Судебное примирение и мировое соглашение

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Судебное примирение и мировое соглашение" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам

Помимо медиаторов в урегулировании споров смогут участвовать судебные примирители. Ими станут работники судов, имеющие высшее юридическое образование и пятилетний стаж юридической работы, а также судьи в отставке. В отличие от медиаторов они смогут знакомиться с материалами дела. Эти и другие нововведения Пленум Верховного суда РФ предлагает закрепить в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ), процессуальных кодексах и других законах.

Пленум Верховного суда РФ утвердил сразу три постановления с проектами законов, связанными с совершенствованием примирительных процедур (постановления Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1, 2, 3). В ближайшее время их планируют внести на рассмотрение Госдумы. Цель поправок — сделать примирительные процедуры более эффективным институтом. По статистике Верховного суда РФ, за период с 2011 по 2017 гг. примирительные процедуры с участием медиаторов использовались крайне редко — при рассмотрении всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами. И хотя эта статистика не показывает точное количество медиаций, поскольку не может учитывать все случаи обращений к медиаторам, в любом случае она показывает неэффективность существующих процедур.

Судебные примирители

В законопроекте предлагается установить, что регулированием споров смогут заниматься не только медиаторы, но и судебные примирители. Судебными примирителями вправе быть судьи в отставке, а также работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В пояснительной записке сказано, что институт судебных примирителей не новинка. Он существовал в России еще в дореволюционное время. Так, с середины XIX — начала XX веков участники споров, рассматриваемых в коммерческих судах России, после предложения суда о проведении примирительной процедуры могли выбрать как негосударственного примирителя, так и примирителя из состава данного суда. Судьи коммерческих судов часто использовали примирительные процедуры, в том числе и посредничество (медиацию).

Предполагается, что такая деятельность судей в отставке будет оплачиваемой. Порядок и условия оплаты их труда определит Правительство РФ. Расходы бюджета по оплате их работы могут, в частности, компенсироваться из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд и оставшейся в бюджете после возвращения определенной ее части, если стороны согласились на использование процедуры судебного применения. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке.

Список судебных примирителей будет утверждать Пленум ВС РФ на основе предложений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены в Регламенте проведения судебного примирения, который утвердит ВС РФ.

Судебный примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения. В том числе он может давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между ними деловых отношений. В то же время судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле.

Судьи в отставке также смогут осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе после включения в списки медиаторов, которые будут вести советы судей субъектов РФ.

Процессуальные вопросы

Суды смогут откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать примирительную процедуру. Это могут быть переговоры, сверка документов, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение. Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 дней.

Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут результата, судебное разбирательство возобновится. Причем время, на которое оно откладывается, не включается в сроки рассмотрения дел.

Одновременно ВС РФ предложил изменить размер государственной пошлины, который возвращается истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска или признании ответчиком иска. Сейчас он составляет 50%. В проекте предлагается возвращать 70%, если примирение произошло до принятия решения судом первой инстанции, 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, 30% — на стадии рассмотрения дела в кассации и надзоре.

Примирение по административным спорам

В законопроекте предлагается распространить процедуру медиации на административные дела. Сферу действия Закона № 193-ФЗ предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран (Германия, Королевство Нидерландов, Великобритания, Франция, Австралия). В их законодательстве предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров, в том числе с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит незначительное количество таких споров.

Так, к примирительным процедурам суды смогут обращаться в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, только если стороны не использовали досудебное урегулирование спора и при наличии согласия организации, индивидуального предпринимателя или гражданина. Например, к помощи медиаторов или судебных примирителей можно будет прибегать для рассмотрения налоговых и антимонопольных дел.

Татьяна Еремеева, профессиональный медиатор, генеральный директор Центра медиации «ПокровЪ», руководитель Бюро по защите прав предпринимателей ЧРО «ОПОРА РОССИИ»

«ЭЖ-Юрист»: В пояснительной записке к законопроекту о примирительных процедурах сказано, что медиация используется крайне редко. По статистике ВС РФ, это 0,002% из всех арбитражных дел за последние пять лет. Действительно сейчас так плачевно обстоят дела с медиацией?

