Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них:

1) Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.

Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

2) Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, — в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.). Вспомним, что подросток пришел в преступную группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 преступных групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

3) Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.

4) Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

5) Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
— Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— Мелкое хулиганство;
— Мелкое хищение;
— Уничтожение или повреждение чужого имущества;
— Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id4254/Prichiny-podrostkovoi

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

Рубрика: 14. Социальная работа

Дата публикации: 07.02.2016

Статья просмотрена: 3374 раза

Библиографическое описание:

Цыбикжапова В. Б. Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 91-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/ (дата обращения: 06.02.2020).

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борьбу с преступностью среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология»

Одной из самых актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди молодежи и детей подросткового возраста. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Социальные науки рассматривают правонарушение в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Это устойчивая и распространенная форма девиантного поведения, которая достигает уровня общественной опасности. Понятие правонарушения среди несовершеннолетних связано с возрастом 13–17 лет, хотя такая тенденция имеет место и в младших возрастных группах. [4, с.287]

Читайте так же:  Образец возражения на апелляционную жалобу ответчика

В Бурятии с начала 2015 года в территориальные органы внутренних дел было доставлено 2 274 несовершеннолетних, в том числе, находившихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей и (или) лиц, их заменяющих. Выявлено 17 фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. По итогам первого полугодия 2015 года удельный вес подростковой преступности в общей массе раскрытых преступлений, снизился и составил 6,7 %. Рост подростковой преступности отмечается на территории Железнодорожного, Октябрьского районов Улан-Удэ, Баргузинского, Заиграевского, Кабанского, Муйского, Мухоршибирского, Северобайкальского и Тункинского районов.

Количество правонарушений несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростковое население уменьшилось на 15-20 %. Это по данным нашей несовершенной и необъективной статистики. Фактически более точные данные получить значительно трудно, поскольку в подростковой преступности высок уровень когда правонарушение совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы вымогательства, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте противоправного действия. Причины разные, которые зависят от характера совершенного правонарушения, так действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; чувство неловкости, испытываемое жертвой перед следователем (большинство из которых равнодушны). При вымогательстве, карманных кражах, мошенничестве действуют и другие причины. Очень часто это неверие в возможности полиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников или банальное нежелание вступать в судебные тяжбы.

На сегодняшний день, в среднем по стране, каждое десятое преступление совершается малолетним. По не которым регионам каждое четвертое. Отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность, отсутствие занятости выталкивают детей на улицу. Кто-то отнимает у слабых одежду или различные гаджеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние правонарушители попадаются по нескольку раз. После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно. 13-14-летние дети, которые заканчивают 5-6 классов не имеют дальнейшего желания учиться, их манит свобода улиц и отсутствие контроля. На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. [3]

Основную роль в реабилитационной и коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет комплексное изучение личности подростка и анализ его социально-психологических характеристик. [2, с. 84]

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические изменения в структуре личности. Ранний переход к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитание.

Несмотря на преобладание среди правонарушителей лиц мужского пола, наблюдается расширение круга и количества правонарушений, которые совершают девочки-подростки. И это не случайно. Увеличивается число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является противоправное поведение.

Можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие навыков трудовой деятельности, интересов и увлечений, безразличие к планам на будущее. Для них характерно недостаточное развитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессия, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узких, примитивных, эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных неизменных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Для результативной борьбы с подростковыми правонарушениями необходим чёткий план мероприятий направленный на профилактику первичных и рецидивных совершений правонарушений среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день, в Бурятии активно применяются и расширяются социальные технологии по упреждению правонарушения среди несовершеннолетних. К сожалению, просматривается их низкая эффективность из-за недостаточного межведомственного взаимодействия. При этом они являются основными мерами, применяемыми в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Первоочередной мерой является диагностическая работа. Диагностическая работа позволяет получить данные о психическом, физическом состоянии ребенка, о его социальном и индивидуальном развитии. Эти данные ведутся во всех образовательных учреждениях, и помогают выявить детей, находящихся в «группе риска». Воспитательная часть включает в себя комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка, развитие личностных качеств, коммуникативных связей между сверстниками. Психологическая помощь — изучение детьми правовых норм, формирование правосознания помогают отличить правильные поступки от неправильных. Деятельностный подход заключается в организации общественно-полезных мероприятий (субботники, озеленение улиц, волонтерство), кружков, секций. Реабилитационные меры направлены для помощи детям уже совершившим преступное деяние. [1, с. 86]

Немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками социальных служб двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения или лишенных родительских прав родителей; сотрудничество с различными организациями, способствующих дальнейшему семейному жизнеустройству подростка, их трудовому определению.

В 2010 году, в качестве эксперимента, в судебное производство были введены элементы «ювенальной технологии». Для этого были выбраны районные суды нескольких крупных районов Бурятии. Под «ювенальными технологиями» подразумевают специальную организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние, основанная на комплексном знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применении специальных восстановительных методов и способов, устраняющих возможное дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего, направленные на предупреждение рецидива и обеспечение безопасности общества.

В Бурятии успешно была освоена Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом «Знай ты не один!». По итогам федерального конкурса «Дружественное детям правосудие», объявленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этот проект вошел в числе 4-х программ субъектов Российской Федерации, получавших в течение трех лет софинансирование Фонда. К каждому районному суду был прикреплен социальный работник. Он собирал информацию о подростке и его семье с момента поступления уголовного дела в суд, вел карту социального сопровождения и представлял все эти сведения суду. Число занятых социальных работников в судах насчитывалось семь человек.

Читайте так же:  Как отозвать исковое заявление из арбитражного суда

За минимальный период реализации программа показала положительную тенденцию — только в Октябрьском районном суде из 62 несовершеннолетних осужденных, к которым применялись ювенальные технологии, повторно преступили закон лишь трое. Но после завершения федерального гранта из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование труда социальных работников при судебных органах Бурятии с успехом функционирующая система официально прекратила свою деятельность.

Несмотря на отсутствие финансирования, в некоторых районах республики работа с несовершеннолетними правонарушителями, в рамках программы, была все же продолжена. Этот вопрос стал предметом обсуждения на круглом столе, проведенном 20 мая 2015 года в Улан-Удэ. В его ходе было предложено определить в каждом районном отделе социальной защиты населения координатора данной работы. Он обеспечит не только тесную связь с судом, но и взаимодействие со всеми структурами профилактики детской и подростковой преступности. Кроме того, к процессу будут подключены специалисты-психологи всех социально — реабилитационных центров республики. Все они будут выполнять функции ранее действующих при судах социальных работников — собирать наиболее полную информацию о характере, особенностях личности, окружения несовершеннолетнего для предоставления её суду.

Учитывая тот факт, что основное количество правонарушений совершается детьми, оказавшимися в трудном положении, периодически объявляются межведомственные акции, условно называемые «Безнадзорные дети», «Беспризорник», «Школьник».

Акция «Безнадзорные дети» направлена на выявление и установление личности беспризорников, возвращение их в места жительства или отправление в специализированные учреждения. Кроме этого, проводятся мероприятия по нахождению причин ухода подростков из дома и меры по устранению этих причин. Акция проводится совместно с сотрудниками полиции, соцзащиты, опеки и попечительства, образования и здравоохранения.

Акция «Беспризорник» является аналогичной по своему содержанию с акцией «Безнадзорные дети». Отличием является направленность на профилактические меры. В рамках акции осуществляется выявление неблагополучных семей или тех, кто находится в социально опасном положении, профилактика насилия в семье, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних и поступлении выпускников 9-х и 11-х классов в высшие и средне-специальные образовательные учреждения.

Акция «Школьник» проводится органами социальной защиты в целях благотворительной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации в подготовке к школе.

