Случаи нарушения авторских прав

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Случаи нарушения авторских прав" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Нарушение авторских прав: понятие и основные случаи

Права автора произведения (как личные неимущественные, так и имущественные) охраняются законом. Вместе с тем на практике ситуаций их нарушения огромное количество.

Случаи нарушения личных неимущественных прав

Автору принадлежат права авторства, на имя, на неприкосновенность произведения. Кроме того, создатель произведения, как и любое физическое лицо, вправе защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию. Опираясь на каждое право, проиллюстрируем случаи нарушения конкретными примерами.

Право авторства означает возможность субъекта считаться автором. Допустим, другой человек объявил себя автором — это случай нарушения права авторства, а значит, подлинный создатель произведения может подать на него иск.

Право автора на имя — это юридическая возможность автора указывать на произведении свое имя, псевдоним, либо можно предусмотреть публикацию анонимно. Если для автора — это право, то для всех остальных это обязанность указывать его имя. В том случае, если, к примеру, издательство не укажет имя создателя произведения, то тем самым оно нарушит его личное неимущественное право.

Неприкосновенность произведения — это недопустимость внесения в него каких-либо правок, изменений. Только автор может корректировать, дополнять произведение, созданное его творческим трудом. Если кто-либо, например, возьмет авторскую рукопись и исказит ее, то автор вправе предъявить к нему иск.

Также если опорочены репутация, честь, достоинство автора, то возникает возможность правовой защиты (хотя указанные права не относятся напрямую к авторским, сказать о них все-таки стоит).

Случаи нарушения имущественного права

Исключительное право, т.е. возможность использовать произведение любыми способами в рамках закона, это единственное имущественное авторское право (если не вдаваться в дискуссии по поводу места права следования). Случаи использования следующие:

Обнародование произведения (в частности, публикация);

Распространение (например, продажа) ;

Публичный показ (демонстрация видеоклипа, фильма);

Публичное исполнение (например, исполнение песни);

Доведение до всеобщего сведения (размещение в сеть «Интернет»);

Обработка произведения (например, его перевод);

Соответственно, если кто-либо другой совершил одно из этих действий (либо других, указанных в статье 1270 Гражданского кодекса РФ) без ведома автора, к нему может быть предъявлен иск. В последнее время приобретают распространенность случаи доведения произведений до всеобщего сведения, куда относятся все случаи выкладывания авторских материалов в Интернет. В связи с этим для Московского городского суда была даже создана отдельная подсудность — по защите авторских прав в Интернете. Так, на просторах Всемирной паутины можно найти миллиарды объектов авторского права, которые размещены на сайтах без согласия правообладателя. Во всех этих случаях можно говорить о нарушении именно исключительного права, поскольку выкладывать произведение в сеть может только автор (правообладатель).

Ответственность за нарушение авторских прав

Она предусмотрена трех видов: гражданско-правовая, административная и уголовная. Наиболее часто авторы защищают свои права при помощи гражданско-правовых санкций, поскольку это возможность получить материальную компенсацию с нарушителя. Остальные виды защищают, прежде всего, интерес государства.

Итак, гражданско-правовая ответственность может предусматривать следующие формы для защиты личных прав:

Признание права. Например, права авторства лица, которое создало произведение творческим трудом.

Восстановление положения, которое существовало ранее. Так, суд может обязать нарушителя убрать все искажения произведения.

Пресечение нелегальных действий. К примеру, решение суда может устанавливать обязанность прекратить совершать незаконные действия и впредь этого не делать.

Публикация решения суда о факте нарушения. Для некоторых лиц может быть важно, чтобы суд в своем решении засвидетельствовал факт нарушения.

Компенсация морального вреда.

Из всех этих средств только последнее имеет денежную форму, именно поэтому авторы чаще всего выбирают его. Интересно, что минимальный и максимальный размер законом не установлен, все остается на усмотрение пострадавшего, а окончательную сумму компенсации определяет суд (как правило, она всегда ниже заявленных требований).

