Судебные органы кассационной инстанции

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Судебные органы кассационной инстанции" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

Ирина Соловьева,
ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Елена Трубникова, руководитель
корпоративно-правовой службы, налоговый консультант

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Читайте так же:  Судебный документооборот и делопроизводство

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Читайте так же:  Срок давности искового заявления по алиментам

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/soloveva/1212200/

Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции.

Полномочиями кассационной инстанции наделяются спец.судебные органы в составе вышестоящих судов. Так, для районного суда роль кассационной инстанции выполняют судебные коллегии вышестоящего суда субъекта РФ. Если I инстанцией был суд субъекта РФ, то для него кассационной инстанцией будет соответствующая коллегия ВС РФ. Решения ВС РФ, вынесенные по I инстанции, в кассационном порядке проверяются кассационной коллегией данного суда. Кассационная инстанция всегда действует в составе трех проф.судей вышестоящего суда.

Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов, поэтому ее нельзя назвать II инстанцией.

Функции кассационной инстанции выполняют федеральные арбитражные суды округов (с. 24 Закона об арбитражных судах). Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. В подсистеме судов общей юрисдикции такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. Каждый из этих органов, действуя в

коллегиальном составе, проверяет решения, вступившие в законную силу, в зависимости от того, какой суд начал рассмотрение дела I инстанции, было ли оно предметом кассационной проверки в вышестоящем суде. Эти вопросы регулируются процессуальным законодательством, определяющим компетенцию каждого судебного органа.

В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10075 — | 7827 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/8_188214_ponyatie-kassatsionnoy-instantsii-sudi-kassatsionnoy-instantsii.html

ВС РФ принял решение о переходном периоде до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

AerialMike / Depositphotos.com

C 1 октября начнут действовать новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам. Они будут являться структурно самостоятельными судебными инстанциями и вышестоящими судебными органами по отношению к областным и равным им судам. На вчерашнем заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации судьи приняли Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – Постановление), касающееся начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

До начала деятельности апелляционных и кассационных судов президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды сохранят свои полномочия, а также со дня начала работы новых судов будут рассматривать жалобы, поданные до 1 октября (ч. 7-8 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»). Это значит, что указанные судебные органы будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на судебные акты согласно действующим в настоящее время нормам (главы 39, гл. 41 Гражданского процессуального кодекса, главы 34, гл. 35 Кодекса административного судопроизводства). Кроме того, если представление, частная, апелляционная и кассационная жалобы на тот же судебный акт будут поданы до их рассмотрения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, то их рассмотрит суд, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба или представление, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 5 п. 2 Постановления).

Согласно представленному Постановлению районные, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды после 1 октября будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами и поданные до этого времени, в качестве суда апелляционной инстанции (абз. 6 п. 2 Постановления).

ВС РФ также привел разъяснения, касающиеся подачи кассационных жалоб и представлений на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Так, граждане могут подать указанные документы в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок согласно действующим в настоящий момент нормам (п. 3 Постановления). Кроме того, если участники процесса подали заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления в суд первой инстанции, и которое не было рассмотрено в переходный период, то с 1 октября эти заявления будут рассматривать суды первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ (п. 4 Постановления). А после того, как начнут деятельность новые суды, заявители могут восстановить срок для обжалования актов, вступивших в законную силу, путем подачи жалобы или представления в кассационный суд общей юрисдикции. При этом лица, которые использовали право на подачу кассационной жалобы и представления, подадут их еще раз в судебную коллегию ВС РФ со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (п. 5 Постановления).

Читайте так же:  Образец искового заявления в суд беларусь

И, наконец, ВС РФ обратил внимание на то, что начало деятельности кассационных судов не повлияет на продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, он так же, как и сегодня будет составлять шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 5 Постановления). Лица, участвующие в деле, могут подать жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ после 1 октября (ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30.13 КоАП РФ»). При этом до начала деятельности кассационных и апелляционных судов жалобы (протесты) по делам об административным правонарушениям будут подаваться председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и равных им (п. 7 Постановления).

