. Такое положение объясняется следующими причинами: отсутствием политической воли серьезно и решительно бороться с этим злом, сложностью раскрытия и расследования этих преступлений, недостаточно четкой законодательной регламентацией составов служебных преступлений, неясностью критериев отграничения служебных преступлений от иных правонарушений по службе, влекущих дисциплинарную либо административную ответственность.

Рассмотренными составами не ограничивается возможность привлечения к уголовной ответственности лица, злоупотребляющего своим служебным положением, однако ограниченные возможности данной статьи не позволяют рассмотреть данную проблему подробнее.

Отдельные общественно опасные деяния в сфере деятельности институтов публичной власти довольно специфичны по своему составу и реальному проявлению. Например, неправомерный отказ в предоставлении информации, предусмотренный ст. 140 УК РФ . Исследование особенностей данного деяния вскрыло ряд проблем, связанных с применением на практике этой статьи Кодекса .

См.: Мачковский Л. Неправомерный отказ в предоставлении информации // Законность. 2002. N 9. С. 26 — 28.
См.: Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 76 — 84.

По данным статистики, за период действия УК РФ 1996 г. в судах Российской Федерации не прошло ни одного уголовного дела об отказе в предоставлении информации. Эту правовую норму нередко называют «мертвой» и предлагают убрать, ссылаясь в числе прочих аргументов на мировой опыт. Такое предложение нам представляется преждевременным, а решение проблемы видится в совершенствовании правоприменения.

Проблему оптимизации ответственности государственных служащих попытались решить разработчики проекта Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Они намечали разделить ответственность государственного служащего на два направления:

  1. за виновное неисполнение должностных (служебных) обязанностей и причиненный вред государственному органу госслужащий должен нести дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» и иными федеральными законами;
  2. за виновные неправомерные действия — административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Читайте так же:  Надзорная жалоба представление возвращаются если

В проекте названного документа предлагалось решение проблемы незаконного приказа (распоряжения), который государственный служащий вправе не исполнять с соблюдением определенных процедур.

Предусматривалась ответственность государственного органа перед своим работником. Предполагалось, что государственный орган добровольно или в судебном порядке должен возмещать материальный вред государственному служащему в связи с исполнением им, служащим, служебных обязанностей. Материальный вред намечалось возмещать по рыночной стоимости утраченного (поврежденного) имущества, включая упущенную выгоду, как правило, в денежной форме.

Допускалось возмещение морального вреда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К сожалению, многие полезные предложения не вошли в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» , что во многом предопределило его индифферентное отношение к вопросам юридической ответственности в системе государственной службы России.

СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Анализ изученного материала позволяет выделить следующие типичные особенности уголовной ответственности госслужащих: 1) высокий уровень общественной опасности, соединенный с тяжкими последствиями, а нередко и со значительным материальным ущербом, который чаще всего в полной мере не возмещается; 2)особый объект посягательства — общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые законом права и законные интересы граждан; 3) специальный субъект ответственности — должностное лицо, работник государственного аппарата, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов; 4) преимущественно умышленную форму вины; 5) высокий уровень латентности; 6) довольно мягкие наказания за содеянное и, как следствие, утрату у населения веры в социальную справедливость.

Таким образом, уголовная ответственность госслужащих характеризуется определенными особенностями. Кроме того, существует проблема ее усовершенствования преимущественно путем безусловного обеспечения неотвратимости такой ответственности, что при необходимости не исключает ужесточение наказаний. Как подчеркнул Президент Российской Федерации, необходимо добиться такого положения, когда лицам, состоящим на государственной службе, станет невыгодно совершать преступления. Иначе говоря, устранив причины преступных проявлений в государственном аппарате, отпадает необходимость бороться со следствиями.


Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/30094-osobennosti-ugolovnoj-otvetstvennosti-gosudarstvennykh-sluzhashhikh

Особенности ответственности государственных гражданских служащих

В современной России формирование института государственной службы началось с принятия Указа Президента РФ. Позднее был принят ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательно оформивший данный институт.

Для поддержания нерушимости конституционного строя и обязательного соблюдения всех законов в современном правовом обществе используются не только организационные, но и правовые средства с возможностью применения мер принуждения [20].

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства согласно ст. 1, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль некого инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом [21].

Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных служащих предстают тогда, когда процессы утверждения общечеловеческих ценностей и процессы демократизации общества в Российской Федерации сопровождаются количественным и качественным ростом преступлений и правонарушений, совершаемых самими государственными служащими. Актуальность данной темы заключается в том, что ответственность государственных служащих играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении. Это обусловлено тем фактором, что непосредственно законодательное регулирование правового положения государственных служащих по-новому ставит проблему рассмотрения их ответственности как одного из важнейших элементов правового статуса этой категории служащих. Также актуальность обусловлена важностью соблюдения государственными служащими механизма ответственности в современных условиях.

Проблема ответственности государственных служащих ввиду своей многоаспектности в течение многих лет постоянно привлекала внимание широкого круга ученых и специалистов, таких как Б.В. Здравомыслов, В.Ф. Кириченко, Л.А. Сыроватская, Л.А. Чиканова, В.Ш. Шайхатдинов и др.), С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братусь, И.И. Веремеенко, В.Н. Кудрявцев.

Широк круг видов ответственности, под которые подпадают государственные служащие, причем каждый вид имеет свое специфическое назначение. Непосредственно к сфере административного права относятся только два вида ответственности: административная и дисциплинарная. Уголовная ответственность государственных служащих регулируется нормами уголовного права, материальная, в основном, нормами трудового.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления [22]. За неисполнение своих должностных обязанностей, совершение проступка, преступления государственные служащие несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Норма ст. 68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная (за совершение уголовных преступлений), административная (налагается за совершение административных проступков), материальная (налагается за причинение материального ущерба), дисциплинарная (налагается за нарушение служебной дисциплины). Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие – как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— превышение должностных полномочий (ст. 286) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289]) – если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

— дача взятки (ст. 291) – дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

Видео (кликните для воспроизведения).

— халатность (ст. 293) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе [23].

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется глава 2. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Читайте так же:  Истец отказался от иска судебные расходы

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать некоторые выводы:

Основные проблемы совершенствования механизма ответственности заключаются в двух вопросах: отсутствием в административном законодательстве единого определения должностного лица и «расплывания» норм об административной ответственности из КоАПа в другие нормативные акты. Решением может заключаться в виде принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором были бы четко установлены общие принципы применения административной ответственности на территории РФ [24]. Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых видов ответственности. Главной проблемой в данной сфере является отсутствие в отечественном законодательстве контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которым может быть подвергнут государственный служащий любых органов власти.

[20] Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

[21] Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

[22] Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013. – № 1. – С. 83.

Источник: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15232

Административная ответственность государственного служащего

Административная ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения. Государственные служащие в основной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере – должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности. В КоАП РФ должностные лица в качестве специального субъекта выделены более чем в ста статьях. Рассмотрим, прежде всего, вопрос об основаниях административной ответственности государственных служащих.

Фактическим основанием административной ответственности должностных лиц государственной службы являются административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами:

  • 1) прямое нарушение правил;
  • 2) дача незаконных указаний подчиненным;
  • 3) отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил. Вторая и третья разновидность, очевидно, являются специфическими именно для должностных лиц.

Субъектами административной ответственности в целом могут выступать как физические, так и юридические лица.

К государственным служащим могут применяться те же административные взыскания, что и к обычным гражданам: предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмездное изъятие имущества, конфискация, исправительные работы, административный арест.

Для должностных лиц действующее законодательство предусматривает только два основных административных взыскания: предупреждение и штраф. Основная особенность административной ответственности должностных лиц заключается в повышенном размере применяемых к ним штрафов.

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. По она имеет и свои особенности:

Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного;

  • – административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. По сравнению с порядком рассмотрения уголовных и гражданских дел он проще, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях;
  • – административная ответственность отличается от других видов и но субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации (например, в случаях экологических правонарушений) [1] .

