Ответственность за нарушение прав предпринимателей

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Ответственность за нарушение прав предпринимателей" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Административная ответственность органов контроля (надзора) за нарушение прав предпринимателей

Перечень нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, влекущих административную ответственность, предусмотрен ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ:

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

2. Нарушение сроков проведения проверки;

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

К данной категории нарушений следует отнести плановые проверки, проведенные до истечения трехлетнего срока со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, к данной категории нарушений следует отнести проверки, проведенные должностными лицами до истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В эту же группу входят незаконные проверки, проведенные по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, которые заведомо не содержат сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо наступлении таких последствий.

2. Нарушение сроков проведения проверки.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ) срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней и не более чем на десять часов в отношении микропредприятий.

Согласно ч. 5 ст. 22 Закона № 377-ФЗ срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней. Указанные положения не применяются при проведении внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В Законе № 294-ФЗ предусмотрены два основания согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а именно поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.

Законом № 294-ФЗ не допускается привлечение органами контроля (надзора) к проверке не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, которые устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций в качестве экспертов, экспертных организаций при проведении надзорными органами мероприятий по контролю. В соответствии с указанными Правилами аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет.

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Согласно ч. ч. 10, 11 ст. 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения в соответствии с Законом № 294-ФЗ ограничена одним разом в три года, до 1 января 2018 года не проводятся.

Формирование и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей на 2015 год, предусматривающих проверку соблюдения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении видов деятельности, указанных в ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в срок до 15 июня 2015 года без согласования с органами прокуратуры.

Читайте так же:  Моральный вред учебник

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 22 Закона № 377-ФЗ плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, контроля в сферах миграции и транспортной безопасности, проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок. Виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, по которым плановые проверки проводятся в виде совместных проверок, и порядок проведения таких проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя органа государственного контроля или непредставлении акта о проведенной проверке, предусматривает административную ответственность по ч. 2 данной статьи КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

При определении повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, следует исходить из смысла п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторным совершением административного правонарушения считается совершение аналогичного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 19.6.1. КоАП РФ является исключительным полномочием прокурора.

Таким образом, если Вы полагаете, что должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля переступили Закон, за защитой своих прав Вы можете обратиться в органы прокуратуры.

Источник: http://sevproc.ru/administrativnaya-otvetstvennost-organov-kontrolya-nadzora-za-narushenie-prav-predprinimatelej

Административная ответственность органов контроля за нарушение прав предпринимателей

Вот уже более трех лет, начиная с середины 2010 года, действует административная ответственность для должностных лиц органов государственного контроля, которые не соблюдают требования федерального законодательства в ходе проверок представителей бизнеса.
Рассмотрим более подробно какой статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена данная ответственность и кто может возбуждать и рассматривать подобные административные дела.
Итак, частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)» предусмотрен закрытый перечень нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре), влекущих административную ответственность, а именно:

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

2. Нарушение сроков проведения проверки;

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

К данной категории нарушений следует отнести плановые проверки, проведенные до истечения 3-х летнего срока со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, к данной категории нарушений следует отнести проверки, проведенные должностными лицами до истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В эту же группу входят незаконные проверки, проведенные по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, которые заведомо не содержат сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо наступлении таких последствий.

2. Нарушение сроков проведения проверки.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения выездной или документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Превышение указанных сроков влечет ответственность по анализируемой статье КоАП РФ.

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены два основания согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а именно поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Читайте так же:  Мировое соглашение по заливу квартиры

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, проведение внеплановой выездной проверки хозяйствующего субъекта без согласования с органами прокуратуры в тех случаях, когда такое согласование требуется, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ.

4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.

Федеральным законом № 294-ФЗ не допускается привлечение органами контроля (надзора) к проверке не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, которые устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций в качестве экспертов, экспертных организаций при проведении надзорными органами мероприятий по контролю. В соответствии с указанными Правилами аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет.

Таким образом, привлечение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций образует состав рассматриваемого административного правонарушения.

5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки, по общему правилу, проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года, указанные планы проверок размещаются в сети Интернет.

Таким образом, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок является грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ и в силу ст. 20 названного Закона влечет недействительность результатов проверки.

Одновременно с указанными последствиями законодателем введена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за столь грубое нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ.

Следует обратить внимание, что субъектом данного состава правонарушения являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).

