Возмещение убытков при изъятии земельных участков

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Возмещение убытков при изъятии земельных участков" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Статья 17. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для муниципальных нужд

Статья 17. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для муниципальных нужд

1. Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

2. Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

3. Плата за земельный участок, изымаемый для муниципальных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником. Соглашение предусматривает обязанность органов местного самоуправления муниципального образования — городской округ город Касимов уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

4. Принудительное отчуждение земельного участка для муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

5. Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

6. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и регулируется законодательством об оценочной деятельности.

>
Резервирование земельных участков для муниципальных нужд
Содержание
Решение Касимовской городской Думы Рязанской области от 21 ноября 2013 г. N 119/12 «Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/36133623/a7b26eafd8fd23d18ca4410ac5359e0e/

Возмещение убытков при изъятии земельных участков

Земельные юристы нашей компании проведут возмещение убытков при изъятии земельных участков заказчика через суд или в согласовательном порядке.

На первый взгляд простая процедура на деле оказывается запутанной и полной нюансов. Законом определен список лиц, которым выплачивается компенсация, а также основания для таких выплат. К получателям возмещения относят собственников земли или недвижимости, расположенной на ней, арендаторов участков, их пользователей и владельцев.

Возмещение убытков при изъятии земельных участков происходит на основании наличия таковых. Причем компенсировать должны как явные убытки, так и скрытые, к которым относится и упущенная выгода. Подробнее разобраться с ситуацией помогут эксперты нашей компании. Мы специализируемся на данной процедуре, и знаем все ее скрытые особенности.

Компенсировать убытки будут из бюджета или за счет лиц, в пользу которых изымают территорию. Производится возмещение в следующих ситуациях:

  • надел забрали для государственных или муниципальных нужд;
  • действия третьих лиц негативно повлияли на качество земли;
  • убытки причинены временным заниманием участка другими лицами;
  • допустили ущемление или ограничение прав собственников или иных лиц;
  • из-за смены категории у надела изменился вид разрешенного использования.

При этом придется оценить стоимость земли на момент вынесения решения о его изъятии. Существуют и другие основания для компенсации причиненных убытков.

Действия связанные с возмещением убытков при изъятии земельных участков

Порядок компенсации убытков регламентируется постановлением Правительства, где четко обозначены основания для такого действия.

  1. Если собственник участка или недвижимости, расположенной на нем обратится в суд за возмещением, и судья вынесет положительное решение, его придется исполнять.
  2. На основании акта органов власти, где сообщается об ухудшении характеристик надела по причине действий третьих лиц, либо об ограничении прав, деньги также придется выплатить.
  3. Когда с собственником заключено соглашение об использовании территории в течение ограниченного времени.
  4. Арендатор вправе получить возмещение, если власти вынесут акт об отчуждении такой земли, либо об ухудшении ее качеств.

Сумма возмещения убытков при изъятии земельных участков согласовывается сторонами. Любые разногласия решаются в судебном порядке.

Процедура возмещения убытков причиненных изъятием земельных участков

Прежде всего, необходимо определиться с лицом, которому причитается компенсация. Затем потребуются основания для выплаты таковой. Исходя из первых двух пунктов, будет понятно, как следует высчитывать размер возмещения.

  • Это может быть сумма, основанная на рыночной стоимости, с учетом недополученной прибыли или понесенных расходов.
  • Либо компенсация вычисляется исходя из преждевременного прекращения договоренностей арендатора или собственника с третьими лицами.
  • В некоторых случаях приходится учитывать оценку ухудшения качества земли, проведенную в ходе экспертизы.

Когда нужная сумма известна, следует понять, кто должен ее выплачивать, и в каком порядке. Иногда речь может идти не о денежном возмещении. Если землю изымают для государственных нужд, либо ей причинен несоразмерный урон, собственнику могут предоставить аналогичный участок. Однако здесь тоже придется высчитывать обменную стоимость и учитывать другие нюансы.

