Срок исковой давности по экологическим правонарушениям

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Срок исковой давности по экологическим правонарушениям" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Каковы сроки давности для привлечения к ответственности за нарушения экологического законодательства?

Привлечение к ответственности за административные правонарушения осуществляется с применением сроков давности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (т.е. срок давности составляет один год со дня совершения нарушения).
Помимо вынесения постановления о привлечении предприятия к административной ответственности, контролирующие органы могут вынести предписание об устранении выявленного нарушения, то есть об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за те периоды, когда такая обязанность предприятием не исполнялась.

Источник: http://www.eco-plata.ru/node/28

Срок исковой давности по экологическим правонарушениям

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
б

Административный штраф

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств (ст.3.5 КоАП РФ).

Размеры административного штрафа устанавливаются дифференцировано:
— для граждан в размере, не превышающем 5 000 рублей, а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, 20.2, 20.2_2, 20.18, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ — 300 000 рублей;
— для должностных лиц — 50 000 рублей;
— для юридических лиц — 1 млн. рублей.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда (материальная, гражданско-правовая ответственность).
в

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания и может устанавливаться и применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком не более чем на 90 суток (ст.3.12 КоАП РФ).

Временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуальных предпринимателей применяется:
— угрозы жизни или здоровью людей;
— возникновения эпидемии, эпизоотии;
— заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
— наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
— причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Виды административного приостановления деятельности:
— временное прекращение деятельности;
— временное прекращение эксплуатации.

Объекты временного прекращения деятельности:
— лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— юридические лица;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Источник: http://docs.cntd.ru/document/872800270

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Виды гражданской ответственности за нарушение обязательств

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/c7f0164139c159e5c4e7786790ae469d/

Срок исковой давности по экологическим правонарушениям

Росприроднадзор пропустил срок исковой давности к части требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду

Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 12 декабря 2017 года по делу № А77-404/2017

Предмет спора: в зыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду

Суть спора: Управление Росприроднадзора по Чеченской Республике обратилось в арбитражный суд первой инстанции с исковым заявлением к Министерству образования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере, с учетом уточнения, 413 067,66 руб. Претензия истца о добровольном внесении такой платы оставлена ответчиком без удовлетворения.

Решение суда: Исковые требования удовлетворить частично.

Ответчиком в 2013, 2014 г. и 2015 г. осуществлено размещение твердых бытовых отходов, относящихся к IV классу опасности, за что законодательством установлена обязанность по внесению платы, размер которой составил сумму иска.

Ответчик возразил против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что Министерство образования не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов; истцом пропущен срок исковой давности по части требований; при расчете размера платы неправильно применен коэффициент инфляции; на то, что согласно ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ №7) обязанность по внесению такой платы в настоящее время отсутствует; а также на то, что Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и от 19.11.2014 № 1219 утратили силу.

В силу части 1 статьи 16 ФЗ №7 негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение п.3 ст.16 ФЗ №7 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (действовавший в период с c 01.01.2014 по 16.03.2017).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 №5П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» разъяснил, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность организации коммунального комплекса вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 11.06.2015 по делу № 309-КГ15-1809 указал, что поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена лишь в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались. Как следует из материалов настоящего дела и не оспаривается сторонами, Министерством образования заключены договоры с ООО «Экология», ООО «Вектор» на вывоз твердых бытовых отходов с территории Министерства.

В соответствии со статьей 4 Закона № 7-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относится и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче на специализированный полигон отходов, образованных и накопленных природопользователями, не происходит перехода права собственности на отходы.

Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа. В текстах вышеперечисленных договоров нет указания на переход права собственности на передаваемые твердые бытовые отходы от заказчика (Министерства образования) к исполнителю услуг, следовательно, именно на ответчике лежит обязанность по внесению платы за оказанное негативное воздействие. Размер подлежащей внесению за оказанное негативное воздействие на окружающую среду платы составил 413 067,66 руб. Расчет истца судом проверен и признается правильным.

