Реализации прав полиции в дежурной

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Реализации прав полиции в дежурной" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389
«Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня 2014 г., 9 июля 2019 г.

В целях совершенствования организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечения законности исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России, — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.

2. Начальникам территориальных органов МВД России обеспечить изучение и выполнение Наставления, утвержденного настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248*.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника полиции А.М. Смирного.

* Зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2009 г., регистрационный N 14222.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
Регистрационный N 24696

Установлен новый порядок обращения с гражданами, доставленными в дежурную часть территориального органа МВД России.

Оперативный дежурный обязан незамедлительно выяснить, при каких обстоятельствах лицо задержано (доставлено). Делается это в специальном помещении. Определены требования к его оборудованию.

Прописаны основные обязанности оперативного дежурного. В целом они не изменились. Как и ранее, доставленному разъясняют основания ограничения его прав и свобод, а также его права и обязанности. В случае неправомерности задержания лицо немедленно освобождают. При этом старший дежурной смены должен извиниться перед ним.

Обоснованно задержанных досматривают, дактилоскопируют, проверяют по учетам. В течение 3 часов с момента задержания им дают возможность позвонить близким, чтобы сообщить о месте своего нахождения.

Оперативный дежурный обязан спросить задержанного, нет ли у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Если имеются видимые ранения или требуется срочное медицинское вмешательство, дежурный вызывает скорую помощь, а сам тем временем начинает оказывать первую помощь гражданину. При этом он обязан выяснить обстоятельства получения ранений и отразить их в протоколе задержания.

Задержанных помещают в специальные комнаты. Установлены требования к их оборудованию. В частности, обязательны приточно-вытяжная вентиляция, окно в наружной стене, скамьи.

Определен список вещей, которые задержанные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах. Это, в частности, продукты питания, не требующие тепловой обработки (кроме скоропортящихся и алкоголя); нательное белье, одежда (без ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) — по сезону в 1-м комплекте. Также в список вошли носки, носовые платки, мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и щетки, кремы, расческа, комплект пропиленовой посуды, полотенце, комплект постельного белья.

Задержанных в административном порядке обязаны отпустить через 3 часа с момента доставления (находящихся в состоянии опьянения — с момента вытрезвления). По некоторым правонарушениям срок задержания может составлять до 48 часов.

Лицу вручается копия протокола задержания. Доставленный вправе обжаловать действия и решения сотрудников ОВД в суд или вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий территориальный орган МВД России, а также прокурору.

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
Регистрационный N 24696

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 11 июля 2012 г. N 156 (с учетом уточнения, опубликованного в «Российской газете» от 17 августа 2012 г. N 189)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 9 июля 2019 г. N 467

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Приказ МВД России от 19 июня 2014 г. N 512

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Источник: http://base.garant.ru/70195516/

Приложение. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан

Приложение
к приказу МВД РФ
от 30 апреля 2012 г. N 389

Наставление
о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление устанавливает последовательность действий оперативного дежурного*(1) после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции)*(2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства*(3) в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

2. Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(4), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации*(5), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(6) и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 19 июня 2014 г. N 512 в пункт 3 внесены изменения

Читайте так же:  Судебные издержки и судебные расходы разница

3. Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктами 13, 14 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

4. Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Наставлению.

5. По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:

5.1. О помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции»*(7).

5.2. Об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных.

5.3. О направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях.

5.4. О передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

5.5. О передаче лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

5.6. Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП — выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП — выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

7. Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

V. Порядок и формы контроля за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части

29. Текущий контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляется должностными лицами территориальных органов МВД России, ответственными за организацию работы дежурных частей.

30. Начальник территориального органа МВД России несет персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав полиции соответствующими оперативными дежурными после доставления граждан в дежурные части территориальных органов МВД России.

31. Контроль за полнотой и качеством исполнения обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений установленного порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий, прав лиц, доставленных в дежурные части, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений территориального органа МВД России.