Необходимо обращать внимание на то, каким образом происходит возмещение: добровольно или по решению суда. В первом случае размер компенсации оговаривается в соглашении с собственником или арендатором земли, либо с владельцем недвижимости, расположенной на ней. В суде же такое лицо должно представить доказательства наличия убытков, и точные их расчеты. Соглашение тоже должно содержать подобные вычисления или результаты оценочной экспертизы.

Читайте так же:  Подать жалобу на действия прокуратуры

Чтобы возмещение было проведено согласно законодательству, а каждая сторона получила и уплатила только причитающиеся суммы, следует заручиться поддержкой юристов нашей компании. Мы организуем все возможные проверки, проведем оценку причиненного ущерба, оспорим неправомерные решения и осуществим иные мероприятия.

Поможем возместить убытки при изъятии земельного участка

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Источник: http://geoburo.ru/uslugi/vozmeshhenie-ubytkov-pri-izjatii-zemelnyh-uchastkov.html

Статья 11. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для муниципальных нужд

Статья 11. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для муниципальных нужд

1. Убытки, причинённые собственнику изъятием земельного участка для муниципальных нужд городского округа Тольятти, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену). При определении выкупной цены в неё, помимо убытков, включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нём недвижимого имущества, зарегистрированного в установленном порядке на момент уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка.

2. Плата за земельный участок, изымаемый для муниципальных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником. Соглашение предусматривает обязанность органов местного самоуправления городского округа Тольятти уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

3. Принудительное отчуждение земельного участка для муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

4. По соглашению с собственником взамен участка, изымаемого для муниципальных нужд, ему может быть предоставлен другой земельный участок с зачётом его стоимости в выкупную цену.

5. Возмещение убытков осуществляется за счёт местного бюджета городского округа Тольятти.

6. При расчётах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учётом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.

7. Порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

>
Резервирование земельных участков для муниципальных нужд городского округа Тольятти
Содержание
Решение Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 г. N 1059 «О Правилах землепользования и застройки городского.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/8483074/61be80f84cf4d95f84aeddb3178a7797/

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Возмещение в связи с изъятием земельного участка

Содержание статьи:

Основания для возмещения

Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.

В статье 56.8 Земельного кодекса прописаны особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия. Согласно закону, возмещение полагается в следующих случаях:

  • если изымаются частные территории в пользу государства или муниципалитета;
  • в том случае, когда на территории расположены частные постройки;
  • если собственник территории понес убытки, связанные с представлением собственности в аренду.

Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Определение размера возмещения

Определение суммы компенсации за принудительное отчуждение земель производится в соответствии с законом. Стоимость массива выясняется в процессе оценки. Специалисты, которые занимаются данным вопросом, руководствуются ФЗ «Об оценочной деятельности».

В общую сумму выплаты могут быть включены:

  1. Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
  2. Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
  3. Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
  4. Упущенная выгода.

Некоторые суммы не подлежат возврату. Законом определены такие виды расходов, связанных с выполнением:

  • строений, возведенных вразрез целевой эксплуатации, а также неотделимые от постройки улучшения, которые произведены в нарушение арендного соглашения;
  • улучшений, неотделимых от земельной зоны или постройки, которые были произведены после принятия акта об изъятии;
  • построек, возведенных уже после получения уведомительного письма владельца территории об изъятии, кроме случаев, когда на это имеется специальное разрешение;
  • сооружений, строительство которых было начато после оповещения об изъятии, несмотря на то, что разрешительный акт на это не требуется;
  • сделок, заключенных собственниками наделов, после получения уведомления об отчуждении.

В том случае, если изымается лишь часть участка, размер выплаты снижается на рыночную стоимость той части, которая остается в распоряжении владельца. Для выяснения реальной цены земли, и всех прав с ней связанных, производится официальная оценка территории на дату, предшествующую вынесению постановления об изъятии. Это необходимо, потому что после публикации данных об изъятии стоимость земли на рынке резко снижается. Размер компенсации должен быть определен не позже чем за 60 суток до направления собственнику земли постановления изъятии.

