Отдел досудебного урегулирования налоговых споров чем занимается

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Отдел досудебного урегулирования налоговых споров чем занимается" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

В России уже имеется опыт досудебного разрешения налоговых споров. В частности, институт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров по решениям налоговых проверок появился в 2009 году. Сегодня наша собеседницаОльга Юрьевна Голендухина, начальник отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Свердловской области.

— Ольга Юрьевна, расскажите, чем занимается возглавляемое Вами подразделение.

— Отделы досудебного налогового аудита в налоговых органах, осуществляя рассмотрение заявлений, жалоб налогоплательщиков, оценивают обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера на предмет законности и обоснованности.

При этом система досудебного аудита является достаточно независимой и объективной и не допускает формального, поверхностного рассмотрения жалоб, поскольку при их рассмотрении учитывается сложившаяся судебная практика, как в регионе, так и в целом по России. Особое внимание уделяется Постановлениям Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам. По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование в работе налоговых органов.

— Какие преимущества имеет процедура досудебного урегулирования налоговых споров для налогоплательщиков?

Во-первых, предусмотрен упрощенный порядок подачи апелляционной жалобы. Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.

Во-вторых, жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры.

Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения судебного дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

На практике, налоговый спор в арбитражном суде может затянуться на срок более года, в то время как статья 140 Налогового Кодекса РФ предусматривает продление месячного срока рассмотрения жалобы в подразделении налогового аудита не более чем на 15 дней.

Еще одно немаловажное преимущество по сравнению с судебным разбирательством – это безвозмездный способ урегулирования спора. Так, рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, установлена госпошлина: для физических лиц — 200 руб., для организаций — 2000 руб.

Подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

Конфиденциальность рассмотрения споров в досудебном порядке позволяет сохранить деловую репутацию налогоплательщика.

Подразделения досудебного налогового аудита, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков.

Налогоплательщик, признав факт нарушения им налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы в досудебном порядке имеет возможность, без прохождения длительной процедуры обжалования решения в судебном порядке, при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым Кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.

Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений досудебного аудита направлена на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок.

В целом, в результате деятельности подразделений досудебного аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, организовывается надлежащее реагирование на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений. Решения вышестоящего налогового органа исполняются быстрее, чем судебные акты.

— Ольга Юрьевна, в средствах массовой информации широко обсуждается, что в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров, порядок досудебного рассмотрения споров требует своего развития. Расскажите, какие изменения ожидают налогоплательщиков.

Министерством финансов РФ согласован законопроект, предполагающий внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ. Основные предложения касаются процедуры урегулирования налоговых споров.

Например, обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налогового органа, действий или бездействий их должностных лиц.

Такая практика позволит ускорить разрешение всех налоговых споров, существенно разгрузить суды, минимизировать расходы налогоплательщиков на урегулирование налоговых конфликтов, оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков.

Еще один вопрос – изменение сроков обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), действий и бездействий налоговых органов.

Сроки обжалования налогоплательщиками на сегодняшний день различаются в зависимости от категории жалобы.

Для обжалования не вступивших в законную силу решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) законопроектом предлагается увеличение срока на подачу апелляционной жалобы с 10 дней до одного месяца (срок рассмотрения жалобы – также 1 месяц).

Для обжалования других актов налогового органа ненормативного характера, действий и бездействий, предлагается предоставить возможность урегулирования споров в досудебном порядке в течение года, установив при этом сокращенный срок рассмотрения таких споров – 15 дней.

Читайте так же:  Госпошлина в суд на земельный участок

Категория жалоб, на которые на сегодняшний день не распространяется досудебный порядок обжалования, носят характер устранения неточностей и ошибок. С целью оперативного разрешения налоговых споров по данным категориям жалоб и предлагается сократить срок для рассмотрения жалоб с одного месяца до 15 дней.

Важное значение имеет возможность кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу РФ решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вступивших в силу.