VI. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, решений, принятых ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан

32. Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 19 июня 2014 г. N 512 пункт 33 изложен в новой редакции

33. Рассмотрение обращений доставленных лиц в территориальные органы МВД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»(14) и Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707(15).

34. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение настоящего Наставления наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 19 июня 2014 г. N 512 в сноски внесены изменения

*(1) Начальник смены, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, дежурный, помощник оперативного дежурного, а также иные должностные лица соответствующего территориального органа МВД России, на которых организационно-распорядительными документами начальника территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.

*(2) Далее — «дежурные части».

*(3) Далее — «граждане» или «лица».

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27 ст. 3880; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352. Далее — «Федеральный закон «О полиции».

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921, 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 27, ст. 2708; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847, 2004, N 17, ст. 1585; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13, N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46, N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 12, ст. 1074; N 24, ст. 2798, N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226, 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1266, 1267, 1268; N 18, ст. 2145; N 26, ст. 3139; N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, 5173, N 45, ст. 5263; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 11, ст. 1168, 1169; N 14, ст. 1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3427, 3428, 3431, N 30, ст. 3986, 3989, 4003; N 31, ст. 4164, 4193, N 49, ст. 6412, 6414, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45, 46; N 7, ст. 901; N 13, ст. 1686, 1687; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2712; N 23, ст. 3259, N 25, ст. 3533; N 29, ст. 4285; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6323, 6324, 6334; N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7349, 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1165, 1166 Далее — «УПК».

Читайте так же:  Восстановление подлежат сроки установленные

*(7) Далее — «помещение для задержанных».

*(8) Образец и правила ведения Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, приведены в приложении N 3 к настоящему Наставлению.

*(9) Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания, приведена в приложении N 5 к настоящему Наставлению.

*(10) Под старшим дежурной смены понимается сотрудник дежурной части, штатная должность которого является вышестоящей среди должностей сотрудников, заступивших в состав дежурной смены.

*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033, 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; 2006, N 31, ст. 3420, 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст. 2094, N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2011, N 1, ст. 16, N 27, ст. 3867.

*(12) Статья 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (зарегистрирован в Минюсте России 16 мая 2012 г., регистрационный N 24183), с учетом изменений, внесенных приказом Минздрава России от 7 ноября 2012 г. N 586н (зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2012 г., регистрационный N 26405).

*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277, 2003, N 27, ст. 2697, 2005, N 10, ст. 753.

*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060, 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196.

*(15) Зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30957.

Источник: http://base.garant.ru/70195516/b89690251be5277812a78962f6302560/

О порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России

Приказом Министерства внутренних дел РФ от 30.04.2012 № 389 утверждено Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (далее по тексту – Наставление), которое 11.07.2012 опубликовано в Российской газете.

Наставление устанавливает последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством РФ, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

В Наставлении указаны обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть, а также -перед и -после размещения лиц, доставленных в дежурную часть, в помещениях для задержанных. Вот некоторые из них.

После доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан:

— выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении;

— установить личность доставленного лица, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (месту пребывания);

— зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России;

— разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— поместить доставленное лицо в помещение для задержанных, оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Наставлению;

— в случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

В случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению, сотрудниками полиции принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании. Обеспечение сохранности изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания также входит в обязанности оперативного дежурного.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

В отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, после установления их личности и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо, при наличии оснований, перечисленных в статье 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

О задержании подозреваемых, являющихся военнослужащими или сотрудниками органов внутренних дел, уведомляется командование воинской части или начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

О задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

О задержании гражданина или подданного другого государства в срок не позднее 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этого государства.

О задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, уведомляются соответствующие органы, учреждения или должностные лица этих органов и учреждений.

Читайте так же:  Как подать жалобу в вышестоящий суд

После задержания лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, организуется их передача в места отбывания административного ареста.

О задержании лиц, находящихся в розыске, уведомляется инициатор розыска.