Эти акции, наряду с их основными целями по предотвращению и упреждению правонарушений, призваны скоординировать задействованные ведомства, усилить их взаимодействие и повысить эффективность выполняемых функций, в том числе и правовую защищенность несовершеннолетних. [5]

В целях исследования состояния, проводимых мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, был проведен опрос среди действующих инспекторов ПДН Советского района, являющиеся экспертами в данном направлении.

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Большинство опрошенных указывает на несовершенство законодательства и низкое межведомственное взаимодействие. Также существует необходимость в финансовом стимулировании социальной работы и проектов профилактических мероприятий. Отсутствие применения каких-либо новейших технологий в работе заставляет организовывать деятельность ПДН более доступными средствами, которые нуждаются в обновлении и усовершенствовании. Вопросы расширения штата и координация между субъектами профилактики, в данный момент, значатся для инспекторов наиболее важными в решении.

Исходя из вышеизложенного, особое внимание должно быть уделено в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и поиске эффективных методов борьбы с растущей подростковой преступностью. Назрела необходимость применения новых социальных технологии, в частности, применение ювенальных систем судебного производства.

Источник: http://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/

Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений: составляют учащиеся общеобразовательных школ. Их удельный вес в 2011 г. составил 27% от совершенных несовершеннолетними преступлений. А изучение структуры исследуемого нами массива преступных деяний показывает, что наиболее распространенными видами являются кражи и другие виды хищения чужого имущества [19, с. 202].

Естественно, любое явление, в том числе и широкомасштабная подростковая преступность, имеет свои предпосылки и причины. Что же подталкивает подрастающего человека на преступный путь?

Социально-политические и экономические преобразования в государстве в большей степени, чем на других категориях населения, отразились на несовершеннолетних. Подростки в настоящее время — одна из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения, многие из них испытывают состояние стресса, апатии и раздражения.

В настоящее время распространение оружия в стране приобрело небывалые размеры. Это стало мощным фактором подпитки подростковой преступности.

Проблема вовлечения подростков в организованную преступность, в экстремистские группировки является сегодня одной из актуальных [48, с. 147].

В сети организованной преступности часто приводит неопытных ребят поиск источников дохода. У части молодежи возникает решение самоутвердиться в криминальной среде ввиду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом. Социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, занимающихся мелким бизнесом, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.

Причиной криминализации молодежи является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более сильной личности [27, с. 201].

В последние годы многими людьми, особенно молодыми, утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности, значительно ослаблены родственные, семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает возможности социального контроля.

Деформации духовной жизни подрастающего поколения в большой мере способствует и проникновение по разным каналам в подростковую среду, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т.д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков; как «нормы» жизни современного подростка и т.д.). Телевидение в нашей стране стало электронным оружием массового поражения, которое особенно опасно для подростков («Как влияют СМИ на психику школьников?» «Отрицательно», ответили 86% проанкетированных учителей); Заметна прямая связь между насилием на телеэкране и ростом насильственных преступлений среди несовершеннолетних. А многие родители, в, свою очередь, самоустраняясь от воспитания детей, перекладывают свои функции по воспитанию на улицу, средства массовой информации. Просмотр телепередач в семьях стал заменителем общения родителей с детьми [15, с. 27].

Все более и более тревожной становится социальная обстановка вследствие осуществляемых социально-экономических реформ, их негативного влияния на положение детей и подростков в стране.

Кризис в экономике привел к тому, что отрасли сферы, обслуживания населения постоянно снижают объемы предоставляемым семьям социальных услуг. В итоге досуговая среда все чаще приобретает криминальные формы («В состоянии ли посещать ваши дети разные спортивные секции, клубы и объединения по интересам?» — «Нет, семья не в состоянии обеспечить его средствами для посещения спортивных секций и других объединений. Дорого» (69%); «Посещаешь ли ты какие-то секции? Если нет, то почему?» — «Родители не в состоянии оплачивать» — 60%).