Порядок возмещения убытков в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Законодательством установлен определенный порядок возмещения ущерба, причиненного в связи с отчуждением наделов для государственных нужд или в распоряжение муниципалитета. Процедура предусматривает следующие этапы:

  1. После вынесения решения об изъятии, распорядитель территории получает соответствующее уведомление.
  2. Производится регистрация акта об изъятии, что фактически представляет собой обременение, наложенное на территорию.
  3. В том случае, если владелец удовлетворен предложенными условиями оплаты, между сторонами заключается соглашение, которое в дальнейшем служит основанием для регистрации прав собственности на участок в отношении муниципалитета или государства.
  4. Когда собственник имеет возражения относительно условий компенсации, он обращается в суд с исковым заявлением. Решение суда, вынесенное по данному обращению, и будет служить основанием для регистрации.

Когда отчуждаемая площадь принадлежит нескольким собственниками, возмещение убытков при изъятии земельных участков распределяется между всеми владельцами пропорционально долевым паям.

Пример по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Участок был в распоряжении Михаила уже несколько лет. После принятия решения о застройке прилегающей зоны, мужчина получил уведомительное письмо об отчуждении надела в ближайшее время.

Решив оспорить содержание бумаги в будущем, Михаил начал строить на своей площади летний домик. Через некоторое время, мужчина получил официальный документ о том, что на его землю наложено обременение в виде изъятия территории в будущем.

Читайте так же:  Возражения на иск по сроку давности

Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

В результате Михаил получил компенсацию в виде стоимости земельного участка, а возведенную постройку пришлось снести.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

В итоге можно сделать несколько выводов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Возмещение выплачивается в том случае, если изымается частная собственность в виде земли или постройки, а гражданину или компании нанесен ущерб.
  2. Размер компенсации зависит от конкретной ситуации. В сумму могут входить: стоимость участка, упущенная выгода, убытки, связанные с отчуждением.
  3. Выплата средств осуществляется после того, как будет подписано соглашение между участниками отношений или по решению суда.
  4. Законом предусмотрен порядок выплаты ущерба в процессе отчуждения территории в пользу государства или муниципалитета.

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Несколько дней назад мне стало известно, что земельный массив, принадлежащий мне по праву собственности, будет изъят в ближайшее время для муниципальных нужд.

Я полностью оплачиваю все платежи и налоги, содержу землю, и сейчас она находится в аренде у моего знакомого. Подскажите, могут ли у меня изъять землю до конца срок аренды, а если да, то имею ли я право потребовать возмещение недополученной прибыли в связи с предоставлением территории в аренду.

Ответ: Добрый день, Полина. Сначала ответим вам на первый вопрос. Да, муниципалитет имеет право изъять ваш надел в принудительном порядке в любое время, если это необходимо для обустройства городской территории или по иным причинам, оговоренным в земельном законодательстве. В связи с изъятием, права третьего лица, то есть арендатора, будут прекращаться автоматически с момента отчуждения территории.

Что касается компенсации, то вы вправе на основании ст. 56.8 ЗК РФ включить в свои требования не только реальную цену надела, но и сумму упущенной выгоды. Для этого потребуется представить расчет, подтвержденный официальными данными, а при необходимости обратиться в суд.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/izyatie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/vozmeshhenie-v-svyazi-s-izyatiem-zemelnogo-uchastka/

§ 5. Возмещение убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиненных правомерными действиями, и потерь сельскохозяйственного производства

Общие положения. В земельном законодательстве установлен порядок возмещения убытков, причиненных лицам, использующим земельные участки, в случаях правомерных действий органов власти, органов местного самоуправления или иных лиц.

Статья 54 ЗК предусматривает, что убытки, причиненные нарушением прав лиц, использующих земельные участки, подлежат возмещению в полном объеме, т.е. речь идет об обязанности любого лица, причинившего вред, возместить убытки, причиненные как правомерными действиями, так и незаконным нарушением их имущественных прав. Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.

Особенности правового регулирования возмещения убытков, причиненных правомерными действиями, заключаются в том, что эти вопросы регулируются земельным, а не гражданским законодательством. Действуют специальные нормативные правовые акты, регулирующие данные вопросы. Основным таким актом является постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (в ред. от 15 мая 1999 г.)*.

