Ответственность государств за нарушение прав человека

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Ответственность государств за нарушение прав человека" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #30eb6680-48dc-11ea-bb0a-77e3e9804a02

Источник: http://www.docsity.com/ru/otvetstvennost-gosudarstv-za-narusheniya-prav-i-svobod-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave/1125164/

Ответственность за нарушения прав человека в международном праве

Согласно ряду международных документов в понятие «меж­дународное преступление» включаются «преступления против мира и человечества». К ним относят:

а) преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений;

б) военные преступления: нарушение законов или обычаев войны — убийства, истя­зания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, военнопленных; ограбление общественной или частной собственности; бес­смысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оп­равданное военной необходимостью; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические экспери­менты над людьми и пр.

в) преступления против человечности — убийства, истребление, порабощение, ссылка, другие жестокости в отношении гражданского населени, преследование по политическим, расовым и рели­гиозным мотивам;

г) геноцид; изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации; апартеид; политика и практика расовой сегрегации и дискри­минации; рабство; установление или сохранение силой ко­лониального и иностранного господства;

д) систематические или массовые нарушения прав человека — пытки, принудительный или насильственный труд, систематическое или массовое преследование по социальным, политическим, расистским, религиозным или культурным при­чинам, насильственная депортация населения; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; международный терроризм; незаконный перевоз наркотиков и пр.

Ответственность за ряд международных преступлений на­ступает независимо от места и времени их совершения. В 1998 г принят Статут Международного уго­ловного суда. Этот международный договор подтвердил принцип инди­видуальной уголовной ответственности физических лиц за со­вершение международных преступлений. Такой ответ­ственности подлежат не только непосредственные исполнители преступлений, но и те, кто отдает приказ.

Обязанность осуществлять уголовное преследование лиц, виновных в военных преступлениях, согласно предписани­ям международного гуманитарного права возлагается на го­сударства. С этой целью они обязаны привести свое нацио­нальное законодательство в соответствие с нормами гуманитар­ного права. [kgl]

[dop][:] СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ[:]

1. Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РК от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г. и от 2 февраля 2011 г.– Алматы, 2011.

2. Конституционный закон РК от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике Казахстан» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. — № 17-18. — Ст.114; Казахстанская правда. – 2007. – 21 июня

3. Конституционный закон РК от 2 ноября 1995 г. «О республиканском референдуме» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. — № 1-2. — Ст.21

4. Конституционный закон РК «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г. //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. – № 24. – Ст. 173.

5. Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. //Ведомости Парламента РК. — 2000. — № 23. — Ст.410

6. Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. //Ведомости Парламента РК. – 2001. — N 5-6. — Ст. 24

7. Гражданский процессуальный кодекс РК от 13 июля 1999 г. //Ведомости Парламента РК. – 1999. — № 18. – Ст.644

8. Закон РК от 21 июня 1991 г. «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан». //Ведомости Верховного Совета РК. — 1991. — № 26. — Ст.345-346

9. Закон РК от 20 декабря 1991 г. «О гражданстве Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1991. — № 52. — Ст. 636

10. Закон РК от 11 октября 2011 г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»

11. Закон РК «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» от 17 марта 1995 г. //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. — № 1-2. — Ст.19

12. Закон РК «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 г. //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. — № 9-10. — Ст.68

13. Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 г. //Казахстанская правда. – 2007 – 30 января

14. Закон РК «О прокуратуре» от 20 декабря 1995 г. /Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. – № 24. – Ст. 156.

15. Закон РК от 21 декабря 1995 г. «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. — № 23. – Ст.154

16. Закон РК от 27 июля 2007 г. «Об образовании»

17. Трудовой кодекс РК от 15 мая 2007 г. //Казахстанская правда. – 2007. – 22 мая

18. Закон РК «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 г. //Ведомости Парламента РК. – 2000. – № 20. – Ст. 379.

19. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 г. //Ведомости Парламента РК. – 2002. – № 17. – Ст. 154

20. Кодекс РК от 18 сентября 2009 г. г. «О здоровья народа и системе здравоохранения» //Казахстанская правда. – 2009. – 19 сентября

21. Закон РК от 8 июля 2005 г. «О воинской обязанности и воинской службе» //Казахстанская правда. – 2005. – 21 июля

22. Закон РК от 21 ноября 2005 г. «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» //Ведомости Парламента РК. – 2005. — № 19-20. – Ст.81

23. Закон РК от 16 января 2006 г. «О присяжных заседателях» //Казахстанская правда. – 2006. – 2 февраля

24. Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан. Утв. Указом Президента РК от 27 сентября 1996 г. //САПП РК. – 1996. — № 38. — Ст. 355

25. Указ Президента РК от 19 сентября 2002 г. N 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» //Правовой справочник «Законодательство»

26. Указ Президента РК от 10 декабря 2002 г. N 992 «О создании Национального центра по правам человека» //Правовой справочник «Законодательство»

Читайте так же:  Оспаривание решения районного суда

27. Указ Президента РК от 19 марта 2003 г. N 1042 «О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан» // Казахстанская правда. – 2003. – 21 марта.

28. Указ Президента РК от 29 ноября 2004 г. № 1474 «О дальнейшем совершенствовании системы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина» //Информационно-справочная система «Adviser».

29. Указ Президента РК от 29 ноября 2005 г. № 1677 «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы» //Казахстанская правда. – 2005. – 3 декабря

30. Постановление Правительства РК от 9 декабря 2003 г. N 1251 «О создании Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека» //Правовой справочник «Законодательство»

31. Приказ Министра внутренних дел РК от 29 мая 2001 г. N 411 «Об утверждении Инструкции о порядке приема жалоб граждан по фактам неправомерных действий сотрудников дорожной полиции» //Правовой справочник «Законодательство»

32. Приказ Министра внутренних дел РК от 1 июня 2002 г. N 385 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел» //Правовой справочник «Законодательство»

33. Всеобщая декларация прав человека //Казахстанская правда. – 1991. — 4 сентября

34. Казахстан: этапы государственности /Сост. Баишев Ж. — Алматы: Жеті Жаргы , 1997

35. Конституционное право Республики Казахстан. Cборник нормативно-правовых актов / Сост. Шеретов С.Г. – Алматы: Юрист, 2005

36. Конституции государств Восточной Европы: Уч. и справ. пособие /Отв. ред. Ковачев Д.А. — – М.: НОРМА-ИНФРА, 1996

37. Конституции государств Европейского Союза. /Под общ. ред. Окунькова Л.А. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1997.

38. Конституции стран СНГ. — Алматы, Жеті жарғы, 1999

39. Конституции 16 стран мира. — Алматы: Жетi жарғы, 1995

40. Права человека. Сборник международно-правовых документов. — М., 1998

41. Права человека в международных документах. Сост. Сарсембаев К.М., Масатбаев А.О. В 2-х частях. – Алматы: Гылым, 1998.

42. Административное право (общая часть) /Под ред. Михайлова В.А. – М., 2000

43. Амандыкова С.К. Становление доктрины конституционализма в Казахстане. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2002

44. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: ИНФРА-НОРМА, 1998

45. Баймаханов М.Т.. Аюпова З.К., Ибраева А.С. и др. Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан. – Алматы: КазГЮА, 2001

46. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для ВУЗов. – М.: Зерцало, 1998

47. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс //Государство и право. – 2005. — № 2. – С.19-25

48. Башимов М.С. Институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека). – Астана: Фолиант, 2003

49. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. – М.: Межд. отношения, 1986

50. Бусурманов Ж.Д. Евразийская концепция прав человека (новый взгляд на проблему). – Алматы: КазГЮУ, 2006

51. Гольдман Р., Лентовска Э., Франковски С. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. Варшава: Изд-во «БЕГА», 1997

52. Диденко А.Г. Защита прав граждан. Под ред. — Алматы, 1990

53. Дозорцев П.Н., Дмитриев Ю.А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения //Юрист. – 1998. — № 5. — С. 41-44