Способы защиты исключительного права закреплены следующие:

Возмещение убытков. Сюда будет включаться, помимо материального ущерба, также упущенная выгода, т. е. те доходы, которые автор не получил в связи с совершенным правонарушением.

Специальная компенсация в размере от 10 тысяч и до 5 миллионов рублей. Это альтернатива предыдущему способу, причем используется она на практике намного чаще. Плюс в том, что правообладателю не нужно доказывать, что причинены убытки. Компенсация взимается за сам факт нарушения интеллектуальных прав. Можно требовать взыскания за каждый случай нарушения, однако суд имеет право понижать размер по своему усмотрению (в связи с недавним постановлением Конституционного Суда РФ).

Конфискация материального носителя. Например, суд может обязать нарушителя вернуть авторскую рукопись подлинному владельцу.

Некоторые способы (признание права, публикация решения суда) повторяются с вариантами защиты личных прав.

Административная ответственность закреплена статьей 7.12 КоАП РФ. Санкции — это, в основном, штрафы. Составы предусмотрены за ввоз, продажу, нелегальное использование экземпляров произведений. Интересно, что санкции за нарушение авторских прав менее серьезны, чем за нарушение патентных.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена статьей 146 УК РФ. Здесь есть такие составы, как присвоение авторства, неправомерное использование объектов, завладевание в целях сбыта. Однако все эти действия должны повлечь крупный ущерб либо особо крупный. При этом крупный — от 100 тысяч рублей, а особо крупный — от одного миллиона рублей.

Интересно также, что гражданская ответственность может сочетаться с уголовной или административной, закон этого не запрещает.

Итак, мы выяснили, что будет, если нарушить авторские права. Простым гражданам следует быть осторожными и внимательно относиться к правам авторов, поскольку легко ненароком нарушить их, особенно в Интернете. Санкции будут очень значительными.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/445/

10 самых громких споров из-за интеллектуальной собственности

Ежегодно 26 апреля во всем мире отмечает День защиты интеллектуальной собственности. На примере десятки самых громких дел о нарушении авторских прав РИА Новости рассказывает, как определяется право пользования товарным знаком в России.

1. Шоколад «Алёнка»

Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», выпускающая шоколад под брендом «Аленка», требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики «Славянка» (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

«Славянка» выпускала шоколад под названием «Алина» в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, «в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка».

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, «Красный Октябрь» отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.

2. Книги писателя-фантаста Беляева

Спор привлек внимание рекордной для подобных дел суммой иска: издательство «Терра» требовало с издательства «Астрель» более 7,5 миллиарда рублей за издание и распространение произведений советского писателя-фантаста Александра Беляева, права на которые принадлежали истцу.

Читайте так же:  Нарушение прав журналиста примеры

Суд первой инстанции полностью удовлетворил иск, взыскав указанную сумму и запретив распространение контрафактных изданий «Астрели». Апелляционный суд оставил запрет, но отменил денежное взыскание, а кассационный — полностью отклонил иск.

Высший арбитражный суд отменил все судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в арбитраж Москвы. ВАС предложил суду пересчитать сумму взыскания, исходя из двойной стоимости контрафактных изданий (а не легальных, как это сделал истец), в таком случае она уменьшится примерно в 700 раз.

Разбирательство, начавшееся в августе 2009 года, продолжается до сих пор.

3. Бренд «Спартак»

Общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество (МФСО) «Спартак» имени Н.П.Старостина» требовала запретить футбольному клубу «Спартак» использование словесного обозначения «Спартак» в отношении класса товаров «вымпелы, спортивная одежда, значки». В случае удовлетворения иска один из самых популярных российских клубов был бы лишен возможности выпускать атрибутику и спортивную форму со своим названием.