Законопроектом предлагается ввести особую инстанцию обжалования – ФНС России только для решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Это приведет к единообразному подходу налоговыми органами в целом по России к вопросам оценки доказательственной базы, ее достаточности.

Подача жалобы в ФНС России не будет исключать право на подачу заявления в суд, а станет основанием для приостановления рассмотрения аналогичного спора в арбитражном суде.

— Что предполагается сделать для упрощения процедуры подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобе?

— Закрепить в Налоговом кодексе РФ требования к структуре и содержанию жалобы, общие для всех видов жалоб.

С целью дальнейшего совершенствования процедуры досудебного рассмотрения споров, автоматизации процесса подготовки документов (решений), их анализа также предлагается определить в НК РФ основные требования к решению по жалобе. Предлагается ввести правило оценки дополнительных документов при подаче апелляционной жалобы, а бремя доказывания невозможности представления таких доказательств налоговому органу при вынесении решения возложить на налогоплательщика. Это будет стимулировать налогоплательщика представлять все документы, подтверждающие его позицию, на этапе вынесения решения по налоговой проверке.

В законопроекте предлагается предусмотреть два условия, при которых необходимо приглашать налогоплательщика на рассмотрение жалобы, – в случаях представления дополнительных документов, которые необходимо оценить вышестоящему налоговому органу, а так же в случаях возникновения споров в отношении расчетов и т.п.

Процедура должна инициироваться по ходатайству налогоплательщика. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что налоговым органом допущены ошибки и что отраженные в его решении данные не соответствуют фактическим обстоятельствам, он вправе пригласить лицо, подавшее жалобу, для разрешения фактических обстоятельств. По результатам такой процедуры налогоплательщик вправе отозвать жалобу. Выясненные обстоятельства налоговый орган учтет при принятии решения по жалобе.

Конечно, рано судить, будут ли в полном объеме реализованы предложения законопроекта, однако, с уверенностью можно сказать, что его целью является возможность оперативно и самостоятельно восстанавливать нарушенные права и законные интересы налогоплательщиков.

Беседовала Татьяна Корчак пресс-секретарь УФНС России по Свердловской области.

Автор: Ольга Голендухина

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 8 (18) 2012 С. 9

Источник: http://gazeta-status.ru/article.php?id=106

Досудебное урегулирование налоговых споров

Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области сообщает.

Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками – это важнейшее средство укрепления начал законности в деятельности налоговых органов, которое имеет своей целью, с одной стороны, повышение уровня защиты интересов граждан и юридических лиц в сфере налоговых правоотношений, с другой стороны – осуществление эффективного контроля за качеством работы налоговых органов и, как следствие, снижение количества обращений налогоплательщиков в судебные органы.

Плюсы досудебного обжалования налоговых споров – простота, оперативность и бесплатность.

Рассмотрение жалоб происходит на основании направленных налогоплательщиком материалов, а также тех документов и информации, которые имеются у территориальных налоговых органов.

Законодателем не установлено строгих правил и требований к оформлению жалоб. Даже лица, не имеющие специальных знаний в области налогообложения или юриспруденции, смогут подготовить такое обращение и направить его в налоговый орган.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров представляет собой две стадии.

Первая стадия – представление налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки Инспекции, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях;

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу налогоплательщиков с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов.

Вторая стадия – обжалование решений Инспекций, действий (бездействия) должностных лиц Инспекций в Управлении.

Сроки рассмотрения жалоб:

А) на решения по итогам выездных и камеральных проверок.
Вышестоящий орган рассматривает в течение месяца со дня получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на месяц, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от инспекции или если после подачи жалобы поданы дополнительные документы (п. 1 ст. 100.1, п. 7 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Решение по жалобе вам отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Б) на другие решения и на действия (бездействие) инспекции.
Вышестоящий орган рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на 15 рабочих дней, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от инспекции или если после отправки жалобы они поданы налогоплательщиком (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение по жалобе вам отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать интернет-сервис «Узнать о жалобе» на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволяет организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу, также в электронном виде можно подать жалобу через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Обратиться в ФНС России».