54. Жуйков В.М. Права человека и власть закона. – М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1995

55. Искакова Г. Права человека в Республике Казахстан: Уч. пос. – Алматы: Білім, 1999

56. Калиева А.М. О правовом статусе иностранных граждан. – Алматы: АГУ, 1994

57. Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. – М.: Юрид. лит., 1975

58. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Под ред. Б.А. Страшуна. Тома 1,2. — М.: Бек, 1995

59. Конституционное право Республики Казахстан. – Отв. ред. М.С. Нарикбаев. – Алматы: КазГЮА, 2001

60. Конституционное право: Энциклопедический словарь /Отв. ред. и рук. авт. кол-ва Авакьян С.А. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000

61. Конституция Республики Казахстан. Комментарий /Под ред. Сапаргалиева Г.С. Изд. 2-е. – Алматы: Жеті жарғы, 2004

62. Лукашева Е.А. Права человека. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000

63. Лупарев Г.П. Правовое положение личности в зарубежных странах: Учебное пособие. – Алматы: ВШП «Әдiлет», 2001

64. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. Пер. с франц. – М.: Прогресс-Универс, 1993

65. Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика. – М.: Юристъ, 2001

66. Международное право. Под ред. Г.И. Тункина. — М.: Юрид. лит., 1994

67. Мерзадинов Е.С. Конституционно-правовые проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. – Алматы, 2001

68. Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. – М., 1982

69. Нысанбаев Н.А. Судебная защита прав человека в Республике Казахстан. — Алматы, 2001

70. Общая теория прав человека /Отв. ре. Лукашева Е.А. – М.: Норма, 1996

71. Послание Президента РК – Лидера нации Н.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» //Казахстанская правда. – 2012. – 15 декабря

72. Правозащитная роль прокуратуры на современном этапе //Закон и время. – 2004. — № 12. – С.4-7

73. Проблемы реализации положений, принципов и идей Конституции Республики Казахстан. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Алматы, 30 сентября 2005 г., КазГЮУ. – Астана, 2005

74. Сабикенов С.Н. Деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан по обеспечению прав и свобод гражданина, человека // Материалы международного симпозиума по проблемам Конституционных Судов («Конституционное производство»). – Ереван, 1998. – С. 140-148.

75. Сабитова А. Прокурорский надзор за законностью соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан //Фемида. – 2005. — № 5. – С.24-25

76. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. — Алматы: Жетi жарғы, 2002

77. Сравнительное конституционное право. Под ред. В.Е.Чиркина. – М: Манускрипт, 1996

78. Толкачева К.Б. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав. – Уфа, 1991

79. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М.: ИГП РАН, 1997

80. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990 [kdop]

Источник: http://megalektsii.ru/s48149t1.html

Ответственность государств за нарушения прав и свобод человека в международном праве

Становление и развитие ответственности государств и правовых документов в области защиты прав и свобод человека. Международные органы и механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод человека. Привлечение государств к ответственности.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 18.06.2009
Размер файла 88,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте так же:  Заявление в суд на раздел детей

Подобные документы

Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 30.10.2008

Функции и система международных стандартов в области прав человека. Устав ООН как основа сотрудничества государств в области обеспечения прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 25.04.2010

Понятие и классификация основных прав и свобод. Общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии защиты прав и свобод человека.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 30.08.2010

Теоретические основы понятия прав человека и их международной защиты: юридические основы, понятие, концепции и принципы. Несудебный и судебный контроль за соблюдением прав, проблемы международной защиты. Универсальные и региональные системы защиты прав.

дипломная работа [132,9 K], добавлен 22.07.2012

Понятие, цели и функции юридической ответственности, её формы. Права и свободы гражданина Республики Казахстан, осуществление защиты гражданских прав. Ситуация с нарушениями прав и свобод человека в Казахстане. Критика положения с правами человека.

