Политические права нарушения

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Политические права нарушения" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Политические права человека

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Политические права

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

1) право на свободу мысли, ст.29 п.1
2) право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст. 29 п.3
3) право получать и распространять информацию, ст. 29 п.4
4) право печати и информации, ст.29 п.5
5) право на объединения, ст. 30 п.1
6) право беспрепятственно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем, ст.31 п.2
7) право на мирные собрания, ст. 31 п.1
8) право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст. 32 п.1
9) право избирать и быть избранными и др., ст. 32 п.2
10) право равного доступа к государственной службе, ст.32п.4
11) право участвовать в отправлении правосудия, ст.32 п.5
12) право обращения, ст.33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличии от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет. (ст.60 Конституции РФ).

Источник: http://center-yf.ru/data/Yuristu/politicheskie-prava-cheloveka.php

Лекция 24. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

24.2. Преступления против политических прав и свобод

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ). В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статья 141 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение этих конституционных прав.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в следующих действиях (бездействии): а) воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; б) нарушении тайны голосования; в) воспрепятствовании работе избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума (содержание избирательных прав и порядок организации выборов и проведения референдума определяются в ряде федеральных законов); г) воспрепятствовании деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

К избирательным правам относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ) и органы местного самоуправления; право быть избранным в эти органы; право избирать Президента Российской Федерации или главу субъекта РФ (например, президента республики в составе РФ или губернатора края или области); право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации или главы субъекта РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право участвовать в референдуме. Последний есть способ изъявления воли граждан и принятия законов и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Законодательство о референдуме тщательно регламентирует принципы его проведения, выносимые на него вопросы и многие другие аспекты подготовки и проведения референдума.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти (обоих уровней) и органы местного самоуправления имеют все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

Воспрепятствование осуществлению избирательного права может заключаться в совершении различных действий (бездействия), мешающих гражданам реализовать свое избирательное право. Это и создание трудностей при выдвижении кандидатов избирательными объединениями, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, и воспрепятствование участию кандидатов в предвыборной кампании, внесению кандидатов в избирательные бюллетени, получению удостоверения на право голосования при перемене избирателем места пребывания и т.п.

Читайте так же:  Оформление загранпаспорта копия трудовой книжки

Нарушение тайны голосования заключается в различных способах нарушения установленных законодательством о выборах и референдуме условий, исключающих возможность любого контроля за волеизъявлением избирателей, например в оставлении избирательного участка без специальных кабин для голосования, обеспечивающих тайну голосования, в недопущении избирателя в такую кабину, во вхождении в нее и наблюдении за ходом голосования, в нумерации избирательных бюллетеней и т.п.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, а также деятельности члена избирательной комиссии или комиссии референдума выражается в разнообразных действиях (бездействии), препятствующих нормальной процедуре голосования, подсчету голосов избирательными комиссиями и установлению итогов голосования, направлению этих итогов в СМИ, выполнению обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума и т.п. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции ч.1 ст. 141 УК РФ действий (бездействия) независимо от наступления тех последствий, на достижение которых они были направлены. Субъективная сторона данного преступления (в том числе и при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 и 3 данной статьи УК РФ) характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ (кроме п. «б» ч. 2), является частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за это преступление, совершенное при следующих отягчающих обстоятельствах: а) соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенное лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Подкуп как способ воспрепятствования может состоять в передаче или обещании передать деньги или иные ценности или обещании предоставить иные имущественные блага.

Обман заключается во введении граждан РФ в заблуждение относительно места и времени голосования, порядка заполнения избирательного бюллетеня, данных о кандидатах и т.п.

Под насилием понимается любое физическое воздействие, препятствующее осуществлению избирательного права или работе избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдума. Оно может выражаться в задержании избирателей, членов указанных комиссий, незаконном лишении их свободы, в насильственном изъятии документов, необходимых для получения избирательного бюллетеня, в побоях, причинении легкого вреда здоровью. Если при воспрепятствовании в отношении потерпевшего было допущено умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 141 и 111 или ч. 2 ст. 112 (п. «б») УК РФ.