Источник: http://studme.org/65081/pravo/administrativnaya_otvetstvennost_gosudarstvennogo_sluzhaschego

Глава VIII. Особенности поощрения и ответственности государственных гражданских служащих области (ст.ст. 46-55)

Глава VIII. Особенности поощрения и
ответственности государственных гражданских служащих области

  • Статья 46. Виды поощрений государственных гражданских служащих области
  • Статья 47. Объявление благодарности государственному гражданскому служащему, выдача денежной премии и награждение ценным подарком
  • Статья 48. Награждение почетной грамотой, присвоение почетного звания области, награждение наградами области
  • Статья 49. Присвоение почетного звания Российской Федерации. Награждение государственными наградами Российской Федерации
  • Статья 50. Виды ответственности государственных гражданских служащих области
  • Статья 51. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих области
  • Статья 52. Прекращение государственной гражданской службы
  • Статья 53. Оформление прекращения государственной гражданской службы
  • Статья 54. Сложение государственным гражданским служащим области полномочий перед лицом, вновь избранным на соответствующую должность категории «А»
  • Статья 55. Увольнение государственного гражданского служащего при ликвидации и реорганизации областного государственного органа или сокращении его штата
>
Виды поощрений государственных гражданских служащих области
Содержание
Закон Читинской области от 11 июля 1996 г. N 55-ЗЧО «О государственных должностях и государственной гражданской службе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


Источник: http://base.garant.ru/19903230/8e1131d10a4b42bb0e1e727bdc857a69/

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако социальная ответственность – это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная. Общим свойством правовой ответственности являются, безусловно, осознание, правильное понимание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязанностей, правильное отношение к своим обязанностям. Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различных мерах взысканий и наказания лица в случаях нарушения требований закона.

Читайте так же:  Академический отпуск в связи с работой

Правовая (юридическая) ответственность гражданского служащего представляет собой сложное многоаспектное явление. Ответственность гражданского служащего наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка, нрав и свобод человека и гражданина и по иным установленным законодательством основаниям.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях и принципах ответственности по российскому праву, которые включают:

  • – равенство всех перед законом;
  • – единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;
  • – привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности.

Вместе с тем в регламентации ответственности государственных служащих имеются и некоторые особенности. В. М. Манохин выделяет следующие специфические черты юридической ответственности государственных служащих:

  • – повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;
  • – специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих (понижение в должности, лишение права занимать должности государственной службы и др.);
  • – привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной [1] .

Выделяют следующие виды юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего.

Источник: http://studme.org/65079/pravo/yuridicheskaya_otvetstvennost_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih

Глава VIII. Особенности поощрения и ответственности государственных гражданских служащих области (ст.ст. 46-55)

Глава VIII. Особенности поощрения и
ответственности государственных гражданских служащих области

  • Статья 46. Виды поощрений государственных гражданских служащих области
  • Статья 47. Объявление благодарности государственному гражданскому служащему, выдача денежной премии и награждение ценным подарком
  • Статья 48. Награждение почетной грамотой, присвоение почетного звания области, награждение наградами области
  • Статья 49. Присвоение почетного звания Российской Федерации. Награждение государственными наградами Российской Федерации
  • Статья 50. Виды ответственности государственных гражданских служащих области
  • Статья 51. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих области
  • Статья 52. Прекращение государственной гражданской службы
  • Статья 53. Оформление прекращения государственной гражданской службы
  • Статья 54. Сложение государственным гражданским служащим области полномочий перед лицом, вновь избранным на соответствующую должность категории «А»
  • Статья 55. Увольнение государственного гражданского служащего при ликвидации и реорганизации областного государственного органа или сокращении его штата
>
Виды поощрений государственных гражданских служащих области
Содержание
Закон Читинской области от 11 июля 1996 г. N 55-ЗЧО «О государственных должностях и государственной гражданской службе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/19900879/8e1131d10a4b42bb0e1e727bdc857a69/

Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т. е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ*, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование работников справка

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_96572_otvetstvennost-gosudarstvennih-sluzhashchih-osobennosti-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Особенности ответственности государственных гражданских служащих

Содержание системы юридической ответственности определяется по схеме: юридическая ответственность в целом (как система) — виды юридической ответственности — подвиды юридической ответственности — норма права, предусматривающая юридическую ответственность (как первичный элемент системы). При этом отдельное место в этой системе отводится межотраслевым институтам юридической ответственности.

Помимо этого специфические свойства предмета и метода правового регулирования, качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений, наличие специфических оснований наступления ответственности, специфической системы санкций и особого процессуального порядка их применения позволяют утверждать о наличии комплексного межотраслевого и функционального института юридической ответственности государственных служащих. Об этом свидетельствуют несколько факторов:

· нормы об ответственности государственных служащих содержатся в различных неоднородных отраслях права (уголовном, административном, трудовом, гражданском и др.).