Однако арбитражи всех четырех инстанций требования отклонили. Суды установили, что МФСО «Спартак» принадлежат права на товарный знак «Спартак», однако неисключительное право использования бренда было передано им по лицензионному договору региональной общественной организации «Футбольный клуб «Спартак-Москва», которая в свою очередь заключила непосредственно с ФК «Спартак» сублицензионный договор, действующий до 2017 года. Соответственно, суды не обнаружили незаконного использования бренда футбольным клубом.

Одновременно МФСО «Спартак» требует от Роспатента отменить регистрацию на ФК «Спартак» товарного знака «Спартак» для большого количества товаров и услуг, в том числе таких, как проведение спортивных соревнований. Это разбирательство в настоящее время продолжается — идет второй круг, дело находится в апелляционной инстанции.

4. Элитное шампанское Cristal

Роспатент в 2008 году по заявлению федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт» прекратил правовую охрану в России товарного знака Cristal, принадлежащего французской компании Champagne Louis Roederer. Под этим брендом выпускается и до 2010 года ввозилось в Россию элитное шампанское, созданное по заказу российского императора Николая II.

Роспатент согласился с доводами «Союзплодоимпорта» о том, что бренд Cristal схож до степени смешения с товарным знаком заявителя Kristal, под которым выпускается водка.

Champagne Louis Roederer оспорила выводы Роспатента, и суды трех инстанций поддержали французскую компанию, указав, что «Союзплодоимпорт», оспаривая регистрацию бренда Cristal в Роспатенте, пропустил срок исковой давности. Однако Высший арбитражный суд в марте 2011 года отменил все решения в пользу французов и направил дело на новое рассмотрение. По мнению ВАС, нижестоящие суды неправильно определили дату начала течения срока исковой давности.

Арбитраж Москвы в марте 2012 года разрешил спор между Champagne Louis Roederer и Роспатентом в пользу ведомства. Это последнее решение пока не обжаловано. Компания поставки шампанского в Россию прекратила.

5. Водка «Володя и медведи»

Роспатент отказал подмосковному ООО «Роялти» в регистрации товарного знака «Володя и медведи» для класса алкогольных напитков, в том числе водки.

По мнению ведомства, регистрация «наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам», поскольку может вызвать у потребителя ассоциации с экс-президентом РФ Владимиром Путиным, действующим президентом Дмитрием Медведевым и партией «Единая Россия», символом которой является медведь.

Компания обжаловала решение Роспатента в арбитраже, и суды трех инстанций признали действия патентного ведомства незаконными. Постановление кассационного суда по делу было вынесено в марте. Выводы судов могут быть обжалованы еще в Высший арбитражный суд. Но пока во исполнение вступившего в силу решения суда Роспатент зарегистрировал бренд «Володя и медведи» на имя ООО «Роялти».

6. Товарные знаки «Газеты.ру»

Электронное издание «Газета.ру» не смогло добиться в Роспатенте регистрации на свое имя товарных знаков «gazeta.ru», «газета.ру» и «газета.ru», несмотря на то, что много лет использует это название.

Роспатент мотивировал отказ регистрировать бренды тем, что данные обозначения состоят из неохраняемых элементов и не обладают различительной способностью. ЗАО «Газета.ру», учредитель электронного СМИ, обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлениями об отмене решений патентного ведомства.

Суды трех инстанций отклонили исковые требования, указав, что товарные знаки, которые хочет зарегистрировать «Газета.ру», сходны до степени смешения с товарным знаком «Газета», зарегистрированным ранее на имя АНО «Редакция Ежедневной газеты».

В Высший арбитражный суд компания-заявитель пока не обращалась.

7. Коньячный бренд «Московский»/Moskovskiy

Французская компания Sсi des Broix, которая в 2005 году зарегистрировала во Франции бренды «Московский» и Moskovskiy для класса товаров «алкогольные напитки», обратилась в Роспатент с заявлением о досрочном прекращении прав ФКП «Союзплодоимпорт» на эти товарные знаки в России в связи с их неиспользованием в течение более трех лет.

