Суды кассационной и апелляционной инстанции общей юрисдикции

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Суды кассационной и апелляционной инстанции общей юрисдикции" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

В России с октября начнут работать новые апелляционные и кассационные суды

Одновременно будет введен принцип сплошной кассации для рассмотрения жалоб

Москва. 12 сентября. INTERFAX.RU — С 1 октября 2019 года в России начнут работать девять новых кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции, а также кассационный и апелляционный военные суды, объявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.

В этот день вступит в силу закон о введении в судах общей юрисдикции принципа «сплошной кассации». Он предусматривает коллегиальное рассмотрение жалоб в судебном заседании без какого-либо предварительного отбора.

«Сплошная кассация» позволит более эффективно исправлять судебные ошибки и повысить правовую защиту граждан и бизнеса», — считает Лебедев.

Введение новых судов будет способствовать укреплению независимости судей и повышению эффективности правосудия, добавил он.

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 регионов, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции — от 14 до 21 региона.

Законопроект о введении новых окружных судов разработал Верховный суд. Он был принят летом 2018 года. Введение новых судов изменит ситуацию, когда апелляции и кассации мог рассматривать один и тот же суд.

Сейчас в системе общей юрисдикции действуют мировые суды, районные и региональные, которые могут рассматривать дела в первой инстанции. Их решения можно оспорить в апелляционной инстанции, например, вердикт районного суда можно обжаловать в областном. Кассационную жалобу в этом случае будет рассматривать президиум областного суда. «При этом в апелляционной и кассационной коллегиях отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем», — комментировал год назад глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

В новой системе апелляции и кассации не будут рассматриваться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать жалобы на не вступившие в силу решения судов регионов, которые рассматривали дело в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Источник: http://www.interfax.ru/russia/676175

ВС РФ разъяснил, как будут рассматриваться дела, когда начнут работать новые апелляционные и кассационные суды

Скоро должны заработать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Одновременно начнут действовать обновленные процессуальные правила гражданского, арбитражного и административного процесса. В связи с этим Пленум ВС РФ утвердил разъяснения новых норм. Если требуется рассмотреть дело по прежним правилам, то лучше подать иск еще до того, как начнут действовать новые суды. Например, после этой даты суды перестанут рассматривать дела о взыскании долгов с бюджета в упрощенном порядке. Но если успеть с иском, то, даже несмотря на действие новых правил, суд рассмотрит такой иск согласно старой редакции, то есть в упрощенном, а не общем порядке. Об этом указано в постановлении Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 26.

Пленум ВС РФ утвердил два постановления, в которых разъяснил спорные вопросы реализации процессуальной реформы.

Напомним, что сначала был принят Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ. В нем предусматривалось создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (см. подробнее «Новые суды общей юрисдикции. Куда теперь ехать в апелляцию и кассацию?», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 30). Сам закон вступил в силу еще 30.07.2018. Однако новые суды должны начать работу позже. Пленум ВС РФ утвердит эту дату до 01.10.2019. Затем был принят Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 451-ФЗ). В нем предусмотрены серьезные процессуальные поправки (см. подробнее «Масштабные поправки в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ. Как изменится процесс уже в следующем году?», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 48). Эти изменения вступят в силу с даты начала работы новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Не дожидаясь вступления в силу обоих законов, Пленум ВС РФ решил разъяснить, как судам их применять. Во-первых, он утвердил постановление от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“». В этом документе установлено, какой порядок подачи и рассмотрения исков действует, если иск был подан еще до того, как начали работать новые суды. Так, если иск или жалоба были поданы до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то при рассмотрении дела после начала деятельности новых судов будет применяться новый процессуальный порядок. Но существуют некоторые нюансы.

Во-вторых, Пленум ВС РФ утвердил постановление от 09.07.2019 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции». В нем разъясняется, как обжаловать судебные акты в новых судах.

Подсудность

По новым правилам, предусмотренным Законом № 451-ФЗ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде окажется, что его должен был рассматривать суд общей юрисдикции, то арбитражный суд передаст дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ, а тот направит дело по подсудности. В аналогичной ситуации суд общей юрисдикции должен будет передать дело в арбитражный суд по подсудности (ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ).

ВС РФ разъяснил, что если после вступления в силу Закона № 451-ФЗ иск поступит в суд общей юрисдикции, но его должен рассмотреть арбитражный суд (или наоборот, если иск подан в арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции), то суд вернет его истцу. Но если это обстоятельство выяснится уже после принятия иска к производству, в том числе если иск был подан до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то суд сам передаст дело по подсудности.

