Проведение судебно психологической экспертизы

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Проведение судебно психологической экспертизы" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Читайте так же:  Ответственность за нарушение прав патентообладателя

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

• участие эксперта в исследовании доказательств;

• выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов;

• проведение экспериментального исследования;

10.1. Этапы проведения психодиагностического исследования

В работе эксперта-психолога можно выделить такие этапы:

• ознакомление с материалами дела;

• изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;

• предварительное исследование испытуемого;

• обработка полученных результатов и их интерпретация;

• составление заключения экспертизы;

• дача заключения на следствии и в суде.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы (по Ф.С. Сафуанову [46, с. 21]).

1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.

2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.

3. Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.

4. Проведение клинико-психологической беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.

5. Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.

6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией: исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответы на вопросы судебно-следственных органов).

На первом этапе эксперт-психолог для установления психического состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные: страдало ли такое лицо душевными заболеваниями раньше; состоит ли оно на учете в психоневрологическом диспансере, и если да, то с каким диагнозом; как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лечение в психиатрическую больницу; проводилась ли ранее в отношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем. Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.

Эксперту-психологу следует также четко выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии.

Читайте так же:  Что такое солидарная ответственность в гражданском праве

Напомним, что признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:

• инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;

• неспособность к социальной коррекции поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:

• нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица?

• отличается ли принципиально психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего от нормального?

При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой области. Экспертиза может установить индивидуальные особенности психики, цветоощущений, объем восприятия, особенности звуковысотного различия и т. д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела, например: обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажений передаваемой им информации и т. п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человек в действительности предъявленный объект или не опознал, соответствуют ли его показания реальным событиям?). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Критерии потенциальных возможностей эксперта-психолога вытекают из предмета судебно-психологической экспертизы. Общий предмет в психологии раскрывают через элементы психической деятельности человека (свойства, процессы, закономерности), характеристика и экспертная оценка которых имеют значение для установления объективной истины по делу. Общий предмет психологической экспертизы трансформируется в частный, конкретизируясь в определенную экспертную задачу, а именно:

Видео (кликните для воспроизведения).

• определение состояний аффекта (интенсивность, длительность и механизм такого состояния);

• определение состояния переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии;

• определение уровня умственного развития человека, в том числе его способности осознавать значение своих действий;

• оценка психологической зрелости олигофренов, роли педагогической запущенности у психопатических личностей, объяснения мотивов неадекватного защитного поведения подсудимых с признаками психической аномальности;

• установление способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является психика исследуемого лица.

В качестве одного из критериев классификации судебно-психологической экспертизы можно избрать процессуальный статус испытуемого лица. По такому признаку можно выделить экспертизу свидетелей и потерпевших и экспертизу подозреваемых и обвиняемых. Подобная классификация обусловливается разницей как в правовом положении испытуемых, так и в разрешаемых вопросах.

Основываясь на практике, можно отметить, что чаще всего экспертному исследованию подвергаются свойства личности и психические состояния испытуемого.

Каждый из этих видов экспертиз, в свою очередь, делится на несколько разновидностей. Критерием разграничения экспертизы первого вида целесообразно избрать личность испытуемого. По этому признаку экспертизы делятся на экспертизу несовершеннолетних лиц; экспертизу лиц, страдающих сенсорными недостатками (глухие, слепые и т.д.), и экспертизу совершеннолетних лиц с целью установления особенностей восприятия или оценочных суждений, запоминания, воспроизведения запомненного, а также их психических свойств.

В основу классификации разновидностей экспертиз второго вида — психических состояний — следует положить характеристику устанавливаемого состояния испытуемого. Эта экспертиза связана с установлением физиологического аффекта, состояния стресса, вызванного экстремальными условиями, в которых происходило исследуемое событие, или с конфликтной ситуацией, в которой находился в это время испытуемый.

В постановлении пленума Верховного Суда СССР №1 от 16 марта 1971 г. «О судебно-психологической экспертизе по уголовным делам» сказано, что в необходимых случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования различных специальных знаний. В данном случае речь идет о комплексной экспертизе, составной частью которой может быть и судебно-психологическая экспертиза.

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/organizatsiya-provedeniya-sudebno-25908.html

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда [5, с. 14]. Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

Как отмечает В.В. Романов [43, с. 80], «основная цель судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, являющимся составным элементом, входящим в предмет доказывания гражданских споров, а также в исследовании психологического содержания целого ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе».

Читайте так же:  Когда отменяется комендантский час

М.В. Костицкий [20, с. 6—7] полагает, что целью судебно-психологической экспертизы является необходимость получения объективной, незаинтересованной оценки принятого решения, совершенного действия, выраженного направления, их настоящего или перспективного качества, эффективности; способность дать объективную, беспристрастную и принципиальную оценку конфликту, спору, его предмету, решить насущные задачи с помощью психологических знаний.