Читайте так же:  Последствия неявки в суд участников процесса

Источник: http://augustnews.ru/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому приходилось обращаться в суд.

Это привело к загруженности судов и постоянному затягиванию рассматриваемых дел.

Содержание

Процедура досудебного регулирования, успешно применяемая во многих странах мира, принесла огромную пользу сторонам налоговых споров и в России.

Базовые сведения ↑

Очень часто между сторонами возникают различные юридические споры. Особенно часто они случаются в области экономических и гражданских правоотношений.

Это вынуждает их обращаться в суд, но это не всегда устраивает стороны. Дело в том, что судебное разбирательство затягивается, что никому не выгодно.

Поэтому многие участники конфликта стараются не доводить дело до суда, а решить спор между собой. Эта процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому третью сторону и стараются все решить достаточно мирно. Процедура досудебного урегулирования также успешно используется и при разрешении налоговых споров.

Урегулирование до суда подразумевает:

  • анализ спора;
  • оценка причин, значимых для обжалования;
  • анализ норм законодательства;
  • оформление претензии.

Что это такое

Любой спор может решиться без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, эта процедура происходит, несмотря на нежелание сторон. То есть урегулирование вне судебной системы делится на добровольное и обязательное.

При этом стороны могут быть даже категорически против досудебного урегулирования и настаивать на судебном разбирательстве. Это так называемый промежуточный этап, предшествующий суду.

В случае с налоговыми спорами обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в суд, было делом добровольным.

Но с 2020 года досудебное урегулирование споров в сфере налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Часто налоговые споры возникают из-за непонимания отдельных норм налогового законодательства.

Из-за этого возникают различные нарушения, которые выясняются во время налогового аудита. И если налогоплательщик не согласен с решением проверяющих, он может обжаловать его.

В редких случаях действия налоговых служб обжалуют недобросовестные налогоплательщики. Помимо этого, для решения спора может быть привлечено третье лицо.

Лучше всего, если это юрист, который должен быть незаинтересованной стороной конфликта. Обжаловать решение налоговых органов может и представитель.

Для этого потребуется нотариально заверенная доверенность. Если срок действия этого документа не указан, то по умолчанию он действителен 1 год со дня подписания.

Функции, выполняемые соответствующим отделом

Согласно ФНС России от 02.06.2008 N ММ-9-3/63 внутри системы налоговых органов РФ были созданы так называемые отделы досудебного аудита.

Видео (кликните для воспроизведения).

Целью создания подобных отделов является обеспечение рассмотрения налоговых конфликтов на обоих этапах – на этапе рассмотрения акта налогового органа и на этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют определенные функции:

  • проверка жалоб лиц на различные решения налоговых служб;
  • рассмотрение разногласий сторон по актам различных проверок;
  • подготовка заключений по жалобам.

Законные основания

Досудебное урегулирование всех налоговых споров регламентируется Налоговым кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Письмами ФНС.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров в России ↑

Ранее в России такой вид урегулирования был возможен только при решении выездных и камеральных проверок. Но с 2020 года его необходимо применять для всех налоговых конфликтов без исключения.

Это очень хорошо в первую очередь для налогоплательщиков, которые могут разрешить спор с помощью вышестоящего налогового органа.

К тому же, такое обращение не облагается пошлиной, то есть является абсолютно бесплатным.

Досудебное урегулирование в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Именно он является в этом конфликте третьим лицом.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 139) подавать жалобу необходимо через налоговый орган, решение которого в ней оспаривается. Именно оттуда ее направят далее.

Если во время рассмотрения своей жалобы налогоплательщик признает то, что он нарушил налоговое законодательство, он может рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Какова ответственность за непредоставление налоговой декларации физическим лицом, читайте здесь.

А вот ухудшение дел налогоплательщика на данном этапе не предусмотрено. Это возможно, если отсутствовала длительная процедура судебного разбирательства.

