Защита прав несовершеннолетних органами системы профилактики

Предлагаем к прочтению статью. Если вы не найдете ответа по теме "Защита прав несовершеннолетних органами системы профилактики" или захотите актуализировать данные на 2020 год, то задавайте вопросы дежурному специалисту.

Содержание

  • Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 11 — 25.1)

    Глава II.
    Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 25.1 настоящего Федерального закона

    >
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    Содержание
    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

    Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

    1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

    2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

    3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

    См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

    О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
    «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    С изменениями и дополнениями от:

    13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

    Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

    Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

    Читайте так же:  Травматическое оружие не требующее разрешения

    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Читайте так же:  Самый длинный комендантский час в истории

    Источник: http://base.garant.ru/12116087/

    Компетенция отдельных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

    2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

    3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

    4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

    5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

    6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

    2. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

    1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

    2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

    3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

    4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

    5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

    3. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

    1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

    2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

    3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

    Руководители и педагогические работники органов управления образованием и образовательных учреждений

    в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» наделены п р а в а м и:

    1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами;

    2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9735 — | 7573 — или читать все.

    Источник: http://studopedia.ru/8_129219_kompetentsiya-otdelnih-organov-i-uchrezhdeniy-sistemi-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-nesovershennoletnih.html

    Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав

    Одним из основных правовых актов, закрепляющих правовое положение субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и органов внутренних дел, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который не только называет субъектов профилактики, но и прописывает отдельные процедуры их деятельности.

    В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4).

    Немаловажную роль в правовом обеспечении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня играют региональные и местные органы власти и управления. Во многих субъектах РФ с учетом местных условий разработаны и действуют свои комплексные программы и законы, направленные на улучшение положения семьи и детей, региональные программы поддержки молодежи, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

    Условно субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних принято классифицировать на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

    К специальным субъектам профилактики правонарушений несовершен–нолетних относятся:

    – правительственная комиссия РФ по делам несовершеннолетних и защите их прав, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти и местного самоуправления в субъектах РФ;

    – подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

    – центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;

    – органы опеки и попечительства;

    – специализированные учебно–воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением (открытого и закрытого типа);

    – специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально–реабилитационные центры, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

    – государственные и муниципальные учреждения по делам молодежи (центры социального обслуживания молодежи, центры социально–психологической помощи);

    – общественные формирования (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, внештатные сотрудники ПДН и другие общественные формирования, основными задачами которых является профилактическая работа с детьми).

    Читайте так же:  Замечания на протокол судебного заседания образец

    Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

    – органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, правовое и ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль ее результатов;

    – правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суда;

    – институты социального воспитания – семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры, спорта и досуга;

    – учреждения здравоохранения и социального обслуживания, государственной службы занятости;

    – негосударственные учреждения (общественные объединения, религиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уста–вами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утверждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реабилитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность госу–дарственных и негосударственных организаций и учреждений, осуществляющих (в качестве основной или одной из своих функций) деятельность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану их прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами.

    Центральное место среди субъектов профилактики занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные осуществлять координацию и контроль за профилактической деятельностью всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно–летних.

    Именно КДН ориентируют всю систему субъектов профилактики на решение следующих задач:

    – стабильное снижение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечения защиты их прав;

    – формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации в обществе;

    создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности.

    При этом данные задачи реализуются с помощью комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации. В этом процессе должны быть задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные, которые, обеспечивая социальную профилактику и реабилитацию детей, обязаны оказывать также адекватные меры социально–правовой, социально–экономической и психолого–медико–педагогической помощи социально неблагополучным семьям. Работать как по принципу обращения в эти органы граждан и детей, так и по принципу выявления таких лиц.

    Причем, немаловажная роль в этом процессе отводится органам внутренних дел, основными задачами которых являются следующие:

    – выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

    – выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;

    – выявление и проведение индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями;

    – выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений и принятие мер к их устранению;

    – привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

    Профилактическая функция ОВД – это не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в Федеральном законе России «О полиции» в числе ее основных задач названо предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, правда, безотносительно к категории правонарушителей, в ведомственных нормативных документах МВД РФ профилактика (предупреждение) правонарушений органами внутренних дел относится к числу приоритетных направлений их деятельности.

    Обладая специфическими возможностями по пресечению противоправных действий, сотрудники милиции наделены правом применения целого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики – от общепрофилактических мер убеждения до специальных мер принуждения. Таким образом, ОВД имеют возможность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

    Источник: http://magref.ru/gosudarstvennaya-sistema-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-nesovershennoletnih-zashhityi-ih-prav/

    Функции и задачи органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    социальный безнадзорность несовершеннолетний защита

    Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно. Однако, основная задача государства — свести к минимуму причины и условия, способствующие совершению человеком противоправного поступка.

    Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих. Наличие большого количества дезадаптированных детей — детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления — представляет угрозу для будущего страны. По оценке Госкомстата, на сегодняшний день в России около 300 тысяч беспризорных детей. Число же безнадзорных многократно превышает эту цифру [6].

    В Федеральном законе от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ №120) определены группы детей — объектов профилактической работы, а именно:

    Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его родителей, законных представителей либо должностных лиц.

    Беспризорный — безнадзорный — не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

    Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает антиобщественные действия. Как правило, это подростки группы риска, живущие дома. Основную массу свободного времени они предоставлены сами себе, их досуг не организован, улица — основное место общения, получения новых «жизненных» знаний.

    В Республике Беларусь сложилась многоуровневая инфраструктура органов, занимающихся вопросами предупреждения правонарушений и преступности детей. В основе ее построения находится личность ребенка, его права и интересы. Соответственно основным назначением органов, входящих в эту инфраструктуру, является обеспечение нормального развития личности ребенка (физического, психического), правильного его воспитания с учетом интересов самого несовершеннолетнего, общества и государства, а также защита его прав и законных интересов.

    Читайте так же:  Арбитражный гражданский процесс судебный экспертиза

    Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

    комиссии по делам несовершеннолетних;

    органы опеки и попечительства;

    Министерство образования Республики Беларусь, управления образования областных исполнительных комитетов, комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) образования городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее — органы управления образованием);

    Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления здравоохранения областных исполнительных комитетов, комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления (далее — органы управления здравоохранением);

    Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, комитеты по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов, комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее — органы по труду, занятости и социальной защите);

    Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел Республики Беларусь (далее — органы внутренних дел).

    Иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.

    Учреждения социального обслуживания в соответствии с их уставами:

    организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

    предоставляют бесплатно социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей либо по инициативе должностных лиц органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    используют современные методики и технологии социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей;

    выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации;

    принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными, беспризорными, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах, созданных в учреждениях и организациях социального обслуживания;

    осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

    Органы по труду, занятости и социальной защите при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции:

    участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних;

    обеспечивают бронирование рабочих мест для несовершеннолетних и последующее их трудоустройство;

    выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении;

    осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством [1].

    Таким образом, практика работы учреждений социальной реабилитации в Российской Федерации и Республике Беларусь показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.

    Источник: http://studbooks.net/704932/sotsiologiya/funktsii_zadachi_organov_sotsialnoy_zaschity_naseleniya_profilaktike_beznadzornosti_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОТЕКЦИИ ПРАВ И СВОБОД, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ

    Параграф посвящен научному анализу международного законодательства, которое регулирует организацию работы системы предупреждения административных и иных правонарушений несовершеннолетних в России. Сделан вывод, что международное законодательство носит в большей степени декларативный характер и прямые ссылки на его правовые нормы в профессиональной деятельности, в том числе служебной и процессуальной документации всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в России крайне редки. Таким образом, избранное направление исследования является актуальным и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

    Ключевые слова: международное законодательство, конвенция, декларация, права детей на жизнь, здоровое развитие, образование, унификация предупредительной деятельности по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.

    ков несовершеннолетних в масштабах всего земного шара, что, безусловно, обеспечивается принятием международных нормативно-правовых договоров, их ратификацией странами на всех континентах и неукоснительным соблюдением в правоприменительной деятельности на территории государств, присоединившихся к договору со стороны прежде всего органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Итак, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права; не являются исключением и нормы международного права, регулирующие отношения в области предупреждения противоправного поведения не достигших совершеннолетия лиц. Впервые на международном уровне благополучие детей и их права, в том числе в рамках превенции правонарушений в их отношении, вызвали пристальное внимание мирового сообщества в 1924 году, когда Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка, однако в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. К настоящему моменту мировое сообщество периодически обращает внимание на комплексные проблемы всех сфер жизнедеятельности не достигших совершеннолетия лиц и принимает международные нормативно-правовые акты, к которым можно отнести следующие:

    Вначале фрагментарно осветим фундаментальный унифицированный международный нормативно-правовой документ, принятый в далеком 1959 году, 20 ноября, — Декларацию прав ребенка, провозглашенную резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблей ООН (Declaration of the Rights of the Child). Она регламентирует права несовершеннолетних на специальную защиту и благоприятные условия для физического, умственного, нравственного и духовного развития, на имя и гражданство с рождения, на социальное обеспечение, на любовь и понимание со стороны окружающих, на получение бесплатного обязательного образования, на защиту от жестокости и эксплуатации и иные.