презентация [148,1 K], добавлен 01.10.2015

Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

доклад [11,8 K], добавлен 11.02.2010

Понятие, содержание и объем «основных» и «конституционных» человеческих прав и их историческое развитие. Основные аспекты международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации.

курсовая работа [40,7 K], добавлен 31.01.2018

Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина; характеристика универсальных и региональных документов по правам человека. Международные органы по защите прав и свобод: Организация Объединенных наций, Европейский Суд по правам человека.

курсовая работа [80,5 K], добавлен 09.10.2012

Особенности системы государственной защиты прав и свобод граждан в РФ. Общая характеристика основных положений ФЗ «О прокуратуре». Анализ полномочий прокурора по надзору за соблюдением законов, в том числе и в сфере прав и свобод человека и гражданина.

контрольная работа [25,8 K], добавлен 09.10.2010

Становление института защиты прав человека. Конституционно-правовые гарантии и механизмы защиты прав человека в РФ: внутригосударственные и международные аспекты. Проблемы и перспективы присоединения Европейского Союза к Конвенции по правам человека.

дипломная работа [69,2 K], добавлен 19.01.2016

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635a2ac68a5c43b89421306d37_2.html

Ответственность государств за нарушение прав человека

В доктрине международного права существует довольно влиятельное направление, признающее ответственность государств за международные преступления и нарушения основных прав и свобод человека.

Основоположником теории ответственности государств, можно считать румынского юриста-международника Веспасиана Пелла, написавшего в 1925 г. книгу «Коллективная ответственность государств и уголовное право будущего». Называя государство «действующим субъектом права», Пелла считал, что государство не может игнорировать требования закона, которые предъявляет своим гражданам, и не может совершать те же преступления, за которые обвиняет их.

Веспасиан Пелла, в своём Плане Международного уголовного кодекса, к санкциям против государств относил такие санкции:

— дипломатические санкции (предупреждение, разрыв дипломатических и консульских отношений и т. д.);

— юридические санкции (наложение секвестра на имущество граждан государства и др.);

— экономические санкции (блокада, эмбарго и т. д.);

— другие санкции (порицание, штраф, лишение права представительства в международной организации на определенное время, лишение мандата на управление подопечной территорией, полная или частичная оккупация территории государства, лишение независимости). Курис П. М. Международные правонарушения и ответственность государства. — Вильнюс, 1974г. — С. 57.

Из современных последователей концепции уголовной ответственности государств за нарушения прав и свобод человека (как и за другие международные преступления), можно назвать иранского исследователя М. Фархада. В качестве аргументов за возможность ответственности государства, исследователь называет такие особенности государства как:

— долгое существование (намного превышающее, как правило, человеческую жизнь);

— более явный характер нарушения норм международного права;

— большую возможность доказательства совершения преступления государством;

— более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба по сравнению с индивидом;

— а также невозможность для государства укрыться от преследования в силу привязанности к определенной территории. Курис П. М. Международные правонарушения и ответственность государства. — Вильнюс, 1974г. — С. 74.

По мнению Ю.Г. Барсегова, кандидат юридических наук, бывшего члена Комиссии международного права Генеральной ассамблеи ООН: «Государство может нести от своего имени лишь материальную, политическую, моральную ответственность, и не более. Например за такое грубейшее нарушение прав и свобод человека как геноцид, именно уголовную ответственность должны нести конкретные физические лица, так как нарушает права человека государство опосредовано, через правительства, местной администрации, армии, полиции, пропагандистских служб, средств массовой информации и т.п., которые представляют собой конкретные физические лица. А государство, свою очередь, уже от своего имени несет материальную, политическую и моральную ответственность». Барсегов Ю. Г. Геноцид армян — преступление по международному праву. — М.: XXI век — Согласие, 2000 г. — С. 17

Сделаем вывод, что возможность несения ответственности государствами, за нарушения прав и свобод человека, признают многие ученые-авторы.