Налогоплательщик с помощью досудебного урегулирования может обжаловать:

  • отказ о проведении налоговых вычетов;
  • взыскание высокой суммы налога;
  • требование неправомерной уплаты пени или штрафа;
  • приостановление всех возможных операций по банковским счетам.

Существует несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подается для обжалования решений ненормативного характера, вступивших в силу
Жалоба на действия Для обжалования действия налоговых служб
Апелляционная жалоба Требуется для обжалования тех актов налогового органа, которые не вступили в силу

Этапы осуществления процедуры

Процедура досудебного урегулирования налоговых конфликтов по закону состоит из двух этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Которые составлялись на основании проверок
Рассмотрение возражений на действия Должностных лиц налоговых органов

Любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговых органов, а также составленные ими в ходе проверки акты. Для этого ему необходимо составить в письменном виде жалобу, конкретно указав предмет спора.

Также в документе должны быть указаны реквизиты актов, которые лицо оспаривает (Письмо ФНС России от 18.09.2013 N СА-2-9/622).

К жалобе можно приложить и различные дополнительные документы, но налоговые органы могут их не учитывать (139.2 НК РФ).

Читайте так же:  Взыскание компенсации срок исковой давности

Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  • документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  • расчеты сумм;
  • доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве.

Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора. Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в проверяющее подразделение дается 10 дней.

Другие акты, а также действия налоговых служб можно оспорить в течение календарного года. Вышестоящий налоговый орган может проигнорировать жалобу лица.

И это будет абсолютно законно, но только в некоторых случаях. Основания для этого утверждены ст. 139.3 НК РФ:

  • в документе отсутствует личная подпись физического лица;
  • жалоба подана после того, как указанные сроки для этого прошли;
  • жалоба отозвана обратно;
  • уже одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависит от специального подразделения, которые функционируют в налоговых органах.

Отдел, рассматривающий прошение плательщика, должен в течение 5 дней принять решение об отказе.

Еще 3 дня дается на то, чтобы об этом сообщили лицу. При этом налогоплательщику должны выслать письменное уведомление с указанием причины.

Важно знать, что в случае отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую (ст. 139.3 НК РФ). Раньше такого права у физических и юридических лиц не было.

Какая эффективность

О том, насколько удобна современная система решения спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в первую очередь в том, что оно позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

В то время как этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще и является затратным по времени.

Видео: Верховный Суд — налоговые споры по земельному налогу

Досудебное урегулирование освобождает налогоплательщика от присутствия во время принятия решения. К тому же, эффективность этого способа давно доказана в других странах.

Это позволяет совершенствовать налоговый контроль, и к тому же, улучшить процедуру взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков.

С другой стороны, многие специалисты указывают на недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества

Среди плюсов досудебного урегулирования можно отметить следующее:

  • рассмотрение жалобы редко превышает 1 месяц;
  • обращение в вышестоящий орган за помощью для лиц является бесплатной услугой, в то время как при судебном рассмотрении приходится нанимать адвоката и оплачивать пошлину;
  • при рассмотрении споров соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • вышестоящий налоговый орган не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • вся процедура досудебного урегулирования довольно проста и не требует от налогоплательщика каких-то особых требований;
  • узнать о том, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает специальный электронный сервис «Узнать о жалобе».

Недостатки

Минусом досудебного регулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики недостаточно проинформированы в этом вопросе. Отсюда огромное количество заявлений в суд.

Есть ли уголовная ответственность за налоговые преступления в 2020 году, читайте здесь.

В чем заключается административная ответственность граждан за нарушение налогового законодательства, смотрите здесь.

Еще один недостаток системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых органов. Некоторые считают, что процедура лишь забирает время, и поэтому стараются сразу решать вопрос через суд.

Теперь, когда досудебное регулирование налоговых споров стало обязательным, необходимо не дать этой процедуре затянуться.

