Подготовка к судебному разбирательству в конституционном суде

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Подготовка к судебному разбирательству в конституционном суде" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Назначение и подготовка дел к слушанию в КС РФ. Полномочия судьи-докладчика

Судебное разбирательство — основная стадия конституционного судопроизводства. На всех предшествующих стадиях создаются условия, позволяющие Конституционному Суду РФ приступить к разрешению дела. Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. На этой стадии формируется правовая позиция Конституционного Суда РФ, совершается правосудие, выносится решение по существу дела. Стадии судебного разбирательства предшествует подготовительный этап. Он включает в себя назначение и подготовку дела к слушанию, а также организацию судебного заседания.

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик ведет дело до его завершения, т. е. до вынесения решения.

Судья-докладчик осуществляет следующие действия (ст. 49 Закона):

• направляет копии обращения и прилагаемые к нему документы и иные материалы другой стороне;

• изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления;

• истребует от соответствующих органов и должностных лиц необходимые документы и иные материалы, имеющие отношение к делу;

• поручает производство экспертиз, назначает экспертов, составляет список вопросов для эксперта;

• поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов, направляет соответствующие запросы;

• составляет проект итогового решения;

• принимает иные меры, необходимые для разрешения дела;

• извещает судей о ходе подготовки дела к рассмотрению, направляет им дополнительные материалы.

Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени Конституционного Суда РФ.

Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения:

— о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;

— о заверении документов и текстов нормативных актов;

— о проведении проверок, исследований, экспертиз;

— об установлении определенных обстоятельств;

— о привлечении специалистов;

— о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам.

Требования Конституционного Суда Российской Федерации должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Российской Федерации.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда Российской Федерации, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда Российской Федерации, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья в течение длительного времени не может исполнять свои обязанности, он передает обращение Председателю Конституционного Суда для назначения другого судьи-докладчика. Председатель Конституционного Суда в заседании Конституционного Суда ставит вопрос о замене судьи-докладчика.

В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9735 — | 7573 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/9_93748_naznachenie-i-podgotovka-del-k-slushaniyu-v-ks-rf-polnomochiya-sudi-dokladchika.html

Тема 10. Назначение и подготовка дела к слушанию в Конституционном суде рф (2 часа)

План семинарского занятия

Назначение дела к слушанию. Объединение дел в одно производство.

Подготовка дела к слушанию. Роль судьи-докладчика.

Организационные вопросы подготовительной стадии. Рассылка мате­риалов. Оповещение о заседании.

Особенности подготовки к рассмотрению дел без проведения слушания.

Задание 1 (подготовка к деловой игре).

1. Определите и выпишите поводы и основания к рассмотрению дела по предложенной к деловой игре фабуле дела.

2. Подберите правовые позиции Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека по предложенной к деловой игре фабуле дела.

Тема 11. Судебное разбирательство в Конституционном суде РФ

Подготовительная часть судебного разбирательства. Председательствующий в заседании, его полномочия.

Рассмотрение дела по существу.

Вынесение, провозглашение, опубликование и вступление в силу итогового решения Конституционного суда РФ. Особое мнение судьи.

Разъяснение решения Конституционного суда РФ.

Особенности рассмотрения дел без проведения слушания.

Задание 1 (подготовка к деловой игре)

Подготовьте выступление стороны (представителя заявителя или органа, принявшего акт) по предложенной к деловой игре фабуле дела.

Тема 12. Правовая природа и значение решений и правовых позиций Конституционного суда РФ (2 часа)

План семинарского занятия

Решения Конституционного суда РФ: понятие, виды, структура, содержание и юридические свойства.

Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации: понятие, значение для правоприменения, порядок их изменения.

Действие решений Конституционного суда РФ во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые последствия решений Конституционного суда РФ.

Проблема исполнения решений Конституционного суда РФ.

Определите правовые последствия принятия решений Конституционного Суда РФ со следующими резолютивными частями:

Читайте так же:  Полное товарищество гражданское право

1. Признать часть вторую статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания» постольку, поскольку она препятствует внесению в списки избирателей граждан Российской Федерации, преимущественно проживающих на территории Республики Северная Осетия, не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 3(часть 3), 19(части 1и2),27(часть 1), 32(части 1и2),72(пункт «б» части 1) и76(часть 2) (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 ноября 1995 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания»).

2. Признать не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 27 (часть 1)и55 (часть 3),абзац второй статьи 1Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева»).