А что касается идей создания специального международного юрисдикционного органа для реализации особого режима международной ответственности государства за совершение международных преступлений, продолжает оставаться популярной. Она обсуждалась при подготовке проекта Конвенции о геноциде 1948 г., во время работы Комиссии международного права над проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Из чисто прагматических соображений их закрепление в этих документах было отклонено.

Комитет по уголовной юстиции 1951 г. при обсуждении статьи 25 проекта Статута Международного уголовного суда ограничил персональную подсудность физическими лицами, отметив, что «ответственность государств за действия, составляющие международные преступления, имеет преимущественно политический характер» и «не дело суда решать подобные вопросы». Комитет считал более важным закрепить принцип международной уголовной ответственности индивидов, чем начинать дискуссию по вопросу, в отношении которого отсутствуют согласованные позиции.

В 1983 г. Комиссия международного права, возобновив рассмотрение темы проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, попросила Генеральную Ассамблею уточнить, входит ли государство в число субъектов права, которым может быть вменена международная уголовная ответственность, «ввиду политического характера этой проблемы». В 1984 г. Комиссия международного права решила ограничить проект на нынешнем этапе уголовной ответственностью индивидов, что не препятствует последующему рассмотрению возможности применения к государствам понятия международной уголовной ответственности. В проект Кодекса включена специальная статья 4 «Ответственность государств», которая устанавливает, что «ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренная в настоящем Кодексе, никоим образом не влияет на ответственность государств по международному праву».

Читайте так же:  Срок компенсации судебных расходов

Специальным предметом рассмотрения эта проблема стала в связи с проектом статей об ответственности государств, который был принят Комиссией в первом чтении в 1996 г.

Проект содержит статью 19, в которой раскрывается понятие международного преступления, а также три статьи (51—53), касающиеся последствий международных преступлений. Однако Комиссия отказалась от разработки специального механизма реализации ответственности государства за международные преступления, несмотря на то что соответствующие предложения в развернутом виде были сформулированы специальным докладчиком по этой теме.

Источник: http://studbooks.net/971564/pravo/razvitie_kontseptsiy_teoriy_otvetstvennosti_gosudarstv_narusheniya_osnovnyh_prav_svobod_cheloveka

Ответственность государств за нарушение норм международного права

Источники международного права

К основным источникам международного праваотносятся международный договор и международный обычай.

Международный договор (конвенция) –соглашение, заключенное между государствами, либо между государствами и международными организациями, где закрепляются права и обязанности сторон.

Признание договора достигается его подписанием главой государства или ратификацией (утверждение высшим законодательным органом власти страны, например в Республике Беларусь — Парламентом).

Международный обычай – это практика государств (поведение государств в конкретной ситуации), признанная ими в качестве юридически обязательной для себя.

К основным принципам международного праваотносятся принципы: суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, права народов на самоопределение, мирного разрешения международных споров, уважение прав и свобод человека.

В законе «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, подлежат непосредственному применению. Так, на статьи 21 – 51 Конституции оказали прямое влияние Всеобщая декларация прав человека и пакты о правах человека. В УК в 1999 г. введены составы военных преступлений и преступлений против человечества.

В международном праве ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства (международного договора или обычая).

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов власти.

Международные правонарушения бывают двух категорий: международные преступления и международные деликты.

Международное преступление –это тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом.

К международным преступлениям относятся:

агрессия – незаконное применение вооружённой силы;

геноцид – истребление отдельных групп населения, народов по расовым, национальным или религиозным мотивам;

апартеид –расовая дискриминация (различение), выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны (апартеид до 1994 г. существовал в ЮАР, т.е. брак между черным и белым являлся уголовным преступлением; если черному необходимо было пройти в район, где проживали белые, обычно прислуге, то для этого необходимо было выписать специальное разрешение; белые могли иметь любую недвижимость, черные имели право проживать только в трущобах);

рабство – положение полной зависимости, подчиненности;

экоцид— грубое и массовое загрязнение окружающей среды;

международный терроризм – устрашение своих политических противников, выражающее в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Терроризм (страх, ужас) – форма вооруженного насилия в политических целях. Это движение не широких масс, а небольших, но тщательно организованных подпольных террористических групп. В качестве средства террористы используют насильственные акты против отдельных граждан, а также разрушение материальных объектов, убийства, захват заложников, взрывы в общественных местах.