Кроме того, статьей 2.5. КоАП РФ предусмотрено, что за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Статья 19.6.1 КоАП РФ в часть 2 статьи 2.5 КоАП РФ не включена.

Санкция части первой статьи 19.6.1. КоАП РФ предусматривает два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Следует отметить, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя органа государственного контроля или непредставление акта о проведенной проверке предусматривает административную ответственность по части 2 данной статьи КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

При определении повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, следует исходить из смысла п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторным совершением административного правонарушения считается совершение аналогичного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

И последнее, следует обратить внимание, что только прокурор имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 19.6.1. КоАП РФ.

Источник: http://minsocdem.samregion.ru/administrativnaya-otvetstvennost-organov-kontrolya-za-narushenie-prav-predprinimateley

Ответственность за нарушение прав предпринимателей.

Нарушители прав предпринимателей несут административную, уголовную и гражданскую ответственность. В предпринимательской деятельности приоритетное значение имеет восстановление имущественного положения, то есть привлечение нарушителя к гражданско-правовой ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Защита прав пред­прини­мате­лей.

Государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту прав предпринимателей. Одним из принципов хозяйственно-правового регулирования является принцип беспрепятственного осуществления прав, обеспе­че­ние восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Каждому гаранти­ру­ется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным су­дом в определенные законом сроки (ч. 1 ст. 60 Конституции). Граждане и юриди­чес­кие лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде (хозяйственном суде) и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту гражданских прав с соблюдением пределов, определенных в соответствии с граж­дан­ско-правовыми нормами (ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Защите подлежат права предпри­ни­ма­теля и в других правоотношениях.

Различают две основные формы защиты гражданских прав: юрисдикционную и неюрсдикционную.

7. Основания пре­кра­щения пред­прини­ма­тель­ской дея­тель­­ности. Порядок прекращения пред­­­при­ни­ма­тельской деятельности.

Предпринимательская деятельность может быть прекращена по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Беларусь и Поло­же­ни­ем о ликвидации (прекращении деятельности) субъ­ектов хозяйствования, утверж­ден­ным Декретом Президента Республики Бела­русь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прек­ращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Читайте так же:  Подготовка исковых заявлений в суд

Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индиви­дуаль­ного предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом за­пи­си в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных пред­прини­мателей об исключении их из этого регистра.

Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в хозяйственный суд.

Источник: http://helpiks.org/5-22786.html

Ответственность ИП: административная, уголовная и материальная

ИП пользуются дополнительными правами, однако, они обременены и соответствующими обязанностями. Любая деятельность предусматривает ответственность, а предпринимательская – еще в большей степени. В связи с этим, безответственность может иметь гораздо более серьезные последствия, чем в других жизненных сферах. Бизнес предусматривает строгое соблюдение рамок, установленных законом, и непременные санкции в случае уличения в их нарушении.

Как избежать неприятностей с законом

Само собой разумеется, что ИП должны в своей хозяйственной деятельности соблюдать актуальные законодательные нормы. Какие конкретно обязанности вытекают из этой общей формулы?

  1. Знать действующие нормы и мониторить изменения налоговой, уголовной, социальной и других законодательных областей.
  2. Документально фиксировать все денежные процедуры.
  3. Правильно и вовремя оформлять необходимую документацию.
  4. В тех видах деятельности, которые предусматривают лицензию, разрешение, патент, свидетельство и т.п. урегулирование, не пренебрегать этой особой документацией.
  5. Без погрешностей оформлять трудовые и финансовые отношения с наемными сотрудниками (если ИП пользуется их трудом).
  6. Своевременно и в полном объеме уплачивать положенные налоги, сборы и взносы.
  7. Отчитываться о своей деятельности по установленной схеме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Разные виды ответственности – материальная, криминальная, административная – грозят ИП за:

  • невыполнение должных действий;
  • выполнение не в полном объеме;
  • выполнение в неустановленный срок;
  • противоправные действия.

Определяем вид ответственности

Следует различать сферу ответственности и ее вид. Сферу определяет тот или иной Кодекс, в рамках которого права и обязанности предпринимателя определены законодательно: это может быть Гражданский, Налоговый, Трудовой или Уголовный Кодексы Российской Федерации. Вид ответственности же подразумевает определенную форму штрафных санкций, предусмотренную за те или иные нарушения в рамках любой из перечисленных сфер. Они могут быть следующими:

  • материальная ответственность – возмещение ущерба, морального вреда, упущенной выгоды, имущественных потерь;
  • административная ответственность – назначение штрафов, пеней, неустоек, процентов, а также ограничение в деятельности;
  • уголовная ответственность – принудительные работы, арест или тюремный срок (реальный или условный).