При этом определение, например, об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу в том же порядке, что и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) (абз. 1 п. 8 Постановления). Так, определение судьи районного суда или областного суда, вынесенное на постановление нижестоящего суда, вступает в законную силу в день его вынесения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 2 п. 8 Постановления). Кроме того, порядок обжалования указанных определений в кассационном суде общей юрисдикции сохраняется в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Источник: http://www.garant.ru/news/1281892/

Инстанции судов: понятие, виды и описание. Суд кассационной инстанции

Различные инстанции судов осуществляют разные виды процессуальной деятельности. Одни учреждения занимаются первичным рассмотрением дел по существу, а другие — пересмотром и поиском ошибок и недоработок.

Определение понятия

Инстанции судов — это структурные подразделения, которые выполняют функции, определенные законом. Речь может идти о первичном рассмотрении дел или же проверке решения, вынесенного ранее. Таким образом, можно сказать, что понятие инстанции характеризует конкретный вид деятельности, которым занимается судебное учреждение.

Многие ошибочно отождествляют судебные звенья и судебные инстанции. В первом случае речь идет о том, какое место занимает учреждение в системе. Во втором же — об определении его полномочий и специфики деятельности.

Виды судебных инстанций

В соответствии с гражданским и уголовным законодательством выделяются определенные судебные инстанции:

  1. Деятельность учреждений первой инстанции связана с подробным рассмотрением существа дела.
  2. Пересмотр и повторное изучение дела, решение по которому еще не вступило в силу, осуществляется в апелляционном порядке.
  3. Суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности и правомерности решений (исследование самого дела и доказательств по нему при этом не производится).
  4. Надзорные суды уполномочены проводить проверку законности любых решений судов.
  5. Отдельно выделяется инстанция, которая занимается рассмотрением дел в связи с новыми обстоятельствами.

Первая инстанция

Учреждения первой инстанции занимаются первичным рассмотрением дел. Во время заседания проводится следствие с рассмотрением доказательств и опросом участников процесса. Если речь идет об уголовном производстве, то данная инстанция определяет виновность или невиновность подсудимого, а также меру наказания. Также здесь могут рассматриваться гражданские и административные дела.

Вторая (апелляционная) инстанция

Довольно часто бывают допущены ошибки или неточности в деле. Суд апелляционной инстанции может принять соответствующее заявление на пересмотр, если решение еще не успело вступить в действие (обычно это происходит в течение 1 месяца).

Арбитражный суд апелляционной инстанции заново проводит судебное следствие. При этом рассматриваются все доказательства и допрашиваются все участники процесса. По итогам деятельности могут быть вынесены такие альтернативные решения:

  1. Постановление учреждения первой инстанции считается правомерным и остается в силе.
  2. Выносится принципиально новое решение, которое может быть обжаловано, если не устраивает заявителя.
  3. Дело передается на повторное рассмотрение в нижестоящую инстанцию.

Суд кассационной инстанции

Если возникает необходимость в проверке правомерности решения, вынесенного первой или второй судебной инстанцией, то дело в суде кассационной инстанции может быть рассмотрено и после того, как решение уже вступило в силу. При подаче жалобы или прошения о пересмотре дела в заявлении при этом стоит указать следующее:

  • наименование учреждения, которому адресуется заявление, а также реквизиты суда, решение которого требует проверки;
  • ФИО и биографические данные лица, которое подает жалобу;
  • конкретные требования, адресованные кассационной инстанции;
  • указание на нарушение норм законодательства, которое было допущено при вынесении решения;
  • опись приложенных документов.

Приложения к кассационной жалобе

К заявлению в кассационную инстанцию должны быть обязательно приложены следующие документы:

  1. Заверенная копия судебного акта, который подлежит обжалованию.
  2. Кассовые документы, подтверждающие внесение средств в счет государственной пошлины (чеки, квитанции, а также подтверждение льгот, если таковые имеются).
  3. Доверенность на подписание кассационной жалобы.

Полномочия кассационного органа

Арбитражный суд кассационной инстанции может признать правомерным решение апелляционного или первичного (то есть не удовлетворить жалобу). Кроме того он правомочен вынести собственное решение без отправления дела на повторный пересмотр. Это возможно, если расследование было проведено добросовестно, но была применена неправильная норма закона.

В случае, если были обнаружены нарушения процессуального права, решение низшей судебной инстанции отменяется, а дело отправляется на повторное рассмотрение. Кроме этого, арбитражный суд может прекратить производство по конкретному делу или не рассматривать иск, если он не имеет под собой достаточных оснований.