Способствует углублению кризисного состояния подростковой среды и политика, направленная на коммерциализацию культуры, искусства, спорта (стадионы превратились в рынки, спортклубы и секции недоступны для большинства детей и подростков, даже театры используются не по назначению) [18, с. 131].

Из-за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга. Продолжает сокращаться количество клубов, спортивных секций, музыкальных школ, кружков, оздоровительных лагерей предприятий, семейных домов отдыха и профилакториев.

Переход к рыночным отношениям серьезно затруднил организацию досуга несовершеннолетних и в летнее время. Часть детских оздоровительных учреждений ликвидирована из-за нерентабельности и отсутствия денежных государственных дотаций. Поэтому не случайно любимыми местами времяпрепровождения; подростков стали чердаки, подвалы где они предоставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе форм «развлечений» [27, с. 40].

Читайте так же:  Приказ об академическом отпуске педагогического работника

Как уже отмечалось, из года в год растет число, преступлений, совершенных в группе. Существующее ныне множество неформальных молодежных групп подвергается постоянной критике, при этом не предлагается других вариантов социализации.

Им свойственно стремление к объединению, где каждый чувствует свою силу, формируется как личность.

Общество не смогло предложить молодежи ни ориентиров, ни идеологий. Прежние и новые молодежные организации не сумели, с одной стороны, завоевать широкое признание молодежи (65% молодых людей, согласно проведенным опросам, ничего не слышали о деятельности молодежных объединений), с другой — не стали заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании молодого поколения [6, с. 127].

Важную роль с семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни, и в частности эмоциональный характер взаимоотношений между, родителями и маленькими детьми. Взрослые для растущего человека являются своеобразным «психологическим центром».

В тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца или любого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства и своей незащищенности. Это, предпосылка для психологического отчуждения человека, формирования у него личностной, позиции неприятия окружающей среды, непонимания ее и даже ожидания угрозы с ее стороны.

В свою очередь, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознания подростка. Неформальные группы, также способствуют распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде [8, с. 21].

Таким образом, не следует забывать, что основы характера, исходные жизненные установки, ценности закладываются в семье. Именно в раннем возрасте, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на производстве, в общественных организациях и т. п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты семейного воспитания — одна из основных детерминант, преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

В результате влияния социально-экономических и. политических факторов в последние годы в некоторых семьях (16% от общего их числа) сложилась криминогенная ситуация. Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов.

Неблагополучные семьи. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получают пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.

Анализ уголовных дел показывает, что среди несовершеннолетних с девиантным и деликвентным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У 46% воспитанников воспитательной колонии в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми; выливающиеся в открытые продолжительные конфликты [16, с. 161].

Девиантные семьи. Многие подростки совершали повторные преступления не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно, приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют: а) вовлечению несовершеннолетних в (наркоманию, проституцию, занятия азартными играми; б) отрицательный пример членов семьи (пьянство, ссоры, скандалы, переходящие в драки); в) воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами; г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам; д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.

В таких семьях как способ общения утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой — одновременно формируют аналогичные качества и отношения и у самих подростков.

Таким образом, одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неумение и нежелание благопристойно, уважительно по отношению друг к другу вести себя в повседневном общении [41, с. 71].

Деликвентные семьи. Обстановка в деликвентных семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.

В них интенсивная конфликтная атмосфера; которая обусловливает постоянную напряженность, озлобленность в отношениях, скандалы и драки, жестокое обращение; семьи, в которых в процессе конфликтных взаимоотношений демонстрируется неуважение к базовым нравственным ценностям, духовности, проявляются ориентация исключительно на престижно- потребительские ценности, низкий уровень культурных потребностей и интересов, неприятие ориентации на доброту, сострадание, солидарность [22, с. 44].

Выборочное криминологическое обследование показало, что 26% подростков живут в семьях, где есть судимые. На формирование личности подростка в семье отрицательное влияние оказывает то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления. Анализ уголовных дел несовершеннолетних свидетельствует, что 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Последние нередко становились вовлекателями несовершеннолетних в преступную деятельность [21, с. 62].