Читайте так же:  Реформа судов кассационной инстанции

Татьяна Еремеева: Работу медиатора трудно оценить количеством медиаций. Часто стороны мирятся вне стен суда с помощью медиатора или на стадии исполнения судебных решений. Возможно, то, что сейчас предлагает Верховный суд РФ, поможет увеличить количество дел, рассматриваемых через примирительные процедуры. В частности, он предлагает внедрить новую фигуру — судебных примирителей. Но это будут процедуры специфического содержания, так как Верховный суд РФ планирует, что примирением будут заниматься либо судьи, либо работники суда. Здесь есть такой нюанс: работники судебной системы — специалисты особой корпорации, это накладывает свой отпечаток. Надеюсь, это не повлияет на качество примирительных процедур.

Рынок медиации, как и любой рынок, имеет свои стадии развития. Сейчас медиация на стадии формирования спроса и информирования об услуге потребителей. Поэтому кто уже участвует в создании спроса, тот и будет «снимать сливки», когда рынок «повзрослеет».

«ЭЖ-Юрист»: Можно ли сейчас говорить о том, что медиаторов недостаточно?

Т. Е.: Нет, медиаторов достаточно. Сейчас медиатором можно стать, имея высшее образование и оплатив в среднем 37 000—50 000 руб. за обучение. Другой вопрос, что стать медиатором легко, а вот найти клиентов для медиации еще достаточно сложно. Конечно, если их не рекомендуют из суда или органов опеки. А в этом случае возникает вопрос о том, что в стенах суда нельзя получать денежные средства.

«ЭЖ-Юрист»: В чем же отличия судебного примирителя от медиатора?

Т. Е.: Их трудно уловить, так как в постановлении Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1 мало информации о функциях судебных примирителей, о том, с помощью каких инструментов будет выстроена их работа. Еще вопрос: как будут работать судьи в отставке — как медиаторы или судебные примирители или как те и другие? В проекте для отставных судей допускается вариант «примиритель-медиатор». Возможно, судебный примиритель не будет заниматься разрешением конфликтной ситуации, потому как в поправках зафиксировано, что он знакомится с материалами дела, с документами, а значит, осуществляет что-то наподобие предварительной подготовки к судебному слушанию. Деятельность же медиатора иная, она заключается в работе с самими участниками спорной ситуации, с их истинными интересами, без изучения документации.

«ЭЖ-Юрист»: Верховный суд предложил законодательно указать, что судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Сейчас медиаторы не могут участвовать в спорах с госорганами?

Т. Е.: Да, сейчас медиация в налоговых и антимонопольных спорах невозможна. Заключить мировое соглашение с налоговым органом можно лишь после длительных согласований с юридическим отделом на федеральном уровне. А по закону о медиации в РФ участие медиаторов в подобных спорах не предусмотрено. В моей практике были медиации с руководителями муниципалитетов по хозяйственным правоотношениям, но не по административным делам. Так что готовность участвовать в процедуре медиации у государственных и муниципальных органов есть. Остается это предусмотреть на законодательном уровне.

«ЭЖ-Юрист»: Какие есть пробелы, неопределенные моменты в законопроектах?

Т. Е.: Например, положение о том, что, в случае если стороны не достигли соглашения, суд опять возобновляет процесс в обычном порядке. Было бы хорошо, если бы был предусмотрен упрощенный порядок судопроизводства.

Еще не вижу смысла дублировать медиаторов судебными примирителями. Из предложенных поправок не совсем понятно, какой порядок примирения будет осуществлять судебный примиритель и что будет содержать Регламент судебного примирения. То, что этим специалистам будет разрешено знакомиться с материалами дела и изучать другие документы, говорит о том, что работа примирителей будет отличаться от работы медиаторов. Что-то среднее между судьями и медиаторами. Не понимаю, для чего нужно создавать бюрократическую надстройку в судебной системе, тратить федеральный бюджет, когда есть медиаторы, находящиеся в поисках клиентов, вложившие деньги в образование, оплачивающие налоги и сдающие соответствующую отчетность государству.

Также необходимо более подробно разъяснять сторонам, что у сторон есть возможность обратиться к медиатору. Это обязательно должно быть зафиксировано в регламентах государственных органов. На практике это не всегда делается.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/365791/

Новые правила примирения сторон в суде

Что случилось?