Отвод

В АПК РФ было введено правило о том, что вопрос об отводе судьи арбитражного суда, рассматривающего дело единолично, будет рассматривать тот же судья. А если отвод заявят нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда, то заявление рассмотрят все судьи, рассматривающие дело, простым большинством голосов (ч. 3 ст. 25 АПК РФ). Аналогичное правило уже давно предусмотрено в ст. 20 ГПК РФ. Но сейчас пока в арбитражном процессе этот вопрос решает председатель арбитражного суда, его заместитель или председатель судебного состава.

ВС РФ указал, что после вступления в силу Закона № 451-ФЗ суд должен будет рассмотреть заявление об отводе судьи или состава суда по новым правилам независимо от того, когда было возбуждено производство по делу: до начала действия Закона № 451-ФЗ или после.

Читайте так же:  Проверить запрет на въезд в рф уфмс

Представительство

После вступления в силу Закона № 451-ФЗ для участия в гражданском, административном или арбитражном процессе нужно будет представлять диплом о высшем юридическом образовании или аттестат о получении ученой степени по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, ч. 1 ст. 55 КАС РФ, ч. 3 ст. 59 АПК РФ). Сейчас только в КАС РФ указано, что для представительства в судах требуется высшее юридическое образование. ВС РФ отметил, что если представитель начнет участвовать в деле еще до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, в том числе путем подачи искового заявления, заявления, заявления о выдаче судебного приказа, то и после вступления в силу этого закона он сохранит предоставленные ему по этому делу полномочия. То есть вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности он сможет продолжить участвовать в деле.

Содержание иска

По новым правилам, если ответчик является гражданином, то дополнительно нужно указать дату и место его рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРН индивидуального предпринимателя, серию и номер водительского удостоверения, серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства). А если ответчиком является юридическое лицо, то помимо наименования и адреса нужно указывать ИНН и ОГРН, если они известны (ст. 124, 131 ГПК РФ, ст. 125, 229.3 АПК РФ). При этом неуказание какого-либо из идентификаторов в иске, поданном до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не приведет к возврату иска.

Подписание иска

В АПК РФ появилась норма о том, что если иск (жалоба) не подписан или подписан и подан в суд лицом, не имеющим полномочий, то суд возвращает иск или жалобу (п. 6 ч. 1 ст. 129, п. 1.1 ч. 1 ст. 264, п. 1.1 ч. 1 ст. 281 АПК РФ). Пока это положение не вступило в силу. А значит, лицо, не подписавшее или подписавшее, но не имевшее полномочий на подписание или подачу в суд иска (жалобы, заявления) в арбитражный суд, имеет право устранить такие недостатки. Поэтому и после вступления в силу Закона № 451-ФЗ суд тоже должен будет предоставить возможность устранить недостатки, если он не разрешил вопрос об оставлении без движения до вступления в силу Закона № 451-ФЗ.

Судебные штрафы

Закон № 451-ФЗ увеличил размер судебных штрафов. Но за нарушения, совершенные до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, штрафовать в повышенном размере не будут. Закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, не имеет обратной силы. Поэтому процессуальный штраф за нарушение, совершенное до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не может превышать пределов, установленных процессуальным законодательством в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. Например, если нарушение произошло до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то арбитражный суд сможет наложить штраф только в размере, предусмотренном в прежней редакции: для граждан — 2500 руб., для лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа или возглавляющих коллегиальный исполнительный орган юридического лица, — 5000 руб., для организаций — 10 000 руб. (ч. 3, 4 ст. 119 АПК РФ).

Сроки подачи документов и рассмотрения дел

Если срок рассмотрения дела, действовавший до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не истек до вступления в силу данного закона, то применяется срок рассмотрения дела, установленный процессуальным законодательством в редакции Закона № 451-ФЗ.

Трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов, будет исчисляться со дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ по новым правилам.

Шестимесячный срок, установленный ч. 2 ст. 112 АПК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, будет продолжать течь, если он не истек ко дню вступления в силу этого закона.

