Взыскание судебных расходов коап

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Взыскание судебных расходов коап" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Взыскание судебных расходов коап

не спеши коллега

Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации). Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12139487/#ixzz4OeD8Uoiw

Мне тогда интересно кого конкретно привлекать в ответчики?

1. РФ или субъект РФ в лице УФК по региону и всё?

2. Либо 2 соответчика: из п. 1 + непосредственный адм орган?

3. ответчик из п. 1 и 3 лицо — адм. орган?

«После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

«Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,2357129

Невиновен — получай

Для получения компенсации есть важное условие: гражданин должен быть не виноват. Поэтому, если человек чувствует, что правда на его стороне, может смело нанимать юриста. После юридической победы — расходы компенсируют.

В свежем бюллетене судебной практики Московский областной суд разобрал этот вопрос на конкретном примере. Некий житель Электростали в прошлом году был задержан сотрудниками полиции за то, что якобы появился пьяным на людях. Стражи порядка составили протокол по статье 20.21 КоАП «Появление в общественных местах в состоянии опьянения», и оштрафовали человека на 500 рублей.

Однако гражданин решил бороться за свое трезвое имя. Он обратился в суд. История умалчивает, был ли гражданин действительно трезв, или правоохранители допустили какую-то промашку, но умелый юрист, нанятый гражданином, выиграл дело.

Электростальский городской суд отменил наказание, а дело прекратил за отсутствием состава административного правонарушения. После этого гражданин обратился с иском, требуя возместить судебные расходы.

По словам гражданина, защитник ему обошелся в 30 тысяч рублей. Суд первой инстанции решил, что в реальности защитник наработал на 15 тысяч, мол, такова ему красная цена. Но убытки суд решил погасить не полностью, а частично: с казны в пользу человека было взыскано 5 тысяч рублей на оплату услуг представителя и 600 рублей на расходы по госпошлине.

Вторая инстанция отменила это решение и вовсе отказалась взыскивать компенсацию. На взгляд судей, раз действия полицейских были признаны правомерными, то и убытки возмещать не положено.

Президиум Московского областного суда с такой позицией не согласился, и отменил решение апелляции.

«В случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, понесенные им расходы на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, могут быть взысканы в его пользу за счет средств соответствующей казны», разъяснил он в своем свежем бюллетене судебной практики.

Дело гражданина было направлено на новое рассмотрение. Напомним, кстати, что недавно пленум Верховного суда России принял постановление по поводу возмещения судебных расходов.

«В постановлении даются примеры разумных расходов и указывается, что к таким расходам может относиться цена иска, сложность дела, объем услуг, время для подготовки документов, — пояснил «РГ» юрист Вячеслав Голенев. — Не исключаются и иные обстоятельства — это все на пользу выигравшей стороне и практикующим юристам, такую сторону представлявшим. Полагаю, что для судов общей юрисдикции применение этой позиции будет прорывом».

Суды общей юрисдикции обычно возмещают не более 15-20 тысяч рублей за услуги представителя в процессе. Теперь пленум Верховного суда России, по оценке юристов-практиков, распространил подходы, принятые в арбитражах, на суды общей юрисдикции. Практики не исключают, что после постановления пленума суммы, присуждаемые судами в качестве компенсации судебных расходов могут возрасти.

Источник: http://rg.ru/2016/04/19/sud-vernul-grazhdaninu-rashody-na-advokata-v-dele-o-narushenii-koap.html

Можно ли взыскать расходы на защитника в административном процессе?

Опции темы
Поиск по теме

Можно ли взыскать расходы на защитника в административном процессе?

Можно ли взыскать расходы на защитника в административном процессе?

Ответ: Можно. Но не в рамках административного процесса, а гражданского.
Ниже расписано как это делается на практике

Вначале кусок теории.

Нас остановил ИДПС и составил протокол. Материалы дела переданы в суд. Мы заключили договор с защитником, который нас в суде успешно защитил, в результате чего постановлением по делу об АПН производство прекращено за отсутствием состава или события АПН (в принципе прекращение за истечением срока привлечения к ответственности тоже катит).

Вопрос: как отбить потраченные деньги? Ответ:

Статья 24.7 КоАП «Издержки по делу об административном правонарушении» не относит к таковым издержкам оплату услуг защитника. Таким образом данная оплата — ничто иное как убытки. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст. 15 ГК РФ).