Несмотря на то, что налогоплательщик вправе самостоятельно заниматься подачей жалобы, специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Он может не только проконсультировать, но и правильно составить прошение. Главное – это знать, что решение налоговой службы ошибочно, и уметь это доказать.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/spory/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov.html

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Читайте так же:  Исковая давность согласие супруга

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Досудебное урегулирование налоговых споров

Интересы налоговых органов и налогоплательщиков находятся на разных полюсах. Налоговики стремятся взыскать как можно больше, юридические и физические лица – заплатить поменьше и вернуть в виде налогового вычета побольше. Естественно, что возникновение спорных ситуаций при столь взаимоисключающих интересах неизбежно, несмотря на массу правовых актов и инструкций. Что же делать, если у вас возник спор с налоговиками и вы считаете, что они неправы?

В большинстве случаев налоговые споры возникают из-за ошибок (а иногда и злоупотреблений) должностных лиц или налогоплательщиков и разрешаются сравнительно просто: привлечение суда в таких ситуациях необязательно. Чтобы сэкономить время, можно использовать досудебный порядок разрешения налоговых споров, благо такая возможность предоставлена физическим и юридическим лицам с 2014 года.

Досудебное урегулирование налоговых споров – это обжалование ненормативных актов налогового органа, связанного с действием или бездействие должностных лиц. Эта правовая норма зафиксирована в п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Досудебный порядок разрешения налогового конфликта

Процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком без привлечения суда состоит из следующих этапов:

    Составление жалобы, в которой излагается суть спора и приводятся аргументы со стороны лица, обжалующего действия/бездействие должностных лиц. Обязательны ссылки на законодательные акты, которые обосновывают вашу позицию.

Следует учитывать, что жалобы по налоговым конфликтам делятся на два типа: обычные и апелляционные. Жалобы подаются на решения, которые уже вступили в силу, а апелляционные – на не вступившие. А учитывать это нужно для того, чтобы не пропустить сроки подачи: на направление жалобы по вступившему в силу решению отводится год, а вот на подачу апелляционной – всего месяц.

Если же в процессе досудебного урегулирования конфликта решение принято не в вашу пользу, то есть в удовлетворении жалобы отказано, есть два варианта дальнейших действий: или смириться, или обратиться в арбитражный суд на территории Москвы или иного города РФ – согласно территориальной подсудности.

Читайте так же:  Доклад председателя ревизионной комиссии

Мои успешные дела

Доверитель защищен от неосновательного взыскания по Договору купли-продажи недвижимости

Сделка Должника защищена от необоснованного признания ее недействительной

В пользу нашего Доверителя завершен судебный спор с финансовой организацией

В апелляции успешно отменен судебный акт о признании недействительной сделки Должника

В апелляционной инстанции успешно защищена сделка Должника

Компания защищена от неосновательного взыскания по договору аренды транспортных средств

История о том, как строительной компании с нашей помощью не пришлось платить 2,5 миллиона рублей и удалось заработать еще почти 1 миллион

Очередная успешная защита руководителя предприятия от субсидиарной ответственности

В суде мы доказали, что наш Доверитель не должен возвращать гарантийное удержание в 1 млн. рублей

Участник Общества защищен от привлечения к субсидиарной ответственности на сумму в 142 000 000 рублей

В суде первой инстанции успешно защищены интересы собственника в арендном споре

Дело, в котором мы вернули Подрядчику 2,6 млн. рублей, что Заказчику даже встречный иск не помог

Одно заседание в суде и наш Доверитель не должен 9 000 000 рублей

Судебное разбирательство в Арбитражном суде города Москвы завершено мировым соглашением

Наш Доверитель успешно защищен от привлечения к субсидиарной ответственности

Успешно произведено включение в реестр требований кредиторов на сумму почти 4 000 000 рублей

Вступил в законную силу судебный акт о признании права собственности на объекты недвижимости за нашим Доверителем

Спор по договору строительного подряда завершился миром в апелляционной инстанции

Добились включения в реестр требований кредиторов финансовой организации-должника

В Волоколамском городском суде произведена индексация суммы задолженности на 9 494 126 рублей 66 копеек

Какие вопросы подлежат досудебному обжалованию?