Если суд начал рассматривать дело до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то и после этой даты он будет рассматривать его по прежним правилам. В частности, по общим правилам или по правилам упрощенного производства, — в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда. Например, если до начала действия поправок компания подала иск о взыскании долга из бюджета в упрощенном порядке. По новым правилам такие иски будут рассматриваться только в общем порядке независимо от суммы. Или другая ситуация: компания подала иск о взыскании с контрагента 600 000 руб. долга до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. В этом случае суд по-прежнему будет рассматривать спор в общем порядке. А вот подав такой иск после вступления в силу Закона № 451-ФЗ, можно рассчитывать уже на упрощенный порядок. Так, в упрощенном производстве суды будут рассматривать иски о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 800 000 руб. (сейчас 500 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей — 400 000 руб. (сейчас 250 000 руб.).

Заявления после принятия итогового судебного акта

Заявления, подаваемые в суд после принятия итогового судебного акта, например, о разъяснении решения суда, об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения суды будут рассматривать в соответствии с процессуальным законодательством, действующим во время их рассмотрения.

Мотивированное решение

Арбитражный суд первой инстанции вправе не составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, если апелляционная жалоба на его решение, принятое путем подписания судьей резолютивной части, подана до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. При этом суду апелляционной инстанции следует рассмотреть жалобу на решение арбитражного суда, принятое путем подписания судьей резолютивной части, даже при отсутствии мотивированного решения.

Порядок работы новых апелляционных и кассационных судов

Еще одно постановление, которое утвердил Пленум ВС РФ, касается порядка работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Речь идет о постановлении Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Как только начнут работать новые суды общей юрисдикции, судебные акты по гражданским и административным делам нужно будет обжаловать по новым правилам. При этом сохранятся полномочия:

президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению кассационных жалоб, представлений, поданных до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции;

судебных коллегий ВС РФ и судебных коллегий верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению апелляционных и частных жалоб, представлений на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, поданных до дня начала деятельности апелляционных судов общей юрисдикции.

Подавать жалобы в этих случаях нужно по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Если судебный акт вступил в силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, то со дня начала их деятельности жалобы нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок, действовавший до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции.

При подаче кассационных жалоб на определение суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в кассацию направляется вместе с описью имеющихся в деле документов сформированный материал, состоящий из оригинала жалобы обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для ее рассмотрения копий документов.

Читайте так же:  Реестр операторов осуществляющих обработку персональных данных

Источник: http://www.eg-online.ru/article/402902/

Новые апелляционные и кассационные суды. Когда и куда обращаться

Чем поможет: направить жалобу в подходящий суд.

Верховный суд обещал, что с октября заработают новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Когда и куда теперь направлять жалобу, узнаете из этой статьи.

Какие жалобы подавать в новую апелляцию

В новые апелляционные суды общей юрисдикции обращайтесь, чтобы пересмотреть определения и не вступившие в силу решения областных и равных им судов, которые приняли по первой инстанции. Апелляционных судов общей юрисдикции меньше, чем кассационных судов, в отличие от системы арбитражных судов. Новые суды будут пересматривать также акты своих коллегий по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

До реформы в качестве апелляционной инстанции по делам, которые подсудны суду субъекта, выступала профильная коллегия Верховного суда. Создание новых судов избавляет Верховный суд от несвойственной ему функции рассматривать дела в качестве апелляционной инстанции.

Всего сформировали пять апелляционных судов, не считая апелляционного военного суда. Их разместили в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Быть представителями в новых апелляционных судах общей юрисдикции смогут только юристы: нужно подтвердить, что у представителя есть высшее юридическое образование либо ученая степень кандидата или доктора юридических наук. 49 ГПК Исключения: законные представители, 52 ГПК патентные поверенные в спорах по интеллектуальной собственности, представители профсоюзов в трудовых спорах, арбитражные управляющие в банкротных делах. Главное в статье Скрыть

49 ГПК Ч. 2 ст. 49 ГПК

52 ГПК Ч. 3 ст. 52 ГПК

Узнайте адрес суда в два клика

Какую жалобу хотите подать?

Теперь в апелляционной жалобе нужно указывать больше сведений. Подробности читайте в статье «Новые АПК, ГПК и КАС: как процессуальная реформа усложнит вашу работу»

Главное в статье Скрыть

В какой суд теперь подавать жалобу

Когда обращаться в кассационные суды общей юрисдикции

В кассационные суды общей юрисдикции подавайте кассационные жалобы. Девять новых судов будут также пересматривать судебные акты своих коллегий по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. К новым судам перешли полномочия в отношении дел, которые ранее рассматривали в кассационном порядке президиумы областных и равных им судов.