При установлении, что доставленное лицо разыскивается в рамках возбужденного исполнительного производства либо как без вести пропавшее, после уведомления инициатора розыска данное лицо освобождается.

При задержании лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, оперативный дежурный обязан установить и уведомить соответствующие учреждения, обеспечивающие исполнение назначенных судом мер.

Однако имеются лица, пользующиеся иммунитетом от задержания, список которых приведен в приложении № 5 к Наставлению.

Контроль за полнотой и качеством исполнения обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений установленного порядка совершения предусмотренных Наставлением действий, прав лиц, доставленных в дежурные части, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений территориального органа МВД России.

Доставленные лица в соответствии с законодательством РФ вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение Наставления наступает в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России.

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/central-office/2221/

Разъясняем законодательство

Сотрудники полиции вправе проверять документы и доставлять граждан в отделение полиции

Вопрос: На улице меня остановили сотрудники полиции, проверили документы, после чего доставили в отделение полиции. Законно ли это?

Отвечает заместитель прокурора Конышевского района Сенчук И.Л.: В соответствии со ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Согласно Наставлениям «О порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан», утвержденных Приказом МВД РФ № 389 от 30.04.2012, оперативный дежурный должен незамедлительно выяснить обстоятельства факта задержания и доставления лица в дежурную часть. При неправомерности задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

В случае незаконности Вашего задержания и доставления в отделение полиции, Вы вправе обжаловать действия сотрудников полиции прокурору или в суд.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/607.html

​​Дежурная часть МВД России

У дежурной части Министерства Внутренних дел есть целый спектр задач, выполнением которых занимается смена, возглавляемая своим начальником. В отдельных отделах такая должность даже не предусматривается, поэтому все такие задачи перекладываются на старшего смены — оперативного дежурного.

Такой сотрудник несет персональную ответственность за каждого своего рядового подчиненного, дает им указания и контролирует правильность работы.

Выполняемые задачи

Среди основных задач, выполняемых сотрудниками дежурной части, можно выделить:

  1. Проведение непрерывного и круглосуточного сбора информации об обстановке в городе, проведение ее обработки для дальнейшего доклада вышестоящему руководству.
  2. Проведение контрольных мероприятий за поступлением оперативных сведений о криминогенной обстановке в городе, обеспечение непрерывного сбора данных и получение уточнений.
  3. Прием и дальнейшая регистрация заявление и сообщений от граждан. В этих сообщениях содержится информация о совершенных административных нарушениях, преступлениях и иного рода противоправных действиях.
  4. В задачу дежурных входит организация своевременного реагирования на поступившие сообщения, передача данных в уполномоченные подразделения и ОВД.

В процессе изучения заявления о предоставлении гражданина в отделение, дежурный должен составить рапорт. В этом документе отдельное внимание уделяется тому, при каких именно обстоятельствах было совершено противоправное деяние, и какие есть основания, чтобы провести задержания.

Если человека доставляют в отделение необоснованно, то в обязанность дежурного входит разъяснение субъекту неправомерность действий, предложить ему извиниться перед задержанным.

После проведения этих мероприятий, необоснованно задержанный человек должен быть незамедлительно отпущен на свободу. Оперативный дежурный должен отчитаться об этом событии начальнику смены, составив соответствующий рапорт. На основании данного письменного рапорта, начальник должен принять определенные меры.

Управление и структура МВД

Структура центрального аппарата МВД

Дежурную часть должен возглавлять начальник. При его отсутствии, непосредственным руководством за данным подразделением занимается начальник территориального органа или лицо, избранного из руководящего состава данного подразделения, что подтверждается соответствующим приказом.

Основную организацию деятельности данных подразделений осуществляет Оперативное управление МВД и соответствующие региональные отделения. Организация работы проводится в пределах оговоренных в законодательстве полномочиях.

Основным органом управления на территории всей Российской Федерации является Центр по оперативному реагированию.