К СВЕДЕНИЮ! За одно и то же правонарушение может наступить различная форма ответственности, наиболее часто совершается выбор между административной или уголовной. Решение принимает суд, исходя из особенностей и масштабов нарушения.

Материальная ответственность ИП в гражданской сфере

Свобода ИП состоит в том, что он ведет бизнес по собственному разумению, что можно понимать также как «на свой страх и риск»: за свою деятельность он в ответе самостоятельно.

Обязательства, за которые ИП несет полную ответственность, должны быть закреплены в тех или иных документах:

Они подкреплены не только волей самого бизнесмена, но и его личными средствами и имуществом, не важно, какая часть его вложена в бизнес. Процедуры банкротства для ИП не существует: вред, причиненный партнерам, придется возмещать за свой счет.

Исключения из имущества ИП, подлежащего материальной ответственности

Ст. 24 ГК РФ убирает из списка имущества, реализуемого в качестве возмещения, предметы первой необходимости:

  • жилье, если оно у ИП одно;
  • земля под ним (если она в частной собственности);
  • домашняя обстановка;
  • предметы обихода;
  • гардероб;
  • продукты.

Материальные санкции могут быть предъявлены ИП за:

  • причинение имущественных потерь;
  • упущенную по его вине выгоду;
  • нарушение договорных условий по времени или качеству.

Все эти неисполненные или исполненные не в должной мере договорные обязательства будут считаться таковыми, если только они фигурировали в официальных документах. В противном случае, ответственность останется только на совести ИП: доказать правомерность требований в суде без документальных подтверждений маловероятно.

ВАЖНО! Невыполнение обязательств ИП может «сойти ему с рук», если причина – не в его действиях или бездействии, а в форс-мажорных обстоятельствах (природных катастрофах, общественных катаклизмах и т.п.).

Ответственность по Трудовому Кодексу

Требования трудового законодательства относятся к ИП, если он выступает в качестве работодателя. Беря на работу сотрудников, ИП несет за них всю полноту ответственности.

  1. Самый первый акт ответственности – это официальное оформление путем заключения трудового договора и вытекающие отсюда обязательства:
    • регистрация в пенсионном фонде;
    • обязательное страхование;
    • «белая» зарплата.
  2. Материальное обеспечение: каждый сотрудник имеет право вовремя получать оговоренное вознаграждение.
  3. Материальная и административная ответственность за погрешности в организации труда и моральный вред при:
    • незаконном увольнении;
    • неправомерном отстранении от работы;
    • задержке с выдачей трудовой;
    • нанесении ущерба имуществу сотрудника.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В суде работнику достаточно доказать сам факт причинения вреда, вину работодателя он доказывать не обязан (ст. 1064 ГК РФ).

Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях имеет прямое отношение к ИП, поскольку они приравнены к должностным лицам, если другими актами не установлено иного. К этому виду ответственности ИП чаще всего привлекаются по суду, где истцом выступает контролирующий орган.

Административные кары в трудовой сфере

В основном, используется 2 вида наказаний: «удар рублем» и дисквалификация.

  1. Штраф выпишут бизнесмену за нарушения законодательства об охране и организации труда. Размеры определяются отдельными статьями КоАп и ТК РФ.
  2. Дисквалификация – запрет заниматься определенной деятельностью от 1 до 3 лет может быть применена при рецидивах нарушений.

Экономические нарушения и наказания

Денежные правонарушения диктуют соответствующие меры воздействия. ИП полагаются штрафы за:

  • работу вне регистрации, без лицензии или разрешения;
  • неинформирование или несвоевременное предоставление сведений о перемене каких-либо регистрационных данных (например, о переезде);
  • нарушение потребительских прав – самая серьезная ответственность: покарать могут не только штрафом, но и 3-месячной приостановкой деятельности и/или конфискацией товара;
  • погрешности в кассовой дисциплине.

Плати налоги и спи спокойно (налоговая ответственность ИП)

Налоговое законодательство относится к нарушениям особо трепетно и карает за нерадение о государственной казне быстро и неотвратимо. Наказания устанавливаются по суду или во внесудебном порядке, если сумма штрафа не превышает 5 тыс. руб. по 1 налоговому нарушению за отчетный период.