· указанный институт характеризуется единым предметом правового регулирования. Отношения, входящие в предмет правового регулирования, складываются между государством и государственным гражданским служащим и обладают высокой степенью единообразия.

· одной из составляющих предмета института юридической ответственности государственных служащих являются правоотношения юридической ответственности различные по видам, но схожие по типу, которые возникают в связи с совершением государственным гражданским служащим уголовного, административного, дисциплинарного или иного правонарушения.

· данный институт осуществляет «сквозную» регламентацию отношений ответственности, возникающих при привлечении государственного гражданского служащего к различным видам юридической ответственности.

· нормы, устанавливающие юридическую ответственность государственных служащих, обладают специфичной внутренней и внешней функциональной направленностью.

Институт юридической ответственности государственных служащих имеет двухуровневую систему. Первый уровень выражается во внешних государственно-служебных отношениях (например, привлечение гражданского служащего к уголовной или административной ответственности). Второй уровень — это уровень внутриорганизационных отношений (например, дисциплинарная ответственность государственного служащего за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей). При этом двухуровневая система относительно условна, т.к. в некоторых случаях государственный служащий может быть одновременно привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Для негативной юридической ответственности государственных служащих необходимо наличие двух оснований: нормативного и фактического (правонарушения). Для позитивной юридической ответственности государственных служащих достаточным будет наличия нормативного основания и юридического факта приобретения правового статуса государственного гражданского служащего. Для применения поощрения, являющегося мерой позитивной юридической ответственности, необходим еще и факт правомерного поведения, превышающего требования, установленные в нормах права.

Нормативным основанием уголовной ответственности государственных служащих выступают нормы уголовного права; административной ответственности — нормы административного права, содержащиеся в Кодексе РФ об административных правонарушениях и законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность государственных служащих. Нормативным основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих являются нормы, закрепленные в ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, законах субъектов РФ о государственной гражданской службе, а также в ведомственных нормативно-правовых актах. Нормативные основания гражданско-правовой ответственности государственных служащих закреплены в Гражданском кодексе РФ. Фактическими основаниями юридической ответственности государственных служащих выступают различные должностные правонарушения.

Механизм реализации юридической ответственности государственных служащих, как и механизм реализации юридической ответственности, представляет собой структурно упорядоченную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Элементами механизма реализации негативной юридической ответственности государственных служащих выступают: нормы права, устанавливающие юридическую ответственность государственных служащих, правоотношения и акты применения юридической ответственности. применения мер поощрения (факультативный элемент).

Динамика механизма реализации юридической ответственности государственных служащих предполагает соответствующую процедуру и отношения правоприменения между государством и гражданским служащим. На основании принятия акта применения права, являющимся одним из видов правовых средств, юридическая ответственность государственных служащих, существовавшая на начальной стадии реализации в виде взаимосвязи прав и обязанностей государства и гражданского служащего, преобразуется в фактические действия сторон охранительного правоотношения ответственности.

Особенности юридической ответственности государственных служащих обусловлены их правовым статусом, который вытекает из законодательно закрепленной обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не нарушать Конституцию РФ, а также создавать условия для беспрепятственной реализации человеком и гражданином прав, свобод и выполнения обязанностей.

Анализ российского уголовного законодательства показывает, что наличие у субъекта преступления — государственного гражданского служащего — статуса должностного лица является в строго указанных УК РФ случаях определяющим фактором для его привлечения к уголовной ответственности. Должностными преступлениями, субъектами которых могут выступать и государственные гражданские служащие, по российскому уголовному законодательству признаются общественно опасные деяния, посягающие на отношения государственной власти, совершенные должностными лицами при исполнении возложенных на них должностных обязанностей, вопреки интересам службы, и повлекшие за собой причинение существенного вреда государственным интересам, либо охраняемым законом правам и свободам человека и гражданина, или создавшие угрозу наступления указанных последствий.

Административное правонарушение гражданского служащего является одновременно и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, поскольку их исполнение входит в его непосредственные должностные обязанности. Административная ответственность государственных служащих наступает в случаях нарушения ими внешних управленческих отношений, а дисциплинарная — в случаях нарушения установленного порядка осуществления служебных отношений в порядке подчиненности. К государственным гражданским служащим могут применяться такие виды административных наказаний как предупреждение и административный штраф.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1028215/pravo/osobennosti_otvetstvennosti_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Особенности ответственности государственных гражданских служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here