Теперь начала работать «сплошная» кассация: суд примет к производству любую жалобу, которая формально соответствует требованиям ГПК. Этот вопрос будет решать судья единолично в течение пяти дней с даты поступления жалобы вместе с делом в суд. 378.1 ГПК

Такое процессуальное изменение должно увеличить качество и эффективность кассационного рассмотрения жалоб и повысить гарантии судебной защиты.

До реформы только 1 процент кассационных жалоб передавали на рассмотрение. Поправки в этой части унифицировали порядок рассмотрения кассационных жалоб в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Новые суды стали единой кассационной инстанцией в отношении актов как мировых судей, так и районных судов и гарнизонных военных судов. Кассационные суды общей юрисдикции — вышестоящая инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Девять кассационных судов без учета военной кассации разместили в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке.

Судебные округа, которые не совпадают с административно-территориальным делением, создали с целью снизить риски регионального влияния на деятельность судей. Обратная сторона такого отдаления — проблема территориальной доступности судопроизводства. Главное в статье Скрыть

Зачем создали новые суды

Одна из основных целей судебной реформы — обеспечить большую независимость судов. До реформы суд общей юрисдикции мог совмещать функции сразу нескольких судебных инстанций. Это ставило под сомнение один из основных принципов судопроизводства — независимость правосудия.

Европейский суд по правам человека говорил о нежелательности совмещать различные судебные инстанции по одному делу в пределах юрисдикции одного суда. Он указывал, что в российской судебной системе один и тот же суд может выступать последовательно в качестве различных инстанций по делу, что ставит под сомнение независимость и беспристрастность правосудия.

В то же время в арбитражных судах была гораздо более понятная система: один суд — одна инстанция. Поэтому образцом для создания новой системы судов общей юрисдикции послужила система арбитражных судов.

Чтобы обеспечить еще большую независимость, суды рассредоточили так, что решения будут перепроверять за пределами того субъекта, в котором их приняли. Зоны территориального действия апелляционных и кассационных судов также не совпадают друг с другом. Но есть исключения. Например, дела Московского городского суда будет перепроверять Первый апелляционный суд, который также находится в Москве.

Утвержденное расположение новых судов общей юрисдикции влечет две проблемы. Первая — у участников спора возрастут судебные расходы. Некоторые участники не смогут присутствовать при рассмотрении дела. Вторая проблема — сложно будет выстроить единообразную судебную практику.

Источники: постановления ЕСПЧ по делам «Нелюбин против России» от 02.11.2016, «Кот против России» от 18.01.2007

Как и куда подавать жалобу в переходный период

С началом работы новых судов жалобы нужно подавать по изменившимся правилам. Перед юристом возникает вопрос: как обжаловать судебные акты, которые суды вынесли до вступления в силу поправок. Такие ситуации разобрал Пленум.

451 ФЗ Подп. «м» п. 99 ст. 10 Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ

451 ФЗ-1 Подп. «м» п. 99 ст. 10 Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ

Если судебный акт вступил в силу до дня начала деятельности новых кассационных судов общей юрисдикции, то у вас есть по-прежнему шесть месяцев, чтобы его обжаловать. ВС 25 Подавайте жалобу в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Если пропустили шестимесячный срок на обжалование по уважительной причине, суд может его восстановить. 451 ФЗ Подайте заявление о восстановлении срока в новый кассационный суд общей юрисдикции. ВС 25–1 Если не сделаете этого, жалобу вернут без рассмотрения. 451 ФЗ-1

Если уже подали кассационную жалобу по ГПК или КАС в президиум областного или равного ему суда, то со дня начала работы новых судов общей юрисдикции можете подать кассационную жалобу в судебную коллегию Верховного суда. У вас есть шесть месяцев, чтобы это сделать. ВС 25–2

Как вести себя при пересмотре дела, чтобы повернуть решение в пользу компании узнайте в программе «Правовая защита компании 2020» в Высшей школе Юрист компании

Если судебный акт вступил в силу после того, как начали работать новые суды, у вас три месяца, чтобы подать кассационную жалобу.

Если подали апелляционную жалобу до вступления в силу поправок, после начала деятельности новых судов суд рассмотрит жалобу по обновленным правилам. Это правило работает и в тех случаях, когда жалобу только подали в суд первой инстанции и он не успел ее передать в апелляцию на рассмотрение.