За чей счет должны быть возмещены данные убытки? Ответ в статье 1069 ГК РФ:

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Убытки мы понесли в результате того, что ИДПС (т.е. сотрудник полиции) в отсутствие правовых оснований (наличия состава АПН) возбудил в отношении нас дело об АПН. Т.к. полиция — система государственных органов (часть МВД), то и возмещаться вред должен за счет казны РФ.

Кто же надлежащий ответчик по данному иску?

Этот вопрос чуть сложнее (и практика по нему в разных регионах разная). Выскажу свое мнение по данному вопросу, подкрепленное позицией Новосибирского областного суда:

Читайте так же:  Приложения к частной жалобе на определение суда

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

Таким образом надлежащим ответчиком по нашему иску является главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, т.е. Министерство внутренних дел РФ.

Как судиться с МВД, оно же в Москве?

Очень просто. В качестве ответчиков можно заявить не только МВД РФ, но и, например, местное управление МВД. Так, в Новосибирске это ГУ МВД России по Новосибирской области. В этом случае можно подавать иск по месту нахождения любого из ответчиков, что позволяет подать его в Новосибирске. По факту МВД РФ и ГУ МВД РФ по НСО представляет по доверенностям один и тот же юрист из ГУ МВД РФ по НСО ;).

Как доказать вину ИДПС?

Это довольно скользкий момент. Так, ответчик в моем случае настаивал на том, что само по себе прекращение производства по делу не означает, что действия ИДПС были незаконными. И в этом с ответчиком согласился районный суд. Однако областной суд все расставил на свои места (аргументация довольно подробно расписана в решении).

Решение мирового судьи:

Решение по апелляционной жалобе представителя МВД: отменено решение мирового судьи в связи с тем, что вина ИДПС не доказана (при этом указано, что МВД — надлежащий ответчик):

Решение по кассационной жалобе представителя истца: отменено решение районного суда, решение мирового судьи оставлено без изменения, т.к. прекращение производства по делу об АПН в связи с отсутствием состава автоматически означает нарушение процедуры при возбуждения дела.

Источник: http://forums.drom.ru/law-faq/t1151994851.html

Взыскание судебных расходов коап

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 24.7 КоАП РФ. Издержки по делу об административном правонарушении

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);

2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 3, 5, 7, 8, 8.1 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 24.7 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Граждане освобождены от выплаты издержек по делу

При вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.

При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.

Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Расходы на адвоката, защитника по делу об административном правонарушении относятся к убыткам и взыскиваются с казны

Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации). Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной.

Читайте так же:  Гпк обжалование действий должностных лиц

Источник: http://logos-pravo.ru/statya-247-koap-rf-izderzhki-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii

Статья 24.7. КоАП РФ. Издержки по делу об административном правонарушении

Ст 24.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

  • 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • 2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 3, 5, 7, 8, 8.1 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Комментарий к статье 24.7. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении, а также определяет, на какой счет они относятся, как документируются.

2. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из двух частей: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам и переводчикам, включая суммы, выплачиваемые на покрытие расходов на проезд, на оплату жилых помещений и суточные, если участники производства по делу постоянно проживают в иной местности (см. комментарий к ст. ст. 25.2 — 25.4, 25.6 — 25.10); 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств (см. комментарии к ст. ст. 26.4 — 26.7).

Согласно ст. 25.14 Кодекса потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, понятому, специалисту, эксперту и переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело; труд специалиста, эксперта и переводчика также оплачивается (см. комментарий к ст. 25.14). Это осуществляется в соответствии с Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях и оплате их труда».

3. В случае совершения административного правонарушения физическим лицом издержки по делу распределяются следующим образом. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, издержки относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

4. Иное положение установлено для случаев совершения правонарушения юридическим лицом: за исключением сумм, выплаченных переводчику в связи с рассмотрением дела, все остальные издержки относятся на счет указанного юридического лица.

Данное исключение объясняется тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 24.2 Кодекса лицам, участвующим в производстве по делу и не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела, распределяются аналогично ранее изложенному правилу. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, эти суммы относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, издержки по делу распределяются в таком же порядке. Если правонарушение предусмотрено настоящим Кодексом, они относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании документов, подтверждающих наличие и размеры произведенных затрат, которые в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи относятся к издержкам. Данные документы должны быть приобщены к материалам дела.