Читайте так же:  Жалоба на нарушение процессуальных прав

Чем наказывают ИП за налоговые нарушения:

  • штрафами в фиксированной сумме (за непредоставление документов, искажение информации, нарушение учета финансов, пропуск сроков декларации и т.п.);
  • штрафами в виде % от суммы недоплаченного налога;
  • пенями за просрочку выплат;
  • блокировкой расчетного счета в банке – за задержку налоговых деклараций.

Уголовная ответственность для ИП

Уголовный Кодекс подразумевает больший масштаб нарушений, которые могли бы быть административными, но их уже можно трактовать как преступления. Иными словами, это те же проступки, что и в административной сфере, но с большим размахом и прискорбным результатом.

ВАЖНО! Уголовная ответственность исключает административную, и наоборот: оба вида ответственности за одно и то же нарушения невозможны.

Криминал в трудовых отношениях

  1. Несоблюдение правил по охране труда, вследствие чего произошло тяжкое повреждение здоровья или смерть работника.
  2. Отказ взять на работу женщину из-за беременности или наличия малолетних детей – наказание может быть административным или уголовным (принудительные работы до 180 часов).
  3. Отсутствие трудовых договоров с сотрудниками, если их много, что повлекло большой финансовый ущерб государству – могут реально, а не условно посадить на 2 года.

Экономические преступления ИП

  1. Нарушение правил регистрации или ее отсутствие. За работу без разрешений или лицензий, предоставление ложных сведений в документации, особенно повторно, возможна уголовная ответственность.
  2. Операции с немаркированным товаром, который подлежит обязательной маркировке. Наказанием, наряду с административными штрафами, может быть заключение до 3 лет с конфискацией шестимесячного дохода.
  3. Незаконное кредитование (ложные сведения в документах) или злостный неплатеж по кредитным обязательствам может быть чревато арестом или общественными работами на длительный срок.
  4. Использование чужих реквизитов, товарных знаков и других подобных обозначений повлечет исправительные работы в течение 2 лет.
  5. Неплательщики таможенных сборов, могут, кроме уплаты штрафа, сесть в тюрьму до 2 лет.
  6. Налоговые нарушения большого масштаба могут повлечь лишение свободы до 1 года.

Незаконная обналичка

Иногда организации привлекают ИП к процессу обналичивания доходов, которые они хотят укрыть от налогообложения или полученных незаконным путем. Для этого производятся такие махинации: владелец «неотмытых» средств заключает с ИП договор об услугах или поставке товара. При этом товар или услуга выбираются трудноотслеживаемые, например, аренда, ремонт, интеллектуальная собственность, программное обеспечение и т.п. По факту они часто и не оказываются, а товар не продается, зато ИП получает за них на счет большую сумму денег. Снимая их как доход, он оставляет себе оговоренный процент и возвращает владельцу «отмытую» сумму.

Если ИП замешан в процессе «отмывания» нелегальных доходов, он может быть привлечен к ответственности по одной или нескольким статьям УК РФ:

  • уклонение от уплаты налогов;
  • пособничество в сокрытии налогооблагаемых средств;
  • подделка документов;
  • ложное предпринимательство;
  • легализация незаконных доходов.

Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/otvetstvennost-ip/

Меры оперативного воздействия в предпринимательской деятельности. Административная и уголовная ответственность предпринимателей

Меры оперативного воздействия — это санкции неимущественного характера, которые применяются в целях обеспечения исполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности. В зависимости от субъектов, применяющих меры оперативного воздействия, последние можно подразделить на 2 группы:

  • 1. применяемые субъектом предпринимательской деятельности для защиты своих субъективных прав и законных интересов;
  • 2. применяемые уполномоченными государственными органами.

Меры оперативного воздействия, закрепленные в законодательстве:

  • Ш отказ от принятия и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Ш самостоятельное устранение недостатков в поставленных товарах, выполненных работах, оказанных услугах;
  • Ш поручение выполнение обязательства третьему лицу либо выполнение его своими силами;
  • Ш отказ в принятии груза к перевозке;
  • Ш отказ в выдаче груза получателю до внесения необходимых платежей;
  • Ш перевод неисправного плательщика на другую форму оплаты;
  • Ш изменение или расторжение договора в одностороннем порядке;
  • Ш другие меры.