Центр по оперативному реагированию

В целом, всю систему МВД можно представить следующим образом:

  1. Центр оперативного реагирования.
  2. Дежурные части субъектов.
  3. Дежурные части муниципальных образований.
  4. Дежурные части в территориальных подразделениях.

Как организована работа

Все возложенные задачи обязана выполнять заступившая на дежурство смена. Состав такой смены устанавливается в соответствии с утвержденными типовыми штатными расписаниями подразделения.

Окончательный состав дежурной смены напрямую зависит от численности населенного пункта, где располагается отделение. К примеру, для небольшого города, в котором проживает около 250 000 человек, примерный состав одной дежурной смены выглядит таким образом:

  1. Начальник смены.
  2. Старший дежурный.
  3. Дежурный.
  4. Инженер-электроник.
  5. Помощник дежурного.
  6. Помощник дежурного (работает по службе 02).
  7. Помощник дежурного, работающий по телефонной связи.
Читайте так же:  Ндс с переуступки права требования долга

Если в штатном расписании не предусматривается такая должность, как начальник смены, его функции осуществляет оперативный дежурный, о чем свидетельствует соответствующий приказ. Именно это должностное лицо назначается старшим смены, и именно на него возлагается персональная ответственность за деятельность всех дежурных сотрудников подразделения.

Помимо самой дежурной смены, в наряд в подразделении включаются:

  1. Группа, занимающаяся управлением нарядами.
  2. Полицейский, в обязанности которого входит охрана здания.
  3. Водитель служебного транспорта.
  4. СОГ.
  5. Группа, осуществляющая немедленное реагирование.
  6. Группа задержания, которая работает в качестве вневедомственной охраны.

Если начальник подразделения принимает соответствующее решение, суточный наряд может быть усилен путем привлечения дополнительных сил.

Предоставленные полномочия и имеющиеся обязанности

Уполномоченные сотрудники, занятые в дежурной смене, должны действовать в строгом соответствии с нормами законодательства, поэтому их полномочия четко регламентированы:

В рамках своей компетенции, сотрудники дежурной части вправе:

  1. Отдавать указания и получать сведения.
  2. Запрашивать информацию об обстановке в других территориальных подразделениях.
  3. Основываясь на обстоятельствах произошедшего противоправного деяния, определять состав СОГ, в дальнейшем получать от них всю информацию о проведенной по происшествию работе.
  4. Вводить варианты блокировки и спецпланы, основываясь на тип преступления.
  5. Использовать при анализе всю имеющуюся информацию.
  6. Принимать участие в информационном обмене между подразделениями.
  7. Применять в ходе своей деятельности все доступные способы связи.
  8. Пользоваться иными правами, данными законодательством.

Заключение

Дежурную часть можно считать лицом ОВД, ведь именно в это подразделение поступает вся основная информация о совершенном противоправном деянии, преступлении.

Все заявления от граждан и поступившие сообщения обрабатываются дежурными и после передаются в работу другим уполномоченным подразделениям.

Дежурная служба осуществляет свою работу круглосуточно. От профессионализма и скорости работы сотрудников во многом зависит то, насколько быстро и успешно будет раскрыто преступление.

Источник: http://omon-mvd.ru/dezhurnaya-chast-mvd-rossii-struktura/

О допуске защитника к задержанным. Правовой анализ

Алексей Горинов

Право уважается: затруднение состоит только в том, чтобы знать: кто имеет такое право?

Анн Роббер Жак Тюрго (1727 — 1781), французский государственный деятель,
основоположник экономического либерализма

В большинстве случаев при задержании полицией участников публичных протестных мероприятий приходится «решать» вопрос о допуске защитника к лицам, доставленным в отдел полиции и удерживаемых там.

Глагол «решать» поставлен нами в кавычки, поскольку вопрос об оказании юридической помощи задержанному полицией гражданину как до, так и после возбуждения дела об административном правонарушении, разрешён законодателем. Право одних на юридическую помощь и обязанность других обеспечить реализацию этого права закреплены в Конституции и законах Российской Федерации.