6. Решение об указанных издержках отражается в соответствующем постановлении по делу об административном правонарушении: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 29.9 и 29.10).

7. Обращает на себя внимание разъяснение, данное в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.). Отметив, что расходы на оплату труда адвоката и иного лица в качестве защитника не отнесены к издержкам по делу, Верховный Суд РФ разъяснил, что, в случае отказа от привлечения лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к ответственности и причинения этому лицу вреда в связи с оплатой труда указанных лиц, такие расходы могут быть взысканы в судебном порядке за счет средств соответствующей казны (федеральной или субъекта РФ) на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ.

Читайте так же:  Ходатайство о назначении дополнительной судебной экспертизы

Источник: http://koap-kodeks.ru/st-24.7-koap-rf

Взыскание судебных расходов коап

Применяют индивидуальный подход при работе с каждым клиентом, всегда учитывая все тонкости порученного дела

Chambers Europe 2019

Евгений Ковалев, управляющий партнер KR&P, полностью погружается в проблемы клиента и таким образом находит необходимое решение

Chambers Europe 2019

Управляющий партнер KR&P Евгений Ковалев рассматривает все правовые вопросы через призму бизнес-потребностей клиента

Chambers Europe 2019

У них сильная команда, на которую вы можете положиться; они всегда борются до конца

Chambers Europe 2019

Тщательно прорабатывают весь спектр вопросов, необходимых для построения сильной линии защиты

Chambers Europe 2019

Верховный Суд разбирался: можно ли взыскать судебные расходы в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении

Суд первой инстанции прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ (невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) в связи с отсутствием в действиях нарушителя состава правонарушения.

На основании этого истец обратился в суд с иском к МВД России и Министерству финансов РФ о возмещении расходов, понесенных на оплату услуг представителя и компенсации морального вреда.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения, требования удовлетворены частично. Суды исходили из того, что факт прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения дает достаточно оснований для вывода о незаконности действий должностных лиц и возмещении убытков в связи с этим.

Однако Верховный Суд не согласился с выводами нижестоящих судов, апелляционное определение отменил и направил спор на новое рассмотрение, указав следующее. Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Эти расходы на основании ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Федерации либо казны субъекта).

При этом суд указал, что административное производство было прекращено по результатам административного расследования самим органом внутренних дел, истец административному наказанию не подвергался, действия должностных лиц незаконными не признаны.

Таким образом, ВС РФ напомнил, что расходы на защитника в деле об административном правонарушении не относятся к издержкам по делу. Однако их можно взыскать в качестве убытков при соблюдении ряда условий: вины второй стороны и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.

Источник: http://k-r-p.ru/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%83%D0%B4-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%B7%D1%8B/

КС пояснил порядок взыскания издержек по административному делу в пользу заинтересованного лица

21 января Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 6-П/2019 по делу о проверке конституционности ст. 112 КАС РФ, которая, по мнению заявителей, нарушает их права, поскольку допускает взыскание судебных расходов на оплату услуг представителя с истцов, проигравших дело о признании незаконным решения госоргана.

Обстоятельства дела

Как уже писала «АГ», с жалобой в КС РФ обратились граждане Наталья Баланюк, Николай Лаврентьев, Илья Попов и Владимир Чернышев, которые входят в группу инициативных петербуржцев «Спасем Александрино», выступающую против уплотнительной застройки г. Санкт-Петербурга. Ранее указанная группа обращалась в суд с административным иском к Комитету по градостроительству и архитектуре г. Санкт-Петербурга, оспаривая распоряжения об утверждении градостроительных планов земельных участков. К участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика был привлечен застройщик в лице общества «Воин-В».

Районный суд г. Санкт-Петербурга удовлетворил требования заявителей частично, однако впоследствии его решение было отменено апелляцией, которая отказала в удовлетворении административного иска. Впоследствии общество «Воин-В» обратилось в суд за возмещением судебных расходов на сумму свыше 90 тыс. руб. В обоснование своих требований застройщик ссылался на факт заключения им договоров об оказании юридических услуг в рамках административного судопроизводства.