3. Признать положение пункта 3 статьи 15Федерального закона «О безопасности дорожного движения» о запрете регистрации транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, не противоречащимКонституцииРоссийской Федерации, поскольку — по конституционно-правовому смыслу данного законоположения в системе действующего правового регулирования и в силу имеющих общеобязательный характер правовых позиций Конституционного Суда РФ — не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника, лицом паспорта транспортного средства, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой»).

4. Признать не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 46 (части 1и2)и52,положения части первойстатьи 218истатьи 220Уголовно — процессуального кодекса РСФСР постольку, поскольку они, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, исключают в ходе предварительного расследования для заинтересованных лиц, конституционные права которых нарушены, возможность судебного обжалования действий и решений органа дознания, следователя или прокурора, связанных с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением производства по уголовному делу и продлением срока предварительного расследования (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью «Моноком»).

1. Сравните две группы решений Конституционного суда РФ; сделайте вывод о том, имелось ли изменение правовой позиции Конституционного суда РФ в каждом из случаев:

а) Постановление Конституционного суда РФ от 18.01.1996 г. № 2-П и Постановление Конституционного суда РФ от 21.12.2005 г. № 13-П;

б) п. 3 Определения Конституционного суда РФ от 05.11.1999 г. № 182-О; п. 2 Определения Конституционного суда РФ от 05.10.2000 г. № 199-О; п. 2.2. Постановления Конституционного суда РФ от 29.06.2004 г. № 13-П.

Найдите примеры двух неисполненных решений Конституционного суда РФ.

Каковы полномочия Конституционного суда РФ по выявлению и устранению неисполненных решений? Какие меры может предпринимать Конституционный суд РФ в целях понуждения к исполнению собственных решений?

Какие виды и формы ответственности предусмотрены российским законодательством в отношении органов и лиц, не исполняющих решения Конституционного суда РФ?

Источник: http://studfile.net/preview/5912227/page:7/

Подготовка к судебному разбирательству

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Конституционный Суд РФ может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48 — 53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.

Читайте так же:  Кас дополнение к апелляционной жалобе

В случае, если Конституционный Суд РФ предполагает разрешить дело без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд РФ. Отзыв, представленный в Конституционный Суд РФ, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд Российской Федерации может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Требования Конституционного Суда РФ о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда РФ должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду РФ в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом РФ.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда РФ, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда РФ, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством РФ ответственность.

Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

Объявления о заседаниях Конституционного Суда РФ помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.

Источник: http://helpiks.org/8-7472.html

Стадии конституционного судопроизводства

Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:

1. Внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны данные, установленные ст. 37 ФКЗ.

Выплачивается гос. пошлина.

Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее — обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее — Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда. Порядок установлен Регламентом КС РФ.

2. Предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Подготовка к судебному разбирательству.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

4. Судебное разбирательство.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Читайте так же:  Возмещение убытков работником

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела

5. Принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

6. Исполнение решения Конституционного Суда РФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9045 — | 7678 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/9_93742_stadii-konstitutsionnogo-sudoproizvodstva.html

Подготовка к судебному разбирательству в конституционном суде

Навигация: Главная Основные этапы движения конституционной жалобы Назначение и подготовка дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации

Назначение и подготовка дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации

Назначение и подготовка дела к слушанию — новая стадия производства по делу, означающая принятие жалобы к рассмотрению Конституционным Судом. В ходе этой стадии решаются следующие задачи:

  1. выявляется уровень подготовленности материалов дела к рассмотрению в судебном заседании;
  2. устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;
  3. определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело .
  1. истребует необходимые документы и иные материалы, направляет запросы;
  2. вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;
  3. организует проведение экспертиз, получение консультаций специалистов;
  4. координирует работу сотрудников Секретариата Суда при подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;
  5. совместно с председательствующим на заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову на заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;
  6. готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;
  7. готовит проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.
  1. о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;
  2. заверении документов и текстов нормативных актов;
  3. проведении проверок, исследований, экспертиз об установлении определенных обстоятельств;
  4. привлечении специалистов;
  5. даче разъяснений, консультаций и изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам.

Источник: http://obhis.ru/naznachenie-i-podgotovka-dela-k-slushaniyu-v-konstitutsionnom-sude-rossiyskoy-federatsii.html

Особенности рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Акты Конституционного Суда.