Чем отличается апелляция от кассации

Между апелляционным и кассационным производством существует ряд отличий. Так, апелляция представляет собой жалобу с требованием повторного проведения судебного следствия. А в кассационном порядке могут быть рассмотрены жалобы на действия учреждений как первой, так и второй инстанции.

Читайте так же:  Портал фсс тула официальный сайт родовые сертификат

Апелляционная инстанция обязана рассмотреть жалобу, а кассационная может отказать в иске.

Апелляционное производство подразумевает повторное рассмотрение существа дела и изучения доказательств, а кассационный суд лишь оценивает правомерность применения норм законодательства.

Соотношение инстанций судов

Первая и, соответствующая ей, вторая инстанции судов представлены в таблице:

Первая инстанция Полномочия Вторая инстанция
Мировой судья Занимается рассмотрением дел об административных, а также уголовных преступлениях, максимальное лишение свободы за которые составляет не более 3-х лет. Ряд гражданских дел (расторжение брака без споров о детях и прочие семейные вопросы). Районный суд
Районный суд Помимо уголовного и гражданского, проводится административное расследование правонарушений (в том числе тех, которые влекут за собой выдворение за пределы государства). Суд общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции Тяжкие уголовные преступления (в том числе и те, которые касаются государственной тайны), а также широкий перечень гражданских дел, связанных с нарушением прав и интересов граждан. Первичным рассмотрением административных дел не занимается. Судебная коллегия
Арбитражный суд Административные и гражданские дела (уголовным производством не занимается). Арбитражный апелляционный суд
Судебная коллегия Пересмотр ранее вынесенных решений. Кассационная коллегия

Полномочия надзорных судов

Надзорному рассмотрению подлежат решения апелляционных и кассационных судов до или после того, как они вступили в силу. При этом заявление может быть принято не позднее, чем в течение 1 года. Подать соответствующую жалобу могут непосредственные участники процесса, а также лица, чьи интересы были затронуты вынесением того или иного решения.

Дело рассматривается в надзорном суде в течение 1 месяца с момента подачи заявления. При этом истец должен указать конкретные нарушения, которые были допущены в процессе производства и при вынесении решения.

Выводы

В зависимости от предоставленных полномочий и выполняемых функций, выделяют различные инстанции судов. Так, первичным рассмотрением дел занимаются учреждения первой инстанции. Ими проводится судебное следствие с изучением доказательств и вынесением решения. Если кого-то из участников процесса постановление не устраивает, он имеет право его обжаловать.

Выделяют апелляционные и кассационные инстанции арбитражного суда. Первая проводит повторное рассмотрение дела с возможностью вынесения нового решения. Что касается процедуры кассации, то она направлена на проверку правильности применения норм закона. Также стоит отметить работу надзорных инстанций, в которые можно обратиться в течение года. Их деятельность направлена на то, чтобы проверить законность решений судов и выявить существенные нарушения в их работе.

Источник: http://businessman.ru/new-instancii-sudov-ponyatie-vidy-i-opisanie-sud-kassacionnoj-instancii.html

Оформление жалобы кассационной. Суд кассационный: функции

Одной из главных задач, которую выполняет кассационный суд РФ, является проверка законности и обоснованности опротестованных актов первых инстанций. Случаи, в которых реализуется эта функция, предусмотрены в ст. 315 ГПК. Далее поговорим подробнее обо всем, что касается жалобы кассационной. Суд кассационный и его основные функции также будут подробно рассмотрены в нашем обзоре.

Общие сведения

Участники разбирательства (в том числе прокурор), считающие, что суд вынес неправомерное или необоснованное решение, могут опротестовать его. Законом установлен срок, в течение которого можно подать такое заявление. Кассационная жалоба может быть подана на весь акт в целом. Также допускается опротестовывать и часть определения, например, резолютивную. К примеру, несогласие может вызвать мнение должностного лица, осуществляющего разбирательство, по поводу распределения расходов между участниками, сроки и порядок исполнения и так далее. Если кассационная жалоба подается на часть определения, то акт не вступает в силу, поскольку уполномоченный на рассмотрение протестов орган вправе проверить все дело полностью. Данное положение фиксируется в ст. 294, п. 2 ГПК.