В чём суть нововведений?

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы.

Также предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных правоотношений.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/488898/

Новые правила медиации. Медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, станет исполнительным документом, а за судебным примирением можно будет обращаться к судьям в отставке

С 25.10.2019 вступят в силу три закона с поправками положений о медиации. Основной из них — Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ. Для заключения мирового соглашения можно будет обращаться не только к медиаторам, но и к судьям в отставке. Если стороны удостоверят медиативное соглашение у нотариуса, то в случае его неисполнения можно будет не подавать иск в суд. Такое медиативное соглашение автоматически станет исполнительным документом, который можно подать приставам. В случае заключения мирового соглашения, отказа от иска или признания иска ответчиком истец сможет вернуть часть госпошлины: от 30 до 70%, в зависимости от того, на какой стадии стороны по иску пришли к соглашению.

Читайте так же:  Срок исковой давности по исковому листу

В Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации), а также в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ внесены поправки, касающиеся медиации. Речь идет о Федеральном законе от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с ним опубликовано еще два связанных закона:

Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о полномочиях ВС РФ на формирование списка судебных примирителей).

Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о возврате госпошлины при заключении мирового соглашения) 1 .

Цель поправок — развить институт медиации и снизить нагрузку на судей. Все три закона начнут действовать с 25.10.2019.

Медиативное соглашение станет исполнительным документом

Для получения исполнительного документа можно будет не обращаться в суд. Исполнительным документом станет само медиативное соглашение, удостоверенное у нотариуса, или его нотариально удостоверенная копия.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа.

Пункт 5 ст. 12 Закона о медиации (в новой редакции)

Таким образом, не подавая иск в суд, стороны спора могут обратиться к медиатору, совместно разработать текст медиативного соглашения, а затем удостоверить его у нотариуса. Если сторона не исполнит это соглашение, можно будет сразу обратиться к приставу, предоставив нотариальное медиативное соглашение.

Медиативное соглашение нужно будет удостоверять у нотариуса с обязательным участием медиатора в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации. Если соглашением сторон о проведении процедуры медиации предусмотрено участие нескольких медиаторов, медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием не менее чем одного медиатора, осуществлявшего деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое медиативное соглашение должно содержать сведения об участии указанных лиц при его удостоверении и их подписи.

Новые примирительные процедуры

В поправках расширен перечень примирительных процедур. В него включили переговоры и судебное примирение. Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда при согласии сторон. Судебными примирителями и медиаторами смогут быть судьи в отставке. Переговоры будут проводить на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных законом, переговоры придется проводить в обязательном порядке.

В законопроекте предлагалось разрешить быть судебными примирителями еще и работникам аппарата суда с высшим юридическим образованием и стажем не менее пяти лет. Но это предложение не прошло. Поэтому судебными примирителями будут только судьи в отставке.

Список судебных примирителей утвердит Пленум ВС РФ на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будет установлен в Регламенте проведения судебного примирения. Его позже утвердит ВС РФ. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, тоже пока не определены. Их установит Правительство РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела в суде стороны могут заявить, что хотят примириться с участием судебного примирителя. Его кандидатуру они должны будут определить по взаимному согласию из списка судебных примирителей. Затем эту кандидатуру должен утвердить суд, рассматривающий дело.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебному примирителю предоставлен ряд прав. Он вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Суд вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.

Медиация в административных делах

Теперь возможность использовать примирительные процедуры установлена и при рассмотрении административных дел. Раньше это не было предусмотрено законодательством. Хотя на практике в редких случаях компаниям приходилось заключить мировые соглашения с госорганами, например, с ФНС или ФАС России.

Результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности:

признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;

соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;

частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;

мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, законом отнесено заключение мировых соглашений.

Если до обращения в арбитражный суд с требованиями об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц о взыскании обязательных платежей и санкций стороны не использовали досудебное урегулирование спора, арбитражный суд вправе при согласии организации, индивидуального предпринимателя или гражданина в целях примирения сторон и уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов, отложить судебное разбирательство, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.