Правила рассмотрения споров в конституционном судопроизводстве

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.

Законодательством субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля предусмотрены следующие стадии судебного конституционного процесса:

1) внесение обращения в конституционный суд;

2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;

3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;

4) подготовка к судебному разбирательству;

5) судебное разбирательство;

6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;

8) исполнение решения конституционного суда.

Практика же работы большинства конституционных судов субъектов Российской Федерации показала, что судьи применяют единый порядок исчисления процессуальных сроков. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится в нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Внесение обращений в конституционный суд

Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел.

Обращениями в конституционный суд могут служить запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.д., отвечающие требованиям закона и являющиеся поводом к рассмотрению дела. В принципе, в конституционный суд может обратиться любой субъект права, однако, к рассмотрению принимаются обращения лишь тех субъектов, которым дано такое право по закону.

Законы субъектов Российской Федерации о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел. Обращения, поступающие в органы конституционного контроля и надзора, подлежат обязательной регистрации и должны содержать следующие данные:

а) Конституционный (уставной) Суд в качестве, в который направляется обращение;

б) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

Читайте так же:  Как лучше взять академический отпуск

г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

д) нормы конституции (устава), дающие право на обращение в Конституционный (уставной) Суд субъекта Федерации;

е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

ж) конкретные, указанные в законе субъекта Федерации о конституционном суде, основания к рассмотрению обращения в конституционном (уставном) суде;

з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы конституции (устава);

и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к конституционному суду;

к) перечень прилагаемых к обращению документов.

Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в конституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в деле, несет часть судебных расходов.

Законодательством субъектов предусмотрены три вида обращений, которые оплачиваются государственной пошлиной — это запрос и ходатайство, жалоба юридического лица и жалоба гражданина. При этом неодинаково устанавливается размер государственной пошлины.

В соответствии с законами о конституционных (уставных) судах государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции (Устава), ходатайства Президента (губернатора) по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной.

Конституционный Суд (за исключением Республик Дагестан, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия)) своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах.

Данная стадий конституционного судопроизводства имеет целью проверку обращения заявителя в конституционный (уставной) суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям.

Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в конституционном суде в предварительном порядке. Прежде всего, оно может быть рассмотрено структурными подразделениями аппарата конституционного суда.

Законы субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля и надзора предусматривают различные подходы к определению полномочий аппарата:

1) аппарат выполняет только технические (регистрационные) функции (ведет делопроизводство, прием посетителей и т.д.). В этом случае основной объем работы по проверке обращений приходится на долю судей;

2) аппарат суда, наряду с указанными функциями, вправе проверять обращения по формальным основаниям (форма обращения, уплата государственной пошлины и др.). В этом случае аппарат конституционного суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям конституционного закона. При этом законодательством не установлены сроки устранения недостатков. Поэтому заявитель после устранения недостатков, связанных с формой обращения, и при оплате государственной пошлины вправе вновь направить обращение в конституционный суд. Если обращение явно не подведомственно суду, аппарат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. Удовлетворяющие требованиям закона обращения направляются из аппарата председателю суда, председателем — судьям непосредственно для изучения и принятия по ним решения.

Как показывает практика работы органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации, при предварительном рассмотрении обращений аппаратом не вызывает особых трудностей проверка обращений на их соответствие требованиям закона об этих органах по форме, включая уплату государственной пошлины, а также определение некомпетентного на подачу обращения органа или лица.

Однако, как бы ни распределялись полномочия между аппаратом конституционного (уставного) суда и судьями, какими бы дополнительными полномочиями аппарат ни наделялся, в конечном итоге последнее слово остается за судьями и конституционным (уставным) судом в целом.

Предварительное изучение обращения судьей предполагает обязательную проверку наличия оснований к его рассмотрению судом. Такими основаниями служат: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции или Уставу субъекта Российской Федерации опротестованные нормативные акты, договоры; обнаружившаяся неопределенность в понимании норм Основного Закона субъекта и т.д. Иными словами, любая неопределенность по вопросам, составляющим компетенцию конституционного (уставного) суда.

По конституционным жалобам и запросам судов судья проверяет, был ли применен или подлежит ли применению в конкретном деле закон, о проверке конституционности которого ставится вопрос.

Анализ рассмотренных органами конституционного контроля дел показывает, что наиболее трудным является определение допустимости обращений. Очень сложно провести разграничение между подведомственностью и недопустимостью обращений.