Перечисленные меры могут предусматриваться и в договорах. Органы государственного управления применяют меры оперативного воздействия в целях пресечения нарушения хозяйственного законодательства и воздействия на правонарушителя от имени государства. Меры оперативного воздействия иногда предшествуют применению имущественных санкций либо применяются одновременно с ними. Применение таких мер можно обжаловать в суд или вышестоящий государственный орган.

В хозяйственном праве органами государства и уполномоченными должностными лицами применяются также административно-правовые и уголовно-правовые меры для обеспечения надлежащей предпринимательской деятельности.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (глава 12) указан ряд правонарушений в области предпринимательской деятельности, например, нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (ст.12.1), нарушение установленного порядка формирования и применения цен (ст. 12.4), незаконная предпринимательская деятельность (ст. 12.7), нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 12.8) и др. Основной вид взыскания, который применяется в данном случае — штраф, в качестве дополнительного взыскания может применяться конфискация.

К уголовной ответственности лицо привлекается при наличии вины и только судом. Уголовный кодекс (глава 25 Преступления против порядка осуществления экономической деятельности) содержит такие виды преступлений в сфере предпринимательской деятельности как незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (статья 224), контрабанда (ст. 228), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство (ст.ст.232-234), ложное банкротство, сокрытие банкротства, преднамеренное банкротство (ст.ст.238- 240), нарушение антимонопольного законодательства (ст.244) и др. За данные преступления применяются такие виды наказания как штраф, конфискация, арест, лишение свободы, ограничение свободы, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, общественные работы.

Кроме того, к правонарушителям в экономической, предпринимательской сфере деятельности могут применяться организационные санкции, т.е. лишение лицензии, аннулирование свидетельства о государственной регистрации, прекращение действия свидетельства о государственной регистрации субъектов хозяйствования и др.

Источник: http://vuzlit.ru/1261016/mery_operativnogo_vozdeystviya_predprinimatelskoy_deyatelnosti_administrativnaya_ugolovnaya_otvetstvennost

Ответственность индивидуального предпринимателя перед законом

Действовать, нарушая установленные законом правила или пределы дозволенного поведения, означает совершение неправомерных поступков, за которые наступает ответственность. Противоправные деяния происходят в отношении объектов (прав), в том числе в сфере экономики и экономической деятельности, участником которой выступает индивидуальный предприниматель.

Читайте так же:  Признание и исполнение решений третейских судов

Характерно для правового статуса ИП – к нему, как к физическому лицу, применяются и нормы об ответственности граждан, что расширяет перечень правонарушений индивидуальных предпринимателей.

Характеристика и виды ответственности

Ответственность ИП (как юридическое понятие) наступает вследствие противоправного деяния и выражается в применении к виновному (либо невиновному) лицу мер воздействия, влекущих для него негативные последствия (изъятие имущества, лишение свободы, ограничение прав).

Главная черта законодательства в сфере предпринимательства – оно развивается, т.е. в него вносятся изменения в зависимости от состояния экономики, политики государства и иных факторов. Поэтому индивидуальному предпринимателю затруднительно действовать во всех случаях правомерно (платить налоги, сдавать отчетность, выполнять иные обязанности), без нарушений. Для этого требуется постоянно следить за изменениями в законодательстве: гражданском, налоговом, уголовном, экологическом и ином.

Нарушения со стороны предпринимателей характеризуются тем, что совершаются в рамках коммерческой деятельности. Предмет данного рассмотрения не последствия противоправных действий против личности (убийство, побои и т.п.) либо иных деяний, не связанных с бизнесом. Речь идет об ответственности за нарушения правил реализации и ввоза товаров (услуг), предоставления информации о своей деятельности, неуплату сборов, пошлин и налогов.

Традиционно ответственность индивидуального предпринимателя подразделяют следующим образом:

  • гражданско-правовая (договорная, внедоговорная);
  • административная (нарушения, связанные с уплатой налогов, сдачей отчетности, сертификацией и лицензированием и т.п.);
  • уголовная (преступления в сфере экономики и т.д.).

Закрытие ИП, не устраняет основания для применения к лицу соответствующих санкций. После прекращения коммерческой деятельности он несет ответственность как гражданин за правонарушения, которые состоялись до закрытия, в том числе по обязательствам из договоров заключенных в статусе предпринимателя, неуплаты налогов и иных платежей.

Единственным ограничением становятся зафиксированные законодательством сроки исковой давности, сроки привлечения к административной и уголовной ответственности, после истечения которых, такие действия в отношения граждан невозможны.