Вместе с новыми судами начали работать поправки в АПК, ГПК и КАС. О том, как теперь подавать апелляционную жалобу, что в ней прописывать и какие документы юристу придется дополнительно брать в новые суды общей юрисдикции, читайте в статье «Новые АПК, ГПК и КАС: как процессуальная реформа усложнит вашу работу».

Источник: http://e.law.ru/758353

Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Читайте так же:  Разделить право собственности на квартиру

Определены, в частности:

порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);

порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции — 76 лет.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/54491.html/

ВС РФ принял решение о переходном периоде до начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

AerialMike / Depositphotos.com

C 1 октября начнут действовать новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам. Они будут являться структурно самостоятельными судебными инстанциями и вышестоящими судебными органами по отношению к областным и равным им судам. На вчерашнем заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации судьи приняли Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – Постановление), касающееся начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Видео (кликните для воспроизведения).

До начала деятельности апелляционных и кассационных судов президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды сохранят свои полномочия, а также со дня начала работы новых судов будут рассматривать жалобы, поданные до 1 октября (ч. 7-8 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»). Это значит, что указанные судебные органы будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на судебные акты согласно действующим в настоящее время нормам (главы 39, гл. 41 Гражданского процессуального кодекса, главы 34, гл. 35 Кодекса административного судопроизводства). Кроме того, если представление, частная, апелляционная и кассационная жалобы на тот же судебный акт будут поданы до их рассмотрения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, то их рассмотрит суд, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба или представление, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 5 п. 2 Постановления).

Согласно представленному Постановлению районные, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды после 1 октября будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами и поданные до этого времени, в качестве суда апелляционной инстанции (абз. 6 п. 2 Постановления).

ВС РФ также привел разъяснения, касающиеся подачи кассационных жалоб и представлений на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Так, граждане могут подать указанные документы в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок согласно действующим в настоящий момент нормам (п. 3 Постановления). Кроме того, если участники процесса подали заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления в суд первой инстанции, и которое не было рассмотрено в переходный период, то с 1 октября эти заявления будут рассматривать суды первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ (п. 4 Постановления). А после того, как начнут деятельность новые суды, заявители могут восстановить срок для обжалования актов, вступивших в законную силу, путем подачи жалобы или представления в кассационный суд общей юрисдикции. При этом лица, которые использовали право на подачу кассационной жалобы и представления, подадут их еще раз в судебную коллегию ВС РФ со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (п. 5 Постановления).

И, наконец, ВС РФ обратил внимание на то, что начало деятельности кассационных судов не повлияет на продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, он так же, как и сегодня будет составлять шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 5 Постановления). Лица, участвующие в деле, могут подать жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ после 1 октября (ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30.13 КоАП РФ»). При этом до начала деятельности кассационных и апелляционных судов жалобы (протесты) по делам об административным правонарушениям будут подаваться председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и равных им (п. 7 Постановления).

При этом определение, например, об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу в том же порядке, что и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) (абз. 1 п. 8 Постановления). Так, определение судьи районного суда или областного суда, вынесенное на постановление нижестоящего суда, вступает в законную силу в день его вынесения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 2 п. 8 Постановления). Кроме того, порядок обжалования указанных определений в кассационном суде общей юрисдикции сохраняется в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Источник: http://www.garant.ru/news/1281892/

Новые суды общей юрисдикции. Куда теперь ехать в апелляцию и кассацию?

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/377453/

Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции начали работу

30 июля 2019 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». В нем предусмотрено создание на территории России пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции.

Новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам начали действовать с 1 октября. Это структурно самостоятельные судебные инстанции и вышестоящие судебные органы по отношению к областным и равным им судам.

Если сравнивать судебные системы Великобритании, США и России, то, на мой взгляд, отечественная система гораздо сложнее. Так исторически сложилось и объясняется тем, что российская правовая система считается романо-германской, а Америка или Британия принадлежат к англосаксонской. В частности, в судебной системе Англии, где основным источником права признается судебный прецедент, действует особый судебный орган, который влияет на формирование всего права страны, – Апелляционный суд. В нем могут быть обжалованы все решения нижестоящих судебных органов. Высший судебный орган Великобритании – Верховный суд, который в совокупности образуют Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд, являющиеся самостоятельными судебными учреждениями.

