Право собственности на землю российской федерации

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Право собственности на землю российской федерации" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)

Глава III. Собственность на землю

ГАРАНТ:

О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

См. схему «Право частной собственности на землю и право публичной собственности на землю»

>
Собственность на землю граждан и юридических лиц
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12124624/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Статья 17 . Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 17 ЗК РФ

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Информация об изменениях:

>
Собственность на землю субъектов Российской Федерации
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12124624/a7b26eafd8fd23d18ca4410ac5359e0e/

Федеральная собственность на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 ЗК РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Земельные участки на территории РФ признаются одним из главных природных ресурсов. Именно поэтому многие граждане столь рьяно желают стать собственником земель, воплощая в жизнь свое право на частную собственность. Современное законодательство предусматривает следующие виды собственности земельных участков:

  • государственная собственность на земли, которые причисляются к перечню участков, находящихся в ведомстве РФ.
  • муниципальная собственность, которая принадлежит муниципалитетам.
  • частная собственность граждан.

В свою очередь государственная собственность включает в себя федеральную землю и земельные участки субъектов РФ. Подобная классификация закрепляется гл. III ЗК РФ.

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.
Читайте так же:  Жск ревизионная комиссия отчет

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Основания изъятия земельного участка

Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:

  • передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
  • перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
  • после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.

Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:

  • земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
  • земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).

Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов — вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Передача земли из федеральной собственности в муниципальную

Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.

Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную происходит на безвозмездной почве.

Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.

При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел. Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков. В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.

Читайте так же:  Судебный приказ найти на сайте суда

Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.

Источник: http://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/federalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Право частной собственности на земельные участки

Конституция РФ гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, гак и совместно с другими лицами, признание и защит>’ собственности, ее охрану законом (ст. 8; ч. 1 и 2 ст. 35).

Данные положения Конституции РФ в полной мере распространяются и на земельные участки как объекты недвижимого имущества.

Право частной собственности на земельные участки возникает и прекращается по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Субъектами права частной собственности на земельные участки в соответствии со ст. 15 ЗК РФ являются граждане и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут обладать на праве собственности земельными участками на территории РФ. Однако в отношении указанных субъектов законодательством установлена возможность ограничения их права иметь в собственности земельные участки, расположенные на особо установленных территориях РФ в соответствии с федеральными законами. К таким случаям в настоящее время относятся следующие случаи:

  • – иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (п. 3 ст. 15 ЗК РФ);
  • – иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Закона об обороте земель).

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 27 и 28 ЗК РФ к таким земельным участкам относятся земельные участки, расположенные на землях:

  • – изъятых из оборота (п. 2 ст. 27 ЗК РФ);
  • – ограниченных в обороте, если их возможность предоставления в частную собственность не предусмотрена другими федеральными законами (и. 2 ст. 27 ЗК РФ);
  • – приватизация которых запрещена федеральными законами (п. 4 ст. 28 ЗК РФ);
  • – зарезервированных для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Перечни изъятых и ограниченных в обороте земель содержатся в п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ.

Случаи запрета на приватизацию отдельных видов земель могут быть установлены в различных федеральных законах, например:

  • – в п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования;
  • – в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
  • – Закон об обороте земель устанавливает в п. 6 ст. 10 запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами;
  • – в п. 8 ст. 28 Закона о приватизации имущества запрещается приватизация земельных участков в дополнение к вышеуказанным в составе земель:
  • • лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • • в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется для последующего размещения на данных землях объектов государственного и муниципального значения в соответствии с документами территориального планирования. В целях снижения расходов государственных и муниципальных бюджетов при необходимости изъятия соответствующих земельных участков у их правообладателей запрещается предоставление в собственность частных лиц зарезервированных земельных участков.

Частная собственность на земельные участки может быть индивидуальной и общей, когда собственником земельного участка являются соответственно одно лицо или несколько (два и более) лиц. Отношения общей собственности регулируются гл. 16 ГК РФ. В соответствии со ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Российское законодательство предусматривает два случая возникновения совместной собственности на земельные участки:

  • – земельные участки, входящие в имущество фермерского хозяйства, принадлежат его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (п. 3 ст. 6 Закона о фермерском хозяйстве);
  • – земельные участки, приобретенные супругами во время брака (ст. 33 СК РФ).
Читайте так же:  Исторические нарушения прав человека

Особенности правового регулирования отношений общей долевой собственности на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий, если число сособственников превышает пять, устанавливаются ст. 12 Закона об обороте земель.

Содержание права частной собственности на земельные участки определяется гражданским и земельным законодательством.

Статья 261 ГК РФ устанавливает общее правило, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, а также находящиеся на нем растения.

Законодательством установлены ограничения приобретения в частную собственность земельных участков с расположенными на них определенными природными объектами.

Так, например, на земельном участке, находящемся в частной собственности, из всех водных объектов могут быть только пруды и обводненные карьеры (ст. 8 В К РФ).

Права собственника земельного участка определены п. 1 ст. 260, п. 3 ст. 261 ГК РФ; ст. 40 ЗК РФ.