Под угрозой понимается психическое воздействие, способное помешать осуществлению избирательного права или участию в работе указанных комиссий. Это угроза насилием над личностью потерпевшего или его близких.

Понятие использования своего служебного положения следует толковать исходя из примечаний к ст. 201 и 285 УК РФ.

Понятие совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой дается в ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

В ч. 3 рассматриваемой статьи УК предусматривается ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списка кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы».

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью (получение определенных результатов в пользу заинтересованных лиц или объединений в ходе избирательной кампании или проведения референдума).

Субъект преступления — достигшее возраста 16 лет лицо, нарушающее порядок финансирования избирательной кампании или референдума.

Часть 2 ст. 141 1 УК РФ предусматривает ответственность за использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также за использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также за расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

В соответствии с примечанием к ст. 141 УК РФ крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного ст. 141 1 УК РФ, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ). Общественная опасность данного преступления заключается в посягательстве на право граждан РФ осуществить свое избирательное право или право участия в референдуме, а также на установленный порядок голосования.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142 УК РФ, характеризуется действием — фальсификацией избирательных документов, документов референдума. К избирательным документам, указанным в данной статье, относятся: списки избирателей, подписные листы, удостоверения на право голосования, избирательные бюллетени и другие избирательные документы и документы референдума.

Фальсификация, т.е. подлог избирательных документов и документов референдума, может заключаться в составлении поддельных документов, во включении «мертвых душ» в подписные листы, внесении в подлинный документ заведомо неправильных сведений, в его подделке и т. п.

Преступление, предусмотренное ст. 142 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом.

Субъектом данного преступления может быть: член избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидат или его уполномоченный представитель.

Часть 2 ст. 142 предусматривает ответственность за подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума или за заверение заведомо поддельных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Часть 3 рассматриваемой статьи УК предусматривает ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — член избирательной комиссии, комиссии референдума, совершивший фальсификацию итогов голосования.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ). Данная норма защищает конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление банка

Уголовная ответственность установлена лишь за незаконное воспрепятствование проведению указанных в диспозиции комментируемой статьи массовых мероприятий. Следовательно, сами по себе эти мероприятия должны быть законными. Условия их проведения регламентируются в административном праве.

Митинг — собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. Демонстрация — публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств. Уличное шествие — организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование — наглядная демонстрация группой граждан своих намерений и взглядов без шествия и звукосигналов.

Если собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация или пикетирование проводятся с соблюдением установленного порядка, государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане не вправе препятствовать им; и такое воспрепятствование их организации или проведению либо участию в них, а также принуждение к участию в них является незаконным, влекущим административную ответственность. Уголовная ответственность наступает лишь при наличии условий, указанных в диспозиции ст.149 УК.

Объективную сторону преступления образуют: а) действия (бездействие), выражающиеся в незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо в незаконном воспрепятствовании участию в них и б) специфические способы воспрепятствования — использование должностным лицом своего служебного положения либо применение насилия или угроза его применения.

Под насилием как способом воспрепятствования либо принуждения понимается причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и побоев (ст. 116 УК РФ). Более опасные способы насилия образуют самостоятельное преступление и должны квалифицироваться по совокупности со ст. 142 УК РФ.

Угроза применением насилия как способ воспрепятствования либо принуждения — это угроза причинения любого физического насилия (вплоть до угрозы убийством).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является как частное лицо, достигшее возраста 16 лет, так и должностное лицо, когда преступление совершается последним с использованием им своего служебного положения.

Источник: http://www.konsalter.ru/biblioteka/b25/6_2.htm

Преступления против политических прав и свобод

Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) . Непосредственным объектом преступления выступают гарантированное ч. 4 ст. 29.

Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в установленном (т. е. законном) порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок), а также неполная или заведомо ложная информация в таких документах и материалах.

Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными бездействием (неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в любой форме) либо действием (предоставление в таких документах и материалах неполной или заведомо ложной информации), наступающим последствием (вред правам и законным интересам граждан) и причинной связью между деянием и последствием.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Состав преступления – материальный; преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (вред в законе не конкретизирован, однако его неотъемлемой характеристикой должна считаться существенность).