    Что касается Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил) [1] (United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (The Beijing Rules)), то они разработаны на межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в Пекине (Китайская народная республика) в мае 1984 года, в связи с чем и получили название «Пекинские». Пекинские правила — основополагающие нормы-принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (то есть общих для всех государств — участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

    Читайте так же:  Лиса выгнала зайца из дома

    В правилах 1.1—1.3 содержится указание на важную роль, которую будет играть конструктивная консолидированная социальная политика в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, в частности, при предотвращении административных правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В правиле 1.4 правосудие в отношении несовершеннолетних определяется как составная часть системы обеспечения социальной справедливости для несовершеннолетних, а в правиле 1.6 указывается на необходимость постоянного совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних с одновременным принятием мер для разработки модернизированной социальной политики в отношении несовершеннолетних в целом и учитыванием необходимости постоянного улучшения работы персонала этой системы. Цель правила 1.5 заключается в том, чтобы отразить существующие в государствах-членах условия, от которых могут зависеть формы применения конкретных правил, и эти формы неизбежно будут отличаться от применяемых другими государствами.

    Переходник анализу Конвенции о правах ребенка, подписанной в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года [3] (Convention on the Rights of the Child), отметим, что она признаёт ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена всесторонняя специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. Впервые на межгосударственном уровне в Конвенции озвучены основополагающие гуманистические неотъемлемые права несовершеннолетних:

    Выполнение данных прав и свобод несовершеннолетних в максимальном объеме позволит минимизировать подверженность подростков асоциальному поведению, направит их по законопослушному пути развития и тем самым будет способствовать предупреждению административных и иных правонарушений лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

    Изучая следующий нормативный акт, подчеркнем, что Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы [4] посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей, в том числе и в области профилактики антиобщественного поведения несовершеннолетних. Они определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, то есть сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства. Выполнение указанных принципов позволит минимизировать опасность совершения лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, административных и других правонарушений.

    Следующим документом, который мы рассмотрим, будут являться Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятые в Эр-Рияде 14 декабря 1990 года [5] (United Nations Guidelines for the Prevention of Juvenile Delinquency (The Riyadh Guidelines)), которые истолковывают особенности отправления правосудия в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет. В этом документе определено, что предупреждение административных правонарушений и преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоохранительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

    В Руководящих принципах основное внимание уделяется порядку применения ранних предупредительных и протекционных мер. Они направлены на развитие совместными усилиями позитивной роли различных социальных учреждений, включая семью, систему образования, средства массовой информации и общину, а также самих подростков.

    Последней рассмотрим Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, принятую в Страсбурге 25 января 1996 года [6] (European Convention on the Exercise of Children’s Rights), которая предусматривает меры, призванные укреплять права детей, в частности в ходе судебных разбирательств по семейным делам. Конвенция направлена на защиту основных интересов детей. Ее цель состоит в том, чтобы обеспечивать в интересах детей их права, предоставлять им процессуальные права и облегчать реализацию этих прав, следя за тем, чтобы несовершеннолетние были информированы обо всех важнейших моментах судебного процесса лично, либо через других лиц, либо через другие органы и чтобы им было предоставлено право участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы. Она устанавливает ряд процедурных мер, с тем чтобы дать детям возможность пользоваться своими правами. Конвенция учреждает постоянный комитет, который должен будет держать под контролем все проблемы, связанные с ее выполнением.

    Позитивным моментом рассматриваемого международного нормативного правового документа, в отличие от многих других, является то, что в данной конвенции четко оговаривается возраст детей, права и свободы которых защищаются, — она применяется в отношении детей, не достигших возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

    Проанализировав базовое международное законодательство по вопросам предупреждения административных и иных правонарушений несовершеннолетних и протекции их прав, отметим следующее: изучение международных правовых документов на уровне правоприменительной практики позволяет констатировать факт, что рассматриваемое законодательство носит в большей степени декларативный характер и прямые ссылки на его правовые нормы в профессиональной деятельности, в том числе в служебной и процессуальной документации, всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации крайне редки. Однако сложности в правоприменительной практике возникают помимо этого и вследствие определенных вольностей даже в официальных переводах некоторых ключевых терминов и определений международного законодательства на русский язык.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://studref.com/365099/pravo/normativno_pravovoe_regulirovanie_sistemy_profilaktiki_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

    Защита прав несовершеннолетних органами системы профилактики
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here