* САПП РФ. 1993. № 6. Ст. 483; СЗ РФ. 1999. № 21. Cт. 2625.

Порядок возмещения убытков, причиненных правомерными действиями. Указанное Положение распространяется на земли всех категорий основного целевого назначения, за исключением земель, для которых действующим законодательством установлен иной порядок возмещения потерь.

Положение, во-первых, не регламентирует порядок возмещения ущерба в связи с утратой природоохранного, оздоровительного, рекреационного значения сельскохозяйственных угодий при их предоставлении для несельскохозяйственных нужд и, во-вторых, не распространяется на случаи принудительного выкупа земли у собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды.

В п. 9 Положения говорится о том, что при выкупе или продаже земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или продаваемого участка. Аналогичная норма содержится и в п. 4 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»*. Земельный участок изымается у собственника для государственных и общественных нужд в установленном законом порядке путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том числе упущенную выгоду.

* САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.

Собственник земельного участка в случае его изъятия имеет право требовать либо возмещения стоимости земли по договорной цене и всех иных убытков в полном объеме, либо предоставления ему другого земельного участка и возведения на нем строений и сооружений, которые у него были ранее.

Некоторые вопросы возмещения убытков в этой ситуации урегулированы в Жилищном кодексе РСФСР от 24 июня 1983 г. (в ред. от 28 марта 1998 г.)*. Так, в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда. Кроме того, собственникам жилых домов по их выбору либо выплачивается стоимость сносимых домов, строений и устройств, либо предоставляется право использовать материалы от разработки этих домов, строений и устройств по своему усмотрению. По желанию граждан органы местного самоуправления обеспечивают им (вместо предоставления квартир) возможность внеочередного вступления в члены жилищно-стро-ительных кооперативов и получения в них квартир (ст. 137).

Читайте так же:  Апелляционная жалоба дтп образец

* ВВС РСФСР. 1983. № 26. Ст. 883; СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1467.

В соответствии со ст. 138 ЖК по желанию граждан принадлежащие им жилые дома и строения, подлежащие сносу, могут быть перенесены и восстановлены на новом месте. Для граждан, дома которых подлежат сносу, по их желанию сооружаются на новом месте жилые дома, строения и устройства и передаются этим гражданам в личную собственность. При этом стоимость сносимых жилых домов, строений и устройств не возмещается (ст. 139 ЖК РСФСР).

В случаях изъятия и предоставления земель для несельскохозяйственных нужд размеры убытков землевладельцев, землепользователей и арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства устанавливаются в составе землеустроительного проекта (землеустроительного дела) на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления земельных участков. Землеустроительный проект подлежит государственной экологической экспертизе. При ограничении прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов или ухудшении качества их земель в результате влияния деятельности организаций и граждан размеры убытков и потерь также устанавливаются в землеустроительном проекте. Проекты составляются землеустроительными организациями и представляются местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству органам местного самоуправления.

Расчет возмещения убытков основывается на применении действующих на момент изъятия земельных участков или составления акта цен на оборудование и материалы, а также расценок на строительно-монтажные и другие работы.

В случаях временного (до трех лет) изъятия земельных участков убытки и потери возмещаются при предоставлении земель в пользование и уточняются после освобождения этих участков. Уточненные размеры убытков и потерь отражаются в акте, составляемом при приемке участка по истечении срока временного пользования, по нормативам и ценам, действующим на момент составления акта. Во всех случаях расчеты убытков и потерь согласовываются с заинтересованными сторонами и оформляются актом, который регистрируется местной администрацией. Споры о размерах возмещения убытков и потерь разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав лиц, использующих земли (кроме случаев установления охранных зон или округов санитарной охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения), или ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью организаций и граждан, возмещаются в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) лицам, понесшим убытки.

Убытки, включая упущенную выгоду, возмещаются организациями, которым отведены земельные участки, а также организациями и гражданами, деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качеств их земель.