Субъект преступления специальный – должностное лицо (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ) . Непосредственнымобъектом данного преступления, а также составов, предусмотренных ст. 141.1–142.1 УК РФ, является гарантированное ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ право участвовать в управлении делами государства и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В квалифицированном составе преступления (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ) дополнительным непосредственным объектом является здоровье человека.

В статье 141 УК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных состава преступления.

Первый состав преступления характеризуется следующими альтернативно предусмотренными действиями:

1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

2) нарушение тайны голосования;

3) воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Состав преступления – формальный. Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

Второй состав преступления , предусмотренный ст. 141 УК РФ, характеризуется следующими действиями:

1) вмешательством с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. Исчерпывающий перечень действий, признаваемых таким вмешательством, указан в статье;

2) неправомерным вмешательством в работу Государственной автоматизированной системы «Выборы».

Субъективная сторона обоих составов преступления характеризуется прямым умыслом, а при вмешательстве в осуществление полномочий избирательной комиссией или комиссией референдума – также целью повлиять на решения соответствующей комиссии.

Субъект преступления – специальный: в случае совершения преступления лицом с использованием служебного положения (п. «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ) либо должностным лицом при вмешательстве в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий (ч. 3 ст. 141 УК РФ); применительно к остальным действиям, образующим объективную сторону, субъект преступления общий.

Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ) . В ст. 141.1 УК РФ содержатся два состава преступления.

Первый состав преступления по объективной стороне (ч. 1 ст. 141.1 УК РФ) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

1) оказание финансовой (материальной) поддержки в крупном размере (определенном в примечании к данной статье) в нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка оказания такой поддержки;

2) внесение пожертвования в крупном размере (определенном в примечании к данной статье) в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

Второй состав преступления по объективной стороне (ч. 2 ст. 141.1 УК РФ) в определенной мере корреспондирует с первым и характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

1) использование в крупном размере (определенном в примечании к данной статье) финансовой (материальной) поддержки в нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка;

2) расходование в крупном размере пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума. Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления применительно к ч. 1 – общий, а применительно к ч. 2 – специальный, указанный в статье.

Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ) . Предметом преступления являются избирательные документы либо документы референдума.

В ст. 142 УК РФ содержится три состава преступления:

1. Объективная сторона первого состава преступления (ч. 1 ст. 142 УК РФ) характеризуется действием в виде фальсификации (т. е. полной подделки, искажения или подлога) избирательных документов, документов референдума. Преступление является оконченным с момента совершения действия.

Читайте так же:  Проверка выезда за границу казахстан по иин

2. Второй состав преступления (ч. 2 ст. 142 УК РФ) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

1) подделкой подписей избирателей, участников референдума в подписных листах;

2) заверением заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Третий состав преступления (ч. 3 ст. 142 УК РФ) характеризуется:

1) незаконным изготовлением избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

2) хранением незаконно изготовленных избирательных бюллетеней;

3) перевозкой незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

Субъективная сторона всех трех составов характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный применительно к ч. 1 (указан в статье) и к ч. 2 – при заверении заведомо подделанных подписей, подписных листов (указан в законодательстве о выборах и референдумах); применительно к остальным действиям, образующим объективную сторону, субъект преступления общий.

Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ) . Объективная сторона характеризуется действием в виде фальсификации итогов голосования.

Состав преступления характеризуется указанными в статье средствами совершения преступления, в качестве которых могут выступать бюллетени, списки избирателей, участников референдума, протоколы об итогах голосования.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный: член избирательной комиссии, комиссии референдума, а при представлении заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума либо заведомо неправильном составлении списков избирателей, участников референдума – соответствующие служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления и Вооруженных Сил РФ, определенные законодательством о выборах и референдуме.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ) . Объектом преступления выступает свобода массовой информации, мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ) и вытекающие из этого права журналиста: свободно искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью и др. (ст. 47 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Статья 144 УК РФ, как следствие, охраняет деятельность только профессиональных журналистов.

