Понятие правонарушение среди несовершеннолетних

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Понятие правонарушение среди несовершеннолетних" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Распространённые правонарушения совершаемые несовершеннолетними

Наиболее распространенные административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Административный арест не может применяться к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

2. Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

3. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

4. Мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).

Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.

5. Уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ).

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Уничтожение чужого имущества подразумевает его приведение в полную непригодность, вследствие чего оно абсолютно теряет свою ценность, не может использоваться в соответствии с имеющимся у него назначением.

Повреждение имущества предполагает совершение действий, направленных на невозможность его использования без соответствующего ремонта или исправления по назначению.

6. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ).

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, что подтверждается удостоверением. На территории страны водители — граждане РФ должны иметь национальное водительское удостоверение. Ответственность за указанное правонарушение несет только водитель транспортного средства.

При совершении правонарушения водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ), а транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

Читайте так же:  Кошки выгоняют нечисть из дома

7. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ).

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

8. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ).

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

9. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ).

Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

10. Занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ).

Занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

11. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Отметим, что о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Источник: http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/rasprostranjonnye-pravonarusheniya-sovershaemye-nesovershennoletnimi.html

Теоретический анализ проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Специфика правонарушений среди несовершеннолетних

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России оказало и продолжает оказывать не всегда положительное влияние на население страны. При этом негативные последствия преобразований сказываются, прежде всего, на подрастающем поколении. В настоящее время мы вынуждены признать, что в России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищённость несовершеннолетних. Государство, в лице законодательных органов, издаёт многочисленные правовые документы, но надежно защитить своих маленьких граждан не в состоянии. В связи с этим подрастающее поколение вынуждено адаптироваться в настоящих условиях исходя из сложившейся ситуации. Результаты такого вживания в окружающую среду видны как по сводкам МВД России, так и по другим официальным отчётам государственных органов и организаций. В 2007 году несовершеннолетними и при их соучастии совершено 182798 преступлений. При этом 565373 подростков совершили преступления повторно. 259936 преступлений совершены в группе по предварительному сговору, 508928 в состоянии алкогольного опьянения и 15514- наркотического и токсического.

Детская смертность в Российской Федерации выше, чем в Европе в 3 раза. По разным источникам, в России насчитывается от 1,5 млн. до 2 млн. беспризорных детей, а в Санкт-Петербурге — около 30 тысяч. Около 3 млн. детей и подростков бродяжничают, вовлечены в криминальные преступные группировки. Ежегодно в стране совершается более 17 тысяч преступлений, потерпевшими в которых являются дети. В 2009 г. около 2 тысяч детей и подростков покончили жизнь самоубийством. Из каждых 100 подростков 20 употребляют наркотики, а 6 являются токсикоманами. Каждый 10-й питерский преступник — ребёнок, подросток. В перспективе, если учесть, что в 2010 году возраста уголовной ответственности достигнут 9,4 млн. человек, из которых как минимум 230-240 тыс. совершают уголовно-наказуемые деяния, рост подростковой преступности может составить 10-15%.

Такова официальная статистика, но реальное положение дел, по-нашему мнению, гораздо тревожнее, что связано как с объективными, так и с субъективными обстоятельствами. Именно поэтому многократно возросла роль субъектов, уполномоченных работать с несовершеннолетними. Важнейшей частью этой деятельности является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. В создавшейся в России ситуации положительный результат этой работы возможен только при совместных усилиях всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Абубзкиров, Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступности несовершеннолетних [Текст] / Ф.М. Абубзкиров: Автореферат канд. дисс. М.: Академия МВД РФ, 2011.

На практике состояние взаимодействия сложно оценить однозначно. Для определения методов профилактической и коррекционной работы необходимо определить понятийный аппарат.

Одним из важнейших понятий в данном вопросе является понятие отклоняющегося поведения.

Отклоняющимся асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные виды отклоняющегося поведения — преступность и уголовно-ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение.

Отклоняющееся поведение — это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.

Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Основные элементы правонарушения:

  • 1) Противоправное поведение может быть выражено как в действии, так и в бездействии. Бездействие в данном случае состоит в не совершении таких действий, которые оно должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (например, неоказание помощи водителем человеку, которого он сбил на проезжей части улицы и т.д.).
  • 2) Противоправным является деяние (действие или бездействие), которое причиняет вред гражданам, государству, обществу. Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т. Но главное состоит в общественной вредности противоправного деяния. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на интересы и ценности индивида, общества, государства.
Читайте так же:  Исковое заявление о признании незаконных действий

Общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного, т. е. противоречащего образу поведения, установленному в правовой норме. Противоправность деяния может проявиться в прямом нарушении правового запрета, в неисполнении возложенных обязанностей, в превышении должностных полномочий и т. д.