Семьи с преобладанием физического и психического насилия. Одной из побудительных причин совершения подростками повторных преступлений является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых.членов семьи. Ежегодно от этого страдают около 2 млн. мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет. Для 200% из них семейное насилие заканчивается смертельным исходом; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.

Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами — те, кто слабее. Но если женщины, особенно бездетные, могут избавиться от обидчика путем обмена жилплощади, развода и т.д., правовое положение детей такой, возможности не дает. Они вынуждены лишь терпеть побои и истязания в подавляющем большинстве случаев от собственных же родителей. Психическое состояние многих несовершеннолетних правонарушителей характеризуется постоянным желанием куда-либо уехать, переменить место жительства и учебы. В этом можно усмотреть стремление выйти из трудной или конфликтной ситуации (анализ ответов на вопрос: «Что вы хотели бы сделать?») [4, с. 134].

По мере взросления и приобретения самостоятельности подросток получает возможность уйти от подобных условий жизни, избежать придирок, упреков, безразличия, во многих случаях — побоев и издевательств. Эта возможность реализуется путем все более активного участия в неформальных группах сверстников, совершения преступлений (как первичных, так и повторных) и побегов из дома. У подростков, постоянно подвергающихся такому обращению, складывается убеждение, что грубость — норма отношений между людьми. Они легко впадают в состояние гнева, причем их гнев чаще всего изливается на более слабых: младших по возрасту, на животных. Зачастую несправедливое отношение к подростку вызывает отчаянное желание любой ценой отомстить обидчику и ведет к совершению преступления. В 30% случаев преступления против жизни несовершеннолетние лица совершают в ответ на провоцирующие действия со стороны будущей жертвы. В нормальных социальных и психолого-педагогических условиях подросток не станет преступником или преступником-рецидивистом.

Несовершеннолетние преступники — это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями.

Источник: http://studbooks.net/1884326/pedagogika/prichiny_soversheniya_prestupleniy_podrostkami

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Что такое правонарушение?

Читайте так же:  Как восстановить патент на работу иностранному гражданину

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

Причины преступности несовершеннолетних

Введение

Причины преступности несовершеннолетних

Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних преступников и несовершеннолетних потерпевших

Отсутствие у основной части молодежи веры в закон и справедливость

Проституция

Насилие

Негативное воздействие СМИ

Деятельность неформальных молодежных объединений

Криминогенной направленности и влияние организованной преступности.

Недостатки законодательства и правоохранительной деятельности

Заключение

Составьте схему предупреждения преступности несовершеннолетних

Литература

1.Введение

Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания (философии, общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики, права и др.). Вместе с тем, и в настоящее время можно говорить о необходимости дальнейшего научного изучения этой проблемы. Связано это со многими факторами и, прежде всего, с масштабными социально-экономическими, политическими процессами, которые произошли в России в последние годы, и которые не могли не повлиять на основные показатели преступности вообще и преступности несовершеннолетних, в частности.

Тема данной работы – «Предупреждение преступности несовершеннолетних» – актуальна в силу того что:

во-первых, возраст от 14 до 18 лет называют переходным, именно в эти годы наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, подготовка к включению в полном объеме в жизнедеятельности общества,

во-вторых, проблема в том, чтобы не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.

Причины преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних, имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

Преступность несовершеннолетних – это явление, имеющее множество граней, а это значит, что причины ее нельзя познать, изучая лишь отдельные факторы или стороны нравственного формирования подростка в семье, школе. Необходимо рассматривать взаимодействие и взаимообусловленность этих явлений, так как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Основные причины преступности несовершеннолетних
1. Неудовлетворительные условия воспитания в семье.
2. Отсутствие у многих родителей возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей.
3. Отрицательное влияние ближайшего окружения.
4. Низкий уровень воспитательной работы в школах.
5. Распад семей.
6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования.
7. Идеологический вакуум заполнился криминальной идеологией, культом насилия, корысти.
8. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей, выходцев из различных социальных групп.
9. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения.
10. Распад системы трудоустройства подростков.
11. Увеличение доли детей с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.
12. Безнадзорность со стороны семьи, образовательных учреждений за поведением, связями, времяпровождением несовершеннолетних.