При этом ст. 144 УК РФ охраняет лишь законную деятельность журналистов по поиску, запрашиванию, получению и распространению массовой информации; пределы такой деятельности определены ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Объективная сторона преступления характеризуется воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов:

1) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо;

2) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации.

Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Ответственность наступает с 16 лет.

В ч. 2 ст. 144 УК РФ содержится квалифицированный состав преступления, предполагающий ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием служебного положения.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ) . Непосредственным объектом выступает гарантированное ст. 31 Конституции РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Согласно ФЗ от июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:

Собрание– совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг– массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация– организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие– массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование– форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия:

1) незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования;

2) незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них;

3) незаконным принуждением в любой форме к участию в них. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления либо специальный – должностное лицо (примечание 1 к ст. 285 УК РФ), либо общий (при воспрепятствовании с применением насилия или с угрозой его применения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_167639_prestupleniya-protiv-politicheskih-prav-i-svobod.html

Преступления, посягающие на политические права и свободы

Непосредственным объектом нарушения равноправия граждан (ст. 136 УК РФ) являются общественные отношения, связанные с равенством прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, имущественного и должностного положения (перечень признаков в законе является исчерпывающим), на которые посягает правонарушитель.

Непосредственным объектом воспрепятствования осуществления избирательных прав или работы избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ), нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ), фальсификации избирательных документов, документов референдума или неправильного подсчета голосов (ст. 142 УК РФ) являются право гражданина избирать, быть избранным в выборный орган (Законодательное Собрание, Государственную Думу и т.д.), право на участие в референдуме, а также законная деятельность избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума по обеспечению действительных результатов выборов (референдума).

Непосредственным объектом воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ) являются право человека на свободное получение информации, разносторонне отражающей события, и свобода деятельности представителей средств массовой информации (СМИ).

Непосредственным объектом воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них (ст. 149 УК РФ) является право граждан на участие в различных мирных собраниях.

Факультативными объектами данных составов могут являться посягательства на личность, выражающиеся в насилии, психическом воздействии с целью отказа от реализации предоставленных Конституцией Российской Федерации политических прав и свобод.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений выражается либо в действиях, препятствующих осуществлению конституционных прав и свобод, либо в бездействии, выразившемся в невыполнении уполномоченными лицами своих обязанностей по обеспечению реального осуществления гражданами этих прав и свобод. Это могут быть отказы по признаку национальности или исповедуемой религии в воспрепятствовании (запрещении) проведения мирного собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или в воспрепятствовании участия в таких собраниях гражданина и других подобных деяниях.

Все составы, за исключением ст. 136 УК РФ, — формальные. Преступление будет считаться оконченным с момента совершения любого деяния, посягающего на политические права и свободы. Состав преступления, предусмотренный ст. 136 УК РФ, материальный: деянием причинены вред в виде ущемления прав и свобод, оскорбительные для человека последствия, связанные с невыполнением каких-либо обязательств, восстановлением нарушенного права и т.п.

Читайте так же:  Подача жалобы в президиум верховного суда

Субъект преступлений против политических прав и свобод человека и гражданина — физическое, вменяемое лицо, достигшие шестнадцатилетнего возраста (по ст. 136, 141 УК РФ — кроме п. «б» ч. 2 ст. 141.1), ч. 1 ст. 144 УК РФ — общий субъект. Специальный субъект предусмотрен п. «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 144 УК РФ, — должностное или иное лицо, использующее свое служебное положение, ст. 142 УК РФ — член избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума, ст. 149 УК РФ — должностное лицо.

С субъективной стороны почти все преступления, посягающие на политические права и свободы, характеризуются прямым умыслом. Исключение составляет лишь преступление, предусмотренное ст. 136 УК РФ. Основной состав этого преступления может характеризоваться прямым или косвенным умыслом. В этом случае виновный осознает допускаемые им нарушения равноправия граждан, предвидит, что причиняет вред правам и законным интересам человека, и желает причинить такой вред (прямой умысел); сознательно его допускает либо безразлично к нему относится (косвенный умысел). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 141 и 142 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что нарушает избирательные права гражданина либо дезорганизует работу избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), фальсифицирует их результаты, и желает сделать это. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ, выражается в прямом умысле. Виновный осознает, что принуждает журналиста к распространению или к отказу от распространения информации как деятельности профессиональной, и желает этого. Применительно к деяниям, указанным в ст. 149 УК РФ, виновный сознает, что совершает любое из них, и желает его совершения.