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием. Сущность вины заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым правом интересам общества, которые выражаются в совершении общественно вредных деяний.

Правонарушения осуждаются обществом и влекут за собой меры государственного воздействия в виде наказания.

Изучение криминогенных подростковых групп в течение последних 10-15 лет предпринималось криминологами и психологами в самых различных регионах страны. В результате этих исследований И.П. Башкатов выделяет три уровня развития криминогенных групп:

  • 1. Предкриминальные или асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность.
  • 2. Неустойчивые или криминогенные группы, характеризующиеся преступной направленностью групповых ценностных ориентации.
  • 3. Неустойчивые криминальные или преступные группы, сформированные для совместного совершения каких-либо преступлений.

По его данным, среди исследуемых подростковых групп, совершающих преступления, 74 % — мужского состава, 6 % — женского, 20 % — смешанного.

Однако в последнее время наметилась тревожная тенденция в отношении женской преступности. С одной стороны, отмечается рост преступности среди несовершеннолетних девушек, а с другой — факты циничного отношения к девушкам в семейных подростковых группах. Наличие так называемых «общих девочек», групповой секс, привлечение девушек из уличных компаний к участию в изнасиловании своих подруг и знакомых.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний правонарушитель -это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают правонарушения из них единицы. Для остальных характерны:

— постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);

следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;

бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

— ранние половые связи, половая распущенность;

систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения:

виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Классификацию правонарушений разграничиваются по характеру вреда в зависимости от объекта, на который посягает правонарушитель и от особенностей санкции. Это классификация по отраслям права. Современные ученые выделяют в рамках этой классификации несколько видов правонарушений:

гражданские (по другому именуемые гражданскими деликтами)

* административные (налоговые, природоохранные, строительные, санэпидемиологические, архитектурные, противопожарные и т.д.)

также по данному основанию можно выделить международные правонарушения

в последнее время некоторые ученые выделяют конституционные правонарушения.

Проступки — это виновные, противоправные деяния, которые являются непреступными правонарушениями, т.е. характеризуются меньшей, по сравнению с преступлениями, степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и международные.

Источник: http://studwood.ru/1239366/pravo/teoreticheskiy_analiz_problemy_preduprezhdeniya_pravonarusheniy_nesovershennoletnih_grazhdan_rossiyskoy_federatsii

Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них:

1) Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.

Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

2) Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, — в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.). Вспомним, что подросток пришел в преступную группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 преступных групп, получили следующие данные:

Читайте так же:  Лицо подающее апелляционную жалобу

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Видео (кликните для воспроизведения).

3) Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.

4) Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

5) Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
— Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— Мелкое хулиганство;
— Мелкое хищение;
— Уничтожение или повреждение чужого имущества;
— Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id4254/Prichiny-podrostkovoi

Правонарушения среди несовершеннолетних и ее предотвращение

юридические науки

  • Максимова Вера Павловна , бакалавр, студент
  • Башкирский педагогический университет им. М.Акмуллы
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ПРИЧИНЫ
  • УСЛОВИЯ
  • ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Похожие материалы

Предупреждение правонарушений всегда являлась многоуровневой системой мер государственного, общественного характера, удаляющих причины и условия правонарушения либо их устраняющих, тем самым обеспечивающих значительное уменьшение, а возможно и искоренение правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних.

В России предотвращению правонарушений несовершеннолетних уделяется большое внимание. С этой целью создана целая система мер борьбы с правонарушениями малолетних.

Правонарушение это форма общественного поведения людей, которая нарушает нормальное функционирование общественного организма. Однако эти нарушения могут быть и аморальными поступки. Из всех нарушений правонарушения наиболее опасна для общества. Кроме того, правонарушения — общественноправовое явление [2].

Среди причин и условий правонарушений несовершеннолетних необходимо назвать общественно неблагоприятные явления и процессы. Более того, возрастные характеристики личности входят и действуют в механизме отклоняющегося поведения, не автоматически, а когда присутствие данных особенностей не берутся во внимание при воспитании и контроле несовершеннолетних, что в итоге приводит к возникновению безнадзорности, конфликтам. Но, тем не менее, большая часть правонарушений малолетних трактуется обществом как проявление возрастной неподготовленностью, неопытностью и даже озорством. Это мелкое хищение, хулиганские действия в кругу подростков, отнимание денег у младших. В следствии этого, большое количество правонарушений не доходят до правоохранительных органов, следовательно, увеличивается скрытость правонарушений несовершеннолетних.