Важно отметить, что эти причины – не простая сумма социальных явлений, а целостная система взаимодействующих элементов. Жизненные ситуации несовершеннолетнего, его воспитание объединяют в себе уже две противоположные тенденции по качественному их влиянию на личность: они или положительно влияют на неё, способствуя становлению положительных качеств и правовой культуры. Либо делают лицо уязвимым к неблагоприятным внешним условиям и ситуациям криминогенного характера. Причины преступности связывают с отрицательной стороной этого противоречия – условиями неблагоприятного нравственного формирования личности.

Все перечисленные классификации причин преступности имеют под собой апробированную практикой и выработанную теорией основу. В той или иной степени полезны для создания моделей, приёмов и способов для борьбы с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних, но не всегда каждая точка зрения, проводимая авторами касательно причин и условий преступности, в отдельности отвечает в полной мере реальности.

Во взаимодействии с причинами необходимо также рассматривать условия преступности.

Условия– это различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты, недостатки правового, технического порядка, поддерживающие действие субъективных причин преступлений.

Условия подразделяются на объективные и субъективные. Субъективные условия преступности несовершеннолетних можно определить как социально-психологические особенности несовершеннолетних (черты характера, темперамент, возраст). Объективными условиями можно считать недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных и субъективных причин преступности несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что в криминологии широкое распространение получила точка зрения, исходя из которой, поведение отдельной личности детерминируется:

Читайте так же:  После судебное разбирательство

общественной средой – общий уровень социальной детерминации (макросредой);

непосредственным окружением (микросредой);

внутренними миром конкретного человека.

Каждая последующая составляющая указанной пирамиды определяется предыдущей, то есть микросреда во многом определяется макросредой, личностные качества человека – микросредой, а все три уровня взаимообусловлены и взаимосвязаны. Макроуровень и микроуровень связаны с объективными причинами преступности несовершеннолетних, личностные качества – с субъективными.

Макроуровень – это общая ситуация в государстве, которая имеет существенное значение, так как от него зависит положение на микро уровне, от которого, в свою очередь, – положение конкретной личности.

Макроуровень характеризуется особенностями социального, политического, экономического развития общества, правового пространства. Следует отметить, что политические приоритеты во многом определяют экономическое развитие общества или государства и наоборот. Равно как и социальная сфера во многом детерминируется экономикой и политикой, а право – всеми тремя, и наоборот. Следовательно, все сферы развития государства и общества сильно взаимосвязаны, они влияют друг на друга. Если нарушается одна из них, то происходят сбои и в функционировании других. Из этого следует, что их нельзя рассматривать отдельно, так же как нельзя разрозненно рассматривать объективные и субъективные причины преступности несовершеннолетних. Правильно вести речь о причинно — условном комплексе, включающем в себя и причины, и условия преступности несовершеннолетних.

Большую роль следует отвести объективным факторам, что мы и сделаем. При этом важно отметить то, что конечный результат воздействия этих факторов, формирование криминогенного мировоззрения у подростка, которое также зависит и от его морально-нравственных качеств, влияния особенностей подросткового возраста таких, как незрелость воли, отсутствие жизненного опыта, подверженность чужим влияниям, стремление показать себя сильным, склонность к риску, подражание взрослым, обидчивость, неустойчивость склонностей и интересов, характер, темперамент, иногда и психические аномалии, романтизм.

Объективными причинами преступности несовершеннолетних можно считать недостатки в политической, экономической, социальной жизни нашего государства, недостатки, связанные с защитой прав ребенка, недостатки в профилактической деятельности, указанных в законе органов профилактики, да и сами эти законы. Большую роль также играют фоновые явления (или условия) преступности несовершеннолетних.