Субъекты права

Кто имеет право на подачу жалобы кассационной? Суд, как выше было сказано, принимает претензии от всех участников разбирательства. В число лиц, имеющих право на протест, относят и представителей сторон при наличии у них доверенности, наделяющей их данными полномочиями. Прокурор может также обратиться с жалобой кассационной. Суд, при несогласии с его любым определением, в том числе вынесенном на заседании, в котором он не участвовал, обязан рассмотреть все предъявленные претензии. Кроме того, жалобы могут приносить его помощники. Подать протест вправе и прокуроры отделов и управлений по делу, в котором они участвовали по первой инстанции. Третьи лица и соучастники, не выдвигающие самостоятельных требований, имеют право присоединиться к жалобе лица, на стороне которого они выступали в ходе процесса.

Сроки

Каковы сроки подачи жалобы кассационной? Суд рассматривает претензии на протяжении 10 дней после того, как был вынесен окончательный вердикт. Протесты, поданные по истечении данного периода, остаются без рассмотрения. Эти заявления возвращаются лицам, направившим их. Однако законом предусмотрено восстановление пропущенного срока в случае если причины, по которым протест не был подан, будут признаны уважительными. В арбитражный кассационный суд заявление может быть подано в течение двух месяцев с даты вступления в силу актов о протесте, если иное не предусматривает отраслевое законодательство.

Срок рассмотрения

Он установлен ст. 284 ГПК. Кассационный Верховный суд республик, краевая, областная, городская инстанция, орган автономных областей и округов должны рассмотреть дело, поступившее по протесту, не позднее 10 дней с даты получения. В случае наличия сложных обстоятельств и в прочих исключительных ситуациях данный период может быть увеличен, но не больше чем на 10 дней. Верховный Суд РФ обязан рассмотреть поступившее дело в течение месяца. В особых случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Содержание протеста

Жалоба в кассационную инстанцию должна соответствовать установленным требованиям. Они предусмотрены ст. 286 ГПК. Согласно им, протест составляется в письменной форме. В документе указывается наименование суда, куда он адресуется, Ф. И. О. заявителя, решение, на которое он подается, а также название инстанции, вынесшей это определение. В качестве подтверждения доводов, которые приводятся в содержании, можно предоставлять дополнительные материалы, ссылаться на них, если они рассматривались в первой инстанции, но были отклонены как недопустимые или неотносимые. В протесте должен указываться перечень прилагаемых бумаг, в том числе квитанция о том, что была уплачена госпошлина. В кассационный суд протест можно подать лично. Допустимо отправить и заказное письмо.

Читайте так же:  Восстановление срока обжалования решения суда образец

Оставление заявления без движения

При подаче кассационной жалобы возникают особые правовые последствия. Они создают для суда второй инстанции обязанности и права по проверке обоснованности и законности протестуемого акта. Тем не менее подача жалобы автоматически не возбуждает новое производство. Для начала разбирательства необходимо, чтобы протест соответствовал указанным выше требованиям. При их несоблюдении документ остается без движения. Перечень оснований для этого зафиксирован в ст. 288 ГПК. Он является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В частности, протест останется без движения, если он не подписан лицом, его подающим, не содержит указаний на тот акт, который обжалуется, и так далее. При наличии таких недостатков выносится определение, в котором указывается срок, в течение которого они должны быть исправлены. Если они будут устранены до истечения этого периода, то протест считается поданным в день первого представления. В ином случае жалоба будет считаться неподанной и вернется заявителю.

Начало разбирательства

После получения кассационной жалобы уполномоченный орган в установленное время начинает рассмотрение дела. Производство в суде второй инстанции основывается на тех же принципах, что и в суде первой. Рассмотрение жалоб осуществляется на открытом заседании. Однако при наличии оснований слушание может быть закрытым. Дела в кассационном суде рассматривает коллегия, состоящая из 3 постоянных членов. В ходе заседания не осуществляется опрос свидетелей или экспертов. Рассмотрение дела производится путем ознакомления с материалами, протоколом, а также приобщенными письменными и вещественными доказательствами. Давать пояснения по существу протеста могут только лица, участвующие в разбирательстве, и их представители.