Международный деликт – это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.

Ответственность государств за международные правонарушенияпредусматривается нематериальная и материальная.

К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация, а материальной ответственности – репарация, реституция и субституция.

Сатисфакция –это действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Это может быть извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскорбившее другое государство, привлечение его к ответственности по национальному законодательству.

Ресторация –восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства, повышение таможенных пошлин на товары, разрыв дипломатических отношений).

Репарация(восстановление, возмещение) денежное возмещение ущерба (Бразилия заявила иск к компании «Шеврон» в размере 11 миллиардов долларов за нефтепятно в размере около 1 км в диаметре).

Реституция – возвращение вывезенных культурных и других ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных с территории противника. Порядок реституции определяется мирным договором.

Субституция – замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение.

При совершении государством международного преступления Советом Безопасности ООН применяется решение о введении экономических санкций (мер воздействия)против государства-нарушителя (приостановление торговых отношений, разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи) или вводятся военные санкции (применение вооруженных сил ООН), а исполнители международного преступления привлекаются к уголовной ответственности.

Суд осуществляется Международным трибуналом, который находиться в Гааге (Нидерланды). Впервые такой трибунал был создан в 1945 г. для суда над главными военными преступниками второй мировой войны – высшими должностными лицами и генералитетом фашистской Германии.

В 1993 г. был учрежден Международный трибунал над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_201782_otvetstvennost-gosudarstv-za-narushenie-norm-mezhdunarodnogo-prava.html

Ответственность за нарушение законов и обычаев войны и преступные нарушения прав человека

Существуют следующие виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны:

1) политическая, выступающая в формах:

– санкций, т. е. принудительных мер военного или иного характера, применяемых против агрессора в случае угрозы миру и безопасности. Решение о санкциях принимает Совет Безопасности ООН на основании ст.ст. 39, 41 и 42 Устава ООН. Принудительными действиями являются: меры военного характера (демонстрации, блокада) и меры невоенного характера: полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН);

– сатисфакций, применяемых в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства, состоящих: а) в выражении сожаления; б) в выражении удовлетворения; в) в выражении сочувствия; г) во взятии обязательства привлечь виновных к ответственности;

– рестораций, т. е. восстановлении государством-правонарушителем прежнего состояния и несении связанных с этим неблагоприятных последствий политического и материального характера;

2) материальная, которая реализуется через: репарации – возмещение причиненного войной материального ущерба денежными средствами, ценностями, услугами; реституции – возвращение, восстановление или замена в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных ценностей.

Политическая и материальная ответственность распространяется на государства. Обязательства государств в случае нарушения законов и обычаев войны влекут ответственность самого государства, его органов, учреждений, а также его граждан независимо от того, принадлежат они к составу вооруженных сил или нет;

3) уголовная ответственность индивидов наступает на основании решений, принимаемых: а) судами национальных государств – за преступления международного характера, не связанные с деятельностью государства (жестокое обращение с военнопленными, ранеными, гражданским населением); б) специальными судебными органами, созданными на основании международных договоров для осуществления правосудия за международные преступления, связанные с деятельностью государства (преступления против мира и человечности, военные преступления).

Читайте так же:  Обработка персональных данных несовершеннолетних детей

Под военными преступлениями понимаются такие международные деяния (действия) субъектов, которые нарушают общепризнанные законы и обычаи войны.

Вопросы уголовной ответственности за нарушение норм права вооруженных конфликтов регулируются: Уставом Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г.

Военные преступления могут выражаться в различных противоправных деяниях (действиях), использовании средств и методов войны, которые запрещены действующими положениями, нормами международного права. В одних случаях военные преступления могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), в других – как преступления международного характера. К числу последних относятся единичные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории и др.). Они не связаны с государством и представляют собой эксцессы исполнителей. Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а национальным военным судам.