Мотивы связаны с признаками, изложенными в ст. 136 УК РФ, — это неприязнь, злоба, месть по расовым предрассудкам и т.п. В статье 144 УК РФ указана цель — добиться распространения или отказа от распространения информации в СМИ; в ст. 149 УК РФ такой целью является воспрепятствование к проведению собрания граждан или участию в них.

В остальных составах мотив и цель не имеют значения для квалификации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_1499_prestupleniya-posyagayushchie-na-politicheskie-prava-i-svobodi.html

Нарушение и ущемление прав человека

Случаи ущемления прав одного человека другим встречаются повсеместно.

Нередко приходится быть свидетелями конфликтов на религиозной почве, связанных с межрасовой неприязнью. Граждане притесняют друг друга из личных соображений, примеры нарушения прав человека можно наблюдать в общественной жизни.

Ситуация усугубляется, если взаимоотношения между близкими людьми, соседями по подъезду, руководством также не отвечают требованиям Конституции.

Статья 136 УК РФ – о чем она

Этот документ достаточно объемный и в двух словах пересказать его не получится точно.

В первой главе прописаны основы конституционного строя нашего государства. Вторая глава содержит перечень прав и свобод граждан и человека. Третья – разъясняет, каким образом происходит федеративное устройство российского общества.

В отдельных главах рассмотрены полномочия президента, федерального собрания, правительства нашего государства, судебной власти и прокуратуры, органов местного самоуправления.

Статья 136 УК РФ четко прописывает все виды взысканий, которые можно применить к человеку, занимающемуся притеснением другого человека.

В ней сказано, что любые формы ограничения прав человека запрещены, и действующее законодательство строго наказывает подобные деяния:

  • Денежный штраф, его размер варьируется от 100 000 до 300 000 рублей, эта сумма может заменена на суммарный доход обидчика за последние 1-2 года;
  • На ближайшие 5 лет нарушитель лишается права занимать определенные посты;
  • Предусмотрены принудительные работы, их общая длительность до 480 часов;
  • К особо злостным нарушителям могут применить исправительные работы на срок до 2 лет;
  • Принудительные работы на срок до 5 лет;
  • Если нарушение прав человека было особенно тяжким, то принимается высшая мера наказания – лишение свободы до 5 лет.
  • Данные меры наказания можно применить к должностным лицам, занимающим руководящие посты в различных организациях, в государственных учреждениях, а также в некоммерческих организациях.

    На самом деле, заслуженное наказание за ущемление прав человека настигает далеко не каждого, кто этого заслуживает. Люди не торопятся отстаивать свои права, терпя притеснения.

    Не нужно бояться бороться за свои права. Тогда фактов притеснения будет меньше, люди начнут уважать не только собственные интересы, но принимать сторону других граждан.

    Состояние прав человека в современной России

    Каждый человек имеет определенные права. Гражданин должен воспринимать себя как полноценного участника экономической, политической, социальной, культурной жизни страны. Именно с позиции права люди оценивают свое поведение по отношению к другим гражданам как правильное или неправильное.

    Для мирового правозащитного общества 2020 год ознаменовался 70-ой годовщиной создания Всеобщей Декларации прав человека.

    Фраза из нее известна каждому, она гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.»

    И соблюдать все эти права и обязанности человека должно государство. Но вряд ли удастся отыскать хоть одно государство, которое на 100% придерживалось бы данное предписание.

    Авторы российской Конституции целиком и полностью опирались на Декларацию, создавая главный правовой документ нашей страны. Права и свобода человека здесь в приоритете. За соблюдением всех аспектов следят местные органы самоуправления, обеспечиваются эти права правосудием.

    Ограничение прав и свобод человека могут происходить только в том случае, если его деятельность противоречит основам конституционного строя.