Тем не менее, раз за разом практически во всех отделах полиции Москвы, куда доставляют задержанных, при появлении защитника возникают беспочвенные конфликтные ситуации из-за того, что оперативные дежурные дежурных частей отделов полиции по своей инициативе и своему разумению, а часто, как показывают наблюдения, по указанию начальника отдела, принимают на себя решение вопроса о том, когда допустить защитника к доставленным лицам и допускать ли вообще.

Однако, Федеральным законом «О полиции» такая функция на полицию не возложена. Очевидно, что это происходит по причине правовой неграмотности сотрудников полиции, либо по их недоброму умыслу с неясными мотивами.

С другой стороны, чёткое знание самими гражданами, подвергшимися задержанию и доставлению в отдел полиции, своих, возникающих в связи с этим прав, способствует надлежащей защите.

Настала пора с этим разобраться.

Часть 1 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) устанавливает право лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, на юридическую помощь защитника. Корреспондирующая с данной нормой часть 1 ст. 25.5 КРФоАП закрепляет правомочие защитника участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в целях оказания юридической помощи лицу, в отношении которого дело возбуждено и ведётся. Частью 4 этой же статьи установлено, что защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела.

Так, может быть, правы те полицейские, которые сообщают прибывшему защитнику, что допустят его только тогда, когда будут составляться протоколы? Ведь, согласно приведённым нормам, защитник вправе приступить к исполнению своих функций с момента возбуждения дела об административном правонарушении. А таким моментом, как определено частью 4 ст.28.1 КРФоАП для рассматриваемой нами категории дел, является момент составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или момент составления протокола об административном правонарушении. Обеспечительными мерами в этом случае являются доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов.

Полицейские, конечно, не правы.

Конституционно-правовым основанием для оказания задержанному юридической помощи служит статья 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому право на помощь защитника с момента задержания. Здесь понятие «задержание» рассматривается как всякое принудительное ограничение свободы гражданина. Приведённые же выше процессуально-отраслевые нормы административного права регулируют лишь вопросы допуска защитника на этапе производства по делу об административном правонарушении и не должны противоречить конституционным правам гражданина, действующим, согласно 18-й статьи Конституции РФ, непосредственно.

Задержание в системе норм административного права — это «административное задержание», определение которому дано в части 1 ст.27.3 КРФоАП, как кратковременного ограничения свободы физического лица. Это обеспечительная мера, применяемая в целях правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу.

Анализируя приведённые нормы, приходим к выводу, что задержанному лицу должно быть обеспечено право на юридическую помощь с момента задержания в месте проведения публичного мероприятия и помещения его в полицейский спецтранспорт в целях доставления в отдел полиции. И тем более, защитник должен быть незамедлительно допущен к защищаемому им задержанному лицу с момента прибытия в отдел полиции. Только до момента возбуждения дела об административном правонарушении он будет считаться лицом, оказывающим юридическую помощь, а статус защитника, как участника производства по делу об административном правонарушении, у него появится с момента возбуждения соответствующего дела при наличии надлежащей доверенности.

В качестве проверки и подтверждения наших выводов обратимся к Федеральному закону «О полиции». Мы обнаружим, что понятие «задержание» употребляется в законе именно в конституционно-правовом смысле и отграничено от понятия «административное задержание». Так частью 4 ст.14 ФЗ «О полиции» исчисление срока любого задержания определено с момента фактического ограничения свободы передвижения лица, а административного задержания — в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, т. е. с момента доставления (ч.4 ст.27.5 КРФоАП).

Читайте так же:  Немедленное исполнение решения суда в гражданском процессе

В пятой части той же 14-й статьи ФЗ «О полиции» указано, что задержанное лицо вправе пользоваться услугами защитника с момента задержания, а значит, с момента фактического ограничения свободы своего передвижения, а не с момента начала составления какого-либо из протоколов.

Более того, как указано в ч.4 ст.5 для случая применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, а также в ч.3 ст.14 ФЗ «О полиции» в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить ему возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, среди которых право на юридическую помощь.