В соответствии со ст. 6 Устава Международного военного трибунала признаются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность, следующие действия: нарушения законов или обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления[135].

Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны специально запрещают следующие действия в отношении лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников,

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями (ст. 3 Женевских конвенций 1949 г.).

Необходимо отметить, что Комиссия ООН по правам человека в Резолюции 2005/63 от 23 апреля 2005 г. признала, что «права человека и международное гуманитарное право дополняют и укрепляют друг друга. Таким образом, защита, обеспечиваемая правом прав человека, продолжает действовать в условиях вооруженных конфликтов с учетом тех случаев, когда международное право применяется как «lex specialis»[136]». В этой Резолюции подчеркивается, что «поведение, которое нарушает международное гуманитарное право, может также представлять грубое нарушение прав человека».

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные виды ответственности за нарушение законов и обычаев войны.

2. Раскройте содержание политической ответственности государств за нарушение законов и обычаев войны.

3. Поясните суть материальной ответственности государств за развязывание войны.

4. Сформулируйте основные положения международного права об уголовной ответственности за нарушение законов и обычаев войны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10075 — | 7827 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/1_61945_otvetstvennost-za-narushenie-zakonov-i-obichaev-voyni-i-prestupnie-narusheniya-prav-cheloveka.html

Ответственность за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов

Ответственность за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов можно рассматривать как коллективную ответственность, т.е. ответственность воюющей стороны (чаще всего — государства) за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил, или как индивидуальную ответственность конкретных правонарушителей.

Коллективная ответственность воюющей стороны может иметь разные проявления. В первую очередь, необходимо отметить принцип взаимности, который складывается из двух составляющих:

а) принципа отрицательной взаимности («Я не обязан уважать закон, потому, что ты его не уважаешь»);

б) принципа положительной взаимности («Я соблюдаю закон, потому, что ты тоже его соблюдаешь»).

Женевские конвенции и Дополнительный протокол I наложили запрет на действие принципа отрицательной взаимности, установив в общей для всех Женевских конвенций статье 1 обязательство государств-участников «при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать» положения Конвенций.

Женевские конвенции придают большое значение принципу положительной взаимности. Он выражается в том, что если одна из сторон, находящихся в конфликте, не является участницей Конвенций, но принимает и применяет положения Конвенции, то другая сторона — участница Конвенции — будет обязана применять их в отношении противной стороны.

Репрессалии, или ответные меры

воюющих сторон, — второе проявление коллективной ответственности. Репрессалии определяются как намеренное нарушение определенной правовой нормы, совершаемое одной из сторон, находящихся в конфликте, с целью принудить власти противной стороны прекратить политику нарушения той же самой или иной нормы из того же свода законов. Из этого следует, что репрессалии должны быть прекращены сразу же, как только противная сторона откажется от проведения политики, вменяемой ей в вину. Статья 20 Протокола I устанавливает правило, согласно которому запрещаются репрессалии против лиц, которым предоставляется защита, т.е. против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. В целом, Дополнительный протокол I запрещает любые формы насилия, физические и психические пытки, а также другие репрессалии как в отношении гражданского населения, так и в отношении военнопленных, раненых и больных.

Следующим проявлением коллективной ответственности воюющей стороны является финансовая ответственность государства за ущерб, причиненный неправомерными действиями.Гаагская Конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны предусмотрела в статье 3, что воюющая сторона, ответственная за нарушения правил, установленных Конвенцией, «должна будет возместить убытки, если к тому есть основания». На практике финансовая ответственность сводится чаще всего к возложению мирным договором на потерпевшую поражение сторону обязательствавыплатить победителю крупную сумму репараций за финансовые потери, понесенные им в результате войны.