Читайте так же:  Суд акт срок исковой давности

Федеральная судебная система США включает три уровня. На нижнем находятся федеральные районные и специализированные суды. На втором – федеральные апелляционные суды. Высшей апелляционной инстанцией является Верховный суд. В отличие от апелляционных судов, он принимает дела на свое усмотрение. Из многих тысяч дел, поступающих в Верховный суд США, принимаются только порядка сотни самых важных. Примечательно, что как такового кассационного органа судебные системы Великобритании и США не имеют.

Рассмотрим, какие новации ожидаются в связи с началом работы кассационных судов общей юрисдикции и что существенно изменилось в нормативной правовой базе.

Во-первых, в настоящее время на подачу кассационной жалобы отводится 6 месяцев. Теперь, чтобы подать жалобу в суд кассационной инстанции, потребуется уложиться в 3 месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта.

Во-вторых, изменился порядок подачи жалобы. Теперь ее нужно будет направлять в суд кассационной инстанции через суд первой инстанции. В настоящее время письменное требование подается в кассационную инстанцию напрямую.

Полагаю, данные нововведения положительно скажутся на судебной системе. Сегодня составы апелляционных и кассационных коллегий находятся в одном суде с одним председателем. При новой судебной системе рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции, что будет способствовать обеспечению принципа независимости и беспристрастности.

Так, в моей практике Верховный Суд РФ недавно рассматривал ходатайство председателя областного суда одной из республик РФ об изменении территориальной подсудности. Оно было подано в связи с тем, что в деле значилось много фигурантов, оно прошло несколько инстанций внутри одного и того же суда и все судьи уже принимали участие в слушаниях. При новом рассмотрении дела принцип независимости и беспристрастности нарушался, в связи с чем дело было передано в соседний регион для изучения в новом составе, что повысило шансы на благоприятный исход.

Выделение звена кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные территорией субъектов нашего государства, нивелирует влияние на них со стороны различных кланов в регионе, в том числе представителей силовых структур. Недостатком, на мой взгляд, станет тот факт, что сторонами по делу в подобных судах зачастую выступают физические лица, для которых доступ к правосудию будет затрудняться необходимостью посещения судебного заседания в другом регионе. Пока трудно сказать, как будет решаться такая проблема, однако данный минус скрашивает куда более весомая возможность прозрачного осуществления правосудия.

Интересно, что в России дело сначала расследуется, потом направляется в суд. С 2009 по 2013 г. судьи ежегодно осуждали порядка 75% подсудимых. Так, среднестатистический судья по уголовным делам за 7 лет вынес около 500 обвинительных и лишь один оправдательный приговор. По статистике, оправдательными приговорами в 2017 г. завершились всего 0,2% дел, рассмотренных российскими судами. На эту тему высказывался и председатель ВС Вячеслав Лебедев, подчеркивая общий обвинительный уклон отечественного правосудия. Получается, что с вероятностью 99,64% обвиняемого в России признают виновным, если дело дойдет до суда!

Несмотря на то что в большинстве стран Евросоюза действует та же самая романо-германская правовая система, число оправдательных приговоров там в разы больше: 4% – в Германии, 7% – во Франции. В США, например, любое дело полиции поступает сразу в суд, а уже потом начинаются следственные действия. Наибольший процент оправдательных приговоров в мире зафиксирован в Индии (51,9%), Турции (13,7%) и Египте (7,8%).

В-третьих, одной из новаций судебной реформы является введение в судах общей юрисдикции принципа «сплошной кассации», подразумевающей коллегиальное рассмотрение жалоб в судебном заседании без какого-либо предварительного отбора. Принимать ли жалобу к производству кассационного суда, судья будет решать единолично. На это отведено 5 дней с даты поступления жалобы вместе с делом в суд. К производству будет принята любая жалоба, которая формально соответствует требованиям.

Внесенная в первоначальный вариант проекта поправка о признании утратившим силу п. 2 ст. 29 Закона о судах общей юрисдикции, когда по истечении срока полномочий председатель верховного суда областного, краевого, республиканского судов, суда города федерального значения, автономных области и округа мог быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок, устраняет коррупционный фактор в деятельности судов, не позволяя судьям «сращиваться» с политическими элитами.

Полагаю, введение принципа «сплошной кассации» и создание организационно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции будут способствовать обеспечению большей независимости и объективности при рассмотрении дел, увеличению процента судебных актов, подлежащих проверке в кассационном порядке, снижению рисков регионального влияния на деятельность судей.