Читайте так же:  Действия направленные на раскрытие персональных данных

Процессуальные поправки

В связи с изменениями в сфере медиации уточнен и перечень сведений, которые должны содержаться в исковом заявлении и отзыве на него. В частности, по новым правилам в исковом заявлении нужно будет указывать сведения о предпринятых стороной действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались. Также придется приложить к иску документы, подтверждающие совершение стороной действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

В отзыве на иск нужно указать сведения о предпринятых ответчиком действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались. Кроме того, поправки обязывают ответчика включить в отзыв свое мнение о возможности примирения сторон. Также ответчику придется приложить документы, в том числе подтверждающие совершение действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

Еще часть поправок в процессуальных кодексах касается статуса третьих лиц. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, получили право выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагаются обязанности по условиям данного соглашения.

Суд будет вправе отложить предварительное судебное заседание в целях урегулирования спора мирным путем. В определение о подготовке дела к судебному разбирательству он будет указывать на возможность обратиться за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры.

В поправках предусмотрено, что не подлежат допросу в качестве свидетелей представители лиц, участвовавших в проведении примирительной процедуры, посредники, в том числе медиаторы, судебные примирители, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре.

Возврат госпошлины

При заключении мирового соглашения, а также при отказе от иска или признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, истцу вернут часть госпошлины:

до принятия решения судом первой инстанции — 70% уплаченной госпошлины,

на стадии рассмотрения дела в апелляции — 50%,

на стадии рассмотрения дела в кассации или надзоре — 30%.

Татьяна Еремеева, генеральный директор Центра медиации «ПокровЪ», председатель президиума Объединенного Делового совета по медиации

Принятые изменения нацелены на расширение линейки альтернативных способов разрешения споров. Для медиаторов и их клиентов важно то, что возникает исполнительная сила медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом. Эта практика есть в некоторых странах Европы (Германия, Испания, Словакия, Швеция), в Америке и других странах. Около 13 стран закрепили в законодательстве принудительное исполнение медиативных соглашений. На практике представители бизнеса спрашивают о том, какие гарантии у медиативного соглашения. С 25 октября этого года появилась и в нашей стране эта дополнительная гарантия. А ведь основная гарантия в медиации — это то, что партнеры по переговорам добровольно берут на себя обязательства и ответственно исполняют их.

При появлении исполнительной силы медиативного соглашения могут возникнуть случаи злоупотребления этим правом. В странах, где такая практика давно работает, используют механизмы защиты от злоупотреблений. К примеру, во время удостоверения медиативного соглашения нотариус подробно разъясняет права, обязанности сторонам участникам спорной ситуации. Обязательно присутствуют медиаторы, участвующие в процедуре медиации. Проходит детальная проверка нотариусами всех документов об образовании и повышении квалификации медиаторов.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/405743/

Судебные примирители. В каких случаях обращаться к ним будет выгоднее, чем к медиаторам?

Видео (кликните для воспроизведения).

Пленум ВС РФ утвердил Регламент проведения судебного примирения. В нем указано, какие судьи в отставке не смогут быть судебными примирителями и как будут формироваться списки судебных примирителей. Еще ВС РФ предусмотрел положения о конфиденциальности при работе между судебными примирителями и сторонами по делу, а также подробный порядок проведения процедур судебного примирения. В документе подтверждено, что сторонам не придется платить за услуги судебных примирителей. А это существенное преимущество перед медиаторами. Подразумевается, что работа примирителей будет оплачиваться из бюджета. Но пока такой порядок оплаты не установлен.

С 25.10.2019 вступили в силу поправки, касающиеся новых примирительных процедур. Речь идет о федеральных законах от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 197-ФЗ), № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», а также о Федеральном конституционном законе от 26.07.2019 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур». Этими поправками была установлена возможность урегулировать судебные споры с помощью судебных примирителей — судей в отставке.

В связи с этим Пленум ВС РФ утвердил Регламент проведения судебного примирения (постановление от 31.10.2019 № 42). В нем предусмотрены требования к судебным примирителям, порядок формирования списка примирителей, а также порядок судебного примирения.