Возмещению подлежат: стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства; убытки, вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования; убытки, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки, связанные с ограничением прав лица, использующего землю, упущенная выгода. Жилые дома, объекты культурно-бытового назначения, производственные и иные здания и сооружения, расположенные на изымаемом или временно занимаемом земельном участке, а также находящиеся за пределами этого участка, если дальнейшее их использование окажется невозможным, оцениваются по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам).

Организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по согласованию с заинтересованными лицами, использующими земли, вместо возмещения стоимости расположенных на этих участках зданий, объектов и сооружений могут своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) переносить их на новое место либо построить новые здания и сооружения. Если при строительстве новых зданий, объектов и сооружений предусматривается их модернизация или расширение, то дополнительные затраты на это оплачиваются пользователем земли, для которого ведется строительство.

Упущенная выгода также включается в состав убытков лиц, использующих земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Размер упущенной выгоды определяется как прекращение получения ежегодного дохода с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства. Упущенная выгода возмещается организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства. Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном выражении в среднем за пять лет и ценам, действующим на момент изъятия земель. Размер ежегодного дохода рассчитывается с привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях корректируется в расчете на предстоящий период в соответствии со сложившимися темпами инфляции.

Упущенная выгода исчисляется путем умножения величины ежегодного дохода на установленный в указанном выше Положении коэффициент, соответствующий периоду восстановления нарушенного производства.

Если изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая год изъятия земель и год получения урожая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равный достигнутому на изымаемых землях. Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т.п.), исчисляется как десятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после изъятия земель (с образованием неудобств) и до изъятия земель.

Средства в качестве возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав или ухудшением качества их земель, включая упущенную выгоду, перечисляются соответствующими организациями и гражданами на расчетные (текущие) счета лиц, использующих земли.

Порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются организациями, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества этих угодий, а также организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Потери сельскохозяйственного производства вследствие изъятия сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества. Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

Читайте так же:  Пропущен срок возражения на судебный приказ

Под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем мелиоративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие мероприятия).

Стоимость освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется на основании установленных нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).


Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель. По общему правилу, размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в доход соответствующих бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Средства, предназначенные органу местного самоуправления, зачисляются в его бюджет в трехмесячный срок после отвода земельного участка в натуре.

Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998.

Источник: http://lawbook.online/pravo-rossii-zemelnoe/vozmeschenie-ubyitkov-sobstvennikam-zemelnyih-60793.html

Возмещение убытков при изъятии земельных участков

Корнеев А.Л., доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения отношений различных земельных правоотношений (ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации, далее — ЗК РФ), в том числе отношений собственности (ст. 44 ЗК РФ), и договора аренды (пп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ) и осуществляется с учетом норм ст. 49, 55, 62, 63 ЗК РФ , а также норм ряда других статей как кодифицированных актов (в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ), ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов .

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд не следует смешивать с принудительным прекращением права собственности на земельный участок. См.: Таскин Н.И. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 8 — 11.
Имеются в виду соответствующие нормы ФЗ от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре» (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149), ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» (СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582) и др.
См., например: Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. Постановлением Правительства РФ 7 мая 2003 г. N 262 // СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Применительно к аренде земельных участков следует прежде всего сопоставить нормы ст. 49 ЗК РФ, содержащей основания для изъятия земельных участков, и нормы ст. 46 ЗК РФ, устанавливающей основания прекращения аренды земельного участка. Надо признать, что правила ст. 49 ЗК РФ нельзя признать простым продолжением ст. 46 ЗК РФ, поскольку понятия «изъятие земельного участка» и «прекращение договора аренды» не совпадают.