Поэтому вопрос о допустимости обращений, как наиболее сложный в большинстве случаев, решается предварительно всем составом суда.

Обращение, как правило, не признается допустимым, если заявителем поставлен вопрос политический, а не правовой, если этот вопрос не конституционного уровня, или не получил разрешения в основном законе субъекта Федерации, если оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.

В процессе предварительного изучения обращений судья вправе истребовать дополнительные документы и материалы, что оформляется письменным запросом. Письменно оформляется и поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований.

Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Законодательством субъектов Федерации об органах конституционного контроля и надзора установлено, что требования суда или судьи обязательны для всех органов и лиц, которым они адресованы, и должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их получения. Этот срок сокращен до двух недель только в Республиках Дагестан, Марий Эл и в Свердловской области.

По результатам предварительного изучения обращения судьей составляется заключение и докладывается в заседании Конституционного (уставного) суда. Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению судом, то он вместо заключения, либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/8x7a5a.html

Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 608-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рыжкова Сергея Борисовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 148, 195, 196, 198, 199 и главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. N 608-О-О

Читайте так же:  Заявление в суд опровержение

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА РЫЖКОВА СЕРГЕЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 148,
195, 196, 198, 199 И ГЛАВОЙ 41 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина С.Б. Рыжкова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Б. Рыжков оспаривает конституционность примененных в его деле судами статей 148 (о задачах подготовки дела к судебному разбирательству), 195 (о законности и обоснованности решения суда), части первой статьи 196 (о вопросах, разрешаемых при принятии решения суда), части четвертой статьи 198 (о содержании решения суда), статьи 199 (о составлении мотивированного решения суда), главы 41 (о производстве в суде надзорной инстанции) ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»).

По мнению заявителя, положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно статья 148, как указывающая в качестве одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон, статья 195, часть первая статьи 196, часть четвертая статьи 198, статья 199, как не обязывающие суд указывать в решении мотивы, по которым судом был выбран примененный при разрешении дела закон, и глава 41 (положения которой частично воспроизведены в главе 41.1 ГПК Российской Федерации в действующей редакции), поскольку содержащиеся в ней положения препятствуют обжалованию в надзорном порядке определения судьи суда надзорной инстанции об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, а также не предусматривают вынесения Председателем Верховного Суда Российской Федерации или его заместителем мотивированного определения об отказе во внесении представления о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений в президиум Верховного Суда Российской Федерации, противоречат статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.Б. Рыжковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Оспариваемые заявителем статьи 148, 195, часть первая статьи 196, часть четвертая статьи 198, статья 199 ГПК Российской Федерации, устанавливающие задачи подготовки дела к судебному разбирательству, регламентирующие порядок принятия и изложения судом решения, а также требования к его содержанию, законности и обоснованности, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, а потому являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Кроме того, доводы, которые С.Б. Рыжков приводит в обоснование своей позиции по вопросу неконституционности данных законоположений, свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав он связывает не с их содержанием, а с судебными постановлениями, принятыми по делу с его участием.

Между тем проверка законности и обоснованности судебных постановлений, а равно правильности применения судами закона при разрешении конкретных дел, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.

2.2. По смыслу статей 376 и 377 ГПК Российской Федерации (положения которых частично воспроизведены в статьях 391.1 и 391.2 ГПК Российской Федерации в действующей редакции), объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела. Определение судьи суда надзорной инстанции выносится в процедуре предварительного рассмотрения надзорной жалобы (представления прокурора), в которой судья, не рассматривая дело по существу, решает лишь вопрос о наличии оснований для передачи надзорной жалобы (представления прокурора) для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Какое-либо иное решение, по-новому определяющее права и обязанности участвующих в деле лиц, при этом не выносится.

Что касается предусмотренного статьей 389 ГПК Российской Федерации (положения которой частично воспроизведены в статье 391.11 ГПК Российской Федерации в действующей редакции) правомочия Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя в целях обеспечения единства судебной практики по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности, то в силу правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, данное полномочие осуществляется с соблюдением общих правил, предусмотренных главой 41 данного Кодекса.

Таким образом, нет оснований полагать, что положениями главы 41 ГПК Российской Федерации были нарушены конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рыжкова Сергея Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rulaws.ru/acts/Opredelenie-Konstitutsionnogo-Suda-RF-ot-22.03.2012-N-608-O-O/

Подготовка к судебному разбирательству в конституционном суде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here