Выбор судебных примирителей

В статье 138.5 АПК РФ предусмотрено, что судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом ВС РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. Отдельно уточняется, что по делу, рассматриваемому в ВС РФ, выступать в качестве судебного примирителя вправе только судьи в отставке ВС РФ и ВАС РФ.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. Если стороны согласны на судебное примирение, но не могут выбрать кандидатуру примирителя, тогда суд должен предложить конкретную кандидатуру. Если стороны на нее согласятся, суд утвердит этого судебного примирителя. По нескольким взаимосвязанным спорам с участием одних и тех же сторон при их согласии суд может утвердить одного и того же судебного примирителя.

Список судебных примирителей сформирует и утвердит Пленум ВС РФ. Предусмотрена такая процедура: сначала кассационные суды должны собрать предложения о кандидатурах судебных примирителей от других судов, а затем вместе со своими предложениями направить их в ВС РФ.

Читайте так же:  Приказ об утверждении права подписи

При формировании списка ВС РФ должен будет учесть в том числе опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализацию, регион проживания кандидата, деятельность, осуществляемую судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и кодексу судейской этики.

Список судебных примирителей разместят на официальном сайте ВС РФ. На официальных сайтах судов, мировых судей опубликуют выдержки из списка судебных примирителей, содержащие информацию о тех судебных примирителях, сведения о которых представляли данные суды.

Конфиденциальность

По общему правилу информация, полученная участниками в ходе судебного примирения, будет считаться конфиденциальной. Но стороны могут договориться об ином в письменном виде. В соглашении они вправе определить объем ограничения распространения информации, связанной с судебным примирением.

Так, стороны, судебный примиритель и иные лица, присутствовавшие при проведении судебного примирения, не вправе без письменного согласия обеих сторон ссылаться при рассмотрении дела в суде:

на мнения или предложения, высказанные одной из сторон в отношении возможного примирения;

на признания, сделанные одной из сторон в ходе процедуры;

на проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;

на сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для судебного примирения.

В то же время информацию о судебном примирении можно использовать для научно-исследовательских, образовательных или информационных целей при условии сохранения анонимности сторон.

Порядок проведения судебного примирения

Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. По делам, находящимся на рассмотрении в ВС РФ, ходатайство о проведении судебного примирения удовлетворяется с учетом характера спора и фактических обстоятельств дела.

Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения. В нем указывается срок для судебного примирения. При необходимости стороны смогут ходатайствовать о его продлении. Также судебное примирение может быть завершено досрочно по заявлению стороны (сторон) или судебного примирителя.

Судебное примирение проводится в здании суда, в отдельном помещении, при условии обеспечения проведения совместных, индивидуальных переговоров, создания равных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон и достижения взаимоприемлемого результата примирения.

Судебное примирение проводится в форме переговоров и может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения.

Если стороны и судебный примиритель не договорились об ином, порядок и необходимость использования судебным примирителем каких-либо стадий судебного примирения определяются им самостоятельно с учетом характера, сложности, обстоятельств спора и пожеланий сторон.

Права и обязанности судебного примирителя

Судебный примиритель сможет знакомиться с материалами дела, стороны которого используют судебное примирение, но только с согласия суда. Также он вправе:

вести переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, другими лицами, участвующими в деле и в судебном примирении;

изучать представленные сторонами документы и иную информацию;

предлагать сторонам представить дополнительные документы и информацию;

получать необходимые консультации у специалистов;

содействовать сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений (в частности, предлагать истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагать ответчику проверить обоснованность возражений на иск; предлагать сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, сопоставляя обстоятельства их выполнения или невыполнения сторонами с характером исковых требований, выяснить однозначность понимания сторонами условий договора, иных правоотношений);

разъяснять законодательство и практику его применения;

предлагать сторонам выработать и обсудить варианты урегулирования спора (оптимальный, удовлетворительный, нежелательный).

Завершение судебного примирения

Если предусмотренный судом срок проведения судебного примирения истек, а стороны не подали ходатайство о его продлении и не достигли результата примирения, то судебный примиритель письменно уведомит об этом суд и при необходимости — стороны судебного примирения о завершении судебного примирения.

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно, в том числе если:

спор не может быть урегулирован с помощью судебного примирения;

стороны не соблюдают установленный порядок и принципы судебного примирения;

стороны неоднократно не являются на встречу с судебным примирителем;

стороны затягивают проведение судебного примирения, препятствуют деятельности судебного примирителя;

стороны любым иным образом злоупотребляют своими правами;

имеются иные обстоятельства, препятствующие проведению судебного примирения.