Городской суд Санкт-Петербурга взыскал с административных истцов 40 тыс. руб. (по 10 тыс. руб. с каждого из четырех участников инициативной группы) в соответствии со ст. 112 КАС РФ. Согласно указанной норме стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах; если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

По мнению заявителей, ст. 112 КАС РФ не соответствует положениям Конституции РФ, поскольку допускает взыскание судебных расходов на оплату услуг представителя с истцов, проигравших дело о признании незаконным решения госоргана.

Выводы КС РФ

Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что заинтересованные лица, не имея самостоятельного материально-правового притязания относительно предмета спорного правоотношения, защищают собственные материально-правовые интересы, на которые может повлиять судебный акт по делу об оспаривании решения органов государственной власти.

Со ссылкой на ст. 103 и 106 КАС Суд пояснил, что судебные расходы включают в себя госпошлину и издержки по делу, при этом перечень последних не является исчерпывающим. Он также подчеркнул, что в сфере административного судопроизводства действует общий порядок распределения судебных расходов между сторонами, установленный ч. 1 ст. 111 РФ, за исключением отдельных случаев.

«Тем самым КАС РФ прямо закрепляет возможность возмещения судебных расходов стороне в административном деле, в чью пользу состоялся итоговый судебный акт. Однако данный Кодекс, регулируя процессуальный статус заинтересованного лица и признавая, что оно пользуется правами и несет обязанности стороны, не позволяет однозначно распространить на него и положения о возмещении судебных расходов поскольку такое возмещение не рассматривается буквально как процессуальное право стороны, а порядок возмещения судебных расходов, понесенных заинтересованным лицом, выступавшим на стороне, в пользу которой состоялся итоговый судебный акт, не имеет вступившего в силу на момент принятия настоящего постановления специального законодательного урегулирования», – отмечено в постановлении.

Также Суд пояснил, сославшись на ряд собственных правовых позиций, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. Если возмещение судебных расходов законом не предусмотрено, лицо не лишено возможности добиваться возмещения причиненных ему убытков в самостоятельном процессе в рамках ст. 15 ГК РФ. Само же возмещение судебных расходов ответчику и третьим лицам, вступившим в дело на его стороне, обусловливается не процессуальным статусом лица, в чью пользу принят судебный акт, а вынужденным характером понесенных в судебном разбирательстве затрат. В этой связи возможно возмещение судебных расходов применительно к лицу, с правами и обязанностями которого непосредственно связано разрешение дела, участвовавшему в деле на стороне, в чью пользу принят судебный акт. При этом должны подтверждаться фактический характер расходов, их необходимость и разумность.

Читайте так же:  Подготовка исковых заявлений в суд

Кроме того, КС отметил, что в судебной практике сложился единый правовой режим возмещения судебных расходов для третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по гражданским делам, и заинтересованных лиц, участвующих в административных делах. Возможность возмещения понесенных ими судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, связывается с тем, способствовало ли их процессуальное поведение принятию судебного акта в пользу стороны, на которой они выступали, а на проигравшую сторону возлагается обязанность возместить соответствующие расходы.

Таким образом, установление связи права заинтересованного лица на возмещение судебных издержек исключительно с тем, способствовало ли его фактическое процессуальное поведение принятию судебного акта в пользу стороны, на которой оно выступало, может, по сути, рассматриваться как поощрение административного ответчика и суда к неисполнению возложенных на них обязанностей при производстве по делам. Это, в свою очередь, может побуждать заинтересованное лицо к принятию на себя всей полноты процессуального бремени доказывания законности оспоренных решений, действий (бездействия), чем может существенно осложнять определение оснований и условий возмещения ему понесенных судебных расходов, при условии, что они вынужденны и разумны. Также недопустимы целенаправленные действия административного ответчика и заинтересованного лица по увеличению расходов последнего на представителя, с целью финансовых обременений административного истца в качестве своеобразной санкции. Соответственно, выявление судом при разрешении вопроса о судебных издержках признаков таких действий обязывает суд разрешить вопрос о разумности судебных расходов.

Как указал Суд, иное понимание ст. 112 КАС РФ не соответствовало бы природе и задачам административного судопроизводства, придавало бы издержкам административного истца непрогнозируемый характер, создавая преграду для доступа к правосудию лиц, обоснованно полагающих свои права нарушенными, но не обладающих достаточными материальными средствами.