Отмена постановлений Правительства №344 и 1219, связана лишь с введением в 2016 году Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» иных ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем довод Министерства образования о ссылке Управления Росприроднадзора по Чеченская Республика на недействующие нормативные акты судом отклоняется. Истцом правильно применены коэффициенты инфляции.

Читайте так же:  Перечень условия гражданско правовой ответственности

Статья 16.1 ФЗ №7, отменившая обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, введена в действие лишь с 01 января 2016 года и не распространяет своего действия на предшествовавшие периоды.

В соответствии с принципом состязательности сторон, закрепленным в ст.9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца – физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. Ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности к части требований.

Источник: http://onlineecology.com/doc/862eb2c3-15c4-46c9-9758-39464ff5efe7

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Видео (кликните для воспроизведения).

Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное действие или бездействие, нарушающее общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в результате чего причинен вред природным объектам, собственникам и природопользователям, а также здоровью человека либо создается реальная угроза причинения такого вреда.

Экологическая ответственность является составной частью юридической ответственности и поэтому ее виды традиционны:

  • – дисциплинарная;
  • – гражданско-правовая (имущественная);
  • – административная;
  • – уголовная.

В то же время особенностью юридической ответственности за экологические правонарушения является то, что причинение вреда окружающей среде всегда рассматривается в двух аспектах: экологическом и экономическом.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает только в тех случаях, когда должностные или функциональные обязанности виновного лица предусматривают соблюдение требований экологической безопасности в трудовой деятельности и связаны с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. Необходимо отметить, что наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от других видов юридической ответственности.

Субъектами дисциплинарной ответственности являются работники и должностные лица предприятий, организаций и учреждений.

Дисциплинарные взыскания определены в ТК РФ – это замечание, выговор, увольнение, но могут быть наложены и дополнительные наказания в соответствии с другими правовыми актами в виде полного или частичного лишения премии, перевода на нижеоплачиваемую работу на определенный срок и т.п.

Гражданско-правовая ответственность (имущественная) наступает в судебном порядке при предъявлении исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека. Ее особенность – 20-летний срок исковой давности (такого нет в каких-либо других отраслях национальной правовой системы). Это обусловлено тем, что экологические правонарушения, образно говоря, носят характер «мины замедленного действия», и поэтому могут пройти годы и десятилетия, пока не наступят общественно опасные последствия.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, в результате негативного воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности, подлежит возмещению в полном объеме.

За загрязнение окружающей природной среды при строительстве, реконструкции и эксплуатации хозяйственных объектов, причиненный вред возмещается как добровольно, так и по решению суда, арбитражного суда заказчиком (инвестором) или иным субъектом хозяйственной деятельности. Зачастую не представляется возможным определить стоимость того или иного природного ресурса или объекта и поэтому в таких случаях применяется так называемый таксовый метод. Но не всегда возможно установить и таксу, и тогда размер причиненного вреда определяется из тех материальных затрат, которые ушли на восстановление природного объекта или ресурса.

С согласия сторон по судебному решению вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств. Также субъекты хозяйственной или иной деятельности обязаны возместить вред окружающей природной среде, причиненный источником повышенной опасности.

Административная ответственность предусмотрена КоАП РФ. Так, в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» КоАП РФ перечислены конкретные составы 40 административных правонарушений.

Основанием административной ответственности является наличие в действии (бездействии) признаков экологического правонарушения, наличие вины физического или юридического лица в форме умысла или неосторожности, а также наличие нормы права, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Субъектами административной ответственности являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица и юридические лица.

Применение мер административной ответственности производится с учетом положений специального экологического законодательства.

За совершение экологических правонарушений могут применяться следующие виды административной ответственности: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения (например, ружья, сети и т.п.), лишение специального права (охоты, рыболовства), административное приостановление деятельности.

Одним из самых эффективных видов административного наказания в сфере экологической безопасности является административное приостановление деятельности юридического лица сроком до 90 суток в случаях выявления нарушений экологического законодательства. При их не устранении в указанный срок, в судебном порядке может быть аннулирована лицензия на природопользование и ограничена или прекращена хозяйственная деятельность этого юридического лица.