Основные задачи психологической экспертизы конкретизируются в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи [61] относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы: психологической мотивации действий подсудимых, потерпевших или свидетелей; установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по психологическим мотивам; психологической оценки личности подсудимого и его социальных установок; психологии несовершеннолетних участников процесса.

Ю.М. Грошовой [9] к задачам судебно-психологической экспертизы относит установление длительности и тяжести сильного душевного волнения, исследование специфики длительного и интенсивного воздействия неблагоприятных факторов на человека и проявления их в изменении его функций (физиологических и психологических), а также определение отсталости в умственном развитии несовершеннолетнего обвиняемого вследствие влияния неблагоприятных внешних факторов, выяснение субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела.

Б. Петелин [40] в ряде публикаций, посвященных психологической экспертизе, указывал, что к задачам судебно-психологической экспертизы следует отнести: установление физиологического аффекта; определение степени умственного развития несовершеннолетнего, связанного не с душевным заболеванием, а с особенностями формирования его психики; установление индивидуальных особенностей познавательной деятельности участников процесса, присущих лицу форм эмоциональных реакций; оценку всей совокупности психологических особенностей личности для понимания ее поведения в экстремальной обстановке; дачу общей психологической характеристики индивидуально-психологических особенностей, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; определение способности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей правильно воспринимать событие и отдельные его обстоятельства; установление склонности несовершеннолетнего к фантазированию, повышенной внушаемости, индивидуальных особенностей познавательных процессов такого несовершеннолетнего; определение психических свойств личности подсудимого (психически здорового) и их влияния на психологический механизм совершенного им правонарушения.

С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы.

1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.

Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.

Читайте так же:  Заявить ходатайство в арбитражном суде

6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).

К поводам для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предположения о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоционального напряжения, состояния растерянности и других психологических факторов.

7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценирования самоубийства.

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению

Выяснение субъективной стороны преступления иногда осложняется трудностями в установлении психологических мотивов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т. п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специальных психологических знаний и методов «психологического портрета» испытуемого. Одним из первых средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое исследование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «психологический портрет» испытуемого не может быть абсолютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны психики личности.

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/tseli-zadachi-sudebno-psihologicheskoy-25895.html

Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Судебно-психологическая экспертиза аффекта проводится в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР, посвященной обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу.

Оглавление:

Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

Судебно-психологическая экспертиза аффекта проводится в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР, посвященной обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу. В числе прочих обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, указываются обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Основное значение психологической экспертизы личности состоит в том, что экспертное заключение может быть использовано судом в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Определение состояния аффекта (сильного душевного волнения) имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (“Убийство, совершенное в состоянии аффекта”), ст. 113 УК РФ (“Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта”) [3] .

При расследовании и судебном рассмотрении преступлений совершенных по неосторожности может возникать необходимость в диагностике психического состояния человека в момент совершения им противоправных действий и назначения судебной-психологической экспертизы аффекта. Также назначении экспертизы может быть в случаях, когда были превышены пределы самообороны для решения вопроса о наличии аффекта, который мог повлиять на человека в момент совершения им противоправных действий.

В каждом конкретном случае, если есть основания полагать, что противоправное действие было совершенно под влиянием аффекта, возникает необходимость детального изучения и диагностирования эмоционального состояния субъекта в момент совершения им преступления, так как это позволит определить справедливую меру наказания. Судебно-психологическая экспертиза аффекта также может быть назначена посмертно, когда следствие или суд решает вопрос о том, что это было убийство или самоубийство.

Назначение экспертизы.

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта обвиняемого (подсудимого) определяется возможностью квалификации следствием или судом ст. 107 («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст. 113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»). Юридическая квалификация указанных статей наступает при экспертном установлении аффекта у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий и наличии таких юридически значимых признаков, как умышленное совершение преступления, а также спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Требование лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда о вызове эксперта обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта».

Судебно-психологическая экспертиза аффекта и основной вопрос который решается на данной экспертизе: «Находился ли обвиняемый (подсудимый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?»

Понятие аффекта.

Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений [1] . Таким образом аффект по своей структуре является сложным психическим процессом, который можно охарактеризовать как «стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненному сознательному волевому контролю разрядку в действии» [2] .

По свое психологической структуре аффект является сложным психическим процессом взрывного характера, который очень стремительно и бурно протекает, и который может дать неконтролируемую и не подчиненную волю сознательному разрядку в совершение действия.

Читайте так же:  Тип оформления загранпаспорта взамен использованного что значит

Общая характеристика аффекта.

Основными характеристиками аффекта являются сужение и помрачение сознания, что приводит к ослаблению способности человека сознавать свои действия, снижается самоконтроль и становиться затруднительным управление своими действиями. Поэтому в состоянии аффекта человек может совершить действия, на которые он не смог бы совершить в состоянии покоя.