В итоге КС признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции, поскольку она предполагает возможность присуждения судом с административного истца расходов на оплату услуг представителя, понесенных заинтересованным лицом, участвовавшим в административном деле об оспаривании решений органа публичной власти на стороне административного ответчика, в пользу которого принят итоговый судебный акт по административному делу.

При этом фактическое процессуальное поведение заинтересованного лица должно отвечать следующим условиям:

  • судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя, являлись необходимыми (вынужденными), поэтому они возмещаются в разумных пределах;
  • участие заинтересованного лица в административном деле на стороне административного ответчика было надлежащим способом защиты своих прав, свобод и законных интересов, а судебный акт по делу влечет юридические последствия для такого лица в виде сохранения или прекращения его прав и обязанностей;
  • его расходы на оплату услуг представителя не сводились к воспрепятствованию деятельности административного истца по защите прав, свобод и законных интересов себя, других лиц или неопределенного круга лиц.

В этой связи Конституционный Суд распорядился пересмотреть судебные решения по делу заявителей, принятые на основе оспариваемой нормы, истолкованной вразрез с ее конституционно-правовым смыслом.

Мнения экспертов «АГ»

Комментируя постановление, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачева отметила, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица в разумных пределах (Постановление Пленума ВС РФ от 21 января 2016 г. № 1). «В деле, рассматриваемом КС, расходы на оплату услуг представителя заинтересованного лица были взысканы с граждан, которым частично было отказано в удовлетворении административного иска по делу об оспаривании решения органа публичной власти. КАС РФ, регулируя процессуальный статус заинтересованного лица, не позволяет однозначно распространить на него положения о возмещении судебных расходов, порядок возмещения таких расходов также законодательно не урегулирован», – пояснила эксперт.

По мнению адвоката, Конституционный Суд правильно акцентирует внимание на вопросе о том, должен ли быть единым процессуальный режим возмещения издержек в административном и гражданском судопроизводстве. Также нужно учитывать, что КАС регулирует рассмотрение споров в сфере административных и иных публичных правоотношений. «Последняя включает в себя как отношения, возникающие в результате установления правовых порядков организации и функционирования публичного управления, так и отношения, порождаемые незаконными решениями, действиями (бездействием) органов публичной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые реализуют административные властные полномочия к физическим лицам и организациям», – отметила Ольга Рогачева. По ее словам, распределение бремени доказывания при оспаривании действий (бездействия), решений органов публичной администрации осуществляется таким образом, что законность принятых решений должны доказать органы государственной власти.

При этом адвокат отметила, что КС в своем постановлении также акцентирует внимание на активной роли суда, которая закреплена к КАС РФ, но пока не получила должного применения и понимания. При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий суд не связан с основаниями и доводами заявленных административными истцами требований. Рассмотрение судом административных дел должно гарантировать правовую защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в указанной сфере правоотношений, а также законность в деятельности органов публичной власти и их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. «Властность подчинения одной стороны другой представляет собой характерную особенность сферы административных и иных публичных правоотношений и одновременно основу их возникновения и реализации. Если на стороне властного субъекта будет еще заинтересованное лицо, которое найдет себе “юридически крутого” представителя, то вряд ли мы можем говорить о справедливом правосудии», – полагает Ольга Рогачева.

Она также согласилась с выводом Суда о том, что необходимо дифференцированно подходить к определению оснований и условий возмещения судебных расходов в административном судопроизводстве. «В данном аспекте следует учитывать специальный административно-правовой статус должностных лиц и государственных служащих, право применения к физическим лицам и организациям отдельных административных властных требований, дискрецию и возникающую в связи с этим необходимость обеспечения защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в указанной сфере правоотношений», – отметила Ольга Рогачева.

Читайте так же:  Ходатайство о назначении независимой экспертизы

Адвокат АП Ставропольского края Игорь Усков считает, что обозначенная Конституционным Судом позиция развивает ранее озвученный ВС РФ принцип допустимости возмещения процессуальных издержек третьих лиц сторонами дела в гражданском судопроизводстве. «Такой подход справедлив: обращаясь в суд, истец должен отвечать за свои действия хотя бы рублем. Возможно, высшие суды таким образом пытаются остановить вал заведомо проигрышных исков, тормозящий и без того нагруженную судебную систему», – рассуждает эксперт.