Роспатент согласился с доводами заявителя, после чего решение патентного ведомства было обжаловано «Союзплодоимпортом» в суде. Однако суды трех инстанций отклонили иск.

Суды установили, что сам «Союзплодоимпорт» алкогольную продукцию не выпускает, а Московский винно-коньячный завод «КиН», выпускающий коньяк «Московский» по лицензионному договору, фактически использует другой товарный знак (этикетку) для маркировки своей продукции, выплачивая «Союзполодоимпорту» роялти лишь за использование охраняемого словесного элемента «Московский»/Moskovskiy.

Высший арбитражный суд, куда обратился «Союзплодоимпорт» за пересмотром решений по делу, согласился с выводами нижестоящих судов.

Интересно, что сам МВКЗ «КиН» также добивался досрочного прекращения правовой охраны товарного знака «Московский»/Moskovskiy, но и в Роспатенте, и в судах ему отказали.

8. Конфеты Raffaello и Ferrero Rocher

Итальянская группа Ferrero активно борется с появлением в России контрафактной продукции, сходной до степени смешения с принадлежащими компании брендами.

Наибольшую известность приобрел спор по защите прав на внешний вид конфет Raffaello. Компания Soremartek S.A. (входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью — в обсыпке из кокосовой стружки.

В 2007 году Soremartek подала в арбитраж Москвы иск о нарушении исключительного права на этот товарный знак. Ответчиками выступили петербургская компания «Ландрин», производившая одноименные конфеты круглой формы, сходные с Raffaello, и московская торговая фирма «Чакуба». В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello и обязали ответчиков прекратить производство и продажу своих конфет.

В 2010 году аналогичное разбирательство группа Ferrero вела с московской кондитерской фабрикой «Победа» из-за конфет, похожих на Ferrero Rocher. Спор закончился мировым соглашением, по условиям которого фабрика обязалась изменить дизайн упаковки конфет «Победа вкуса. Трюфели кофе Мокка с марципаном».

9. Права на товарный знак Sex and the City

Бренд Sex and the City получил широкую популярность благодаря сериалу, созданному по мотивам одноименной книги. В России он выходил под названием «Секс в большом городе».

С 2007 года журнал под названием Sex and the City в России выпускала издательская группа «Парлан» (журналы «Мезонин» и русский Top Gear). В 2010 году «Парлан» попытался зарегистрировать права на бренд Sex and the City в семи классах Международной классификации товаров и услуг, в том числе «печатная продукция», но Роспатент отказался удовлетворить заявку, сославшись на то, что правами на бренд обладает американский кабельный канал Home Box Office Inc — производитель телесериала.

Читайте так же:  Порядок исполнения решений третейских судов

В декабре 2010 года решение Роспатента подтвердил Арбитражный суд Москвы, а затем и апелляционная инстанция. В мае 2011 года издательская группа «Парлан» продала ARTCOM Media права на издание Sex and the City. С октября 2011 года журнал издается под брендом SnC.

10. Иск ВГТРК к соцсети «ВКонтакте» из-за фильма «Остров»

Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) осенью 2008 года направила в арбитражные суды несколько исков к социальной сети «ВКонтакте» с требованием прекратить размещение на ресурсе ряда популярных российских фильмов, права на которые принадлежат телекомпании.

После полуторагодичного разбирательства суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска по поводу фильма «Остров» Павла Лунгина. Суд посчитал, что на момент вынесения решения отсутствуют доказательства нарушения прав ВГРТК на этот фильм, поскольку его нет по указанному истцом адресу. Также, по мнению суда, истцом не доказано, что фильм «Остров» был размещен на сайте самим ответчиком либо ему было известно о размещении фильма на сайте до момента получения иска.

Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который отказал в его пересмотре, указав, однако, на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам. Новым обстоятельством в данном случае является правовая позиция ВАС, сформированная при рассмотрении спора правообладателя «Топ 7» с владельцем файлообменника «Агавой-софт».

Согласно этой позиции провайдеры, владельцы файлообменников и соцсетей не несут ответственности за передаваемую информацию, если они не инициирует передачу информации, не выбирают ее получателя, не влияют на ее целостность, а также принимают превентивные меры по предотвращению нарушения исключительных прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

К числу таких мер ВАС отнес установление ограничения объема размещаемой информации и ее доступности для неопределенного круга пользователей, наличие в пользовательском соглашении обязанности пользователя по соблюдению законодательства при размещении контента и безусловного права провайдера удалить незаконно размещенный контент.

ВГТРК подала в суд заявление о пересмотре этого дела по новым обстоятельствам. Производство по делу пока не возобновлено.

Источник: http://ria.ru/20120426/635112901.html

Случаи нарушения авторских прав

10 апреля 1710-го года в силу вступил первый в истории Закон об авторском праве. Предлагаем вам подборку самых курьёзных случаев в истории, связанных с нарушением авторских прав.

1. Пират преследует пиратов

Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм.

Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня. Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером. Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети.

И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.

2. Иск компании «Фаргус»

Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов. Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок. Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего.

Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось. Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип. Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками.

На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.

3. Церковь Копимизма

Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией.

Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору.

Для того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые. Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет.

Вообще, быть копимистом довольно выгодно. Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.

4. «Читай легально»

В России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира — чего стоят многочисленные торрент-трекеры, где можно скачать всё, что душе угодно: фильмы, программы, игры, книги. Специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе, и где их свободно может скачать любой желающий. Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

Логотип «Читай легально»

В Дании, Норвегии и Швеции специально для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи» — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения.

В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована, зато приняты другие меры. Несколько лет назад, пятого апреля 2013-го года, стартовал проект «Читай легально» — первая в России официальная антипиратская кампания, которую поддерживают такие гиганты, как «Роспечать», Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви», издательство «Эксмо» и другие. Писатели и издатели надеются, что это поможет стабилизировать книжный рынок в России.

Читайте так же:  Судебные издержки и судебные расходы разница

5. Спешащий идиот

В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести.

Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star. Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу. Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать».

В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. В последний раз это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока. Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc. (так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.

6. Государство, нарушившее закон об авторском праве

В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции. Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав. Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков — в то время это были большие деньги.

7. Известная песенка под защитой авторских прав

Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой. Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика. Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас.

В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно.

Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.


Источник: http://subscribe.ru/group/obo-vsyom-ponemnogu/13905843/

Свое по праву. Что можно считать нарушением авторских прав, а что нет?

Ваше видео, выложенное в соцсети, появилось на телевидении? А фото пошло гулять по интернету? Обнаружили на чужом сайте свой текст? Или кто-то зарегистрировал сайт, который называется точь-в-точь как ваша компания? О том, что считать нарушением авторских прав, а что нет, и какую сумму можно получить в качестве компенсации, АиФ.ru рассказал член гильдии российских адвокатов Илья Гатикоев.

Ситуация № 1

Фото, которое вы разместили на своей страничке в соцсети, стали лайкать и постить другие люди.

— Если люди используют ваши фото или видео в своих личных целях, это не является нарушением авторских прав. Человек может разместить фотографию вашего авторства у себя на страничке, сделать её заставкой на своём компьютере, увеличить и повесить над своей кроватью и т.д. — всё это примеры использования фото в сугубо личных интересах.

Ситуация № 2

Вы стали свидетелем какого-то события (упал метеорит, случился пожар, теракт и т.д.), сняли его на видео и выложили в соцсети. Включаете телевизор, а ваши кадры транслируют по всем телеканалам.