    Но и это ограничение может происходить только в рамках закона и не причинять вред виновному. При этом, ни в коем случае нельзя ограничит право на жизнь и достоинство человека.

    Каждый человек имеет гарантию на судебную защиту своих прав. Сюда же относится возможность получения квалифицированной судебной помощи.

    Если человек уверен, что государство не стремится в полной мере осуществить всех его правовых гарантий и состав преступления на лицо. он может обратиться в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека.

    Конституция Российской Федерации предусматривает специальный институт, контролирующий соблюдение прав и свобод человека. С 2016 года в России этот пост занимает Татьяна Николаевна Москалькова. В этой должности она пробудет пять лет.

    Примеры нарушения прав человека в России

    Ежегодно на имя уполномоченного по правам человека поступают жалобы о фактах несоблюдении прав и свобод граждан. Большая доля этих заявлений написана на конкретных лиц.

    За последние годы наметилась явная тенденция к снижению жалоб граждан на ущемление их прав. Так, если в 2016 году было зафиксировано 42 549 заявлений, то уже в 2017 году их количество снизилось до 41 840 штук.

    Остается надеяться, что этот показатель отражает истинное положение вещей, и фактов нарушения прав и свобод граждан в предыдущем году было действительно меньше.

    Читайте так же:  Особенности ответственности государственных гражданских служащих

    Тематика жалоб разнообразная. Люди жалуются на уголовно-процессуальное законодательство, почти треть обращений (30%) связана именно с этим направлением.

    Есть жалобы на жилищное законодательство, таких набралось больше 17%. Почти половина обращения содержит жалобы на уголовно-исполнительное законодательство.

    Ярким примером нарушения прав человека стала ситуация с многодетной семьей Н. в Тульской области. Местное самоуправление пожелало получить приобретенную семьей квартиру в собственность муниципалитета потому, что по данному объекту в прошлом были зафиксированы мошеннические сделки. Судебные органы поддержали позицию муниципальных властей и вынесли решение о выселении семьи из честно приобретенной квартиры. Решением верховного суда данное постановление было отменено и права семьи на жилплощадь были восстановлены.

    Не раз отмечались факты незаконного возбуждения уголовных дел. Так, по факту обращения Уполномоченного к прокурору Ивановской области было заведено 2 уголовных дела против лиц, пытавшихся незаконно присвоить себе средства умершей супруги пенсионера С. В результате, права пенсионера были восстановлены, деньги возвращены, а обратившийся пенсионер был признан потерпевшим лицом.

    За предыдущий год к Уполномоченному поступил ряд жалоб на нарушение прав граждан в местах принудительного содержания. Целый ряд обращений на имя Уполномоченного написали родственники и правозащитники, ходатайствуя за осужденную Р., содержащуюся Пермском ГУФСИН. У женщины был диагностирован рак, но во время содержания в учреждении ей не проводилось должное медицинское обследование, не говоря уже про лечение. В результате вмешательства осужденной провели все требуемые процедуры и назначили комплексное лечение.

    И эти факты далеко не единичны, если учитывать, что на стол к Уполномоченному попадают далеко не все обращения от граждан. Большую их часть все же решают на местном уровне.

    Куда писать жалобу

    Основное назначение Уполномоченного по правам человека – защищать права и свободу граждан. Но это не значит, что каждый человек в случае нарушение его конституционных прав должен сразу обращаться в приемную Уполномоченного по правам человека.

    Для начала необходимо написать заявление в местную прокуратуру. Именно туда следует обращаться в случаях нарушений в первую очередь. Этот орган призван на местном уровне следить за тем, чтобы права граждан соблюдались по всем пунктам.

    Обращение может быть по следующим причинам:

  • Невыплата заработной платы или ее задержка.
  • Отказ должностных лиц в выдаче необходимых документов, неоказание определенных услуг. Например, гражданин обратился в БТИ, где ему отказались выдать документы на перепланировку без указания на то причин.
  • Несоблюдение прав человека, находящегося под стражей или отбывающего наказание в местах лишения свободы.
  • Нежелание следователя, прокурора, приставов или любых других должностных лиц следовать «букве закона» и выполнять свои обязанности. Можно написать жалобу и в случае превышения должностными лицами своих полномочий.
  • Жалоба на местные органы самоуправления в случае невыполнения ими своих обязательств.
  • Жалоба на управляющую компанию, если ее руководство злоупотребляет доверием граждан и не выполняет своих обязанностей или превышает взятые на себя обязательства.
  • Это лишь часть ситуаций, при которых гражданин может обратиться в прокуратуру, требуя соблюдение законности.