В этих случаях судебный примиритель должен будет составить мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения и не позднее следующего дня передать его сторонам и суду.

Игорь Грицай, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

«ЭЖ-Юрист»: К кому теперь будет выгоднее обращаться: к медиатору или судебному примирителю? В каких случаях?

Игорь Грицай: Однозначно и безапелляционно ответить на этот вопрос довольно сложно. На первый взгляд, обе процедуры имеют достаточно много общего: общие предпосылки возникновения, общие цели реализации (необходимость «разгрузить» суды) и т.п. Но есть и различия, причем достаточно существенные, с учетом которых, скорее всего, и можно понять, какая процедура более или менее выгодна, но только применительно к конкретному заинтересованному субъекту и к конкретной отдельно взятой ситуации.

Наличие у судебных примирителей, в отличие от медиаторов, профессионального опыта в области юриспруденции, полагаю, может являться первым критерием разграничения потенциально заинтересованных лиц на два лагеря. Кто-то доверится опыту и профессиональной компетентности судей в отставке, из которых формируется список судебных примирителей, у которых имеется солидный багаж знаний закона, релевантной судебной практики по тому или иному вопросу и вообще, что называется, «глаз наметан». Для кого-то, напротив, предшествующий профессиональный «судейский» опыт примирителя будет минусом: существует мнение, что профессиональный «багаж» зачастую ведет к некоей схематичности мышления, взгляда на спорную ситуацию и, соответственно, не позволяет примирителю объективно воспринимать иные сопутствующие спору факторы. В этом случае, естественно, предпочитают обращаться к медиатору, у которого должно быть высшее образование (любое) плюс дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Читайте так же:  Исковая давность по неосновательному обогащению

Процедура судебного примирения, в отличие от медиации, охватывает более широкий спектр категорий дел, к примеру, это касается административных споров. Соответственно, если необходимость в примирении, к примеру, возникнет при рассмотрении налогового спора, критерий выгодности однозначно качнется в сторону судебного примирения, а не медиации.

То, что судебное примирение, в отличие от медиации, для сторон спора является бесплатным, также можно отнести к факторам, делающим примирение более экономически привлекательным и, стало быть, выгодным.

Еще одним фактором, делающим процедуру судебного примирения экономически привлекательной, является то, что, согласно свежим поправкам в НК РФ, при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании иска ответчиком до вынесения судом первой инстанции окончательного решения истцу будет возвращаться 70% от суммы госпошлины, оплаченной им за рассмотрение иска, если же это будет иметь место на стадии рассмотрения в суде апелляционной инстанции — то 50% от суммы госпошлины, оплаченной за рассмотрение спора в суде первой инстанции, если на стадии кассационного оспаривания, надзора — 30%.

«ЭЖЮ»: Как будет оплачиваться работа судебных примирителей?

И.Г.: Согласно преамбуле Регламента процедуры судебного примирения, утвержденного постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.2019 № 41, судебное примирение сторонами не оплачивается. Положения процессуальных кодексов РФ предусматривают, что порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством РФ. Таким образом, финансирование деятельности судебных примирителей осуществляется из средств федерального бюджета.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/411044/

Примирительные процедуры: новый порядок с 25 октября

25 октября 2019 года вступают в силу изменения в процессуальном законодательстве, касающиеся расширения перечня примирительных процедур в ГПК, АПК и КАС и порядка возврата госпошлины в случае примирения.

Начать примирительную процедуру конфликтующие стороны могут в любой момент судебного процесса по собственной инициативе или по рекомендации суда. Примирение основывается на принципах добровольности и сотрудничества, суд не может обязать стороны помириться. На время перемирия судебные разбирательства приостанавливаются, если договоренности не достигнуты – заседания возобновляются.

Досудебное примирение

Согласно положениям Федерального закона N 197-ФЗ , если стороны пытались прийти к компромиссу до подачи искового заявления в суд, в иске следует указать, какие шаги были предприняты, а также приложить подтверждающие документы в случае их наличия.