— Это пример нарушения ваших авторских прав. Видео использовано в коммерческих целях. Поэтому я, как адвокат, хочу всех предупредить — у любой фотографии, даже той, что размещена в общем доступе на просторах интернета, есть свой законный владелец. И он может заявить о своих правах и потребовать у вас компенсации. Поэтому не воруйте фото в интернете для публикаций, рекламы и других своих коммерческих целей!

Ситуация № 3

Ваши фотографии так понравились учёному, что он решил вставить их в свою презентацию для научной конференции.

— И это нарушение авторских прав, потому что ваши фото были использованы не в личных, а коммерческих целях.

Ситуация № 4

Вы пошли на митинг, где вас сфотографировали крупным планом с плакатом и разместили на первой полосе газеты.

— Если фото напечатано с согласила его автора, значит, никакого нарушения здесь нет. Вы находились в общественном месте, где разрешены фото- и видеосъемка, так что предъявлять претензии вы не вправе. Исключение — если вы заранее предупредили фотографа о том, что отказываетесь сниматься. А также если ваше фото с плакатом с митинга появится в рекламе какой-то партии — тогда ваши права будут нарушены.

Ситуация № 5

Вы купили костюм человека-паука, и стали устраивать детские вечеринки в роли аниматора.

— Если правообладатель данного персонажа узнает о вашем бизнесе, он может подать на вас в суд. Несколько лет назад была судебная история, связанная с героями мультфильма «Маша и медведь». Одна женщина — индивидуальный предприниматель в небольшом магазинчике — продавала детские рюкзачки с изображением этих персонажей. Была контрольная закупка и выяснилось, что ни у производителя, ни у продавца не было разрешения на использование данного товарного знака. Только за 1 этот факт нарушения предпринимательницу оштрафовали на 50 тыс. руб. Так что если производители «Смешариков», «Человека-паука», «Тачек», «Мимимишек» или других героев застукают вас за зарабатыванием на них денег, они будут вправе требовать у вас компенсацию.

Читайте так же:  Раздел имущества после мирового соглашения

Кстати, несколько лет назад была организована целая компания по выявлению нарушений авторского права — эксперты ходили по ресторанам и фиксировали песни российских авторов, чтобы потом потребовать компенсацию за нарушение авторских прав. Не исключаю, что подобная акция возможна и в отношении агентств по организации детских праздников.

Ситуация № 6

Кто-то зарегистрировал сайт, который называется точь-в-точь как ваша компания. И некоторые ваши клиенты по ошибке обращаются к нему.

— Такие действия профессионалы называют домейнингом или киберсквоттингом. «Доменные споры» сейчас очень распространены. Был громкий случай с известной компанией Nike. Дело в том, что один товарищ подсуетился, зарегистрировал на себя домен nike.ru, и продавал на нём спортивные товары. Корпорация с одноименным названием обратилась в арбитражный суд, и выиграла дело, забрав домен себе. А позиция защиты товарища на суде была такая: «Я назвал сайт в честь богини Ники». Это было довольно простое доменное дело, чаще споры случаются намного сложнее.

Наиболее типичной является ситуация при которой владелец интернет-магазина в зоне .ru на пике популярности своего бизнеса регистрирует свое исключительно право на товарный знак, желая обезопасить свой бизнес, но впоследствии ему становится известным, что в другой доменной зоне, к примеру .su или .рф уже существует интернет-магазин со схожим наименованием и аналогичным товарным рядом. Бизнес правообладателя начинает претерпевать колоссальные убытки, так как лояльный товарному знаку, но дезориентированный потребитель, ориентируясь на запомнившееся название интернет-магазина, начинает приобретать товары у иной компании, нежели у правообладателя.

Как это ни странно, но прямого ответа на такое посягательство Российское авторское право не дает, а интересы правообладателей защищает ст.10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, которая запрещает недобросовестную конкуренцию.