В осуществлении правонарушения несовершеннолетних играет важную роль:

  • негативное влияние семьи;
  • негативное воздействие в ближайшем окружении в бытовом, учебном процессе;
  • инспирация со стороны взрослых правонарушителей;
  • отсутствие определенных хобби у несовершеннолетних, бросивших учебу;
  • беспризорность будущих несовершеннолетних;
  • отклонения учебно-воспитательной работы;
  • отклонения в организации трудоустройства и воспитания;
  • недостатки в организации времяпровождения несовершеннолетних [3].

Борьба с правонарушениями в среде несовершеннолетних — это одно из главных направлений всей борьбы с правонарушениями. Эффективное предотвращение правонарушений несовершеннолетних является условием охраны моральности растущего поколения, входящего в самостоятельную жизнь.

Преступление для несовершеннолетних чаще всего, просто акт решительности, в котором осуществляется стремление самовыразиться, покрасоваться перед сверстниками.

Большинство несовершеннолетних правонарушителей обладают консервативными привычками и шаблонами противообщественного поведения: увлечение опьяняющими напитками, одурманивающими веществами, бродяжничество, уходы из дома и воспитательных учреждений. Это имеет сходство с привлечением несовершеннолетнего в совершение правонарушений (ст. 151 УК). Его особенность состоит в том, что несовершеннолетний вовлекается в противообщественное поведение, к которому закон относит: а) периодическое употребление опьяняющих напитков, наркотических веществ; б) девиантное поведение; в) бродяжничество/попрошайничество [1].

Читайте так же:  Возврат государственной пошлины при заключении мирового соглашения

Сегодня становиться необходимостью обеспечить применение такого уголовно-правового средства предупреждения правонарушений подростков, как ответственность за неисполнение или ненадлежащее использование обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а ровно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения (ст. 156 УК).

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, оставивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет за собой слабый самоконтроль за деятельностью подростков и искажает их самооценку, что ведет к недостатку в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания[1].

Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Важность изучения преступности несовершеннолетних обусловливается тем, что она является резервом всей преступности. Установлено, что чем в более раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что он совершит новое преступление.

Список литературы

  1. Аванесов, Г.А. Криминология несовершеннолетних (постановка проблемы) / Г.А. Аванесов, С.Я. Лебедев // Криминологический журнал. 2012. — № 2 (10).
  2. Андрюхин, Н.Г. Дифференциация уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: состояние и перспективы развития / Н.Г. Андрюхин. — М.: 2014.
  3. Бабаев, М.М.Молодежная преступность / М.М. Бабаев, М.С. Крутер. — М.: 2013.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/7446

Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними

Дата публикации: 03.12.2014 2014-12-03

Статья просмотрена: 17588 раз

Библиографическое описание:

Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554. — URL https://moluch.ru/archive/79/14106/ (дата обращения: 06.02.2020).

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам.

По данным Росстат за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно снизилось. Так если в 2000 г. число преступлений было 32919, в 2005 г. составило 25308, в 2012 г. зафиксировано 9181, то уже в 2013 г. данный показатель составил 9392 [11]. Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев, А. М. Прихожан, О. Н. Ведерникова и другие.

Правонарушение — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений виновное действие или бездействие субъектов права [1, 314с].

Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства.

Личность правонарушителя, по мнению Б. В. Волженкина, — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение [4, с. 262].

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.

Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе [3, с. 25].

Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:

— отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье, психическое состояние) [2, с. 209];

— неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности;

— неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов [6, с. 215].

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.

Противоправные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями [10, с.51].

При изучении противоправных действий рассматривают следующие причины, вызывающие подобное поведение.

1. Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка [6, с. 24].

Читайте так же:  Жалоба на сотрудников дпс в прокуратуру

В сфере семьи и ближайшего окружения выделяют следующие причины:

— ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;

— рост числа неблагополучных семей и разводов;

— снижение экономического благосостояния семьи;

— отказы от детей;

— формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;

— распространение в семье алкоголизма и наркомании.

2. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых [4, с. 264].

3. Низкий уровень жизни большой части населения. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить [11, с. 133].

4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

5. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний [2, с. 172]. Для данной ситуации характерно следующее:

— недостаточное стимулирование учеников к обучению;

— непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;

— неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.);

— отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.

6. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой [5, с. 251].

7. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами [6, с. 44].

8. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет [9, с. 112].

В. Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года.

Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев выделяет следующие:

1) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);

2) мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим) [8, с. 795].

К. Е. Игошев предлагает следующую структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы [7, с. 32].

Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль. 2004. — 410 с.

2. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.

3. Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.

4. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с.

5. Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.

6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.

7. Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с.

8. Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797.

9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.

10. Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Книга, 2011. — 153 с.

11. Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/79/14106/

Понятие правонарушение среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here