При рассмотрении вопроса о коллективной ответственности государств за нарушения прав человека в течение вооруженных конфликтов, нельзя оставить незамеченной роль Организации Объединенных Наций. Ст. 89 Дополнительного протокола I ограничивается утверждением, что «в случае серьезных нарушений Конвенций или настоящего Протокола» государства-участники «обязуются принимать меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

В основе ответственности физических лиц за нарушения прав человека в период вооруженных конфликтов лежат общие принципы уголовной ответственности, а также принципы нераспространения на такие преступления сроков давности и непредоставления уголовным преступникам права убежища, сформулированные как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве. Согласно Женевским конвенциям 1949 года государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц,совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения Конвенций.

Читайте так же:  Подача жалобы в президиум верховного суда

В международно-правовых актах, содержащих нормы об уголовной ответственности отдельных лиц, было сформулировано понятие «военный преступник»— то есть лицо, совершившее преступление против мира, законов и обычаев ведения войны и против человечности.

В современном международном праве различают две группы индивидов как субъектов международной уголовной ответственности:

а) главные военные преступники, отвечающие как за свои преступные деяния, так и за действия исполнителей приказов;

б) непосредственные участники международных преступлений.

К первой группе относятся государственные деятели, военные, дипломаты, финансисты, юристы, публицисты. Судить этих лиц могут как специально создаваемые международные военные трибуналы, так и национальные суды потерпевших государств. В основе подсудности таких лиц лежит принцип территориального применения уголовных законов, согласно которому государство вправе преследовать лиц, совершивших преступления на его территории.

Ко второй группе относятся лица, которые исполняли преступные приказы или совершали преступления по собственной инициативе.

Статья 6 Устава Нюрнбергского международного военного трибунала устанавливает следующие виды преступлений:

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленными на осуществление любого из вышеперечисленных действий;

b) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море;

c) убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

d) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет[10].

Уголовная ответственность военных преступников может осуществляться в двух формах:

1)государства в соответствии со своим национальным законодательством вправе сами судить военных преступников или выдавать их для суда над ними государствам, на территории которых они совершили преступления.

2) в отдельных случаях государства могут создавать международные суды (трибуналы). В основе подсудности военных преступников лежит принцип территориального действия уголовных законов, согласно которому государство вправе преследовать лиц, совершивших преступления на его территории.

Нормы международного материального права, составляющие правовое основание для преследования и наказания военных преступников, сформулированы в Женевских конвенциях 1949 года и в Дополнительном протоколе I. В них речь идет о преступлениях, являющихся серьезными нарушениями.

Понятие «серьезные нарушения» раскрыто в международно-правовых актах методом перечисления. Так, в Женевских конвенциях к таким нарушениям отнесены: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья; нанесение ущерба здоровью; незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица; принуждение его служить в вооруженных силах неприятельской Державы; взятие заложников, а также лишение права покровительствуемого лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

Статьей 85 к серьезным нарушениям протокола отнесены совершаемые умышленно и являющиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: превращение гражданского населения и отдельных гражданских лиц в объект нападения; совершение нападения неизбирательного характера; совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц; превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста или других защитных знаков.

В связи с уголовной ответственностью отдельных физических лиц за нарушения прав человека в условиях вооруженных конфликтов встает вопрос о выдаче военных преступников тому государству, на территории которого они совершили свои преступные деяния.

Статья 356 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Под жестоким обращением с военнопленными понимается «любой незаконный акт или бездействие со стороны компетентных лиц удерживающей в плену Державы, которые приводят к смерти военнопленного или ставят его здоровье по серьезную угрозу (в частности, физическое калечение, научные или медицинские опыты, акты насилия или запугивания, а также оскорбления)»[11]. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, как такое же обращение с военнопленными.

Под депортацией гражданского населения понимается его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории.

Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за геноцид (ст. 357) и экоцид (ст. 358), понимая под геноцидом «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования их деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать основными несколько главных положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов касающиеся личности.

Из них, в частности то, что лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя). Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/3_23689_otvetstvennost-za-narushenie-prav-cheloveka-v-usloviyah-vooruzhennih-konfliktov.html

Ответственность государств за нарушение прав человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here