Здесь уместен следующий пример из судебной практики. Между администрацией города и жилищно-строительным кооперативом в соответствии с постановлением городской администрации был заключен договор аренды земельного участка сроком 49 лет для строительства обозначенных в договоре объектов. По прошествии шести лет администрация города приняла постановление об изъятии у ЖСК предоставленного ему участка, мотивируя это «неосвоением» участка в сроки, предусмотренные договором аренды , при этом подчеркивалось, что изъятие производится «для удовлетворения муниципальных нужд». По этому поводу надо заметить, что вопрос об изъятии участка есть вопрос принятия исключительно административного решения, которое должно опираться на ст. 49 ЗК РФ. Перечень оснований для такого изъятия, в том числе путем выкупа, не содержит такого основания, как «неосвоение участка», да и применяться может в «исключительных случаях» (п. 1 ст. 49 ЗК РФ). Что же касается связи принятого решения с договором аренды, то последний нельзя считать прекращенным, так как следовало бы для этого найти основание непосредственно в ст. 46 ЗК РФ. Кроме того, договор аренды по ст. 46 ГК РФ расторгается именно арендодателем, а не иным лицом.

См.: Залесский В. Возможность досрочного расторжения договора аренды земельного участка и изъятия земельного участка по решению органа исполнительной власти // Гражданское законодательство. Практика применения. М.: Юстицинформ, 2002. С. 262 — 263.

Существенно, что всякое изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд действующий закон (в том числе и ст. 55 ЗК РФ) рассматривает как акцию, которая может происходить как на добровольной, так и на принудительной основе; в последнем случае данное основание прекращения договора аренды будет действительно только в силу решения суда (п. 2 ст. 55 ЗК РФ).

Земельное законодательство предусматривает, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможен и выкуп. Очевидно, что в таких случаях речь идет не о выкупе соответствующих прав, а о специальном основании для их прекращения. Поэтому, например, при аренде или постоянном (бессрочном) пользовании выкуп производится не в отношениях с арендатором или землепользователем, а в отношениях с собственником; в отношениях с арендатором или землепользователем находится соответствующий собственник, который на основании специального указания закона лишь расторгает соответствующие отношения.

В силу множественности субъектов, интересы которых затрагиваются выкупом, вопросы правового регулирования отношений по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд достаточно сложны, требуют привлечения различных отраслей права и, как представляется, сегодня не имеют достаточного правового обеспечения.

Например, в ст. 282 ГК РФ предусмотрены гарантии прав при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, но в отличие от ЗК РФ они распространяются лишь на собственников и содержательно не совпадают с гарантиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 55, 63 и др.). Впрочем, гл. 17 ГК РФ после принятия нового Земельного кодекса в целом требует радикальной переработки.

Читайте так же:  Что нужно чтобы получить разрешение на оружие

Ряд авторов также полагает, что некоторые нормы ГК РФ (ст. ст. 284 — 286 ГК) вообще следует исключить из текста Гражданского кодекса, поскольку они являются не гражданско-правовыми, а земельно-правовыми.

См., например: Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. N 4. С. 31 — 32.

Представляется, что при решении вопроса о сбалансированности и гармонизации норм гражданского и земельного права в данном случае следует прежде всего опираться на метод дифференциации отношений по характеру регулируемых отношений. Так, в рассматриваемом случае целесообразно усматривать различные по характеру отношения: те из них, которые связаны с основанием изъятия земельного участка и его процедурой, судя по всему, могут быть отнесены к предмету земельного права, а отношения по возмещению убытков, как отношения эквивалентно-возмездные, было бы правильным считать находящимися в сфере действия гражданского права. В таком случае нормы Земельного кодекса РФ об изъятии земельных участков следует рассматривать дифференцированно: одни из них являются основными, базовыми (нормы земельного права), а другие — специальными (нормы гражданского права).

Оценка возникающих при этом пробелов в правовом регулировании должна опираться также на норму п. 3 ст. 3 ЗК РФ: имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются нормами гражданского законодательства, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

Сказанное не означает, что так просто могут быть найдены ответы на все многочисленные вопросы соотношения земельного и гражданского права. Остается актуальной задача, сформулированная И.А. Иконицкой как необходимость «найти нишу как для гражданского, так и для земельного законодательства в целостной системе регулирования земельных отношений в России» . Но все же методика предварительной дифференциации правового регулирования по типу отношений и выделения общих и специальных норм работоспособна.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001. С. 36.