Однако нужно помнить, что в состоянии аффекта человек находится не полностью в бессознательном состоянии, а нужно учитывать тот факт, что у него отсутствует ясное понимание цели совершаемого действия и при этом у него затруднен контроль над своим поведением.

В состоянии аффекта в организме человека происходят сильные вегетативные изменения: меняется частота дыхания, сердечно-сосудистая деятельность, пульс, артериальное давление, повышается уровень адреналина в крови и т.д.

Также могут наблюдаться внешние признаки такие как резкое побледнение или покраснение кожи лица, изменение в тембре голоса, тремор и неупорядоченное движение рук, дрожание губ, прерывистость голоса и др.

Психологическое рассмотрение аффекта включает в себя анализ условий и тех факторов, которые способствовали возникновению аффекта. Учитываются как личностные, так и возрастные характеристики субъекта, свойства его нервной системы, аффектогенная ситуация.

Виды аффекта.

Физиологический аффект – аффект, вызванный психотравмирующей ситуацией. Характеризуется стремительно и бурно протекающей реакцией взрывного характера. Состоит физиологический аффект из трех фаз:

Первая фаза – появление «субъективного чувства безвыходности» из сложившейся ситуации;

Вторая фаза – аффективный взрыв, характеризующийся сужением сознания и нарушением регуляционной деятельности. На данной стадии происходит сильная энергетическая разрядка;

Третья стадия – психическая и физическая астения (нервно-психическая слабость, усталость).

Кумулятивный аффект – основное отличие от физиологического аффекта в том, что первая фаза обычно растянута по времени, психотравмирующая ситуация может воздействовать на субъекта в течение нескольких месяцев и лет. Тем самым происходит накопление большого эмоционального напряжения и аффективный взрыв может наступить даже из-за не значительного повода.

Диагностика аффекта.

Диагностика аффекта в рамках проведения судебной-психологической экспертизы.

При ретроспективном анализе данных о поведении человека в момент совершения им противоправных действий, достаточно сложно диагностировать состояние аффекта.

Для того что бы диагностировать состояние аффекта необходимо выделить несколько симптомов:

– внезапность возникновения аффекта;

– кратковременный и взрывной характер эмоциональной разрядки;

– интенсивные эмоционально напряжённые переживания;

– изменения сознание, «сужение», концентрация внимания на переживаниях и стресс факторе;

– внешние признаки – изменения в цвете кожи, мимики, речи, тембре голос.

Также в ходе диагностики исследуется:

– ситуация возникновения аффекта;

– индивидуально-психологические особенности личности;

– психофизиологическое состояние накануне возникновения аффекта

Основные требования к эксперту.

  1. Лицо, привлекаемое к проведению судебно-психологической экспертизы, должно иметь высшее психологическое образование и специализированное постдипломное образование по судебной психологии
  2. Эксперт обязан обладать специальными знаниями необходимыми для проведения судебной-психологической экспертизы. Это должны быть знания относительно сущности предмета экспертизы, особенно подчеркнуть нужно то, что эти знания не должны быть только теоретическими.
  3. Знания, используемые для анализа объекта исследования, а также средства психодиагностики и психологического анализа должны быть научно обоснованными, внедренными в практику и составлять часть профессионального опыта.

Права и обязанности эксперта-психолога.

Одной из основных задач эксперта-психолога является дача объективного заключения, в основу которого положено проведенное исследование в соответствии с его специальными знаниями по вопросам, поставленным перед ним. При этом каждый эксперт комиссии несет ответственность за данное заключение согласно ст. 80 УПК РФ в соответствии со ст. 204 УПК РФ.

Эксперт также обязан:

  1. Явиться по вызову органа назначившего экспертизу, на допрос и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования ст. 205 УПК РФ;
  2. Заявить самоотвод при наличии оснований в соответствии со ст. 70 УПК РФ;
  3. Не разглашать данные предварительного расследования без разрешения органа дознания, следователя, прокурора в соответствии со ст. 57 УПК РФ;
  4. Если вопросы выходят за рамки специальных знаний эксперта, то эксперт обязан сообщить в письменном виде о не возможности дать заключение ст. 57 УПК РФ.

Эксперт имеет право согласно ст. 57 УПК РФ:

  1. Знакомиться с материалами уголовного дела;
  2. Ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов;
  3. Участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
  4. Давать заключение в пределах своих компетенций
  5. Приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;
  6. Отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний [4] .
  1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Сафуанов Ф.С. –
    М., 1998.
  2. Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы. Хрестоматия / Авторы-составители Ф. С. Сафуанов, Е. В. Макушкин. — М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2013.
  3. Основы обшей психологии. Рубинштейн С.Л., 1946.
  4. Энциклопедия полиграфа. Учебное пособие. А.В. Лосев, А.А. Фон Миллер, К.И. Рябов, Р.Р. Садеков, Р.Ф. Латыпов, 2016.

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.psy-expert.ru/publ/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0/

Проведение судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here