В соответствии с указанными нормами собственник земельного участка имеет право:

  • • продавать земельный участок, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ), если земельный участок на основании закона не ограничен в обороте;
  • • использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка в соответствии с законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами при условии ненарушения прав других лиц.

В частности, в соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Использование прудов и обводненных карьеров осуществляется собственниками в соответствии с ВК РФ;

  • • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; а также разрешать строительство на своем участке другим лицам (ст. 263 ГК РФ). При этом, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке;
  • • проводить в соответствии с разрешенным использованием земельного участка оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и обводненные карьеры в соответствии с экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Также собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев передачи земельного участка в аренду либо безвозмездное срочное пользование, если договором не установлено иное.

Общие обязанности собственника по использованию земельного участка установлены ст. 42 ЗК РФ, в соответствии с которой собственники земельных участков обязаны:

Видео (кликните для воспроизведения).

В случаях, установленных законом или договором, право частной собственности на земельные участки может быть ограничено в пользу публичных или частных интересов.

Источник: http://studme.org/71603/pravo/pravo_chastnoy_sobstvennosti_zemelnye_uchastki

Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность на землю – это собственность городских и сельских поселений, других муниципальных образований (ст. 19 ЗК РФ).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объектами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах границ муниципальных образований. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной собственности, – служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления.

Оборот земельных участков в крупных городах организуется, как правило, на основе аренды, продажи права аренды. В малых городах земельные участки могут передаваться в собственность гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Источник: http://studme.org/90642/pravo/pravo_munitsipalnoy_sobstvennosti_zemlyu

Государственная собственность на землю

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Читайте так же:  Суд жалоба на бездействие прокурора

    Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

    Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

    В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

    Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

    Виды государственных земель

    В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

    О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

    Федеральная собственность

    Сюда включены следующие земли:

    • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
    • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
    • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
    • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

    Региональная собственность

    Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

    Это могут быть следующие виды участков.

    • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
    • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
    • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
    • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

    Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

    Муниципальная собственность

    В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

    При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

    • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
    • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

    Основания возникновения государственной собственности на землю

    Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

    • в силу федерального закона;
    • в результате разграничения госсобственности на землю;
    • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

    Субъекты и объекты государственной собственности на землю

    u_note note_color=”#E9F8ED”] Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

    К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

    В случае с госсобственностью субъектами являются:

    • Российская Федерация в целом;
    • каждый отдельный субъект страны.

    Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

    Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

    Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

    • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
    • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
    • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
    • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
    • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

    Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

    Образование нового надела может быть несколькими способами:

    • объединение нескольких участков земли в один;
    • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
    • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

    Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

    Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

    • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
    • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
    • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
    • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

    Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

    После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

    Вся нужная вам информация про межевание садового участка находиться в статье.

    Читайте так же:  Соглашение о возмещении ущерба работодателю образец

    Кадастровый паспорт и все что с ним связано есть в нашем материале.

    Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

    Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

    Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

    • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
    • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
    • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
    • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
    • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

    Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

    • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
    • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
    • Когда схема расположения надела не утверждена.
    • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

    Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

    Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

    1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
    2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
    3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

    18. Понятие права собственности на землю в Российской Федерации

    О понятии права собственности можно говорить в нескольких смыслах:

    В объективном смысле — это институт земельного права, нормы которого регулируют земельные волевые отношения как состояние принадлежности земельных участков. Этот институт можно считать комплексным, т.к. в него включаются нормы земельного, гражданского, административного, конституционного права.

    В субъективном смысле право собственности на землю понимается как совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению установленных законом правомочий владения, пользования и распоряжения земельным участком.

    Право собственности как правоотношение — это вид земельного правоотношения, в котором участвуют субъекты права собственности и иные лица, носители земельных прав и обязанностей.

    Право собственности на землю — это юридический факт, порождающий определённые правоотношения для собственника и иных лиц.

    В теории и практике земельного права под правом собственности на землю обычно понимается право в субъективном смысле, т.е. единство владения пользования и распоряжения землей.

    От права собственности следует отличать термин собственность. Собственность — это экономическая категория, которая отражает сущность присвоения вещей, имущественных и неимущественных прав и выражается в господстве субъекта над объектом.

    19. Конституционные основы права собственности на землю в рф

    Ч. 2 ст. 8 Конституции гласит, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Ч. 1 ст. 9 Конституции гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. 1,3,4 ст. 35, ст. 36 Конституции).

    а)Ч. 1 ст. 35 Конституции: право частной собственности охраняется законом.

    б)Ч. 3 ст. 35 Конституции: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    в)Ч. 4. ст. 35 Конституции: право наследования гарантируется.

    Ч. 1: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

    Ч. 2: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    Ч. 3: условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    *** а)П. «д» ст. 71:в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею, и согласно п. «г» ч. 1 ст. 114 Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью

    б) ч. 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. ***


    Источник: http://studfile.net/preview/6696114/page:14/
    Право собственности на землю российской федерации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here