Вопросам возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд посвящена и ст. 57 ЗК РФ. Заметим, что земельное и гражданское законодательство не совпадают при описании размера компенсации, а в самой ст. 57 ЗК РФ заложены некоторые противоречия. Так, убытки, причиненные собственникам земельных участков, возмещаются только в случаях, когда убытки причинены ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (пп. 2 п. 1 ст. 57 ЗК РФ), временным занятием земельных участков (пп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ) и ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (пп. 4 п. 1 ст. 57 ЗК РФ). А землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков возмещение убытков предусмотрено только в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Так, в случае ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, убытки будут причинены в первую очередь землепользователю, т.к. именно он непосредственно извлекает пользу из земельного участка. В случае если договор аренды носит краткосрочный характер, возмещение таких убытков собственнику может быть оправданно, однако если договор аренды заключен на длительный срок, а возможно и с правом выкупа, очевидно несовершенство правового регулирования. Представляется, что арендатор сможет защитить свои права только путем пересмотра договора аренды в части уменьшения арендной платы, на что может не согласиться собственник, и арендатор будет вынужден нести убытки самостоятельно или прекратить договор.

См., например: Попов Н.А., Захарьин В.Р. Комментарий Земельного кодекса Российской Федерации.

Безусловно, существенную проблему представляет отсутствие единой методики подсчета упущенной выгоды, что может также привести к различию в указанных суммах возмещения.

Представляется, что вопрос о возмещении убытков находится в сфере гражданско-правового регулирования, что собственно подтверждено и указанными выше Правилами возмещения убытков от 7 мая 2003 г., ориентированными на приоритетное применение норм именно гражданского законодательства. Данный акт несколько изменил ситуацию, поскольку в нем заметен переход от подробного, но неточного описания убытков и потерь сельхозпроизводства к использованию бланкетных норм — по ряду весьма важных вопросов следует ссылка именно на гражданское законодательство. Например, плата за изымаемый участок должна включать в себя и убытки, а сам размер платы определяется гражданским законодательством (часть вторая п. 1); в соответствии с п. 6 определение убытков должно производиться в соответствии с гражданским законодательством, в том числе учитывается и упущенная выгода.

Поскольку нормы гражданского законодательства о возмещении убытков (ст. 15, 16, 393 и др. ГК РФ) ориентированы исключительно на случаи убытков, вызванных нарушением субъективных гражданских прав, земельное законодательство может предусматривать специальные нормы для случаев, когда убытки и потери возникают не в связи с правонарушением .

См. об этом: Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Под ред. Г.Е. Быстрова, Б.Д. Клюкина. М.: Контракт, 2002. С. 301 — 302.

В этой связи было бы правильным провести общую оценку различных правил о возмещении убытков и потерь при изъятии земельных участков в целях обеспечения единой логики. Так, в ряде случае вопрос о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства точно не определен относительно обязанного субъекта и оснований изъятия. Например, Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота предусмотрено изъятие земель различных собственников, предусмотрена и норма о подсчете убытков, определены задачи — остановить деградацию земель, восстановить плодородие почв. Но остается неясным: консервация представляет собою акт изъятия для государственных или муниципальных нужд или же это добровольное дело каждого собственника? Полагая, что в любом случае охрана и восстановление земель направлены на удовлетворение определенного публичного интереса, такая мера может быть объявлена и как изъятие для государственных или муниципальных нужд, но тогда возникающие убытки оказываются не вполне справедливо возложены только на публичные образования .

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.
К сожалению, земельное законодательство чрезвычайно редко использует договорные формы взаимодействия; в данном случае расходы по консервации правильнее было бы разложить между всеми заинтересованными лицами: государством, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами — собственниками, арендаторами, но для этого требуется именно договорный механизм, более гибкий по сравнению с правилами возмещения убытков и потерь производства при изъятии для государственных или муниципальных нужд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/6987-vozmeshhenie-ubytkov-izyatii-zemelnykh-uchastkov

Возмещение убытков при изъятии земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here