За совершение экологических правонарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности в установленном законом порядке, а именно: судьями, органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, карантинный и другие виды контроля, а также органами внутренних дел, рыбоохраны, пограничными и таможенными органами.

Необходимо отметить, что за отдельные экологические правонарушения к административной ответственности привлекаются не только лица, непосредственно причинившие вред окружающей природной среде, но и те лица, которые впоследствии стали причастными к этому правонарушению. Так в соответствии со ст. 8.5 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» КоАП РФ к ответственности привлекаются и лица, которые только приобрели эти виды (например, им вручили букет цветов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта РФ).

Читайте так же:  Получение паевого взноса

Уголовная ответственность наступает в соответствии с УК РФ, глава 26 которого так и именуется «Экологические преступления». В ней содержится 17 составов преступлений. Наиболее распространенными являются: незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений, нарушение правил охраны рыбных запасов. Самое тяжкое экологическое преступление, относящееся к категории преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотрено ст. 358 УК РФ: «Экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу». Мера наказания – лишение свободы от 12 до 20 лет.

За другие экологические преступления российское уголовное законодательство предусматривает ответственность в виде: штрафа, обязательных работ, исправительных работ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Субъектами экологических преступлений являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста и должностные лица. Необходимо отметить, что в условиях экономического кризиса количество экологических преступлений в 2009 г. увеличилось в стране при снижении уровня преступности в целом и эта тенденция продолжает иметь место и в последующие годы.

Источник: http://studme.org/54831/pravo/yuridicheskaya_otvetstvennost_ekologicheskie_pravonarusheniya

Порядок возмещения экологического вреда

Особенностью гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного

воздействия. Специфической целью этой ответственности является возмещение причиненного правонарушением вреда, включая экологический вред.

Российское законодательство предусматривает судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда.

В первом случае соответствующая обязанность исполняется но решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Внесудебный порядок возмещения реализуется без участия суда рядом способов, в том числе: в результате добровольного возмещения; посредством страхования риска причинения экологического вреда; в административном порядке.

Необходимо отметить, что для решения проблемы возмещения экологического вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов возмещения вреда, причиненного в результате правонарушения.

К исковому заявлению может прилагаться протокол об экологическом правонарушении; документы, подтверждающие факт совершения экологического правонарушения (включая фотодокументы); акты об отборе и анализах проб; заключение о количестве загрязняющего вещества; свидетельские показания; расчеты убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую среду; иные документы.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения размера убытков. Как отмечается в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий. В связи с этим и в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, в том числе и при определении размера вреда, причиненного экологическим правонарушением, по делу должны проводиться соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др.

Отсутствие такс или методик расчета ущерба не должно являться основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

Возмещение вреда может быть осуществлено посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

Применительно к охране почв возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления их прежнего состояния. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка (участок покрыт траншеями, котлованами и т.п.), восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных насаждений может быть осуществлено посредством новых посадок деревьев.

Решение о восстановлении прежнего состояния почв, других природных объектов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных объектов, принимается в каждом конкретном случае судом. Такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если восстановление объективно возможно и правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течении оптимального срока провести необходимые работы.

Иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в течении срока исковой давности.

Исковая давность – это срок, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено. Пропуск этого срока, если об этом заявила заинтересованная сторона, в соответствии с п. 2 ст. 199 ГК является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Выделяется два вида сроков исковой давности: общий и специальный.

Общий срок исковой давности, как указывается в ст. 196 ГК, составляет три года.

Учитывая значение благоприятного качества окружающей среды для жизни и здоровья граждан, для подачи

исков о возмещении экологического вреда устанавливается специальный срок исковой давности. В российском праве этот срок в двадцать лет является одним из самых продолжительных. Это обусловлено тем, что при причинении вреда окружающей среде затрагивается, прежде всего, публичный интерес, жизнь и здоровье людей.