Думается, что в целом реформа системы апелляционных и кассационных судов и принцип передачи всех жалоб напрямую в кассационную инстанцию однозначно положительно повлияют на защиту прав и законных интересов и граждан, и юрлиц, которые обращаются в вышестоящие судебные инстанции.

Несомненно, предложенные меры – лишь первый значительный шаг на пути доступа к адекватному правосудию. Однако некоторые вопросы остались неразрешенными. Так, пока решения по уголовным процессам мирового судьи пересматриваются в апелляционном порядке районным судом, а решения последнего, в свою очередь, – судом областного значения. То есть именно мировые и районные суды сегодня считаются судами основного звена и рассматривают наибольшее количество дел. Новеллы закона этот момент не затрагивают. К слову, президиумы областных судов пересматривают незначительное количество дел. Часто дела первой кассации не рассматривались ввиду отказа в передаче того или иного кейса в президиум. Возложение функции кассационного рассмотрения на отдельное от областного суда учреждение, тем более территориально удаленное от него, должно устранить эту проблему. Но чтобы оценить эффект нововведений, должно пройти не меньше года-двух, когда появятся новые данные статистики.

Источник: http://www.advgazeta.ru/mneniya/apellyatsionnye-i-kassatsionnye-sudy-obshchey-yurisdiktsii-nachali-rabotu/

Суды кассационной и апелляционной инстанции общей юрисдикции

С 01.10.2019 года вступили в силу изменения в ГПК РФ и КАС РФ, вводящие новые правила о самостоятельных апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции.

12 сентября пленум Верховного суда РФ утвердил дату начала работы новых окружных судов. Именно с 1 октября 2019 года официально начнут действовать отдельные кассационные и апелляционные суды (созданы пять апелляционных и девять кассационных судов, таблица судов приведена ниже ).

Апелляционные суды общей юрисдикции

В соответствии со статьей 320.1 ГПК РФ, с 01.10.2019 года апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) районным судом — на решения мировых судей;
2) областными и равными им судами — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
3) апелляционным судом общей юрисдикции — на принятые по первой инстанции решения областных и равных им судов;
4) апелляционным военным судом — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
5) Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ — на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции.

Аналогичные положения о судах, рассматривающих апелляционные жалобы и представления содержатся в статье 296 КАС РФ.

Таким образом, как по ГПК РФ, так и по КАС РФ в апелляционный суд общей юрисдикции можно подавать жалобы на акты областных и равных им судов, которые они приняли в первой инстанции.

Апелляционные суды общей юрисдикции, по общему правилу, теперь рассматривают частные жалобы на определения областных и равных им судов (ч. 2 ст. 331 ГПК РФ, ч. 2 ст. 313 КАС РФ).

Апелляционные суды общей юрисдикции рассматривают дела в те же сроки, что были предусмотрены для апелляции и до 01.10.2019 года — не больше двух месяцев со дня поступления дела в суд данной инстанции (ст. 327.2 ГПК РФ, ст. 305 КАС РФ).

Копии апелляционной жалобы, как и в арбитражном процессе, с 01.10.2019 года нужно направлять другим лицам, участвующим в деле (вместе с копиями документов, которых у них нет). Документы, подтверждающие отправку, следует приложить к жалобе при ее подаче (ч. 4 ст. 322 ГПК РФ).

Читайте так же:  Порядок возмещения судебных расходов по гражданскому делу

В апелляционной жалобе потребуется указать номер дела, присвоенный в первой инстанции (ст. 322 ГПК РФ).

Кассационные суды общей юрисдикции

В кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии со статьями 376, 377 ГПК РФ могут быть обжалованы вступившие в силу:

  • судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
  • решения и определения областных и равных им судов, принятые ими по первой инстанции;
  • апелляционные и иные определения районных судов, областных и равных им судов апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной (второй) инстанции.

Срок кассационного обжалования теперь не может превышать три месяца со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта (статья 376.1 ГПК РФ), тогда как до 01.10.2019 года подать кассационную жалобу можно было в течение шести месяцев с того же дня.

Подается кассационная жалоба теперь через суд первой инстанции (статья 377 ГПК РФ). До 01.10.2019 года жалобы подавались непосредственно в суд кассационной инстанции. Прикладывать к жалобе заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений по делу не понадобится.