При возникновении такой спорной ситуации правообладателю необходимо выяснить, кто является администратором сайта, неправомерно использующего товарный знак. В случае если администратором является юр лицо, то сделать это можно через сервис Whois, а если администратором является физлицо (зачастую так это и происходит), то посредством официального запроса в адрес регистратора доменного имени. Далее, определившись с недобросовестным администратором доменного имени, необходимо подготовить претензию в адрес администратора доменного имени, в случае неудовлетворения которой необходимо обратиться с иском в арбитражный суд, в котором можно заявить три требования: запрет на использование товарного знака, передача прав администратора доменного имени и взыскание компенсации.

Копию искового заявления со штампом суда о его принятии рекомендуется также направить в адрес регистратора домена с просьбой не осуществлять никаких действий по передаче прав администратора до рассмотрения доменного спора судебными инстанциями.

Какую компенсацию можно получить?

— Существует два подхода определения сумм компенсаций. Первый — расчёт убытков, когда правообладатель может посчитать, какой ущерб ему нанесён в результате нарушения его авторских прав (обычно это делают эксперты). Считаются как не дополученные доходы, так и прямой ущерб. Суммы компенсации в данном случае ничем не ограничены — это может быть хоть миллион, хоть миллиард рублей. Но, учитывая, что в авторском праве обычно сложно рассчитать прямые убытки, законодательство предоставляет второй вариант — фиксированную компенсацию. В этом случае сумма не может быть ниже 10 тыс. руб. и больше 5 млн руб. При этом никаких критериев её определения нет. Законодательство, как и в случае определения морального вреда, делегирует это определять судьям. На моей памяти максимальную компенсацию по авторскому праву заплатил один известный интернет- магазин бытовой техники автору рекламных роликов — 470 млн руб. За ваши фото, размещённые в газете, конечно, столько не заплатят. Суд определяет размер компенсации в каждом конкретном случае отдельно.

Источник: http://aif.ru/society/law/svoe_po_pravu_chto_mozhno_schitat_narusheniem_avtorskih_prav_a_chto_net

7 самых курьёзных случаев нарушения авторских прав в истории

10 апреля 1710-го года в силу вступил первый в истории Закон об авторском праве. Предлагаем вам подборку самых курьёзных случаев в истории, связанных с нарушением авторских прав.

1. Пират преследует пиратов

Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм.

Купить книгу Юлии Шрамм на Амазоне

Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня. Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером. Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети.

И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.

2. Иск компании «Фаргус»

Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов. Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок. Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего.

Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось. Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип. Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками.

Читайте так же:  Ходатайство в иске об истребовании доказательств

На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.

3. Церковь Копимизма

Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией.

Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору.

Для того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые. Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет.

Вообще, быть копимистом довольно выгодно. Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.

4. «Читай легально»

В России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира — чего стоят многочисленные торрент-трекеры, где можно скачать всё, что душе угодно: фильмы, программы, игры, книги. Специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе, и где их свободно может скачать любой желающий. Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

Логотип «Читай легально»

В Дании, Норвегии и Швеции специально для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи» — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения.

В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована, зато приняты другие меры. Всего несколько дней назад, пятого апреля 2013-го года, стартовал проект «Читай легально» — первая в России официальная антипиратская кампания, которую поддерживают такие гиганты, как «Роспечать», Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви», издательство «Эксмо» и другие. Писатели и издатели надеются, что это поможет стабилизировать книжный рынок в России.

5. Спешащий идиот

В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести.

Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star. Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу. Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать».

В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. В последний раз это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока. Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc. (так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.

6. Государство, нарушившее закон об авторском праве

В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции. Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав. Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков — в то время это были большие деньги.

7. Известная песенка под защитой авторских прав

Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой. Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика. Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас.

В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно.

Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://kaprizulka.mediasole.ru/7_samyh_kurznyh_sluchaev_narusheniya_avtorskih_prav_v_istorii

Случаи нарушения авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here