В ситуации, когда попытки примирения исходили со стороны ответчика, указать на них и приложить соответствующие документы (при наличии) нужно будет в отзыве на иск. Кроме того, в отзыве следует изложить мнение о возможности мирного разрешения конфликта.

По действующему законодательству судья имеет право только предложить участникам дела сообщить о действиях по примирению при подготовке к разбирательству.

Порядок и сроки примирительной процедуры

Если участники спора заявили о желании пройти процедуру примирения, суд удовлетворяет их ходатайство и выносит определение о порядке действий. При необходимости может быть вынесено определение об отсрочке судебного разбирательства.

Определение суда включает:

  • наименования участников
  • предмет спора
  • вопросы, которые можно решить в ходе примирения,
  • период проведения процедуры,
  • дополнительные сведения, которые могут понадобиться в процессе.

Примирительная процедура должна завершиться в сроки, указанные в определении суда, но по ходатайству участников крайний срок может быть продлен.

Примирительные процедуры

Одно из нововведений – расширение перечня способов урегулирования споров мирным путем, в том числе при содействии суда. К примирительным процедурам, наряду с медиацией и посредничеством, отнесены переговоры и судебное примирение.

Список остается открытым, т.е. для улаживания споров можно использовать и другие виды примирительных процедур, если они не противоречат законодательству.

Судебное примирение

К судебному примирению стороны вправе прибегнуть на любом этапе судопроизводства по делу. Можно сказать, что процедура занимает промежуточное место между судебным разбирательством и медиацией. Особенность примирения в суде – проведение его с участием судебного примирителя, которым может стать судья в отставке. Список примирителей формирует и утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Требования к кандидатам и регламент проведения примирения определены законодательно.

В конкретном споре кандидатуру выбирают из перечня и согласовывают стороны, суд ее утверждает. Судебный примиритель должен действовать беспристрастно и добросовестно. Ему запрещено делать что-либо, что может повлечь изменение или прекращение прав или обязанностей участников спора. Порядок проведения судебного примирения прописан в Регламенте, который утверждается ВС РФ.

Судебный примиритель имеет право:

  • проводить переговоры со сторонами и третьими лицами, принимающими участие в деле,
  • исследовать материалы дела.
  • давать участникам рекомендации для скорейшего разрешения конфликта.

Порядок и оплата работы судей-примирителей определяется Правительством Российской Федерации.

Судья вправе контролировать ход примирительной процедуры, запрашивая информацию не чаще одного раза в две недели.

Результаты примирительных процедур

В Федеральном законе N 197-ФЗ определен перечень возможных результатов примирительных процедур:

  • мировое соглашение;
  • (не-)полный отказ от иска;
  • (не-)полное признание иска;
  • (не-)полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы;
  • соглашение по обстоятельствам дела и т.д.

Если участники отказались от примирения, не пришли к согласию или срок процедуры истек, суд возобновляет разбирательство.

Возврат истцу госпошлины в случае примирения

Правила возвращения государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ. По действующему законодательству сумма возврата госпошлины при закрытии дела в результате примирительных процедур ограничена 50% без дифференциации. Правило действует только если мировое соглашение заключено раньше начала исполнения судебного решения.

Согласно Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ в случае примирения сторон, признания ответчиком иска или отказе истца от заявления предусмотрена частичная компенсация госпошлины истцу. Размер возвращенной суммы зависит от того, на каком этапе было прекращено судопроизводство по делу:

  • 70% – до принятия решения судом первой инстанции;
  • 50% – до рассмотрения дела апелляционным судом;
  • 30% – до рассмотрения в кассации или при пересмотре актов в порядке надзора.

Правило будет работать при подписании мирового соглашения, отказе от иска, его признании и др.

Правовой сборник для юриста

Больше изменений в процессуальном законодательстве — в сборнике консультаций «Процессуальная реформа и другие изменения для юриста с 01.10.2019». Закажите сборник бесплатно на нашем сайте и получите информацию о поправках в ГПК, АПК, КАС, о новых кассационных и апелляционных СОЮ, о новом порядке обжалования решения суда и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://m-style.su/news/primiritelnye-protsedury-novyy-poryadok-s-25-oktyabrya/

Судебное примирение и мировое соглашение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here