По его словам, в настоящее время законодатель идет по аналогичному пути, допуская взыскание судебных издержек не только сторонами друг с друга, но и вовлекая в процессуальную ответственность всех участников производства. «При этом не следует опасаться, что истолкованная норма будет препятствием на пути к правосудию под угрозой материальных трат. Постановление достаточно подробно излагает защитительный механизм от произвольной компенсации издержек победителя, указывая на его добросовестность, разумность пределов, вынужденность расходов и участие заинтересованного лица только в качестве способа защиты его прав вкупе с его активной позицией», – отметил Игорь Усков, добавив, что такой подход отсекает расходы третьих лиц, формально привлеченных к делу.

В то же время адвокат полагает, что постановление КС существенно не повлияет на правоприменительную практику: «В административном судопроизводстве редко встречаются ситуации, когда заинтересованное лицо обороняет власти-ответчиков так активно, чтобы претендовать на возмещение издержек». Однако он выразил надежу, что данный судебный акт будет служить общим ориентиром судам и юристам в целях защиты добросовестных лиц.

Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/ks-poyasnil-poryadok-vzyskaniya-izderzhek-po-administrativnomu-delu-v-polzu-zainteresovannogo-litsa/

Взыскание убытков в виде оплаты услуг защитника в административном деле

Опции темы
Поиск по теме

Взыскание убытков в виде оплаты услуг защитника в административном деле

Недавно народ спрашивал об этом, так что.

Вначале кусок теории.

Нас остановил ИДПС и составил протокол. Материалы дела переданы в суд. Мы заключили договор с защитником, который нас в суде успешно защитил, в результате чего постановлением по делу об АПН производство прекращено за отсутствием состава или события АПН (в принципе прекращение за истечением срока привлечения к ответственности тоже катит).

Вопрос: как отбить потраченные деньги? Ответ:

Статья 24.7 КоАП «Издержки по делу об административном правонарушении» не относит к таковым издержкам оплату услуг защитника. Таким образом данная оплата — ничто иное как убытки. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст. 15 ГК РФ).

За чей счет должны быть возмещены данные убытки? Ответ в статье 1069 ГК РФ:

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Убытки мы понесли в результате того, что ИДПС (т.е. сотрудник полиции) в отсутствие правовых оснований (наличия состава АПН) возбудил в отношении нас дело об АПН. Т.к. полиция — система государственных органов (часть МВД), то и возмещаться вред должен за счет казны РФ.

Кто же надлежащий ответчик по данному иску?

Этот вопрос чуть сложнее (и практика по нему в разных регионах разная). Выскажу свое мнение по данному вопросу, подкрепленное позицией Новосибирского областного суда:

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

Таким образом надлежащим ответчиком по нашему иску является главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, т.е. Министерство внутренних дел РФ.

Как судиться с МВД, оно же в Москве?

Очень просто. В качестве ответчиков можно заявить не только МВД РФ, но и, например, местное управление МВД. Так, в Новосибирске это ГУ МВД России по Новосибирской области. В этом случае можно подавать иск по месту нахождения любого из ответчиков, что позволяет подать его в Новосибирске. По факту МВД РФ и ГУ МВД РФ по НСО представляет по доверенностям один и тот же юрист из ГУ МВД РФ по НСО ;).

Как доказать вину ИДПС?

Это довольно скользкий момент. Так, ответчик в моем случае настаивал на том, что само по себе прекращение производства по делу не означает, что действия ИДПС были незаконными. И в этом с ответчиком согласился районный суд. Однако областной суд все расставил на свои места (аргументация довольно подробно расписана в решении).

Решение мирового судьи:

Решение по апелляционной жалобе представителя МВД: отменено решение мирового судьи в связи с тем, что вина ИДПС не доказана (при этом указано, что МВД — надлежащий ответчик):

Решение по кассационной жалобе представителя истца: отменено решение районного суда, решение мирового судьи оставлено без изменения, т.к. прекращение производства по делу об АПН в связи с отсутствием состава автоматически означает нарушение процедуры при возбуждения дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://forums.drom.ru/law/t1151820139.html

Взыскание судебных расходов коап
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here