Рассматривая дела, связанные с нарушениями экологического законодательства, суды в каждом конкретном случае выясняют размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, они руководствуются как централизованно утвержденными методиками и таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

Читайте так же:  Генеральная доверенность на завещание

Лица, совместно причинившие вред, согласно ч. 1 ст. 1080 ГК несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Суд вправе, руководствуясь ч. 2 ст. 1080 и п. 2 ст. 1081 ГК, по заявлению потерпевшего и в его интересах возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины – исходя из равенства долей. При этом необходимо учитывать, что при совершении экологического правонарушения несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь в случаях, когда установлено их совместное участие. В резолютивной части решения суда указывается, на кого из виновных возлагается солидарная ответственность, а на кого – долевая и в каком размере.

Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК и ст. 77 Закона об охране окружающей среды подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда, в соответствии со ст. 1079 ГК и ст. 79 Закона об охране окружающей среды, вред причинен владельцем источника повышенной опасности. В этом случае ответственность наступает независимо от наличия вины.

На особенностях гражданско-правовой ответственности владельца источника повышенной опасности остановимся подробнее.

Не вдаваясь в теоретические дискуссии об «объекте» или «деятельности» как источнике повышенной опасности, отметим, что нами разделяется позиция В. М. Болдинова, согласно которой понятия «источник повышенной опасности» и «деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих» соотносятся как предмет и процесс, т.е. опасная деятельность – следствие эксплуатации источника повышенной опасности [1] .

Источник повышенной опасности – это определенный объект материального мира, характеризующийся предусмотренными законом вредоносными свойствами, параметры которых исключают возможность полного контроля за ними со стороны человека, чем создается повышенная опасность для окружающей среды и населения. Отсюда вытекают два признака деятельности, создающей повышенную опасность: вредоносность, т.е. качественная характеристика использования (эксплуатации) источника повышенной опасности и невозможность осуществления полного контроля над ним со стороны человека.

Сформулировать исчерпывающий перечень источников повышенной опасности невозможно, поэтому законодатель и не пытается этого делать. В ст. 1079 ГК лишь отмечается, что повышенную опасность для окружающих создает использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и т.д. В порядке систематического толкования данной статьи можно предположить, что к такой деятельности относится также использование пестицидов и агрохимикатов.

Более четкие критерии экологически опасной деятельности предусмотрены для производственных объектов и сформулированы в Законе о промышленной безопасности. В приложении к нему приводятся вполне конкретные параметры осуществляемой деятельности, позволяющие считать производственный объект опасным.

Владельцы источника повышенной опасности обязаны возместить причиненный им вред, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079, 1083 ГК может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично, если будет доказана грубая неосторожность самого потерпевшего (однако при возмещении вреда жизни и здоровью человека отказ в возмещении вреда не допускается) либо если суд учтет имущественное положение самого гражданина- правонарушителя.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником.

При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

В отношении отдельных источников повышенной опасности экологическим и иным законодательством предусматриваются специальные, более строгие нормы об ответственности, чем в ст. 1079 ГК. Примером такого подхода являются ст. 53–60 Закона об атомной энергии.

Источник: http://studme.org/57287/ekologiya/poryadok_vozmescheniya_ekologicheskogo_vreda

Срок давности для привлечения к административной ответственности

Мы конечно будем говорить о сроке давности за совершение именно экологических правонарушений. Так вот срок давности для привлечения к административной ответственности по группе статей КоАП РФ, начинающихся в цифры 8 — один год с даты совершения правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 4.5. КОАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Где надо смотреть дату совершения административного правонарушения: в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке должно быть прописано место совершения административного правонарушения и дата совершения административного правонарушения.

Если с даты совершения административного правонарушения прошло более года и ваше предприятие (или вас) се равно было привлечено к административной ответственности, то такое привлечение можно оспорить в судебной порядке в течении 10 дней с даты получения постановления об административной ответственности.