Вопрос о принятии жалобы к производству кассационного суда решается судьей единолично в пятидневный срок (ст. 378.1 ГПК РФ). Если до 01.10.2019 года, судья, не найдя оснований для кассационного пересмотра дела (по субъективному усмотрению), отказывал в передаче кассационной жалобы для ее рассмотрения по существу, то теперь, с указанной даты, судья обязан принять для рассмотрения любую жалобу, которая соответствует требованиям, содержащимся в статьях 376 – 378 ГПК РФ (статья 378.1 ГПК РФ). Таким образом, реализуется принцип так называемой сплошной кассации, суть которого в том, что все кассационные жалобы, поданные с соблюдением требований ГПК должны быть рассмотрены кассационным судом).

Срок на рассмотрение спора в кассационном суде общей юрисдикции составляет максимум два месяца со дня поступления жалобы в этот суд.

Кассационные суды в административном процессе

В кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии со статьей 319 КАС РФ могут быть обжалованы:

  • вступившие в силу судебные приказы, определения мировых судей;
  • вступившие в силу решения, апелляционные и иные определения районных судов;
  • вступившие в силу решения и определения по ряду административных дел (например, об оспаривании кадастровой стоимости), апелляционные и иные определения областных и равных им судов;
  • апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции (за некоторыми исключениями).

В соответствии со статьей 322 КАС РФ, если не будет оснований жалобу возвратить, ее в течение 20 дней с даты поступления передадут для рассмотрения в судебном заседании.

С 01.10.2019 года срок на рассмотрение жалобы не должен превысить двух месяцев со дня поступления (ч. 7 статьи 327 КАС РФ). До указанной даты срок на рассмотрение жалобы в кассации отводился один месяц, а двухмесячный срок был предусмотрен для Верховного Суда РФ.

В рамках КАС РФ кассационные суды общей юрисдикции тоже будут работать по принципу сплошной кассации.

В апелляционной и кассационной жалобах теперь нужно указывать номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции (ст. 320 КАС РФ).

В жалобе в кассационный суд общей юрисдикции нужно привести доводы о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов (ст. ст. 320, ч. 2 ст. 328 КАС РФ), в частности:

  • несоответствие выводов в судебном акте обстоятельствам делам;
  • неправильное применение норм материального права;
  • процессуальные нарушения, если они привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.

Разъяснения Верховного Суда РФ

О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25

О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26.

Видео (кликните для воспроизведения).

О других новеллах процессуальной реформы 2019 года см. обзор «Важные изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ с 01.10.2019 г.«

Кассационные суды общей юрисдикции

Первый кассационный суд общей юрисдикции

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д.74. http://1kas.sudrf.ru

Второй кассационный суд общей юрисдикции

123995, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.34. http://2kas.sudrf.ru

Третий кассационный суд общей юрисдикции

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.26. http://3kas.sudrf.ru

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

350020, г. Краснодар, ул. Морская, д.3. http://4kas.sudrf.ru

Пятый кассационный суд общей юрисдикции

357501, г. Пятигорск, ул. Октябрьская, д.15. http://5kas.sudrf.ru

Шестой кассационный суд общей юрисдикции

443030, г. Самара, ул. Урицкого, д.19. http://6kas.sudrf.ru

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

454006, г. Челябинск, ул. Труда, д.34. http://7kas.sudrf.ru

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д.12, пом.5. http://8kas.sudrf.ru

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

690090, г.Владивосток, ул. Светланская, д.54. http://9kas.sudrf.ru

Наименование суда / Почтовый адрес / Адрес сайта суда Территориальная подсудность
Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область
Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Москва
Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край
Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область
Пермский край, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО
Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область
Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Чукотский АО

Апелляционные суды общей юрисдикции

Первый апелляционный суд общей юрисдикции

129090, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.24. http://1ap.sudrf.ru

Второй апелляционный суд общей юрисдикции

191028, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д.9, литера А. http://2ap.sudrf.ru

Третий апелляционный суд общей юрисдикции

354000, г. Сочи, ул. Советская, д.26 А. http://3ap.sudrf.ru

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д.17, литера А, пом. П1.

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/apellyacionnye-i-kassacionnye-sudy-obshchey-yurisdikcii-po-gpk-i-kas-rf-s-01102019

Наименование суда / Почтовый адрес / Адрес сайта суда Территориальная подсудность
Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область
Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край
Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область
Суды кассационной и апелляционной инстанции общей юрисдикции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here