Гражданско-правовая ответственность ИП

Она возникает после ненадлежащего выполнения условий договорных обязательств, в результате внедоговорного причинения вреда. Особенностью имущественной ответственности признается то, что она наступает не только за виновное деяние, но иногда и в отсутствие вины.

Как пример: причинение вреда объектом (источником) повышенной опасности, к которым относятся и автотранспортные средства. Так, работник совершает дорожно-транспортное происшествие на автомобиле, принадлежащем ИП-работодателю, к ответственности привлекается владелец машины – предприниматель.

Согласно нормам гражданского законодательства индивидуальные предприниматели отвечают по долгам принадлежащим им имуществом.

В отношении материальных санкций законодатель не устанавливает пределов. Но при формировании объема имущества ИП, в отношении которого реализуются меры ответственности, следует помнить: взыскание производится в отношении не всего имущества индивидуального предпринимателя.

  • единственное жилье и земельный участок под ним;
  • оборудование или иные предметы для профессиональной деятельности ИП стоимостью не выше ста МРОТ;
  • продукты и деньги (в установленном минимуме);
  • и т.д.

Но, если предприниматель заложил единственную квартиру банку в обеспечение кредита (ипотека), то эти ограничения не действуют. Так, взыскание обращается на автомобиль таксиста, осуществляющего свою деятельность как ИП.

В ситуации, когда имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов по долгам, оплаты налогов, действующее законодательство с 1 октября 2015 года предоставляет возможность банкротства (признания несостоятельным) ИП, в том числе и после его закрытия.

Административная ответственность ИП

Правонарушения, после совершения которых, наступает данный вид ответственности, многообразны. К ней привлекаются вследствие неуплаты налогов, нарушений правил лицензирования, трудового законодательства и т.п.

Выделяются следующие негативные последствия применения административной ответственности (наказаний):

  • нематериальные (предупреждение, арест и т.п.),
  • материальные (штраф, конфискация).

Названные выше меры применяются к нарушителям в судебном и/или внесудебном порядке. Наложение штрафа после недоимки (неуплаты) налогов налоговый орган реализует самостоятельно на основании соответствующего постановления (акта). При этом размеры штрафов устанавливаются в твердой сумме, а в некоторых случаях дифференцированно, в зависимости от характера нарушения (например, характера налога).

В случае малозначительности правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности и получить устное замечание.

Применение наказания после выявления нарушения не снимает обязанности совершить требуемые в соответствии с законом действия, как пример – заплатить налоги.

ИП несет ответственность:

  • Согласно трудового законодательства за нарушения требований по охране труда, условий коллективных договоров, незаконное увольнение работников и т.п.;
  • В рамках экономической деятельности за: совершение действий без лицензии, допуска или иного требуемого законом разрешения, нарушения санитарных требований, в том числе неуплата экологических сборов, условий госконтрактов и т.д.;
  • в области финансов и налогообложения за: неуплату (неполную уплату) налогов, сборов иных обязательных платежей, несвоевременное предоставление отчетности государственным органам, непредставление и/или искажение информации;
  • При перемещении товаров через таможенные границы: несоблюдение требований в отношении таможенного оформления, контрабанда и т.п.

Уголовная ответственность индивидуального предпринимателя

В отличие от административной привлечение к уголовной ответственности влечет за собой более тяжкие последствия для правонарушителя. Особенность этого вида – применение мер в рамках уголовных санкций реализуется исключительно после принятия решения уполномоченным государственным органом, судом. Кроме того, привлекаются исключительно физические лица.

Выбор мер воздействия в рамках уголовного законодательства также многообразен. При совершении преступления предпринимателем применяются следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • лишение права на занятие определённым видом деятельности;
  • лишение свободы.

Учитывая, что занятие предпринимательством требует регистрации в соответствующих налоговых органах, то действия в нарушение такого порядка после извлечения крупного дохода (свыше полутора миллионов) влечет уже не административную, а уголовную ответственность.

Как незаконное предпринимательство, фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности является уголовным преступлением.

Кроме того, когда уклонение от погашения крупных долгов кредиторам принимает злостный характер, при наступлении определенных условий оно служит причиной привлечения индивидуального предпринимателя к уголовной ответственности.

Вследствие совершения преступлений к ИП применяются меры воздействия как к физическому лицу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ipprof.ru/pravo/otvetstvennost-ip.html

Ответственность за нарушение прав предпринимателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here