Также надо обратить внимание на место совершения административного правонарушения, если в протоколе ошибочно записано несоответствующее действительности место совершения адм. правонарушения, то это тоже может послужить основанием для отмены постановления об административном правонарушении.

Источник: http://ecoproverka.ru/srok-davnosti-dlya-privlecheniya-k-administrativnoy-otvetstvennosti/

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected]

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected], телефон: 8 (4212) 40-21-20.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Сроки исковой давности о компенсации вреда причиненного окружающей среде в результате незаконного вылова водных биологических ресурсов

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона «О животном мире», ст. 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при их отсутствии — исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Сумма ущерба, расчет которой производится в соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 № 724, предусматривает возмещение реального ущерба.

Пунктом 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность физических и юридических лиц возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими правонарушений.

Под полным возмещением вреда согласно ст. 15 ГК РФ понимается возмещение убытков, в том числе в виде реального ущерба.

Следовательно, согласно действующему законодательству возмещение причиненного в результате нарушения вреда являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством.

Экологическое законодательство устанавливает специальные сроки исковой давности.

Так, ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Таким образом, в результате неправомерных действий физических или юридический лиц по причинению ущерба окружающей среде, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Источник: http://admokhotsk.khabkrai.ru/Important/Territoriya-zakona/330

исковая давность иск о компенсации вреда окружающей среде

#1 Pishta Pishta —>

Помогите с размышлениями.

Часть 1 статьи 196 ГК РФ устанавливает общий срок давности 3 года со дня, определяемого в соответствии с ст.200 ГК РФ.

Часть 2 статьи 196 ГК РФ устанавливает, что срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права (пресекательный срок, ограничивающий применения ст.200 ГК РФ).

Часть 1 статьи 197 ГК РФ говорит про специальные сроки исковой давности устанавливающие более длительные (или сокращённые) сроки.

Часть 2 статьи 197 ГК РФ говорит про то, что часть 2 статьи 196 ГК РФ применяется и к специальным срокам исковой давности ЕСЛИ ЗАКОНОМ не предусмотрено иное.

Часть 3 статьи 78 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» устанавливает, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Я представляю ответчика. Иск связан с компенсацией вреда окружающей среде. Вред зафиксирован в 2009 году. Иск предъявлен в 2015 году. Я заявил о пропуске срока исковой давности. Истец настаивает на применении специального срока 20 лет, установленного ч.3 ст.78 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды».

Моя позиция следующая:

1. Часть 2 ст.196 ГК РФ в новой редакции устанавливает, что срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права. При этом, указанное ограничение относится и к специальным срокам исковой давности. Таким образом, все специальные сроки исковой давности не могут превышать 10 лет со дня нарушения права (независимо от того, когда лицо узнало о нарушении права и выяснило надлежащего ответчика).

2. Следовательно, с учётом того, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах должны соответствовать ГК РФ (ст.3 ГК РФ), специальный срок исковой давности, установленный ч.3 ст.78 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» не может быть свыше 10 лет.

3. При этом, ч.2 ст.196 ГК РФ (ограничение срока ИД 10 лет) нельзя трактовать как устанавливающую какие-либо новые сроки взамен несоответствующих этой редакции сроков давности, следовательно правило, установленное в ч.2 ст.196 ГК РФ не означает, что ранее установленный срок давности равный 20 годам теперь будет составлять 10 лет.

Вся вышеуказанная логика, мне кажется понятной, если бы не ссылка в ч.2 ст.197 ГК РФ о том, что если ЗАКОНОМ НЕ УСТАНОВЛЕНО ИНОЕ. Но, опять же как мне кажется, мысль законодателя была в том, чтобы ограничить максимальный срок давности (в т.ч. специальный) 10 годами с момента нарушения права. Слова «если законом не установлено иное» относятся не к сроку давности (10 лет) а к определению срока начала течения исковой давности.

PS. практики не нашёл.

Сообщение отредактировал Pishta: 01 Июнь 2016 — 18:36

Источник: http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=373661

Срок исковой давности по экологическим правонарушениям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here