    Как писать заявление

    Жалобу в прокуратуру можно направить любым удобным для себя способом:

  • Прийти на прием лично и на месте написать жалобу с приложением к ней всех необходимых документов, подтверждающих факт нарушения;
  • Сделать это при помощи электронного письма, к нему также необходимо будет приложить все электронные варианты необходимых документов;
  • Написать письменное обращение и отослать его по почте, не забудьте также приложить копии всех бумаг. Письмо нужно отправлять с уведомлением, не лишним будет сделать опись вложений.
  • Большинство граждан идут традиционным способом и обращаются в прокуратуру лично, считая этот способ самым надежным.

    После проведения всех необходимых проверок на имя заявителя поступит ответное письмо от прокурора, в котором будут прописаны принятые меры и результат рассмотрения жалобы.

    Куда еще можно написать о нарушении прав человека, если результат обращения в прокуратуру вас не удовлетворил? Пишите напрямую к Уполномоченному по правам человека в России.

    В этом случае жалобу также можно лично принести в приемную чиновника, можно отправить заявление посредством электронной почты, что весьма удобно, учитывая просторы нашей родины, можно отослать бумагу по почте или сделать заявление посредством социальных сетей.

    Срок рассмотрения жалобы – 10 дней с момента ее получения. По истечении этого срока Уполномоченный должен вынести свое решение по поводу дальнейшей судьбы жалобы.

    Срок окончательного рассмотрения зависит от того, сколько времени уйдет на получение всех необходимых запросов из соответсвующих органов. Ответ заявитель получит тем способом, который указал в заявлении.

    Кто еще следит за соблюдением прав граждан?

    Не последнюю роль в соблюдении прав и гарантий граждан выполняют сотрудники правоохранительных органов. Если в отношении сотрудника полиции был выявлен факт нарушения им своих должностных полномочий, наказание постигнет его независимо от занимаемой должности.

    Что входит ответственность сотрудника полиции? Он отвечает за незаконные распоряжения и приказы, если они выходят за рамки предоставленных полномочий.

    Это могут нарушения, совершенные по роду служебной деятельности. За них он несет ответственность как должностное лицо. Это может превышение служебных полномочий или невыполнение своих служебных обязанностей.

    За это нерадивого сотрудника могут привлечь к дисциплинарной, уголовной или материальное ответственности:

  • Дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел – все зависит от степени тяжести проступка. Наказание в этом случае определяет руководитель провинившегося.
  • Уголовная ответственность наступает в результате совершения общественно-опасного проступка. Это может быть преступление против государственной власти и интересов государственной службы – злоупотребление своими полномочиями, получение взятки, подлог, халатность и т.п. Подобное наказание может наступить и в результате незаконного привлечения человека к уголовной ответственности, фальсификация доказательств, сокрытие настоящего преступника – что является прямым нарушением прав человека. Нарушение тайны переписки, посягательство на частную собственность также караются реальным сроком.
  • Материальная ответственность наступает в результате служебного проступка, если был причинен вред имуществу органов внутренних дел. В этом случае сотрудник должен будет возместить нанесенный материальный вред. Это может быть повреждение транспорта, специальной техники, средства связи, одежды.
  • Вывод

    Законодательно в Конституции прописаны права человека, на которые он имеет право. Но для того, чтобы они в полной мере соблюдались, необходимо, чтобы человек их хорошо знал.

    Только в этом случае он сможет в полной мере пользоваться всеми положенными ему гарантиями. В случае нарушения прав человека можно восстановить справедливости, обратившись в соответствующую структуру.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/narushenie-i-ushhemlenie-prav-cheloveka/

    Политические права нарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here