Подготовительная часть

Она открывается председательствующим суда. Он объявляет дело, которое подлежит разбирательству, лицо, по чьему протесту и на какой акт начато производство. Поскольку в кассационном суде не ведется протокол, и, следовательно, не участвует секретарь, все подготовительные мероприятия проводит председательствующий. Он же объявляет права участников заседания, выясняет, кто явился на слушание, возможно ли рассмотрение дела в чье-либо отсутствие.

Непосредственное рассмотрение

Оно осуществляется во второй части слушания. Рассмотрение жалобы начинается с доклада председательствующего либо одного из членов коллегии. Выступающий вкратце излагает обстоятельства, содержание протестуемого акта первой инстанции и представленных письменных материалов. Кроме того, докладчик сообщает прочие данные, которые подлежат рассмотрению в ходе проверки обоснованности и законности определения. После этого заслушиваются объяснения лиц, явившихся на рассмотрение дела, а также их представителей. Они могут приводить, кроме прочего, доводы, которые не содержатся в протесте, предоставлять новые материалы и дополнительные доказательства. Эти аргументы суд изучает, если признает, что в первой инстанции они не могли быть представлены.

Выступления участников процесса

Сначала пояснения дает лицо, которое подало жалобу (его представитель), либо прокурор. При опротестовывании акта обеими сторонами первым дает объяснения истец. После того как будут заслушаны все пояснения участвующих лиц, изучены материалы дела, выступает прокурор. Он разъясняет заключение об обоснованности и законности акта. Следует сказать, что прокурор может выступить в суде дважды. Если он принес протест, то первое заключение будет связано с обоснованием жалобы, а второе – с законностью акта. После того как будут заслушаны все стороны, коллегия удаляется на совещание.

Вынесение определения

Постановление кассационного суда принимается в специальной совещательной комнате путем голосования по поставленным вопросам. Воздержаться не может никто из членов коллегии. В ходе голосования выясняется, полно и всесторонне ли изучены материалы дела, доказаны ли те обстоятельства, на которые ссылались лица, участвующие в слушании, как на основания своих требований и возражений, и признанные судом установленными. Также выявляется, не нарушил ли суд первой инстанции нормы процессуального и материального права. Решения кассационного суда излагаются письменно. Документ подписывают все члены коллегии. Акт зачитывается в зале, где проходило разбирательство.

Структура документа

Он содержит те же части, что и обычное решение суда. В частности, в акте присутствует введение, описательная, мотивировочная, а также резолютивная части.

Вводный фрагмент содержит сведения о месте и времени вынесения определения, названии судебной инстанции и составе коллегии. В описании приводится краткое содержание протеста, предоставленных материалов, пояснения участников, заключение прокурора.

Мотивировочная часть содержит мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, а также ссылки на законы, которыми он руководствовался. В случае отмены протестуемого акта и передачи дела на новое разбирательство должно быть указано, какое именно нарушение было допущено судом первой инстанции, как его следует исправить, факты, на которые необходимо обратить особое внимание при повторном рассмотрении, а также прочие мероприятия, которые нужно совершить уполномоченному органу.

Последняя часть — резолюция. Здесь должно быть изложено постановление суда, составленное на основании тех выводов, которые содержатся в мотивировочном фрагменте.

Многие граждане интересуются тем, может ли подаваться кассационная жалоба на кассационное определение? Согласно ст. 312 ГПК, принятый акт вступает в силу с момента вынесения и не подлежит опротестовыванию. Таким образом, законом не предусмотрены случаи, когда может быть подана кассационная жалоба на кассационное определение.

Указания для суда первой инстанции

Они обязательны для судебного органа, который будет вновь рассматривать дело. Однако данное положение имеет силу только в отношении необходимости восполнения недостающих фактических обстоятельств дела, а также сбора и изучения дополнительных материалов, привлечения к разбирательству соответчиков или соистцов. Вместе с тем суд, который рассматривает дело в порядке кассационного производства, не может предрешать вопросы о недостоверности либо достоверности тех или иных доказательств, преимуществах одних доводов перед другими, а также о том, какой следует сделать вывод при новом разбирательстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://businessman.ru/new-oformlenie-zhaloby-kassacionnoj-sud-kassacionnyj-funkcii.html

Судебные органы кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here