К числу конфликтов по налоговым вопросам, которые можно разрешить без обращения в суд, относятся:

  • несогласие налогоплательщика с требованием заплатить налог, штраф или пеню (или оспаривание суммы);
  • неправомерный отказ в возврате налога;
  • вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;
  • непредоставление налогового вычета.

Этот список могут дополнить и другие налоговые споры, в результате которых нарушаются права физического или юридического лица.

Преимущества обжалования

Благодаря возможности урегулирования налогового спора налогоплательщик получает ряд выгод:

  1. жалобу оформить проще, чем судебный иск;
  2. не нужно платить госпошлину;
  3. не требуются судебные расходы;
  4. на рассмотрение жалобы тратится гораздо меньше времени, чем на судебный процесс;
  5. к исполнению решения, вынесенного вышестоящей инстанцией, должностные лица приступают в короткие сроки.

Подать жалобу может и сам налогоплательщик, но лучше, если это сделает адвокат. Налоговые споры довольно сложны, требуют знания постоянно меняющегося законодательства, различных нюансов – вплоть до решения Пленума Верховного суда. Сама жалоба должна быть составлена грамотно, аргументировано и своевременно – а если писать её самостоятельно, можно завязнуть и пропустить сроки. Наконец, поручив взаимодействие с налоговыми органами в Москве профессионалу, вы сэкономите и время, и нервные клетки. Пока юрист будет работать над урегулированием налогового спора, вы сможете заниматься своими делами, забыв о проблеме.

Источник: http://noskov.ru/uslugi/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovykh-sporov/

УФНС разъясняет порядок досудебного урегулирования налоговых споров

— Каковы преимущества досудебного урегулирования налоговых споров в досудебном порядке?

О.В. Антонова: Для налогоплательщиков процедура досудебного урегулирования имеет ряд преимуществ, в частности, процесс порядка оформления и подачи жалобы по сравнению с судопроизводством менее формализован. Какие-либо особые требования к оформлению жалобы не предъявляются. В обязательном порядке при подаче жалобы необходимо указать: куда и кем подается жалоба, с чем не согласен налогоплательщик и почему. Упрощенный порядок оформления и подачи жалобы не требует значительного времени и не требует привлечения адвокатов, государственная пошлина за подачу жалобы не взимается. При апелляционном обжаловании — действия по исполнению решения налогового органа приостанавливаются до вынесения решения по жалобе Управлением ФНС России по Чукотскому АО.

— В течение какого времени принимается решение по жалобе?

О.В. Антонова: Решение Управлением ФНС России по Чукотскому АО по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Управления для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы у Инспекции, но не более, чем на 15 дней. Всю информацию по рассмотрению своих жалоб в режиме он-лайн налогоплательщики могут увидеть на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru или на сайте Управления www.r87.nalog.ru.

— Например, я налогоплательщик или его представитель. Имею ли я право участвовать в рассмотрении материалов жалобы?

— Нужно ли после решения Управления ФНС России подавать жалобу в ФНС России или можно идти в суд?

О.В. Антонова: В случае несогласия с решением Управления ФНС России по Чукотскому АО налогоплательщик вправе как обратиться с жалобой в ФНС России, так и обжаловать его в судебном порядке. Таким образом, подача налогоплательщиком жалобы в ФНС России является его правом, а не обязанностью.

— В каких случаях процедура досудебного порядка обжаловании может быть признана не соблюденной?

О.В. Антонова: Пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ установлено, что решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе, в нашем случае — это Управление ФНС России по Чукотскому АО.
В случае невыполнения этого требования, досудебный порядок не будет признан соблюденным, а суд не станет рассматривать заявление налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/inspection/327495/

Отдел досудебного урегулирования налоговых споров чем занимается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here