Ежегодно 350 тыс. российских детей появляются на свет вне брака, 20 тыс. из них – у матерей, не достигших восемнадцати лет. Семья почти потеряла возможность контролировать поведение своих детей, так как родители в основном сосредоточили своё внимание на необходимости достойно их содержать, но не у всех это получилось. Очень часто «заботу» о воспитании таких детей берёт на себя улица. При отсутствии налаженной досуговой деятельности, когда у детей нет возможности и особого желания посещать спортивные секции, отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях, их свободное время приобретает все больший криминальный характер.

Следовательно, меры социальной политики не могут обеспечить защиту детей от негативных факторов. Система защиты детства была полностью надломлена. Права детей стали нарушаться везде, профилактика преступности и правонарушений не обеспечивалась, не было должного нормативного ее обоснования, организационного и технического обеспечения. Система профилактики преступности несовершеннолетних, в результате указанной политики государства, при отсутствии должного финансирования и кадрового голода тоже значительно ослабела. Вот мы получили криминогенную макросреду, справиться с которой довольно трудно. Все перечисленные явления имеют правовую и криминологическую подоплеку, так как они представляют собой грубейшие нарушения прав ребенка со стороны нашего государства. Детерминирующие и обусловливающие последующие нарушения этих прав со стороны родителей, учителей, сотрудников милиции и других субъектов, а они, впоследствии трансформируясь в субъективные причины преступности, в свою очередь влекут безнадзорность и преступность несовершеннолетних.

Применительно к несовершеннолетним процессы и явления современной действительности, создающие на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания, превращаются в следующие криминологические детерминанты:

— значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего населения по уровню материальной обеспеченности;

— нарушение принципов оплаты труда, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов;

— различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций на ближайшую перспективу;

— процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенным изменением традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних;

— отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков;

— противоречия между духовными и особенно материальными потребностями детей и подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения;

— низкий уровень правовой культуры, значительные деформации нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей и иных воспитателей;

— недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков и многое другое.

Изложенное выше можно отнести к объективным причинам преступности несовершеннолетних, связанной с нарушениями прав ребенка. Но нельзя обойти и фоновые явления, спровоцированные также вышеописанной государственной политикой.

2.1.Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних преступников и несовершеннолетних потерпевших.

Безнадзорность и беспризорность детей продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

Безнадзорность, то есть отсутствие должного контроля и надзора со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетнего. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо объективной невозможности выполнить их (например, состояние здоровья). Однако в данном случае речь идет не только об отсутствии контроля, но и часто о плохом микроклимате в семье, который порождает безнадзорность.

Ее воплощением являются:

— отсутствие должной требовательности к ребенку, неопределенность круга его обязанностей;

— отсутствие контроля за учебой и досугом.

— игнорирование родителями необходимости следить за кругом знакомств своего чада приводит к возникновению наиболее опасных форм безнадзорности, когда ребенок попадает в криминогенные компании, а поскольку подросток часто оказывается неподготовленным к такой ситуации, эти группы легко подчиняют его себе.

Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших содействует созданию ситуаций и поводов для преступлений.

Беспризорность – это крайняя стадия безнадзорности, когда ребенку, за которым нет контроля, в силу отсутствия родителей или еще каких-либо причин еще и негде жить.

Меры по борьбе с беспризорностью по существу сводятся к тому, что сотрудники полиции устраивают облавы и отвозят детей в одну из больниц, где их моют и отправляют в приют, откуда они снова убегают. В связи с этим до сих пор не решена эта проблема. Следовательно, вот одна непосредственная причина преступности несовершеннолетних, которая иногда становится фоновым явлением, представляющим собой, как и безнадзорность, нарушение неотъемлемых прав ребенка на воспитание, семейное окружение и развитие прав ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://megaobuchalka.ru/7/41803.html

Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here