Эта обязанность полиции закреплена также в Наставлении о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённом приказом МВД России от 30.04.2012 N 389. Согласно пункта 8.4 Наставления сразу после регистрации факта доставления в Книге учёта лиц, доставленных в Дежурную часть отдела полиции сотрудники Дежурной части обязаны разъяснить доставленному лицу помимо оснований ограничения его прав и свобод возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из анализа действующего законодательства, регулирующего вопросы задержания, доставления и возбуждения дел об административных правонарушений следует, что задержанный гражданин имеет право на получение юридической помощи с момента фактического ограничения свободы передвижения, то есть момента помещения гражданина в полицейский спецтранспорт.

Напомним также, что с момента возбуждения дела об административном правонарушении лицо, оказывающее юридическую помощь задержанному, становится участником производства по делу. В силу ч.5 ст.25.5 КРФоАП защитник получает такие же процессуальные права, что и его подзащитный.

Сотрудники полиции, как производившие задержание и доставление, так и сотрудник отдела, возбуждающий дело об административном правонарушении, в силу главы 25 Кодекса участниками производства по делу не являются.

Алексей Горинов, юрист, член Федерального политсовета движения «Солидарность»

Человек не должен оставаться один на один с системой

Каждый день люди в нашей стране сталкиваются с несправедливостью со стороны властей. Им очень нужна ваша поддержка, ведь без вас мы не сможем принимать звонки и помогать им в судах. Если каждый, кто читает это, оформит подписку на ежемесячное пожертвование, больше людей получат помощь.

Источник: http://ovdinfo.org/opinions/2015/07/07/o-dopuske-zashchitnika-k-zaderzhannym-pravovoy-analiz

Новая инструкция МВД определила правила временного задержания людей и содержания их под стражей

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. N 389 г. Москва»Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»
Задерживать и держать взаперти людей до выяснения так называемых обстоятельств полиция отныне должна по строго определенным инструкциям. Эти инструкции регламентированы приказом министерства внутренних дел России, который публикуется сегодня в «Российской газете».
Смысл документа — соблюсти права тех, кого задерживают, и уточнить обязанности сотрудников. По сути, речь идет о том, как избежать так называемых «эксцессов исполнения».

Ниже приводится текст Инструкции.

Приказ МВД «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» подробно инструктирует, кого, когда и как можно и нужно сажать в так называемые — в народе — «обезьянники».

Понятно, жизнь в России — такая штука, что от тюрьмы и сумы не застрахован никто. Так вот, этот полицейский документ задуман для того, чтобы хоть как-то минимизировать ущерб тем, кто оказался в полиции. И в данный момент совершенно не важно, прав он или действительно виноват. Это выяснят позже следователи и адвокаты. Главное, чтобы в момент задержания и оформления не были нарушены права задержанного.

А разбираться будут так. Задержанный человек сразу же попадает в дежурную часть местного отделения полиции. И выяснить, почему этого гражданина (а может, и не гражданина) задержали, кто он, где живет и прочие обстоятельства, — обязан оперативный дежурный. И разговор, согласно публикуемой инструкции, должен происходить в специальной комнате.

Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. N 389 г. Москва»Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»

Приказ об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. N 389 г. Москва»Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»

Дата подписания: 30.04.2012

Дата публикации: 11.07.2012 00:00

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.

Регистрационный N 24696

В целях совершенствования организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечения законности исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России, — приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.
2. Начальникам территориальных органов МВД России обеспечить изучение и выполнение Наставления, утвержденного настоящим приказом.
3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 апреля 2009 г. N 2481.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника полиции A.M. Смирного.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

Зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2009 г., регистрационный N 14222.

о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://kollegia-kamchatka.ru/news/novaja-instrukcija-mvd-opredelila-pravila-vremenogo-zaderzhanija-lyudei-i-soderzhanija-ih-pod-strazhei.html

Реализации прав полиции в дежурной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here